Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта icon

Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта



НазваниеТема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта
Дата конвертации08.09.2012
Размер191.53 Kb.
ТипЛитература

Тема: Предмет и задачи общей биологии.

Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого.

Технологическая карта

Цели изучения темы:

Образовательные:

  • показать актуальность биологических знаний, рассмотреть методы науки, выявить значение общей биологии и её место в системе биологических знаний;

  • раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого;

  • выделить уровни организации живого, показав их тесную взаимосвязь.


Развивающие:

  • развивать у студентов навыки самостоятельной работы с учебной литературой;

  • способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине;

  • развивать умения выбирать главную мысль, анализировать, сравнивать, делать выводы

Воспитательные:

  • формирование у студентов обобщенных представлений о жизни, о целостности живой природы;

  • патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности отечественных ученых, занимавшихся методами общей биологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение.

Межпредметные связи. Химия. Тема «Предмет органической химии».


Материальное обеспечение.

Наглядные пособия: таблицы «Строение клетки».

Раздаточный материал: дидактические карточки с заданиями, тесты по вариантам.

^ Технические средства: компьютер, мультимедийные презентации, учебные анимации.


Литература основная:

  1. Чебышев Н. В. Биология: учебник для студентов сред. Проф. Учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  2. Каменский А. А., Криксунов Е. А. Общая биология. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Литература дополнительная:

  1. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

  2. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по общей биологии. – М.: Лист, 1999.

  3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.

  4. М. М. Боднарук «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». Волгоград «Учитель» 2007г.

  5. С. Г. Мамонтов «Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы». Москва, «Дрофа» 2007г.


Студент должен знать: формы существования живой материи; основные свойст­ва живого.


Студент должен уметь: объяснить основные свойства живой материи как результат эволюции.


Многообразие живого мира

Разнообразие строения и проявления живых организмов. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого: особенности химического состава, обмен веществ, наследственность, изменчи­вость, рост и развитие, энергозависимость, дискретность, самовос­произведение, ритмичность и др.

Вклад биологической науки в формирование научной картины мира, общей культуры личности, развитие народного хозяйства.


Самостоятельная работа

  • работа с конспектом лекций;

  • работа с дополнительной литературой;

  • подготовка сообщений: «История развития биологии»

« Современные проблемы человечества, зависящие от развития биологических знаний»


План лекции

1. Актуальность биологических знаний в современном мире. Место общей биологии в системе биологических наук.

2. Методы изучения.

3. Понятие «жизнь» и свойства живого.

4. Уровни организации живого.

5. Практическое значение биологии.


  1. Актуальность биологически знаний в современном мире.

БИОЛОГИЯ – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой. Название ее возникло из сочетания двух греческих слов: БИОС – жизнь, ЛОГОС – учение. Эта наука изучает все живые организмы.

Термин «биология» ввёл в научный оборот французский учёный Ж. Б. Ламарк в 1802 году. Предмет изучения биологии – живые организмы (растения, животные, грибы, бактерии), их строение, функции, развитие, происхождение, взаимоотношения со средой.

В органическим мире выделяют 5 царств: бактерии (дробянки), растения, животные, грибы, вирусы. Эти живые организмы изучаются соответственно науками: бактериология и микробиология, ботаника, зоология, микология, вирусология. Каждая из этих наук делится на разделы. Например, зоология включает энтомологию, териологию, орнитологию, ихтиологию и др. каждая группа животных изучается по плану: анатомия, морфология, гистология, зоогеография, этология и т.д. Кроме этих разделов можно назвать ещё: биофизика, биохимия, биометрия, цитология, гистология, генетика, экологи, селекция, космическая биология, генная инженерия и много других.




Таким образом, современная биология – комплекс наук, изучающих живое.

Но эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.

  • Что же изучает общая биология?

Общая биология изучает закономерности жизни на всех уровнях ее организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.

  • Что может объединять все биологические науки?

Общая биология играет объединяющую роль в системе знаний о живой природе, поскольку в ней систематизируются ранее изученные факты, совокупность которых позволяет выявить основные закономерности органического мира.

  • Какова цель общей биологии?

^ Осуществление разумного использования, охрана и воспроизведение природы.

  1. Методы изучения биологии .

Основными методами биологии являются:

наблюдение (позволяет описать биологические явления),

сравнение (дает возможность найти общие закономерности в строении, жизнедеятельности различных организмов),

эксперимент или опыт (помогает исследователю изучить свойства биологических объектов),

моделирование (имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения),

исторический метод (позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы).


Общая биология пользуется методами других наук и комплексными методами, которые позволяют изучать и решать поставленные задачи.

  1. ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ метод, или морфологический метод изучения. Глубокое внутренне сходство организмов может показать родство сравниваемых форм (гомология, аналогия органов, рудиментарные органы и атавизмы).

  2. СРАВНИТЕЛЬНО – ЭИБРИОЛОГИЧЕСКИЙ - выявление зародышевого сходства, работы К. Бэра, принцип рекапитуляции.

  3. КОМПЛЕКСНЫЙ – метод тройного параллелизма.

  4. БИОГЕОГРАФИЧЕКИЙ – позволяет проанализировать общий ход эволюционного процесса в самых разных масштабах (сравнивание флор и фаун, особенности распространения близких форм, изучение реликтовых форм).

  5. ПОПУЛЯЦИОННЫЙ – позволяет улавливать направления естественного отбора по изменению распределения значений признака в популяциях на разных стадиях ее существования или при сравнении разных популяций.

  6. ИММУНОЛОГИЧЕКИЙ – позволяет с большой степенью точности выявить «кровное родство» разных групп.

  7. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ – позволяет определить генетическую совместимость сравниваемых форм, а значит, определить степень родства.

  8. ПАРАЗИТОЛОГИЧЕКИЙ – доказано, что эволюция паразитов и хозяев протекает сопряжено, а в некоторых группах паразиты оказываются специфическими для видов, родов и семейств. Поэтому по присутствию определенных паразитов порой можно с большой точностью судить о филогенетических связях видов – хозяев этих паразитов.

Нет ни одного «абсолютного» или совершенного метода. Целесообразно использовать их в комплексе, поскольку они взаимодополняемы.

  1. ^ Понятие «жизни» и свойства живого.

Что такое жизнь?
Одно из определений более 100 лет назад дал Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, непременное условие жизни - постоянный обмен веществ, с прекращением которого прекращается и жизнь.»

По современным представлениям, жизнь - это способ существования открытых коллоидных систем, обладающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и развития на основе геохимического взаимодействия белков, нуклеиновых кислот других соединений вследствие преобразования веществ и энергии из внешней среды.

Жизнь возникает и протекает в виде высокоорганизованных целостных биологических систем. Биосистемами являются организмы, их структурные единицы (клетки, молекулы), виды, популяции, биогеоценозы и биосфера.

Живые системы обладают рядом общих свойств и признаками, которые отличают их от неживой природы.

^ 1. Все биосистемы характеризуются высокой упорядоченностью, которая может поддерживаться только благодаря протекающим в них процессам. В состав всех биосистем, лежащих выше молекулярного уровня, входят определенные элементы (98% химического состава приходится на 4 элемента: углерод, кислород, водород, азот, а в общей массе веществ основную долю составляет вода - не мене 70 – 85%). Упорядоченность клетки проявляется в том, что для нее характерен определенный набор клеточных компонентов, а упорядоченность биогеоценоза - в том, что в его состав входят определенные функциональные группы организмов и связанная с ними неживая среда.
^ 2. Клеточное строение: Все живые организмы имеют клеточное строение, за исключением вирусов.

3. Метаболизм. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые для питания и дыхания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Смысл биотических круговоротов заключается в преобразовании молекул, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма и, таким образом, непрерывность его функционирования в постоянно меняющихся условиях внешней среды (поддержание гомеостаза) .
^ 4. Репродукция, или самовоспроизведение, - способность живых систем воспроизводить себе подобных. Этот процесс осуществляется на всех уровнях организации живого;
а) редупликация ДНК - на молекулярном уровне;
б) удвоение пластид, центриолей, митохондрий в клетке - на субклеточном уровне;
в) деление клетки путем митоза - на клеточном уровне;
г) поддержание постоянства клеточного состава за счет размножения отдельных клеток - на тканевом уровне;
д) на организменном уровне репродукция проявляется в виде бесполого размножения особей (увеличение численности потомства и преемственность поколений осуществляется за счет митотического деления соматических клеток) или полового (увеличение численности потомства и преемственность поколений обеспечиваются половыми клетками - гаметами).
5. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. .
6. Изменчивость - это способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения биологических матриц - молекул ДНК.
^ 7. Рост и развитие. Рост - процесс, в результате которого происходит изменение размеров организма (за счет роста и деления клеток). Развитие - процесс, в результате которого происходит качественно изменение организма. Под развитием живой природы - эволюции понимают необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой природы, которое сопровождается приобретением адаптации (приспособлений), возникновением новых видов и вымиранием прежде существовавших форм. Развитие живой формы существования материи представлено индивидуальным развитием, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.
8. Приспособленность. Это соответствие между особенностями биосистем и свойствами среды, с которой они взаимодействуют. Приспособленность не может быть достигнута раз и навсегда, так как среда непрерывно меняется (в том числе благодаря воздействию биосистем и их эволюции). Поэтому все живые системы способны отвечать на изменения среды и вырабатывать приспособления ко многим из них. Долгосрочные приспособления биосистем осуществляются благодаря их эволюции. Краткосрочные приспособления клеток и организмов обеспечиваются благодаря их раздражимости.
9. Раздражимость. Способность живых организмов избирательно реагировать на внешние или внутренние воздействия. Реакция многоклеточных животных на раздражение осуществляется через посредство нервной системы и называется рефлексом. Организмы, которые не имеют нервной системы, лишены и рефлексов. У таких организмов реакция на раздражение осуществляется в разных формах:
а) таксисы - это направленные движения организма в сторону раздражителя (положительный таксис) или от него (отрицательный). Например, фототаксис - это движение в направлении к свету. Различают также хемотаксис, термотаксис и др.;
б) тропизмы - направленный рост частей растительного организма по отношению к раздражителю (геотропизм - рост корневой системы растения по направлению к центру планеты; гелиотропизм - рост побеговой системы по направлению к Солнцу, против силы тяжести);
в) настии - движения частей растение по отношению к раздражителю (движение листьев в течение светового дня в зависимости от положения Солнца на небосводе или, например, раскрытие и закрытие венчика цветка).
^ 10. Дискретность (деление на части). Отдельный организм или иная биологическая система (вид, биоценоз др.) состоит из отдельных изолированных, т. е. обособленных или отграниченных в пространстве, но, тем не менее, связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Клетки состоят из отдельных органоидов, ткани - из клеток, органы - из тканей и т. п. Это свойство позволяет осуществить замену части без остановки функционирования целостной системы и возможность специализации различных частей на неодинаковых функциях.
11. Авторегуляция - способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов - гомеостаз. Саморегуляция обеспечивается деятельностью регуляторных систем - нервной, эндокринной, иммунной и др. В биологических системах надорганизменного уровня саморегуляция осуществляется на основе межорганизменных и межпопуляционных отношений.
12. Ритмичность. В биологии под ритмичностью понимают периодические изменения интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов с различными периодами колебаний (от нескольких секунд до года и столетия).
Ритмичность направлена на согласование функций организма с окружающей средой, т. е. на приспособление к периодически меняющимся условиям существования.
13. Энергозависимость. Живые тела представляют собой "открытые" для поступления энергии системы. Под "открытыми" системами понимают динамические, т. е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии и материи извне. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия в виде пищи из окружающей среды.

14. Целостность - живая материя определенным образом организована, подчинена ряду специфических законов, характерных для неё.


  1. Уровни организации живой материи.

Во всём многообразии живой природы можно выделить несколько уровней организации живого.

  1. Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.

  2. Клеточный. Клетка структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.

  3. Организменный. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии — от момента зарождения до прекращения существования — как живая система. На этом уровне возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

  4. Популяционно-видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция — надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования — процесс микроэволгоции.

  5. Биогеоценотический. Биогеоценоз совокупность организмов разных видов 'и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.

  6. Биосферный. Биосфера совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.



  1. Практическое значение общей биологии.

    • В МЕДИЦИНЕ – изучение и борьба с инфекциями, паразитическими заболеваниями.

    • В БИОТЕХНОЛОГИИ – биосинтез белков, синтез антибиотиков, витаминов, гормонов.

    • В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ – селекция высокопродуктивных пород животных и сортов растений.

    • ^ В СЕЛЕКЦИИ МИКРОООРГАНИЗМОВ.

    • В ОХРАНЕ ПРИРОДЫ – разработка и внедрение методов рационального и рачительного природоиспользования.

 


Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение «биологии». Кто предложил данный термин?

  2. Почему современную биологию считают комплексной наукой? Из каких подразделов состоит современная биология?

  3. Какие специальные науки можно выделить в биологии? Дайте их краткую характеристику.

  4. Какие методы исследования используют в биологии?

  5. Приведите определение понятия «жизнь».

  6. Почему живые организмы называют открытыми системами?

  7. Перечислите основные свойства живого.

  8. Чем отличаются живые организмы от неживых тел?

  9. Какие уровни организации характерны для живой материи?

Задания для закрепления знаний:

  1. Конкретного определения «жизни» не существует. Разные учёные дают разные определения. Самостоятельно работая с учебником, выпишите определения понятия «жизнь».

  2. Среди названных уровней организации живого уберите лишнее: молекулярный, организменный, атомарный, биосферный, элементарных частиц, клеточный.

  3. Соотнесите какому уровню организации соответствует объект:

·          Береза карельская

 

Молекулярный

·          Кожа

 

Клеточный

·          Заяц

 

Органно-тканевой

·          Клетка крови

 

Организменный

Д·          Вода

 

Популяционно-видовой




  1. Найди соответствия:

    ·          Обмен веществ

     

    Способность к размножению

    ·          Самовоспроизведение

     

    Способность к развитию

    ·          Изменчивость

     

    Способность передавать свои признаки

    ·          Эволюция

     

    Способность поглощать и выделять вещества

    ·          Наследственность

     

    Способность приспосабливаться к условиям среды

  2. Соотнеси свойство живой системы с конкретным примером:

А) зимняя спячка у млекопитающих;
Б) поглощение кислорода при дыхании и выделении углекислого газа;
В) рост гибридного мицелия под землей;
Г) сезонные миграции (перелеты) птиц.

а) способность к обмену веществ, энергии и информации с окружающей средой;
б) способность адаптироваться к условиям среды;
в) способность к движению;
г) способность к размножению по законам наследственности и изменчивости.

  1. Впишите разделы общей биологии:

  2. Распределите науки (ботаника, агробиология, анатомия, энтомология, физиология, микробиология, биология охраны природы, инженерная биология, морфология, цитология, селекция, экология) в нужные колонки:



Проблемные вопросы и вопросы для обсуждения:

  1. Какие проблемы человечества зависят от уровня биологических знаний?

  2. Как вы понимаете выражения: «прикладная биология», «приложение биологических знаний в практическую жизнь»?

  3. Видите ли вы различие понятий «моделирование жизни» и «искусственный синтез жизни»?

  4. Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?

  5. Дано утверждение: «Моделирование жизни нельзя представлять, как конструирование человеком из искусственных полимеров и других органических соединений различных органелл и объединение их в клетку». Выскажите ваше отношение к этому утверждению, подкрепив его знанием критериев живого.

  6. Можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации живого?


Карточки для индивидуальной работы

  1. Составьте определение понятий: «биология», «общая биология», «ботаника», «цитология», «микология», «генетика».

  2. Назовите уровни организации живого вещества. Составьте краткую характеристику для популяционно - видового уровня







  1. Назовите основные разделы общей биологии (не менее четырёх). Объясните что они изучают.

  2. Назовите уровни организации живого. Составьте краткую характеристику организменного уровня.




  1. Закончите фразу: «Раздел общей биологии, изучающий химический состав живого вещества на клеточном уровне, называется…» (выберите ответ):

а) генетикой

б) эмбриологией

в) эволюционной теорией

г) цитологией

  1. Перечислите методы биологических исследований. Дайте краткую характеристику одного из них.




  1. Закончите определение:

а) …….. – проявление живой материи в виде активных специфических реакций организмов на изменение среды.

б) ……… - способность поддерживать постоянство внутренней среды и сохранять свой состав и свойства независимо от меняющихся условий обитания.

в) ……… - совокупность химических процессов, протекающих в клетках и обеспечивающих поддержание жизни организмов.

  1. Перечислите методы биологических исследований. Дайте краткую характеристику одного из них.



^ Тестовые задания:

Вариант 1

  1. Живое отличается от неживого:

А)составом неорганических соединений

Б) наличием катализатора

В) взаимодействием молекул друг с другом

Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно – функциональной организации системы

  1. Биологической системой называют:

А) органы живого организма

Б) несколько рядом расположенных органов

В) объединение одинаковых клеток

Г) биологически объекты разной степени сложности

  1. Метод исследования, позволяющий описать биологические явления:

А) наблюдение Б) сравнение

В) эксперимент Г) моделирование

  1. Главный признак живого:

А) движение Б) увеличение массы

В) обмен веществ Г) распад на молекулы

  1. Высший уровень организации живой материи:

А) организменный Б) экосистемный

В) биосферный Г) популяционно - видовой


Вариант 2


  1. Метод биологической науки, выявляющий сходства и различия между организмами и их частями:

А) исторический Б) экспериментальный

В) сравнительный Г) моделирование

  1. Начальный уровень организации материи, обладающий всеми свойствами живого:

А) молекулярный Б) клеточный

В) организменный Г) биосферный

  1. Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы.

А) биоценотическом Б) популяционно-видовом

В) организменном Г) биосферном

  1. Отличительным признаком живого от не живого является:

А) изменение свойств объекта под воздействием среды

Б) участие в круговороте веществ

В) воспроизведение себе подобных

Г) изменение размеров объекта под воздействием среды

  1. Какой уровень организации живого служит объектом изучения цитологии?

А) клеточный

Б) популяционно-видовой

В) биогеоценотический

Г) биосферный

Домашнее задание:

  1. Изучить п.1-4 и лекцию.

Из следующих заданий выбрать одно по желанию

  1. Ответить письменно на вопрос: «Проблема» с греческого теоретический или практический вопрос, требующий исследования. Почему охрана окружающей среды – это проблема?

  2. Составить презентацию по одной из тем или тест (10 вопросов): «Биология – наука о жизни. Задачи и методы», «Жизнь. Свойства живого», «Уровни организации живого».

  3. Подготовить сообщение по одной из тем: «О сущности жизни (философские аспекты)», «Роль естественных наук в формировании современных представлений о возникновении жизни», «Мифологические и религиозные представления о жизни», «История развития биологии», «Роль биологических исследований в современной медицине», « Роль выдающихся биологов – наших соотечественников в развитии биологии».




Похожие:

Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconСодержание введение 2 часа}
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconНазвание темы
Тем Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconДолжны: Знать основные признаки живого
Сонин Н. И. «Биология. Живой организм.» 6 класс: Учеб для общеобразоват учеб заведен ий- м.: Дрофа, 200б. 176с
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconДокументи
1. /9 класс. КИМ/Итоговая КР/Итоговая контрольная работа 9 классов.doc
2. /9...

Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconДиск 1 Лучшие международные и Российские образовательные ресурсы и методика их использования под ос linux
Цор n33. Новый цифровой образовательный ресурс под Linux. Биология Часть I глава Жизнь,ее св-ва,уровни организации,происхождение...
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconТема Основные свойства живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconВводный урок. Задачи
Образовательные: Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения,...
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconУрок 28. «Отличие обусловленного живого существа от освобождённого»
Что означает – «обусловленное» сознание, как оно проявляется и в чём его отличие от «освобождённого» сознания живого существа?
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта iconЛ. А. Соков Южно-Уральский научный центр рамн, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, 454092
Самоорганизация и последующая эволюция живого во Вселенной одно из свойств барионной материи
Тема: Предмет и задачи общей биологии. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Технологическая карта icon25. Структура и функции клетки как основы всего живого, особая роль генетических структур
Способны к делению (воспроизводству) и саморегуляции, т е обладают всеми свой­ствами живого. Образование новых клеток из неклеточного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов