Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» icon

Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан»



НазваниеГруппа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан»
Дата конвертации07.09.2012
Размер106.23 Kb.
ТипДокументы

Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов.

Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения

Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан»

Милославская Н.С.


«Супервизия — это процесс,в течение которого

супервизор и супервизируемый совместно обучаются:

узнают многое о пациенте, друг о друге и о себе»

(Jacobs et al., p. 6).


Супервизия как обучение.

Супервизия (от supervidere – обозревать сверху) – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов. Супервизия как обучение имеет целью совершенствование профессиональной деятельности психолога, развитие знаний, навыков и умений, способствующих повышению эффективности практики.

Так как наша группа предназначена прежде всего для начинающих педагогов-психологов, большое внимание уделяется оказанию технической помощи специалистам, а именно:

  • информирование о различных теориях, подходах, методах и техниках работы, сравнение различных моделей работы;

  • помощь в исследовании новых для специалистов теорий, подходов, методов и техник работы;

  • рассмотрение организационных, этических и др. вопросов практики.


Супервизия как руководство, наставничество.

Очень важным для специалиста является учение замечать, признавать, и исправлять свои ошибки, возникающие вследствие недостатка опыта или знания себя (нарушение этических норм работы, «белые пятна» или «слепые зоны», уязвимые места, предрассудки и пр.)

Одной из задач нашей супервизрской группы является развитие умения видеть, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Первый шаг в этом направлении - научиться выявлять и обозначать затруднения, которые возникли в работе с клиентом; анализировать причины этих затруднений. Участники группы учатся осознавать свои реакции на действия клиента, понимать особенности своего поведения, и лучше понимать динамику взаимодействия с клиентом. Супервизорская группа помогает выявить личностные проблемы педагогов-психологов, которые затрудняют процесс психологической помощи, увидеть свои профессиональные ограничения, границы компетентности. Работа супервизора помогает психологу перестать делать одни и те же ошибки, называя это частью своего индивидуального стиля работы.

Важной частью работы является формирование и развитие профессиональной идентичности специалиста. Психолог учится понимать, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют его позицию в профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы, методы и техники.


Помимо прочего, супервизирская группа дает специалисту обратную связь о проделанной работе, помогает найти способы изменить ситуацию, наметить пути дальнейшей работы. Это особенно полезно при столкновении со сложными ситуациями (клиентами).


Супервизия как поддержка.

В супервизиях учатся не только эффективнее работать. Они также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки.

В работе педагог-психолог неизбежно сталкивается с агрессией, растерянностью, и другим переживаниям клиента. Психологу важно уметь справляться с ними таким образом, чтобы они не приводили к эмоциональному выгоранию специалиста, снижению эффективности его работы. Супервизорская группа позволяет психологу:

  • поделиться своими чувствами, связанными с психологической практикой (в ходе супервизии происходит нормализация чувств и проблем)

  • повысить стрессоустойчивость в работе с клиентами путем исследования собственного дистресса и напряжения

  • разделить с супервизором и другими учатниками группы груз ответственности, трудностей и проблем в работе с клиентами

  • чувствовать себя увереннее, не бояться трудностей.

Участие в супервизионной группе помогает психологу работать с возникающими эмоциями, и является хорошей профилактикой «синдрома профессионального выгорания». Это особенно ценно для начинающих психологов.


Правила работы супервизионной группы.

Принятие Правил супервизионной группы является обязательным условием участия в работе группы.

Организация работы группы. Группа собирается на базе ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» в одно и то же - оговоренное заранее - время. Участники должны приходить на группу вовремя (без опазданий). Ведущий группы занимается организацией проведения супервизий, а также учетом посещаемости членов группы. Ведущий также обязан следить за соблюдением правил и регламента проведения супервизорской встречи.

Состав группы. Группа включает до 8 начинающих педагогов-психологов ГОУ, осуществляющих консультирование и развивающую/коррекционно-развивающую работу с детьми. Желательно, чтобы основная часть участников была постоянной. При этом допускается, что группа может пополняться новыми участниками. Участие в группе является добровольным.

Общие правила работы.

В группе реализуется принцип равного, толерантного и доверительного общения между участниками. Группа организуется в виде круга, где каждый участник может видеть другого, что создает равное положение относительно других. На первой встрече участники группы договориваются о единой форме обращения друг к другу. Также для достижения атмосферы доверия и уважения в группе проводится ряд упражнений на сплочение.

Для работы группы важны искренность и эмоциональная открытость ее участников. Важно говорить только о реальных чувствах, а не о тех, которые бы обидели, успокоили, оправдали участника группы. Если же происходящее в группе (например, чьи-то слова) сильно эмоционально задевают участника, то он в любой момент может сказать «стоп». В таком случае может быть продолжено обсуждение – «почему не хочется говорить об этом» - без обсуждения болезненной темы самой по себе.

В группе действует правило «Я — высказывания». Оно означает, что все сказанное должно быть сказанно от своего имени. Это развивает рефлексию, помогает осознать личные ощущения и эмоции, принять ответственность за происходящее на себя, и воздержаться от оценок. Оценки могут вызывать тревогу, и приводить к закрытости участников группы, стремлению поступать исходя из принципа «желательности поведения».

Содержание сессий супервизии конфиденциально. Супервизор и участники группы не раскрывают конфиденциальную информацию, касающуюся супервизируемых, их клиентов или каких-то других людей без предварительного согласия на это всех заинтересованных сторон. Информация о работе с супервизируемым может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого супервизируемого и при условии обеспечения его анонимности.

Ход супервизии

Супервизируемый специалист представляет свой случай. Представление случая является добровольным желанием участника группы. Участник должен представлять случай по определенной (заданной заранее) схеме. Схему для представления случая, связанного с работой с конкретным клиентом, можно посмотреть в Приложении.

Как показал опыт проведения супервизионной группы, чаще всего материалом для супервизии становятся:

  • трудности, которые возникли в работе с конкретным клиентом;

  • эмоции и чувства психолога по поводу проблем и клиентов (например, тревога, неуверенность, растерянность, злость и пр.);

  • проблемы взаимоотношений психолога с коллегами;

  • собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования, и их влияние на профессиональную деятельность;

  • позиция психолога, подходы, методы и техники.

После представления случая супервизируемый формулирует запрос. Чтобы супервизия была эффективной, запрос должен быть конкретизирован. В этом супервизируемому помогают другие участники группы - они проясняют чувства супервизируемого, задают вопросы (например, касающиеся ситуации клиента, взаимоотношений клиента и специалиста), обращают внимание на актуальное состояние супервизируемого. Вопросы задаются по очереди (по кругу).

Задача ведущего на этом этапе состоит в том, чтобы отслеживать изменение запроса специалиста, периодически задавая ему вопрос о том, как изменилось его видение ситуации и на чем сейчас важно сосредоточить внимание. По окончании этого этапа ведущий подводит итог, формулируя основные вопросы. Супервизируемый выбирает по своему усмотрению один или несколько вопросов, на которых он хотел бы остановиться в процессе работы группы.

Затем начинается «круг чувств и ассоциаций». Каждый участник группы говорит о чувствах и реакциях, которые возникали у него в процессе слушания и формулирования запроса, может вспомнить об аналогичном случае из своего опыта и пр. Также формулируются альтернативные идеи, предложения по поводу запроса супервизируемого. На этом этапе ведущий отслеживает соответствие предложений запросу. Участникам группы желательно избегать прямых советов, так как они являются личным способом действия, и часто неэфффективны (могут не подходить) для других. Мнение каждого участника группы выслушивается до конца: участники не перебивают друг друга, даже если позиция говорящего кардинально отличается от их собственной. После того, как все участники группы высказались, супервизируемый может задать дополнительные вопросы кому-то из участников.

Так как группа расчитана на начинающих педагогов-психологов, ведущий предлагает участникам группы одну из техник, которые обычно используются для работы с подобными случаями (это может быть техника из арт-терапии, семейной системной терапии, нарративного подхода и др.)

После этого супервизируемый дает группе обратную связь - высказывается о том, что он думает и чувствует по поводу услышанного. Часто супервизируемый начинает видеть ситуацию иначе: высвечиваются новые аспекты ситуации, меняются акценты, проявляются новые гипотезы. Супервизируемый может рассказать группе о том, как он видит свою дальнейшую работу.

В конце работы группы ведущий обобщает сказанное, и подводит итоги.


Ожидаемый результат работы группы.

Результатом работы в супервизорской группе должно стать личностное и профессиональное развитие, увеличение компетентности начинающих педагогов-психологов ОУ, в том числе:

  • развитие профессиональной идентичности - осознание специалистами своей профессиональной позиции, уточнение профессиональных ограничений и границ компетентности

  • прояснение специалистами организационных, этических и др. вопросов практики

  • обогащение навыков

  • выявление личностных проблем педагогов-психологов, затрудняющих процесс психологической помощи

  • лучшее понимание своих клиентов, динамики взаимодействия с ними

  • повышение стрессоустойчивости в работе с клиентам

  • формирование умения находить и лучше использовать свои потенциальные возможности

Текущий контроль за эффективностью работы осуществляется каждую встречу. Мне хотелось бы привести один из отзывов, который написала участница группы (ФИО не упоминается по ее просьбе): «На встрече я получила эмоциональную поддержку коллег. Очень важным открытием на пути к совладанию с моими чувствами было то, что другие испытывают при моем рассказе примерно те же ощущения. Для меня было облегчением понимать, что мои эмоции не уникальны, не «неправильны». В процессе использования предложенной техники я также получила несколько полезных знаний о себе. Нашла возможную причину столь бурной реакции в своих привычных способах взаимодействия с миром, поняла, что с этим можно и нужно работать».

Общие итоги работы программы подводятся на последней супервизионной встрече участников группы.


Литература:

  1. Арчакова Т.О. Супервизия и научное руководство для начинающих психологов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psyjournals.ru/articles/21865.shtml

  2. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

  3. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.

  4. Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. Супервизия супервизора. Практика в поиске теории. Издательство: Когито-Центр, 2006

  5. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. СПб.: Питер, 2002.

  6. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. СПб.: Академический проект, 2008.

  7. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002.

  8. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии, Издательство: Вита, 2004.

  9. Мёллер Х.. Что такое хорошая супервизия? Основы – признаки – методы, Штутгарт, издательство «Клетт-Котта», 2001 г.

  10. Соловейчик М.Я., Супервизия // Сб.: Мастерство психологического консультирования, под ред. Бадхен А.А. и Родиной А.М., СПб, Европейский Дом, 2002 г

  11. Уильямс Э. Вы — супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. Перевод с английского Т.С. Драбкиной, М: Независимая фирма «Класс», 2001.

  12. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.

  13. Якобс Д. и др. Супервизорство.СПб.: Б.С.К., 1997.



ПРИЛОЖЕНИЕ. Схема представления случая.

  1. Кто представляет случай (ФИО, место работы, если это имеет значение для разбора случая, супервизируемый может описать какие-то особенности своей деятельности).

  2. Общая информация о клиенте: возраст, состав семьи, в каком составе семья пришла на прием, кто является инициатором работы, внешний вид, особенности поведения клиента и членов семьи, другая информация.

  3. Текущее состояние проблемы: жалобы клиента, конкретный пример проблемной ситуации.

  4. История проблемы: когда эта проблема проявилась впервые, как клиент пытался справиться с проблемой, в каком направлении проводилась работа и каковы ее результаты на настоящее время.

  5. Предварительная формулировка запроса специалиста.




Похожие:

Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconАнализ работы группы супервизии Руководитель группы Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан» в 2010-2011 год
Руководитель группы – Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан»
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПоложение о районном смотре-конкурсе «Психолог – родителям» в общеобразовательных учреждениях Общие положения Смотр-конкурс «Психолог – родителям»
Центра диагностики и консультирования на 2013 год и в целях повышения эффективности деятельности педагогов-психологов общеобразовательных...
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconО проведении районного смотра-конкурса «Психолог – родителям» в общеобразовательных учреждениях
Центра диагностики и консультирования на 2013 год и в целях повышения эффективности деятельности педагогов-психологов в общеобразовательных...
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПрограмма мастер-класса педагогов-психологов Милославской Н. С., Потапенко И. Г. по теме
Что такое супервизия? Цели работы группы. Выступление Милославской Н. С., педагога-психолога, руководителя психолого-педагогического...
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПсихотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан»
При своей работе с семьями я, как семейный психолог, использую специальные методические приемы, которые называются техниками семейной...
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconАнализ работы Центра диагностики и консультирования за 2012 год
Психологическая, логопедическая, социальная службы управления образования Шебекинского района рассматриваются как компонент целостной...
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconЦентр диагностики и консультирования «Теплый Стан» Методист Баранова Т. С. Расстановки по методу Б. Хеллингера Хеллингер Берт
Хеллингер Берт специалист миро­вого класса, один из самых известных психотерапевтов Европы
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПлан проведения методических мероприятий для педагогов-психологов образовательных учреждений района Теплый Стан Юго-Западного округа города Москвы на 2012-2013 учебный год
Требование к ведению рабочей документации. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная карта ребенка
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПлан проведения методических мероприятий для педагогов-психологов образовательных учреждений района Теплый Стан Юго-Западного округа города Москвы на 2012-2013 учебный год
Требование к ведению рабочей документации. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная карта ребенка
Группа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» iconПлан проведения методических мероприятий для педагогов-психологов образовательных учреждений района Теплый Стан Юго-Западного округа города Москвы на 2013-2014 учебный год
Требование к ведению рабочей документации. Задачи психологической службы в свете фгос и фгт, нового закона об образовании
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов