Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» icon

Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение»



НазваниеУрока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение»
Дата конвертации08.09.2012
Размер129.29 Kb.
ТипУрок

Урок биологии. 9 класс. Бесполое размножение.

Цели урока:

  1. Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение».

  2. Развитие у обучающихся познавательных универсальных учебных действий таких как общеучебных и логических.

  3. Воспитание положительного отношения детей к базовой национальной ценности «наука».

Объектом нашего изучения будет процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести Время вокруг пальца. Об этом процессе американский биолог Джозеф Меллер образно говорил:

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

Как вы думаете, о каком процессе жизнедеятельности организмов идёт речь?

При затруднении с ответом можно задать вопросы:

1.Какие процессы жизнедеятельности характерны для живых организмов?

^ 2.Благодаря какому из них существуют ныне живущие организмы?




Учитель: Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?

При затруднении с ответом можно задать вопросы:

1. Что является главной частью ядра клетки?

2. Какую роль играет ДНК в процессе размножения?

3. Благодаря какому процессу осуществляется передача информации от предков к потомству?

Вывод: (Абсолютно верно) Благодаря процессу самовоспроизведения ДНК обеспечивается точное копирование генетической информации и её передача от поколения к поколению.

^ На слайде -Древние организмы и ныне живущие


(модель ДНК) процесс самоудвоения – копирование

Учитель: Размножение - это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому не прерывается нить жизни.

На слайде представлены слова, раскрывающие определение процесса размножения.
^ Внимание Задание: используя данные слова, сформулируйте определение понятия «Размножение».

Кто готов? Пожалуйста, к доске. Прочитайте определение.

Размножение - это свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни (лишние слова «развития» и «клетки»).

^ Собрать определение РАЗМНОЖЕНИЕ – воспроизведение себе подобных.

Учитель: В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа: БЕСПОЛОЕ и ПОЛОВОЕ. В них есть существенные отличия.




Учитель: На слайде представлены опорные схемы, раскрывающие особенности размножения.



Вопросы к схеме:

1. Под каким номером изображены схема полового размножения? (схема №2).

2. Сколько особей участвует в размноженнии, и как они называются? (две, мужской и женский).

3. Какие клетки учавствуют в размножении? Как они назваются? (половые или гаметы: сперматозоид и яйцеклетка).

4. Каким путем происходит размножение? (путем слияния).

5. Какие признаки получает потомство? (новые).

Учитель: На схеме №1 представлено бесполое размножение.

1. Сколько особей принимает участие в размножении? (1 организм).

2. Какие клетки участвуют в размножении? (соматические).

3. Каким путем идёт размножение клеток? (путем деления).

4. Какие признаки получает потомство? (идентичные).

На слайде схема – заполняем в рабочих листах

Учитель: Используя полученную опорную конструкцию, дайте определение половому и бесполому размножению?


Возможные ответы детей:

При бесполом размножении участвуют соматические клетки, в результате деления которых получается идентичное потомство.

При половом организме участвуют половые клетки 2 организмов, в результате слияния которых образуется потомство с новыми признаками.




Учитель: Целью нашей сегодняшней работы будет систематизация знаний об одном из типов размножения. А чтобы узнать, а каком именно, я предлагаю Вам разгадать, что находится в «Черном ящике».

-Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала благоприятные условия, в которых они начали активно питаться и размножаться. Кто продолжает размножаться, даже находясь в этом черном ящике? (Дрожжи)

-К какой группе относятся данные организмы? (грибы)

-Это одноклеточные организмы! При благоприятных условиях они будут размножаться. Так о каком типе размножения сегодня пойдёт речь? (бесполом).

Перед Вами рабочий лист, наша задача заполнить его создать целостное представление о бесполом размножение.



^ На слайде- Деление дрожжей

В самый разгар лета, когда так хочется купаться, все водоемы покрываются зеленью, говорят, река зацвела. Просто у одноклеточных сине-зеленых водорослей начался активный период жизни, они размножается.

^ На слайде -цветение воды летом

Учитель: Перед вами представители разных царств: (иллюстрации: бацилла (бактерия) хламидомонада (одноклеточная водоросль) и малярийный плазмодий (одноклеточные животные)) для них характерно размножение путем деления, при котором материнская особь делится на 2 и более дочерних клетки. Обратите внимание, что процесс деления у данных организмов проходит одинаково.

а) у бактерий это - простое бинарное деление (прокариоты)

б) одноклеточные водоросли размножаются путем митотического бинарного деления (простейшие, одноклеточные водоросли)

в) малярийный плазмодий многократно делится, этот способ называется множественное деление, или шизогонию (малярийный плазмодий, трипаносомы)

Запишите данные виды размножений в рабочий лист, приведите примеры.

^ На слайде - Схемы деления

-бактерия

-хламидомонада

-малярийный плазмодий

Учитель: Кроме данных способов деления, существуют ещё и такие: почкование, спорообразование и фрагментация.

Для того чтобы определить, в чем их своеобразие и каким образом они происходят, я предлагаю Вам выполнить самостоятельное лингвистическое исследование.

На столах у Вас карточка, внимательно изучите задание и выполните его.


^ Карточка №1 (задание для 1 ряда):

Изучив толкование слов, дайте определение такому способу бесполого размножения, как почкование.


Почка (толковый словарь русского языка Ожегова С.И.):

1. Не развившийся ещё побег растения; зачаток цветка, листа. Почки на деревьях. Набухают, лопаются, распускаются почки. 2. У некоторых низших животных или растений, размножающихся бесполым путём: вырост на теле материнского организма, постепенно разрастающийся, отпадающий и формирующий дочернюю особь (спец.). II прил. почковый, -ая, -ое (спец.).


^ Карточка №1 (задание для 1 ряда):

На основе определения понятия «почкование» изобразите схему размножения многоклеточных животных данным путем.

Почкование, один из способов размножения, осуществляющийся путем образования на материнском организме почки – выроста, из которого развивается новая особь. В этом случае происходит митотическое деление ядра. Одно из образовавшихся ядер перемещается в формирующееся локальное выпячивание материнской клетки, а затем этот фрагмент отпочковывается. Дочерняя клетка существенно меньше материнской, и ей требуется некоторое время для роста и достраивания недостающих структур, после чего она приобретает вид, свойственный зрелому организму. У ряда животных данный процесс не происходит до конца, молодые особи остаются соединенными с материнским организмом, в результате чего возникает колония.


^ Карточка №2 (задание для 2 ряда):

На основе анализа способа образования слова дайте определение такому способу бесполого размножения, как спорообразование.


Карточка №2 (задание для 2 ряда):

На основе определения понятия «спорообразование» изобразите схему размножения многоклеточных животных данным путем.

Спорообразование – это процесс образования специализированных клеток служащих для размножения и расселения организмов. Споры во многих случаях образуются путём митоза (митоспоры), причём иногда (особенно у грибов) в огромных количествах; при прорастании они воспроизводят материнский организм. По месту образования различают эндо- и экзоспоры, которые формируются на поверхности или внутри спорангиев.


^ Карточка №3 (задание для 3 ряда):

Изучив толкование слов, дайте определение такому способу бесполого размножения, как фрагментация.


1.Фрагмент (лат. fragmentum — обломок, кусок, осколок) — какая-либо часть целого.

2., -а, м. (книжн.). 1. Отрывок текста, художественного, музыкального произведения. Ф. романа. Ф. Картины

3. Обломок, остаток древнего произведения искусства.

4. Фрагментация — процесс дробления чего-либо на множество мелких разрозненных фрагментов.


Карточка №3 (задание для 3 ряда):

На основе определения понятия «фрагментация» изобразите схему размножения многоклеточных животных данным путем.

Фрагментацией называют разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых растет и образует новую особь. Фрагментация наблюдается также у некоторых низших животных, которые в отличие от более высокоорганизованных форм сохраняют значительную способность к регенерации из относительно слабо дифференцированных клеток.


Время на данное исследование 2-3 минуты.


^ На слайде - Гидра дрожжи коралловые полипы



Учитель: Кто закончил работу, сверьте свои результаты с текстом учебника.(п.№__ с.___)

Поднимите руки те, кто успешно выполнил данное задание.

Давайте проверим. Читайте задание и ответ на него.

(отвечает 1 ряд)

Давайте посмотрим как происходит процесс почкования на примере размножения гидры. (просмотр видеофрагмента)

Какое определение получилось при ответе на задание №2? (ответ учащегося: Спорообразование или споруляция – размножение посредством спор).

Для каких организмов характерен данный вид размножения? (мхи, высшие грибы; высшие споровые – хвощи, плауны, папоротники.)

^ Учитель: А что такое споры?

Споры – специализированные клетки, у большинства видов образуются в особых органах спорангиях (мхи, лишайники, грибы).

Какую функцию она выполняет? Спора состоит из клетки, покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.



видео- деление гидры


Хвощи плауны папоротники

^ Процесс споробразования

Можем резать червя смело

Восстановит свое тело

Это не сенсация,

А фрагментация.


Слово предоставляется 3 ряду:

Что же такое фрагментация?

Размножение фрагментами тела – фрагментация (стробиляция).

Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь.


^ Флеш анимация (процесс регенерации)

На слайде представлено семя чеснока и его подземная часть – луковица. Используя какой посадочный материал, я быстрее дождусь урожая?

^ Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества? (затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории).

Перед Вами узумбарская фиалка (демонстрация живого растения). А кто из вас знает как она размножается?

Для того чтобы это растение радовало каждого из Вас, достаточно отделить от неё лист и посадить его в землю.

При помощи данного способа можно вырастить такое же растение, и этот способ называется вегетативное размножение, в котором участвуют части тела растения.

Давайте их назовем (демонстрация схемы растения). (подземные - корень, надземные – побег: стебель, лист)

Вегетативное размножение используется в садоводстве, огородничестве, селекции.

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста).



^ На слайде посадка чеснока


Схема растения (вегетативные части)

Сегодня мы говорили о размножении различных организмов. Вопрос: Что их объединяет? (бесполое размножение).

Посмотрите. Мы составили с Вами опорную схему по теме бесполое размножение.

^ Вопрос: В чем преимущества бесполого размножения?

Преимущества:

  • происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнера;

  • численность организмов увеличива­ется относительно быстро;

  • в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью — организмов, хорошо приспособлен­ных к жизни в этих конкретных условиях.

^ А каковы недостатки бесполого размножения?

Недостаток:

  • не обеспечивает выживания в изменчивой, непосто­янной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными при изменении условий среды, при бесполом размножении появля­ются только в результате относительно редких ситуаций).




^ На сладе –схема

С момента появления в прессе сообщения о знаменитой овечке Долли страсти вокруг клонирования не утихают во всем мире. Так возможно ли клонирование людей? И если да, то чем это для нас обернется?

^ Велик риск рождения неполноценного организма.

Доп. информация

Термин «клонирование» происходит от греческого слова klon, которое означает «веточка, побег, черенок» и имеет отношение прежде всего к вегетативному размножению, то есть к размножению, происходящему неполовым путем.

^ Клон – совокупность клеток или организмов, генетически идентичных одной родоначальной клетке.


Эти клетки уникальны тем, что умеют замещать любую ткань. Единственное условие: они не должны стареть. Поэтому их хранят при температуре минус 196 градусов, для того чтобы остановились все обменные процессы.

А удастся ли им обвести вокруг пальца Время – это покажет Будущее.



Клонирование




Карточка №1

Изучив толкование слов, дайте определение такому способу бесполого размножения, как почкование.

Почка (толковый словарь русского языка Ожегова С.И.):

1. Не развившийся ещё побег растения; зачаток цветка, листа. Почки на деревьях. Набухают, лопаются, распускаются почки.

2. Вырост на теле материнского организма, постепенно разрастающийся, отпадающий и формирующий дочернюю особь (спец.). II прил. почковый, -ая, -ое (спец.).

Почкование – это__________________________________________________________

Карточка №2

На основе анализа способа образования слова дайте определение такому способу бесполого размножения, как спорообразование.

Спорообразование- это_____________________________________________________

Карточка №3

Изучив толкование слов, дайте определение такому способу бесполого размножения, как фрагментация.

1.Фрагмент (лат. fragmentum — обломок, кусок, осколок) — какая-либо часть целого.

2., -а, м. (книжн.). 1. Отрывок текста, художественного, музыкального произведения. Ф. романа. Ф. Картины

3. Обломок, остаток древнего произведения искусства.

4. Фрагментация — процесс дробления чего-либо на множество мелких разрозненных фрагментов.

Фрагментация-это_________________________________________________________

Карточка №1

Изучив толкование слов, дайте определение такому способу бесполого размножения, как почкование.

Почка (толковый словарь русского языка Ожегова С.И.):

1. Не развившийся ещё побег растения; зачаток цветка, листа. Почки на деревьях. Набухают, лопаются, распускаются почки.

2. Вырост на теле материнского организма, постепенно разрастающийся, отпадающий и формирующий дочернюю особь (спец.). II прил. почковый, -ая, -ое (спец.).

Почкование – это__________________________________________________________

Карточка №2

На основе анализа способа образования слова дайте определение такому способу бесполого размножения, как спорообразование.

Спорообразование- это_____________________________________________________

Карточка №3

Изучив толкование слов, дайте определение такому способу бесполого размножения, как фрагментация.

1.Фрагмент (лат. fragmentum — обломок, кусок, осколок) — какая-либо часть целого.

2., -а, м. (книжн.). 1. Отрывок текста, художественного, музыкального произведения. Ф. романа. Ф. Картины

3. Обломок, остаток древнего произведения искусства.

4. Фрагментация — процесс дробления чего-либо на множество мелких разрозненных фрагментов.

Фрагментация-это_________________________________________________________




Похожие:

Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconУрок на тему: «Оплодотворение и зародышевое развитие у животных». (9 класс) Задачи урока: образовательные
«Размножение организмов», используя понятия: половое размножение, бесполое размножение, деление, почкование, споруляция, вегетативное...
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconСодержание программы раздел Биология как наука. Методы научного познания (4 час.) В результате
Биологическую терминологию: биосистема, клетка, ткань, орган, системы органов, популяция, биогеоценоз, биосфера, обмен вешеств, рост,...
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconТема: «Бесполое размножение. Митоз. Мейоз» 9 класс
Почкование
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconУчитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconУрок по теме Векторная и растровая графика. Возраст учащихся: 8 класс Тип урока
Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Векторная и растровая графика
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconПрактикум по теме: «Разработка презентации» 5 кл. Т ема урока «Разработка презентации» Цели и задачи урока
Сегодня мы обращаемся к теме «Разработка презентации». Важность этой темы обусловлена большим объёмом знаний по данной теме. Отсюда...
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconПрактикум по теме: «Создание презентации» 5 кл. Т ема урока «Создание презентации» Цели и задачи урока
Сегодня мы обращаемся к теме «Создание презентации». Важность этой темы обусловлена большим объёмом знаний по данной теме. Отсюда...
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconКонспект по теме «Байкал жемчужина России» Цели и задачи урока
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconРазработка урока «Социальное неравенство» Цель: Способствовать приобретению учащимися знаний о социальном неравенстве. Задачи: приобретение компетенций
Познавательной. Продолжить формирование знаний о богатстве и бедности, уровне жизни. Систематизация социологических знаний и умения...
Урока: Формирование у школьников системных знаний по теме «Бесполое размножение» iconПрактикум по теме: «Интерактивная презентация» 5 кл. Т ема урока «Интерактивная презентация»
Сегодня мы обращаемся к теме «Интерактивная презентация». Важность этой темы обусловлена большим объёмом знаний по данной теме. Отсюда...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов