Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» icon

Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан»



НазваниеПсихотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан»
Дата конвертации07.09.2012
Размер116.37 Kb.
ТипДокументы

Психотерапевтические техники в работе семейного психолога

Потапенко И.Г. , педагог-психолог, семейный психолог ГОУ ЦДиК «Теплый Стан»


«Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!»

(К.И. Чуковский «Телефон»)

При своей работе с семьями я, как семейный психолог, использую специальные методические приемы, которые называются техниками семейной терапии.

В чем заключается искусство семейной терапии? Оно означает, что нужно включиться в семью, воспринимать действительность так, как ее воспринимают члены семьи. Оно означает, что такое включение нужно использовать как средство стать фактором, вызывающим изменения в данной семье, создать иной, более продуктивный способ существования семьи.

Это означает, что нужно войти в лабиринт, который представляет собой семья и дать ей в руки нить Ариадны. [2]

Далее я хочу предложить некоторые техники, которые помогают мне, как семейному психологу, работать с семьей.

На первом приеме хорошо зарекомендовало себя системное интервью с семьей, с помощью которого психолог может построить первичные гипотезы по поводу функционирования симптома в семейной системе.

Системное интервью с индивидами и семьями.

1 стадия - присоединение.

Кто направил на консультацию? К кому обращались прежде? Каковы результаты посещения? Кому в голову пришла идея об этом контакте? Почему семья пришла именно сейчас?

Информация о семье.

Как долго в браке, сколько семье лет, сколько времени вместе вообще?

Первый брак или были до этого?

Есть ли дети, сколько, в том числе и от предыдущих браков.

Как они располагаются в квартире

Где чаще всего в квартире бывают вместе.

Род деятельности, занятий, где работают, кто делает уроки с ребенком.

2 стадия – определение проблемы.

Как семья видит свою актуальную проблему.

Выяснение отношения к проблеме у каждого члена семьи.

Если есть дети, то вопрос к ним – зачем вы сюда пришли?

Как давно проблема у них существует, и связи с чем возникла.

Предыдущие попытки решения – как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами, какие использовались способы решения?

3 стадия – расширение взгляда на проблему.

Когда проблема проявляется, а когда нет? Где проблема проявляется, а где нет?

Изменения в семейной системе, – какие события произошли за последнее время.


Кто первым выявил сложность и обозначил ее как проблему?

Кто реагирует на проблему больше всех, кто меньше всех? Кому она больше всех мешает, а кому меньше всех?

А что будет, если проблема усилиться? А что будет, если проблема исчезнет? Если проблемы не будет, что будет по-другому? Как ребенок реагирует на реакции окружающих? Когда возникла проблема, что изменилось во взаимоотношениях членов семьи? Кто больше всего будет радоваться, если проблема исчезнет, а кто печалиться?

На усиление ресурсов.

Что вы делаете хорошо? Что бы вы хотели в своей семье сохранить (конкретно)? Какие усилия вы готовы еще приложить, чтобы делать что-то еще лучше, то, что вам и так хорошо удается?

Вопросы, усиливающие проблему.

Что вы должны сделать, чтобы ваша ситуация ухудшилась? Кто бы мог быть еще включен в проблему, чтобы ситуация стала еще хуже?

4 стадия – заключение контракта.

Что было бы хорошим результатом для вас после этой встречи?

5 стадия – заключительная.

Спрашиваем о самочувствии. Даем рекомендации, но говорим - «вот я вам говорю, а выводы вы делайте сами….».

После завершения интервью, гипотезы проверяются, и члены семьи могут получать домашние задания, направленные на определенный способ взаимодействия по поводу симптома с целью его устранения.


При работе с семьей очень важно понять структуру семьи, а именно границы семьи, семейные роли, семейные правила, треугольники, коалиции, альянсы.

Границы семьи - используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы) и между подсистемами внутри семьи (внутренние).

Очень хорошо это можно отследить с помощью техники «Совместный рисунок семьи».

Техника «Совместный рисунок семьи»

Даем большой лист бумаги и просим членов семьи нарисовать общий рисунок. Смотрим внимательно - кто первый приступил к заданию, как располагаются рисунки каждого члена семьи, есть ли нарушения границ рисунка, комментируют ли члены семьи рисунки друг друга, умеют ли договариваться, и т.д.

С помощью этой техники можно диагностировать границы семьи, коммуникации, иерархию и т.д.

С помощью техники «Рисунок семьи в геометрических фигурах» можно выяснить следующие структурные моменты семьи:

1. Коммуникации – функциональные или дисфункциональные;

2. Иерархия

3. Власть – размер рисунков

4. Идентификация

5. Черты характера по фигуре.

Техника «Рисунок семьи в геометрических фигурах».

Инструкция: нарисуйте членов Вашей семьи в виде геометрических фигур – треугольник, круг и квадрат.

Треугольник – лидерство, управление другими, организовывать людей. Они ведущие, легко коммуницируют, легко справляются с интригами.

НО! -импульсивны, конфликтны, упорны и упрямы.

Круг – эмпатия, сопереживание к другим, желание компромисса, контакта, много для других и мало для себя. Добросердечие.

НО! – конформисты. Они не любят и не хотят разбираться в интригах.

Квадрат – педантизм, системность, структурность, не любит перемен. Консерватор, не может менять обстановку. Стабильность – это про них. Квадрат любит заниматься интеллектуальной деятельностью.

НО! – низкая эмоциональность, педантизм.


При вступлении в брак активно начинается процесс распределения ролей в семье. Семейное благополучие во многом зависит от того, насколько согласованно действуют супруги, насколько каждый из партнеров согласен и готов исполнять определенные роли в семье. Поэтому техника «Семейные роли» может помочь психологу, да и самой семье понять структуру семьи с точки зрения ролевых функций.


Техника «Семейные роли»


роли

имена

Роли-обязанности:

Организатор домашнего

хозяйства
















Закупщик продуктов
















Зарабатывающий деньги
















Казначей
















Его превосходительство плохой

исполнитель своих обязанностей
















Убирающий квартиру
















Выносящий мусор
















Повар
















Убирающий со стола после обеда
















Тот, кто ухаживает за животными
















Организатор праздников и развлечений
















Мальчик (девочка) на побегушках
















Человек, принимающий решения
















Починяющий сломанное
















Роли взаимодействия:
















Буфер, посредник в конфликтах
















Любитель поболтать
















Сторонник строгой дисциплины
















Главный обвинитель
















Одинокий волк
















Утешающий обиженных
















Уклоняющийся от обсуждения проблемы
















Создающий другим неприятности
















Держится в стороне от семейных разборок
















Приносит жертвы ради других
















Семейный вулкан
















Затаивающий обиду
















Шутник




































В своей работе с семьей психологу очень важно сделать акцент на ресурсах семьи, то есть позитивных аспектах супружеского или детско-родительского взаимодействия. Для этого также существуют определенные техники, а именно:

Техника «Кто входит в ваше жизненное пространство»

Инструкция: нарисуйте круг, разбейте его на сектора с именами тех, кто входит в Ваше жизненное пространство.

Техника ресурсная – важно установить видит ли человек свое «Я» в жизненном пространстве семьи.

Техника «Моя семья»

Даем в руки мячик, или клубок.

Мне нравиться, когда члены моей семьи….

Я раздражаюсь и злюсь, когда члены моей семьи…

Мне стыдно, когда члены моей семьи…

Мне хотелось бы, чтобы моя семья….

Я горжусь тем, что члены моей семьи….

При этом должна называться конкретная ситуация или конкретный член семьи.

В итоге нужно сформулировать главное желание для семьи.

Найденные психологом ресурсы в дальнейшем используются им как база для положительных изменений в семье.


Широко в семейной терапии применяется "позитивное переформулирование" или рефрейминг, когда определяется функция симптома, и он помещается в более подходящие контексты.

Техника «Рефрейминг»

Рефрейминг – «вставить новую картину в старую рамку или поставить новую рамку для старой картины». Рефрейминг делиться на 2 вида:

- смысла

- контекста

Смысла – переосмысление ситуации. Психолог меняет смысл ситуации, дает новое отношение к ней. Меняется смысловая рамка.

Контекста – в этом случае рассматривается жалоба и меняется ее роль. В этом случае производиться положительное переформулирование.

Психотерапевтическое правило: любое поведение оказывается уместным, если его поместить в надлежащий контекст или надлежащую рамку.

Бурное развитие семейной и супружеской психологии, а также системы образования в этой области стимулирует интерес специалистов к психотерапевтическим техникам - к их научным обоснованиям, к разработке новых техник и к экспериментированию с ними.

Если мыслить системно, то можно сказать, что техники представляют собой часть широко планируемого психотерапевтического процесса и являются одним из важнейших инструментов для достижения той цели, к которой психолог стремится.


Литература:

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. - М., 2000.

  2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.

  3. ХамитоваИ.Ю., "Теория семейных систем Мюррея Боуэна". Журнал практической психологии и психоанализа, сентябрь 2001 год, № 3.

  4. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - М., 2001.







Похожие:

Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconАнализ работы группы супервизии Руководитель группы Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан» в 2010-2011 год
Руководитель группы – Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог цдиК «Теплый Стан»
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconТрудности одаренных детей (подводные камни одаренности) Материал подготовила: педагог-психолог гоу цдиК «Теплый Стан»
Иными словами, важно не только «могу», но и «хочу». Отсутствие желания трудиться и развиваться даже при наличии очень высоких способностей...
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconПрограмма мастер-класса педагогов-психологов Милославской Н. С., Потапенко И. Г. по теме
Что такое супервизия? Цели работы группы. Выступление Милославской Н. С., педагога-психолога, руководителя психолого-педагогического...
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconИп орлянская Ирина Алексеевна Психолог-консультант, детский психолог, педагог-психолог высшей кв кат
Консультация психолога + дополнительная диагностика ребёнка с последующим заключением
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconГруппа супервизии для начинающих педагогов-психологов. Педагог-психолог, руководитель структурного подразделения Центра диагностики и консультирования «Теплый Стан»
Супервизия как обучение имеет целью совершенствование профессиональной деятельности психолога, развитие знаний, навыков и умений,...
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconЛариса Анатольевна Степанова, педагог-психолог мдоу детский сад комбинированного вида №41«Кораблик»
Преемственность в работе педагога-психолога доу и педагога-психолога сош в сохранении психологического здоровья детей через использование...
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconИп орлянская Ирина Алексеевна Психолог-консультант, детский психолог, педагог-психолог высшей кв кат
Внимание! Для обучающихся в группах раннего и творческого развития, в группах подготовки к школе предусмотрены взносы на оборудование...
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» icon«Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися 1-х классов в рамках внедрения фгос ноо»
Вступительное слово Камионской Т. Б., районного методиста-психолога гбоу цдиК «Теплый Стан»
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconТема: Развитие социальных и личностных компетенций детей дошкольного возраста
Педагог-психолог доу №16 Лауренчикене Л. Н., педагог-психолог доу №47 Сауцкая В. Ю
Психотерапевтические техники в работе семейного психолога Потапенко И. Г., педагог-психолог, семейный психолог гоу цдиК «Теплый Стан» iconПлан работы гоу гимназии №1532 опорной школы по профориентации образовательных учреждений района Теплый Стан юзао г. Москвы 2012-2013 учебный год
Планирование форм взаимодействия в работе по профориентации школьников с образовательными учреждениями района Теплый Стан (октябрь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов