В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр icon

В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр



НазваниеВ. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр
Дата конвертации17.09.2014
Размер82.95 Kb.
ТипДокументы

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ.
В.В. Кардовская
Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распределения ответственности за развитие образования между государством, работодателями и гражданским обществом. Особая роль в связи с этим отведена проблеме обновления содержания и методов организации обучения в системе профессионального образования.

Основные задачи модернизации требуют создания и апробации новых моделей учебных программ. В настоящее время строить профессиональную карьеру на основе вчерашних знаний невозможно. Наша главная задача - обеспечить максимальный успех и минимум неудач в будущей жизни учащихся.

Отечественное образование обеспечивает выпускника достаточно хорошим набором знаний и предметных умений, однако мы часто сталкиваемся с такими фактами, как хорошо успевающий ученик, окончив школу, потом колледж или ВУЗ, оказывается в жизни неуспешным человеком, а молодой специалист слишком долго адаптируется на рабочем месте.

Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний, знания подчиняются умениям. Учащийся должен быстро и безошибочно воспользоваться всеми доступными источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет и т.д.) для решения проблемных ситуаций. С позиции данного подхода уровень образованности определяется не объемом знаний, а готовностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, умений, отношений и опыта.

Однако, компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему.

Отчетливо выделяются две противоположные точки зрения на сущность этих понятий.

Одна из них состоит в том, что понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой [2, 42].

Прямо противоположная точка зрения базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации [9, 73].
Именно в рамках этой установки делаются утверждения:

• компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы;

• компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;

• компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций [7, 51];

• компетентность представляется радикальным средством модернизации;

• компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла [3. 22 ];

• компетентность определяется как готовность специалиста включиться в определенную деятельность или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности [6.37].

Однако, существует ряд проблем в системе общего и профессионального образования, влияющие на возможность применения компетентностного подхода. Среди них:

1. проблема учебника, возможностей адаптации учебника в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;

2. проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;

3. проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности разрабатываемому компетентностному подходу;

4. проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании;

5. проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.

Таким образом, можно утверждать, что само обсуждение компетентностного подхода, находится в особом культурно-образовательном контексте, заданным следующими тенденциями российского образования в последнее десятилетие:

• утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;

• вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;

• изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;

• перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.

Одновременно, выявились несколько групп существенных противоречий, таких, как:

1. Несоответствие изначальной практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной (в том числе, метапредметной) ориентацией педагогической практики.

2. Неопределенность концептуального и инновационного потенциала компетентностного подхода, в частности, неясность принципиальных различий последнего с существующими психолого-педагогическими концепциями деятельностной и развивающей направленности, предложенными отечественными учеными.

3. Отсутствие предметной и возрастной соотнесенности компетентностного подхода, а также организационно-управленческих аспектов внедрения компетентностного подхода [5, 19 ].

4. Неясность национально-культурного, социально-политического и, наконец, социально-психологического контекста разработки стандартов и реализации в нем компетентностного подхода.

Однако наиболее спорными в обсуждении компетентностного подхода по-прежнему остаются два обстоятельства, выявившихся в процессе дальнейших обсуждений.

Во-первых, компетентностный подход рассматривается как современный сплав множества более традиционных подходов, в том числе:

• культурологического;

• научно-образовательного;

• дидактоцентрического;

• функционально-коммуникативного и др [8, 27].

Иначе говоря, выяснилось, что компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, а предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Во-вторых, когда в российском образовании актуализируется обсуждение концепции профильного обучения на старшей ступени образования и закон о стандартах, компетентностный подход практически исчезает из поля зрения ученых и практиков.

Обобщая все сказанное выше, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, поскольку, российское педагогическое сознание в существенной степени - объектоцентрично, т.е. в большинстве используемых концепций, основным элементом содержания являются объекты и знания о них [4, 32]. Соответственно, и компетенция в российском смысле определяется как способ деятельности в отношении определенных объектов.

Если же обратиться к американскому опыту формулировки компетентностных моделей, то здесь на первый план выходит действие, операция, соотносящееся не с объектом (реальным или идеальным), но - с ситуацией, проблемой. Соответственно, объекты приобретают совершенно иной статус: это уже не естественные феномены, которые должны быть опознаны, описаны и классифицированы, но - рукотворные свидетельства овладения соответствующей компетенцией (планы, отчеты, аналитические записки)[10, 58].

Во-вторых, несколько обобщая, можно утверждать, что понятия компетентности и компетенции трактуются в российской педагогической культуре классическим образом, т.е. как идеальные сущности, подлежащие изъяснению и осмыслению. В то же время, компетентность в западной культуре рассматривается как неклассический феномен, укорененный в общественной образовательной практике и отражающий существующий баланс интересов общества, образовательных институтов, работодателей, а также потребителей услуг.

В-третьих, несмотря на то, что компетентностный подход неизбежно будет востребован, однако, проблема, заключается в том, что понимание компетентностного подхода и стратегия его внедрения должны быть соотнесены не только с уже имеющимися научными разработками, но, и с происходящими изменениями нормативно-правового, экономического, социально-психологического статуса образования, перспективами восточно-европейской и всеевропейской интеграции, а также внутренними проблемами, ограничениями и рисками развития российского образования [1, 12].

Таким образом, можно утверждать, что компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса.

Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов, работы школьной администрации.

На данном этапе развития общеобразовательной школы осуществить компетентностный подход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации.

Нужны изменения и в нормативной базе деятельности образовательных учреждений, прежде всего, в документах об итоговой аттестации учащихся, аттестации кадров и учреждений образования. Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий. Конечно, создать все перечисленные условия—дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.

Список литературы.


  1. Воловик И.В. Современное образование в условиях глобализации // Реальный сектор экономики: теория и практика управления: периодический научно-практический журнал. – Ижевск, 2006. – № 2. (0,4 п.л.)

  2. Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании». Журнал «Школа и производство» №1 2006г.

  3. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

  4. Капинос В.И. Речеведческие понятия как лингвистическая основа совершенствования коммуникативной компетенции учащихся / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2008 г.). http://www.eidos.ru/conf/

  5. Катилина М.И. Школьная образовательная среда как условие развития и социализации личности//Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования». 2009.- № 3 (20) С. – 40-44.

  6. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2003/0423-1.htm.

  7. Корнилович В.А. Социальная компетентность общественных подсистем: управление организационным потенциалом //VII Межрегиональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов. Ч.1. Доклады аспирантов и молодых ученых. – Новокузнецк, 2007. – 0,4 п.л.

  8. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2008 г.). - http://www.eidos.ru/conf/

  9. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153

  10. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

  11. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".




Похожие:

В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconМкоу пойловская сош №21 Анализ воспитательной работы за 2011- 2012 уч год
«Создание в школе условий для развития социально – активной и всесторонне развитой личности» Создание условий для развития личности...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconПротокол №3 от 25. 08. 2007г. Приказ №35 от «25» 08 2007г
Целью Программы является развитие учреждения образования, создание правовых и социально-экономических условий для нравственного,...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconСтратегия социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года
Особенности исторического развития Среднего Поволжья в значительной степени обусловлены своеобразием природных условий по территории...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconУчитель физики Ясакова Г. Н. Моу «оош №39»
Модернизация образования в школе предполагает создание условий для повышения качества общего образования через использование эффективных...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconПояснительная записка
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе российского...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconПостановление От 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года
В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconСегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально- активной, гуманной
Основным и приоритетным в своей деятельности администрация моу «сош с. Сторожевка»считает обеспечение прав граждан Российской Федерации...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconШколы
Создание комплекса условий для достижения качества образовательных услуг, соответствующего требованиям стандарта общего среднего...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconУправление образования администрации города новочеркасска
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период...
В. В. Кардовская Модель развития Российского образования на период до 2020 года предполагает обеспечение адаптации образовательных структур к новой системе социально-экономических отношений, создание условий для распр iconСоздание условий социально-адаптивных условий для всестороннего развития личности ребёнка в общеобразовательной школе
Вного подхода в обучения очевидна. Она заключается в сложившихся условиях развития современной школы. Адап­тивное образование должно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов