Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» icon

Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления»



НазваниеТема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления»
Дата конвертации08.09.2012
Размер73.4 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления»

Тип урока. Урок изучения нового материала

Ход урока

Организационный момент.

I.Ввод в тему. Показ слайдов компьютерной презентации. Слайд 1.

Задание №1. Закончите фразы.

А. У птиц ______________________ оплодотворение.

Б. У птиц функционирует, как правило, ______ яичник.

В. Газообмен между зародышем и окружающей средой происходит через ______________.

Г. Для развития яйца необходима температура около ________

Д


. На третьи сутки у развивающегося зародыша в области шеи появляются ___________.

Е. Птиц, из яиц которых выводятся зрячие, самостоятельные
птенцы, называют _________________________ .

Ж. Птиц, которые долго выкармливают своих птенцов, называют _________

З. Птиц, улетающих на зимовку, называют _______________ .

Принимаются все ответы, независимо от того, правильны они или нет.


Индивидуальная работа.

Карточка №1

Где располагаются органы размножения?

Органы размножения находится в полости тела. Бобовидной формы парные семенники самца располагаются в области крестца. В период размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

^ У самок единственный левый яичник расположен у верхней части левой почки.

Почему у самки развивается только один яичник?

Редукция (исчезновение органа в связи с утратой функции) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жесткой скорлупой. Через узкий таз птицы возможно продвижение только одного яйца.

Карточка №2

Расскажи о значении каждого структурного элемента яйца

Что обозначено на рисунке цифрой 7?

Цифрой 7 обозначен зародышевый диск – результат дробления (деления) оплодотворенной яйцеклетки.


Карточка №3

Что происходит с яйцеклеткой после ее оплодотворения? Составить схему развития яйца


Карточка №4

Какие изменения происходят с зародышем в процессе развития?

На 2-3 сутки – закладывается кровеносная и нервная система. В начале развития передние и задние конечности похожи. Есть длинный хвост, жаберные щели.

На 5-6 сутки – зародыш приобретает птичьи черты.

^ К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец прорывает подскорлуповую (пергаментную) оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. Затем с помощью яйцевого зуба (бугорка на надклювье) разламывает скорлупу и выбирается наружу.

^ Какие условия необходимы для его развития?

У кур развитие яйца возможно только при 35—39°С, причем полагают, что наиболее благоприятной температурой является 38° С. Должна быть и определенная влажность. Наседка яйца переворачивает, периодически поднимается, охлаждая кладку, смачивает оперенье и защищает от солнца своей тенью.


^ Птицы откладывают разнообразные по форме и цвету яйца. Каким образом можно объяснить данное разнообразие?


  • У гнездящихся на открытых пространствах – яйца пестрые, под цвет окружающего ландшафта

  • ^ У птиц, которые кладут яйца в закрытых гнездах, в дуплах и норах или прикрывают яйца, окраска скорлупы бывает белой.


Чем объясняются различия между птенцами, показанными на слайде?

(учащиеся высказывают предположения)

Птенцы различных птиц в одном возрасте:

1 — полевого конька; 2 — орла-могильника; 3 — серой куропатки


По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления всех птиц можно разделить на три группы:

^ Выводковые птенцы выходят из яйца беспомощными, слепыми, голыми или слабо опушенными. В гнезде остаются долго в первую половину гнездовой жизни, их температура целиком зависит от температуры среды. (полевой конек)

Птенцовые птенцы опушены и зрячи; обсохнув, они могут хорошо бегать, а водные - плавать и даже нырять; вскоре после вылупления они покидают гнездо и кочуют, самостоятельно питаясь. (серая куропатка)

Довольно много птиц составляют промежуточную группу. Птенцы гагар и поганок вылупляются опушенными и зрячими, способными сразу же хорошо плавать и нырять, но родители их кормят до подъема на крыло. У сов и дневных хищников птенцы вылупляются опушенными и слепыми, но прозревают быстро, иногда в день вылупления; они тоже выкармливаются родителями в гнездах до подъема на крыло. (орел-могильник) У цапель птенцы вылупляются голыми, уже после вылупления прорезаются глаза и развивается эмбриональный пух, после чего птенцы при опасности могут покидать гнездо и прятаться поблизости. У аистов птенцы вылупляются зрячими и покрытыми пухом, в гнезде остаются до подъема на крыло.

Страусы, воробьиные, куриные выводят выводковых птенцов, а совы, голуби, дятлы, воробьиные – птенцовых. Промежуточное положение занимают чайки, гагары и дневные хищники.

Учащиеся знакомятся с группами птиц по степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления, отвечают на вопрос, Почему у большинства птенцовых птиц число яиц в кладке меньше, чем у выводковых?


Почему жизнь птиц меняется по сезонам года?

Установите последовательность сезонных явлений, характерных для большинства птиц.

Подготовка к размножению.

Каким образом птицы готовятся к размножению?^ Образование па

- На один сезон у мелких и средних птиц (воробьинообразные)

- На много лет (аисты, цапли)

- Временные пары (глухари, тетерева)

^ Каковы особенности поведения птиц в период подготовки к размножению? Схема

Японские журавли во время брачных игр устраивают своеобразные танцы. Самец и самка, полураспустив крылья, важно ходят друг вокруг друга мелкими быстрыми шагами на выпрямленных ногах. Движения птиц убыстряются, и они подпрыгивают вверх на высоту 4 м, опускаясь затем на землю, как в замедленной киносъемке.


При подготовке к размножению происходит образование пар. Для успешного формирования пар важное значение имеет ритуальное поведение птиц: токование и пение ^ (СЛОВАРЬ )

  • ТОКОВАНИЕ - поведение птиц во время брачного периода.

  • Токование способствует привлечению самки или самца и предшествует спариванию.

Разнообразие форм ритуального поведения птиц представлено на следующих слайдах:

  • Демонстрационное поведение

  • Брачные танцы и турниры

  • «Барабанная дробь» и Строительство сооружений для токования

  • Пение


Для большинства птиц характерно явление полового диморфизма

^ (СЛОВАРЬ ).

от лат. di — два, morphe — форма) — анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов (Википедия) Каковы же формы проявления диморфизма?


Формы проявления полового диморфизма у птиц (Слайд ) (по щелчку открываются постепенно формы проявления диморфизма, их характеристика и примеры птиц).


Гнездостроение играет важную роль для успешного размножения птиц. Что служит строительным материалом для постройки гнезд птиц? Какие типы гнезд существуют у птиц? Гнезда бывают самых разных конструкций, но в целом их делят на группы - (Слайд ). Для чего строятся гнезда?


^ Насиживание - (СЛОВАРЬ)

Насиживание - это период между откладыванием первого яйца и вылуплением последнего птенца


(Слайд). Различные сроки насиживания представлены на Слайде (открываются по щелчку мыши)


Как долго птенцы будут находиться в гнезде? Продолжительность пребывание в гнезде тесно связана с размерами птиц - Слайд .


  • Чем крупнее птица, тем позднее птенцы покидают гнездо

  • У многих птенцы покидают гнездо как только научаться летать


^ Послегнездовой период. Является вторым после размножения важным этапом в годовом жизненном цикле птиц. Включает в себя – смену оперения и кочевки (Слайд )


Верите ли вы, что максимальный путь аиста за сутки весной составляет 400 км? Полярная крачка отправляется на зимовку из Скандинавии и Арктики в Антарктиду (пролетает путь 17000 км)? Почему? Каковы причины перелетов?

Причины перелетов

1. Отсутствие привычного корма.

2. Холод.

3. Засуха.

4. Ливневые дожди.

5. Фотопериодизм


Сезонные явления в жизни птиц

В зависимости от того, как птицы перемещениями реагируют на времена года, среди них выделяют три основные группы. (Слайд 18)

I группа - оседлые птицы весь год живут в одной и той же местности, делают небольшие запасы на зиму (воробьи, голуби, поползни);

II группа - кочующие птицы, небольшими стаями откочевывают на юг, но не имеют постоянных мест зимовки (снегири, синицы грачи);

III группа - перелетные птицы осенью улетают из холодных мест в теплые страны (утки, соловьи, лебеди).

В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.


В зависимости от дальности перемещений в послегнездовой период птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных (Слайд ) (все элементы открываются по щелчку мыши).


^ ВЫВОДЫ: (Слайд )

Какие сезонные явления происходят в жизни птиц и какую роль они играют?

  • Откладывание яиц и уход родителей за потомством повышают эффективность размножения

  • Наиболее важное время годового жизненного цикла птиц – период размножения

Союз охраны птиц России в шестнадцатый раз выбрал птицу года. На сей раз этот титул получила белая трясогузка, которая отвечает всем требованиям: она распространена на большей части территории нашей страны, легко узнаваема, нуждается во внимании и помощи человека.

Домашнее задание

  1. §§ 47, 48

  2. Какие сезонные изменения происходят в жизни белой трясогузки, какова их роль?

  3. Знать термины:

  • Ритуальное поведение

  • Токование

  • Брачные танцы

  • Насиживание

  • Кочевки

  • Оседлые, кочующие и перелетные птицы

Карточка 1. Зачем птице летать?

  • Чтобы - строить гнезда повыше.

  • Чтобы - спасаться от врагов.

  • Чтобы - ловить добычу в воздухе.

  • Чтобы - высматривать добычу на земле.

  • Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи

Карточка 2. Зачем птицы прерывают полет?

  • Чтобы - отдохнуть.

  • Чтобы - удалить жажду.

  • Чтобы - высиживать яйца.

  • Чтобы - кормить птенцов.

  • Чтобы - собирать корм с земли.

Карточка 3. Зачем птице клюв?

  • Чтобы - разрывать пищу.

  • Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.

  • Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.

  • Чтобы - вскрывать раковины.

  • Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.

Карточка 1




Карточка 2




Карточка 3





Карточка 4


  • Какие изменения происходят с зародышем в процессе развития?


________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

  • Какие условия необходимы для его развития?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Похожие:

Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconУрок. Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих
Цель урока: изучить особенности развития и размножения млекопитающих, их происхождение и многообразие
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconУрок на тему: «Оплодотворение и зародышевое развитие у животных». (9 класс) Задачи урока: образовательные
«Размножение организмов», используя понятия: половое размножение, бесполое размножение, деление, почкование, споруляция, вегетативное...
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconТема: «Цикл с постусловием repeat»
Тема нашего урока «Цикл с постусловием repeat». Мы с вами попытаемся изучить оператор с постусловием repeat
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconТема: «Бесполое размножение. Митоз. Мейоз» 9 класс
Почкование
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconНаглядное пособие: рисунки видов домашней птицы, плакат с изображением содержания домашней птицы и продукции, получаемой от них
Цель: углубление знаний о содержании домашней птицы в домашних условиях, совершенствование умений по уходу за птицей, развитие умений...
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconУрока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение»
Развитие у обучающихся познавательных универсальных учебных действий таких как общеучебных и логических
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconПтицы Класс Птицы
Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста. На голове расположены ротовая полость и органы...
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconУчитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» iconПлан урока производственного обучения. Тема: Механическая кулинарная обработка мяса, мясных продуктов, птицы
Тема урок: Приготовление крупнокусковых п/ф из говядины : мясо отварное, шпигованное, ростбиф
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов