Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных icon

Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных



НазваниеПриродоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных
Дата конвертации08.09.2012
Размер177.2 Kb.
ТипДокументы

Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных


По мере развития народного хозяйства-роста городов, расширения действующих и вновь создаваемых промышленных предприятий, увеличения площадей сельскохозяйственных угодий, что связано с сокращением местообитания дикорастущих растений и диких животных, загрязнением сред их обитания, а следовательно, уменьшением их численности и даже исчезновением некоторых видов с лица Земли-перед обществом с каждым годом все острее встает проблема охраны окружающей среды, необходимости широкого природоохранительного просвещения как подрастающего поколения, так и всех тех людей, которые уже заняты в различных сферах производства.

Проблема охраны природы относится к числу сложных комплексных проблем. Немаловажная роль в ее решении принадлежит общеобразовательной школе, которая призвана развивать у своих воспитанников правильное природоохранительное мировоззрение, способствующее воспитанию у них высокой культуры поведения в природе, потребности в охране и приумножении ее богатств, развитию необходимых навыков природоохранительной работы.

К настоящему времени в общеобразовательной школе сложилась определенная система работы, связанная с реализацией стоящих перед ней задач по подготовке будущих рачительных хозяев природы. Особое место в этой системе, которую принято называть природоохранительным просвещением, занимают биологические дисциплины, в том числе и зоология.

В процессе обучения зоологии у школьников развивается ряд важнейших экологических понятий, служащих базой для формирования понятия о целостности природы, понятия о человеке как экологическом факторе влияния на численность и видовой состав животных, раскрывается значение животных в природе и жизни человека, даются знания о научных основах использования животного мира, раскрывается содержание Законов об охране природы. Одновременно с этим проводится работа по воспитанию у школьников любви к природе, бережного использования ее богатств и стремления к приумножению их, вовлечению учащихся в посильный труд по охране животного мира, местного края и т.д.

Вместе с тем, как показывают исследования, возможности школьного курса зоологии в реализации задач природоохранного просвещения далеко не исчерпаны.

Анализ действующего учебника зоологии показывает, что вопросы охраны природы в нем раскрываются в основном в темах, посвященных ознакомлению школьников с насекомыми, рыбами, птицами и млекопитающими и в специальной заключительной теме: «Роль животных в природе и охрана животного мира». В теме «Класс насекомые» раскрывается значение насекомых в природе и жизни человека (значение в истреблении растений на обширных территориях, роль в перекрестном опылении растений, в цепях питания животных и т.п.), развивается понятие «биологические способы борьбы с вредителями».
В теме «Класс рыбы» показывается хозяйственное значение рыб, дается материал о необходимости охраны и воспроизводства рыбы, раскрываются меры, способствующие охране рыбных запасов: ловля сетями с определенными размерами ячеек, запрет ловли глушением, устройство очистных сооружений на фабриках, сбрасывающих воду в реки и другие водоемы, строительство обходных путей для прохода рыб при сооружении гидростанций, искусственное разведение рыбы, переселение рыбы из одних водоемов в другие, прудовое рыборазведение. В теме «Класс птицы» раскрываются значение птиц в природе (обращается внимание на их роль в регулировании численности насекомых и мелких грызунов), меры по их охране и привлечению. Примерно в таком же плане освещаются вопросы охраны природы в теме «Класс млекопитающие». В заключительной теме курса зоологии показаны взаимосвязь животных и растений в сообществах, последствия, к которым может привести исключение из природного сообщества каких-либо видов животных, рассматриваются конкретные примеры воздействия человека на природу (увеличение численности людей, вооруженность современной техникой и связанное с этим сокращение нетронутых человеком природных сообществ, применение ядохимикатов, выброс промышленных отходов, хищническое истребление животных и пр.), раскрывается содержание законов об охране природы, показывается как необходимо вести себя в природе. В рассматриваемых и других темах учебника после названия каждого редкого животного поставлен красный восклицательный знак.

Несмотря на то, что в учебнике зоологии приводятся определенные сведения природоохранительного значения, все возможности ознакомления школьников с вопросами охраны природы далеко еще не исчерпаны. Недостаточное внимание к вопросам охраны природы авторы уделили в темах «Тип простейшие» , «Тип моллюски», «Класс ракообразные» и «Класс паукообразные». При рассмотрении этих типов и классов авторы приводят лишь краткие сведения о значении изучаемых животных в жизни человека и почти совсем не показывают их значение в природе. Слова "охрана природы", "сокращение численности животных", "увеличение численности животных" и т.п. используются только во введении и в темах, начиная с темы «Класс насекомые». Между тем, уже во введении, в теме «Тип простейшие» можно развивать понятие "пищевые связи животных", показать роль простейших в питании личинок и мальков рыб, в поддержании условий жизни в водоемах, в теме «Тип кишечнополостные» - раскрыть биологическую роль кишечнополостных в водоемах, а в теме «Тип моллюски» показать значение моллюсков в очищении водоемов. Здесь же можно начать формирование понятия "численность видов животных", обратить внимание на зависимость численности животных от различных факторов окружающей среды и пр.

В школьном курсе зоологии при рассмотрении вопросов охраны природы мало внимания уделено раскрытию роли человека в расселении тех или иных видов животных, ознакомлению с такой причиной появления видов-вредителей, как стихийное расселение их человеком (колорадский жук, дикий кролик), показу последствий стихийного расселения животных.

Школьный курс зоологии значительно выиграл бы, если бы наряду с красными восклицательными знаками, стоящими около названий тех или иных животных, было бы показано, почему тот или иной вид животных стал редким, какие меры могут помочь в поддержании его необходимой численности. Почему, например, уссурийский усач или лягушки ( в учебнике не указаны конкретные виды) относятся к редким, что влияет на сокращение их численности, какие меры могут сохранить их в природе.

В настоящее время работа по охране тех или иных видов животных связана с сохранением среды, в которой они обитают. От охраны отдельных видов животных переходят к охране сообществ. С учетом этого в школьном курсе зоологии необходимо больше внимания уделять показу взаимоотношений между животными, последствий воздействия человека на природу, раскрытию причинно-следственных связей при рассмотрении природных явлений. Усиление природоохранительной, экологической направленности курса зоологии должно идти за счет сокращения описательно-морфологического материала, который еще продолжает давлеть над сведениями, имеющими мировоззренческое, воспитательное значение.

Большие возможности курса зоологии в развитии у школьников природоохранительных понятий, с одной стороны, и еще слабая их реализация в программах и учебнике зоологии, с другой, вызвали необходимость специальных методических исследований, связанных с отбором экологических понятий и материала, способствующего их развитию, определении места и объема этого материала в курсе зоологии применительно к существующей его структуре. Проблема природоохранительного просвещения учащихся в процессе обучения зоологии разрабатывалась рядом методистов-биологов, особенно в последние десятилетие Резникова В.З., Горовая В.И.,Захлебный А.Н., Курбанов В.К.). Исследования показывают, что в целях развития экологического, природоохранительного мышления школьников в процессе обучения зоологии необходимо сосредоточить внимание прежде всего на формировании и развитии таких понятий, как "среда обитания", "местообитания", "условия жизни", понятий, связанных с раскрытием взаимоотношений животных в природе- "хищник-жертва", "паразит-хозяин", "конкуренция", "квартиранство", "мутуализм", понятий о взаимоотношениях животных и растений-"биоценоз", "цепи питания", "первичные, вторичные, третичные потребители", а также понятий "численность животных", "миграция", "стихийное расселение вида", "акклиматизация", "искусственное разведение" и пр.

Формирование и развитие названных понятий, которые в свою очередь связаны с развитием знаний об образе жизни животных, их приспособленности к условиям среды обитания и местообитания, даст возможность подвести учащихся к выводам о целостности природы, выработать у них правильные оценочные суждения о значении животных в природе и жизни человека. В процессе обучения зоологии важно раскрыть на конкретных примерах роль человека в изменении численности животных в природе, познакомить с редкими животными и мероприятиями по их сохранению в природе и увеличению численности.

Усиление экологической направленности курса зоологии может быть осуществлено за счет сокращения анатомо-морфологического материала, пересмотра структуры и содержания курса зоологии.

Рассмотрим несколько подробнее, каким экологическим материалом целесообразно обогатить уроки зоологии. Природоохранительное просвещение школьников в процессе обучения зоологии необходимо осуществлять с самых первых уроков, начиная с темы «Введение». В рамках существующей структуры курса зоологии уже на первых уроках, выясняя значение животных в жизни человека, важно подвести учащихся к выводу о том, что в природе нет ни полезных, ни вредных животных и что многие виды даже для человека в одних условиях бывают полезны, в других - вредны, в третьих - безвредны. Чтобы учащиеся пришли сами к такому выводу, им можно предложить несколько задач, включающих информацию о некоторых знакомых им "вредных" и в то же время "полезных" животных. Например, долгое время считали, что волки вредные животные. За каждого убитого волка охотники получали вознаграждение. Затем отношение к этим животным изменилось - их стали даже охранять. Почему волков перестали относить к "вредным"? Можно привести примеры, показывающие, как полезные для человека животные, в частности лоси, кабаны, при определенных условиях ему же наносят вред (в некоторых областях европейской части России лоси повреждают до 80-90% подроста сосны, кабаны в поисках пищи "перепахивают" большие участки леса, повреждая корневую систему деревьев и кустарников).

В процессе изучения темы «Введение» определенное внимание следует уделить показу влияния человека на численность животных в природе, исчезновение некоторых их видов с лица Земли.

Природоохранительное просвещение учащихся на уроках по теме «Тип простейшие» можно проводить путем раскрытия значения одноклеточных животных в природе и жизни человека, развития понятий о среде обитания и местообитания, формах взаимоотношений животных (хищник, паразит, жертва, возбудитель заболеваний, переносчик возбудителей заболеваний и пр.), цепях питания.

Выясняя значение простейших, важно обратить внимание на большую роль свободноживущих корненожек и инфузорий в биологической очистке воды, в питании молоди рыб, других мелких животных, в частности, дафний, циклопов, которыми питаются и молодь рыбы и многие другие обитатели водоемов. При этом целесообразно познакомить школьников с частью цепи питания, в которую входят простейшие: одноклеточные водоросли инфузории хищные инфузории, бактерии гниения дафнии, циклопы, мальки рыб. Наряду с этим выясняется и роль простейших ( морские раковинные корненожки) в образовании отложений известняка.

Работу по развитию у школьников понятия "хищник-жертва" можно проводить при изучении обыкновенной амебы во время ознакомления с ее питанием. При этом важно обратить внимание учащихся на то, что амеба обыкновенная питается бактериями, одноклеточными водорослями и поедает себе подобных животных. Не давая на данном этапе обучения определение понятия "хищник", можно сравнивать взаимоотношения амебы с поедаемыми ей простейшими с взаимоотношениями тигра или волка с такими животными, как олени, кабаны и другие растительноядные или всеядные млекопитающие. В процессе изложения материала об амебе целесообразно поедаемых ею простейших называть жертвой, а ее - хищником.

В теме «Простейшие» учащиеся знакомятся с весьма ограниченным числом представителей. На наш взгляд, целесообразно познакомить школьников с внешним видом какого-либо типичного хищника, например, бурсарии, что даст возможность создать более широкое представление об экологии простейших. Весьма желательно сообщить на уроке о многообразии простейших о существовании одноклеточных животных, у которых в процессе эволюции сложились симбиотические отношения с животными других типов. В качестве примера можно привести отношения между некоторыми инфузориями и жвачными млекопитающими, в желудке которых поселяются эти инфузории.

Понятие "паразит-хозяин" при изучении простейших развивается на примере амебы дизентерийной и малярийного плазмодия. Термин "паразит" и определение обозначаемого им понятия в действующем учебнике зоологии даются при рассмотрении многообразия простейших, когда речь идет о малярийном плазмодии. Учитывая, что при изучении курса ботаники учащиеся уже познакомились с бактериями-паразитами, термин "паразит" и определение понятия целесообразно вводить при ознакомлении школьников с дизентирийной амебой. В целях расширения представлений о многообразии паразитических форм на повторительно-обобщающем уроке о простейших можно сообщить о существовании паразитических инфузорий, в частности таких, которые вызывают заболевания рыб, и названия которых знакомы школьникам, имеющим аквариумных рыбок.

Природоохранительное просвещение учащихся в процессе изучения темы «Тип кишечнополостные» связано с углублением и расширением понятия "среда обитания", "хищник", "симбиоз", выяснением значения кишечнополостных в природе и жизни человека. Работу по развитию понятий "среда обитания" и "хищник" целесообразно проводить, начиная с первого урока темы, указав, что все кишечнополостные животные-обитатели водной среды и все они питаются животными более сложного строения, чем сами, т.е. они-хищники.

Понятие "симбиоз", формирование которого было начато на уроках ботаники (темы «Лишайники», «Семейство мотыльковые»), расширяется в процессе ознакомления с морскими кишечнополостными-актиниями, колониальными коралловыми полипами, медузами. При развитии понятий о среде обитания и формах взаимоотношений животных на уроках о кишечнополостных целесообразно пользоваться терминами их обозначающими, несмотря на то, что в тексте учебника об этих животных термины "среда обитания", "симбиоз" не встречаются, а термин "хищник" встречается всего раз в конце материала по этой теме.

В процессе развития понятий "хищник", "симбиоз" важно обратить внимание учащихся на значение коралловых полипов, которые определяют почти всю жизнь в сообществах прибрежных зон тропических морей, ими питаются многие виды рыб и морских беспозвоночных, многие животные находят среди них убежища от врагов, коралловые рифы оказывают влияние на климат тропических стран, участвуя в формировании морских течений.

Важно указать и на хозяйственное значение коралловых полипов, которое заключается не только в том, что из скелетов некоторых их видов делают украшения или получают известь. Коралловые полипы в прошедшие геологические эпохи образовали огромные толщи известняка, с давних пор используемого в строительстве. Из известняка такого происхождения возведены, например, белокаменные строения московского Кремля ( использовался подмосковный известняк района Домодедова). Целесообразно также рассказать об использовании в ряде приморских стран медуз в пищу и для кормления сельскохозяйственных животных.

Темы «Тип плоские черви», «Тип круглые черви» в настоящее время почти целиком посвящены паразитическим червям. Основное внимание при их изучении следует уделить развитию понятия "паразит", взаимоотношений "паразит-хозяин". Знакомя учащихся с плоскими червями, важно указать, что изучаемый тип животных почти целиком состоит из паразитических видов, и предложить вспомнить, какие животные-паразиты им уже известны, как называются организмы, в которых поселяются паразиты.

При изучении плоских червей происходит расширение понятия "хозяин" путем обогащения его понятиями "основной хозяин", "промежуточный хозяин". Большое внимание в теме уделяется выявлению особенностей строения, развившихся у плоских червей в связи с паразитическим образом жизни, с влиянием их на организм хозяина.

В процессе ознакомления с паразитическими червями можно начать работу по развитию понятия "численность животных". Черви-паразиты благодаря своей большой плодовитости быстро увеличивают свою численность (у некоторых видов паразитов, например у сосальщиков, происходит размножение личиночных стадий). Следует обратить внимание и на то, что у червей-паразитов развились приспособления, препятствующие увеличению их численности в организме хозяина: зародыши в яйцах аскариды развиваются только в богатой кислородом среде, яйца бычьего цепня должны попасть в организм крупного рогатого скота и т.п. В противном случае организм хозяина был бы переполнен размножившимися в нем паразитами, что привело бы к его гибели и, следовательно, к гибели самих паразитов.

Черви паразиты не входят в какие-либо цепи питания в биоценозах. Поэтому на уроках зоологии они должны рассматриваться как организмы-загрязнители окружающей среды, изучение которых необходимо с целью разработки способов их ликвидации.

Тема «Тип кольчатые черви» содержит довольно большую информацию о жизнедеятельности дождевых червей и краткую о морских представителях типа нереиде и пескожиле. При изучении этой темы в плане природоохранительного просвещения важно продолжать работу по развитию понятия о среде обитания, рассмотреть роль дождевых червей в жизни других животных, влияние на состав и структуру почвы, познакомить со значением многощетинковых червей в природе и жизни человека.

В отличие от ранее изученных животных дождевые черви-представители почвенной среды обитания. Перед их изучением учащимся целесообразно предложить вспомнить, какие среды обитания животных им знакомы, какие из известных им животных живут в водной среде, а какие - в органах живых организмов. Затем можно сообщить, что средой обитания многих видов животных является почва и что наиболее обычные животные этой среды обитания - дождевые черви. В дальнейшем важно выяснить условия почвенной среды обитания и перейти к непосредственному ознакомлению учащихся с образом жизни и строением дождевого червя. В учебнике дана довольно полная информация о роли дождевых червей в почвообразовании. К тому же имеется задание, связанное с проведением наблюдений за перемешиванием червями слоев почвы. Однако значение дождевых червей в жизни других животных в учебнике, по существу, не показано, тогда как они входят во многие цепи питания. Раскрывая значение дождевых червей в природе следует указать, что эти животные за счет использования различных перегнивающих органических остатков образуют огромную массу животного корма, который служит пищей кротам, жабам, многим видам птиц и других животных. Можно изобразить схему фрагмента какой-либо цепи питания, в которую входят дождевые черви, например: жабы органические остатки дождевые черви кроты ежи скворцы грачи Морские многощетинковые черви в настоящее время изучаются в ознакомительном плане. Учитывая большое значение этих животных в природе, следует обратить внимание учащихся на то, что нереиды, используя в пищу водоросли и мелких животных, создают кормовую базу для ценных промысловых рыб, камчатского и других крабов. Важно уделить должное внимание раскрытию работ, связанных с переселением нереид в моря с бедной кормовой базой рыб.

Тема «Моллюски» к настоящему времени претерпела некоторые изменения. Согласно усовершенствованной программе по биологии из нее исключены головоногие моллюски, а вместе с тем и работа по развитию представлений об активных хищных моллюсках морей и океанов, моллюсках-источниках продуктов питания и пр. На наш вгляд, перед ознакомлением с прудовиком как представителем брюхоногих моллюсков целесообразно продемонстрировать на таблице различных представителей типа, обратить внимание на то, что среди них имеются крупные животные, ведущие хищный образ жизни.

Особое внимание в плане природоохранительного просвещения при изучении темы «Моллюски» необходимо сосредоточить на выявлении роли двустворчатых моллюсков в очистке воды. При этом можно привести ряд примеров, служащих убедительным доказательством большой работы, проводимой некоторыми двустворчатыми в водоемах. Подсчитано, например, что одна устрица за час пропускает через мантийную полость 10 л воды, мидия 2-5 л, мидии, заселяющие 1 м кв. морского дна, за сутки могут профильтровать до 280 куб.м воды. Целесообразно обратить внимание учащихся на большое значение моллюсков в жизни таких животных, как жабы (питаются голыми слизнями), утки и многие другие водоплавающие птицы, рыбы, китообразные и др.

Считаем необходимым в целях показа значения моллюсков в жизни человека расширить на уроках информацию, связанную с использованием моллюсков как пищевого продукта и корма для сельскохозяйственных животных. При этом полезно указать, что во многих странах издавна используются в пищу мидии, устрицы, морские гребешки и многие другие съедобные моллюски. Можно привести и цифры, характеризующие их мировую добычу. Целесообразно также отметить, что мясо свежих мидий содержит около 10% белков, много разных полезных для организма человека солей, витамины В и С. Важно обратить внимание на то, что в некоторых странах существуют морские "фермы" по производству мяса моллюсков.

Тема «Тип членистоногие» дает возможность углубить и расширить все ранее развиваемые экологические понятия. В плане природоохранительного просвещения важно при изучении этой группы животных акцентировать внимание школьников на развитии таких понятий, как "численность вида", выявлении условий, оказывающих влияние на сокращение или увеличение численности видов тех или иных членистоногих, роли человека в регулировании численности членистоногих ( сокращение численности членистоногих-вредителей сельского хозяйства, паразитов человека и животных, увеличение численности промысловых ракообразных, имеющих большое значение как кормовой базы рыб и других животных, увеличение численности насекомых-паразитов и других насекомых, насекомых-опылителей растений и др.). Большое значение имеет раскрытие роли человека в загрязнении окружающей среды путем непреднамеренного расселения членистоногих и т.п.

Понятие численность вида можно вводить в самом начале изучения темы «Тип членистоногих» при выяснении значения ракообразных в природе и жизни человека, Выясняя, например, промысловое значение речных раков, важно обратить внимание учащихся на то, что в последние годы наблюдается снижение их численности в природе и соответственно падает уровень их добычи. На сокращение численности речных раков оказывает влияние загрязнение пресных водоемов, а также болезни, особенно рачья чума. При этом можно рассказать, что в конце прошлого века рачья чума привела к полному исчезновению раков во многих водоемах Германии, Франции, а затем и России, включая Западную Сибирь, в 1919-1920 годах новая вспышка рачьей чумы привела к еще большему сокращению численности речных раков. На примере камчатского краба можно показать, что численность этого ценного животного восстанавливается очень медленно, так как из огромного числа ежегодно рождающихся личинок до взрослого состояния доживают очень немногие ( их уничтожают различные хищники, много их гибнет в годы с пониженной температурой воды на мелководьях и пр.), самки откладывают икру только на восьмом году жизни.

Выясняя значение в природе дафний, следует акцентировать внимание на то, что при благоприятных условиях они быстро увеличивают свою численность. В летние месяцы дафнии через каждые 3-4 дня производят на свет по 50-60 особей, которые через 2 недели, в свою очередь, становятся способными к размножению.

В процессе изучения ракообразных необходимо остановиться на таких вопросах, как акклиматизация животных: увеличение численности черноморских креветок путем переселения части особей в Каспийское и Аральское море.

При ознакомлении учащихся с классом паукообразные важно показать, что среди них имеются хищники, паразиты животных и человека, вредители сельскохозяйственных растений. Беседуя, например, об образе жизни паука-крестовика, учащимся можно предложить вопрос: можно ли паука-крестовика назвать хищником и почему.

В процессе ознакомления с пауками следует обратить внимание учащихся на их роль в ограничении численности насекомых-вредителей (некоторые пауки ловят за сутки до 500 насекомых).

Известно, что к паукам издавна сложилось негативное отношение. Поэтому очень важно путем раскрытия значения их в природе воспитать у школьников бережное отношение к этим членистоногим. Клещам-паразитам животных и человека, вредителям сельскохозяйственных растений в учебнике зоологии уделено довольно большое внимание. Однако следовало бы показать и положительную их роль: среди клещей имеется немало видов, которые принимают участие в почвообразовательном процессе и эта роль достаточно велика.

В теме «Класс насекомые» при изучении майского жука можно продолжить развитие понятия о численности вида. Познакомив школьников с размножением и развитием майского жука, целесообразно поставить перед ним задачу: на основе чего можно предположить, что весна с массовым летом майских жуков повторится через 4 года (или через 5 лет в северных районах страны). В целях развития правильного оценочного суждения о значении насекомых-вредителей целесообразно поставить вопрос: почему, несмотря на то, что майские жуки повреждают листья деревьев, а их личинки объедают корни деревьев и кустарников, нельзя назвать этих насекомых вредными.

В процессе ознакомления с многообразием жесткокрылых, которые согласно новой программе изучаются в ознакомительном плане, на примере колорадского жука, завезенного в Европу с сельскохозяйственными продуктами, важно вскрыть опасность стихийного расселения животных за пределы их естественного ареала. При этом необходимо отметить, что в новых условиях колорадский жук не встретил для себя таких врагов, которые могли бы ограничить рост его численности. Поэтому, размножаясь он занимает все большие и большие территории. Хотя тема «Отряд жесткокрылые» и согласно усовершенствованной программе изучается обзорно, при ознакомлении учащихся с многообразием жуков целесообразно уделить внимание развитию понятий "хищник", "жертва", "биологические способы сокращения численности насекомых-вредителей". Рассказав, например, о питании божих коровок (тлевых) и их личинок тлями, можно предложить школьникам вопросы: каковы взаимоотношения божьих коровок и тлей, почему божьи коровки до сих пор не уничтожили всех тлей, каким образом человек может использовать божьих коровок для сокращения численности тлей. Следует познакомить учащихся и с жуками-санитарами природы.

При изучении чешуекрылых и других отрядов насекомых в плане природоохранительного просвещения важно большее внимание уделить выяснению значения насекомых в природе и в связи с этим развитию правильного оценочного отношения к ним, развитию понятий о взаимоотношениях животных и растений, численности вида, методах сокращения численности насекомых-вредителей растений и насекомых-паразитов животных и человека. Так в процессе ознакомления с бабочкой-капустницей можно предложить учащимся вопросы: почему бабочку-капустницу нельзя отнести к вредным насекомым, что сдерживает в природе увеличение численности бабочек-капустниц, какие меры можно применять для сокращения численности этого насекомого-вредителя. В беседе о комнатной мухе важно уделить внимание развитию понятий "переносчик возбудителей заболеваний", "численность вида" и пр.

Постоянное внимание к раскрытию вопросов охраны беспозвоночных послужит хорошей основой для осуществления природоохранительного просвещения учащихся в процессе изучения основных классов животных типа хордовых.


РАСКРОЙТЕ:

  1. Необходимость природоохранной работы в курсе зоологии.

  2. Важнейшие экологические понятия в курсе зоологии (3 или 4).

  3. Недостаток современного учебника и учебных программ по зоологии в ракурсе природоохранных проблем.

  4. Почему необходимо усилить экологическую тематику курса уже с первых тем.

  5. Какие экологические понятия можно развивать в начальных темах зоологического курса.

  6. Человек как экологический фактор (примеры).

  7. Почему необходимо охранять среду обитания вида, сообщества видов.

  8. На формировании и развитии каких экологических понятий школьного курса зоологии необходимо заострить внимание.

  9. За счет каких материалов возможно увеличение экологической направленности курса зоологии и почему.

  10. "Вредные" и "полезные" животные. Раскрыть понятия и концепцию.




Похожие:

Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconКомплексное применение индикаторных свойств макрофитов и беспозвоночных животных для оценки качества воды в водоемах района острова Великого в 2002-2004 гг. (Кандалакшский залив, Белое море)
В работе дана краткая характеристика 25 озер района острова Великого и 2 в пос. Умба. Приведен видовой состав высших водных растений....
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconЭволюция строения и функций органов и их систем беспозвоночных животных
Плотная оболочка с пелликулой, непостоянная форма тела из-за отсутствия плотной оболочки (у амеб)
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconТип Хордовые Сравнительная характеристика беспозвоночных и позвоночных животных
Выросты кишечника: плавательный пузырь (у древних позвоночных), легкие, жабры, кожа
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconДиплом I степени Номинация «Зоология и экология беспозвоночных животных»
Костюкова Кристина Константиновна мкоу дод дом детского творчества, руководитель Костюкова Татьяна Сергеевна
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconУчебник для 7 кл общеобразоват учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А, Тростенцова. М., Просвещение, 2009
Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных icon«Социологический и культурологический аспекты в анализе литературного произведения»- элективный курс
Создать условия для развития мыслительных и креативных умений учащихся в процессе изучения условий жизни жителей Петербурга 19 века,...
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconПрограмма курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных Автор Ясвин В. А. 1, 2 классы
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconЛитература для учащихся Р. Е. Фульфсон, М. В. Соколова «Упражнения по лексике и фразеологии», Просвещение, М., 1973
Лексическое значение содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе,...
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconПамятка по самоанализу урока учителем. Краткая учебная характеристика класса
Тема урока. Место данного урока в системе уроков по программе. Знания, умения учащихся, формируемые в процессе изучения темы
Природоохранное просвещение учащихся в процессе изучения беспозвоночных животных iconПрограмма по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
В. Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов