Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» icon

Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?»



НазваниеСюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?»
Дата конвертации08.09.2012
Размер94.22 Kb.
ТипУрок

Сюжетно - ролевая игра

«Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?»


Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации профессионального познания школьников. Игровой урок – "Путешествие в страну птиц" – проходит как обобщающий по теме “Птицы”. Многие вопросы этого урока будут раскрыты учащимися, при их умении анализировать и находить правильный ответ, переходя от частного к общему. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц, на основе изученных тем по многообразию данного раздела. На данном уроке индивидуальная и групповая деятельность учащихся будет проводиться, на основе умения работать с опорными таблицами, схемами, картами и текстом.


^ Задачи урока:

Образовательная. Расширить и углубить знания о представителях класса Птицы, их многообразии и разнообразии условий их обитания. Показать приспособленность птиц этих отрядов к разнообразным условиям среды. Отметить значение птиц, обосновать необходимость их охраны.

Воспитательная. Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие птиц взаимосвязано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним. Показать значимость такого многообразия и сформировать чувство ответственности за их сохранение. Воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Развивающая. Формирование профессиональной мотивации школьников через сюжетно – ролевую игру. Развитие умений устанавливать причинно-следственных связей, коммуникативных способностей учащихся путем общения в команде.


^ Методы обучения:

Частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

^ Оборудование урока:

Выставка творческих работ учащихся 7-х классов по теме “Многообразие птиц”.

Карты материков Антарктиды и Африки.

Карточки-задания, опорные схемы, опорные слова для команд.

Музыкальный центр с фонограммой для разминки.

Таблицы с изображением птиц (страусы и пингвины).

Таблички с названием команды.

Школьные принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры, линейки, альбомные листы.)

Мешочек с разными по цвету шашками.



^ План урока:

Организационный момент

– деление на команды, выбор капитана, придумывание названия команды –4 минуты. – разгадывание головоломки « Признаки птиц» - 3 минуты

^ Актуализация опорных знаний

– задание №1 (определение географического положения материка, описание природных зон и климатических условий) – 6 минут

– задание №2 (описание внешнего вида птицы) -6 минут

– задание №3 (выяснение семейных отношений между самцом и самкой, забота о потомстве) – 6 минут

– задание №4 (физкультминутка) -3 минуты

– задание №5 (питание птиц) – 5 минут

^ Обобщение знаний учащихся

– заполнение таблицы «Доска противоречий» по критериям сравнения.- 8 минут

-разгадывание головоломки « Полезный совет» - 3 минуты

- оценивание работы учащихся. Рефлексия – 1 минута


^ Ход урока:

Организационный момент:

Учитель обращается к классу с сообщением о том, что данный урок несколько необычный. Он будет проходить в форме игры. В ходе этой игры мы должны выяснить, почему страусы и пингвины не могут жить вместе? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется совершить необычное путешествие. Участником этого путешествия может стать каждый из вас. Для этого нам необходимо разбиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название своих команд.

Дети делятся на две группы путем жеребьевки с использованием шашек – по очереди вытаскивают из мешка. Цвет шашки определит, в какой команде будет играть ученик. Черный цвет – команда пингвинов, белый – команда страусов.


^ Актуализация опорных знаний:

Представление команд и капитанов.

Учитель: Но прежде чем отправится в путь, я должна убедиться, что все участники готовы к испытаниям. Ведь вам понадобятся не только ваши знания по биологии, но и смекалка, быстрота, сообразительность. Вот вам хитрая головоломка, разгадайте её.

Головоломка « Признаки птиц» (Приложение№1)

^ Ответ: Все птицы имеют крылья и перьевой покров.


Задание №1.

Учитель: У нас образовалось две команды. Сейчас каждой команде нужно будет отправить по два георазведчика на далекие континенты с целью выяснения географического положения материков, природных зон и климатических условий влияющих на жизнь птиц. Они должны быть сильными, смелыми, выносливыми, уметь ориентироваться на местности, знать географические карты. Для успешного выполнения задания командам вручаются шифры-подсказки (приложение №2).

Выступление разведчиков.

Вопросы командам:

1.Какие птицы могут передвигаться по суше, скользя на брюхе? (пингвины)

2.У каких птиц на ногах не хватает пальцев? (страусы – 2 пальца)

3. Для чего страусам на груди и на ногах мозоли? (чтобы не обжечься о горячий песок)

4.Какая птица использует свои крылья как парус? (страус во время быстрого бега и при крутых поворотах крыльями сохраняет равновесие, они служат ему парусами при попутном ветре, а также рулем при поворотах)


Задание №2.

Учитель: Мы выяснили, на каких материках обитают страусы и пингвины. Но у нас нет подробного описания этих загадочных птиц. Поэтому сейчас к своей работе приступят орнитологи. Ребята, кто такие орнитологи и чем они занимаются? Прошу подойти ко мне по одному участнику из каждой команды, для получения материала для работы орнитологов (приложение №3).

^ Выступление орнитологов.

Вопросы командам:

Какая из перечисленных птиц способствует распространению семян? (страус)

У какой птицы два пальца на ногах? (Африканский страус)

Почему перья пингвинов не годны для перины? (Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки присутствуют только на стержне пера. Опахала перьев развиты слабо, и перья в какой-то мере напоминают чешуйки.)

Прячет ли страус голову в песок? (при виде врага страус наклоняет голову, а иногда ложится на землю, чтобы не привлекать внимания).


^ Это интересно. Глаз страуса в диаметре около 5 см. и весит столько же, сколько мозг. В случае опасности страусы стремительно бегут, делая шаги в 4 – 5 метров, и развивая скорость до 70 км/ч. Обладая необыкновенной остротой зрения и будучи очень осторожными, страусы служат сторожами для зебр и антилоп. Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. Могут нырнуть на глубину до 130 метров и развить скорость до 6 км/ч. За один день пингвины проплывают около 27 км, причем на глубине более 3 метров проводят около 80 минут в сутки.

Задание №3.

Учитель: Нам стало известно, где живут страусы и пингвины, и как они выглядят. Но мы еще не знаем, создают ли они семьи, заботятся ли они о своем потомстве. Ответить нам на этот вопрос помогут частные детективы. Они должны быть очень внимательны, незаметны, наблюдательны, уметь работать со спец.оборудованием, вести незаметную слежку. Прошу подойти ко мне по одному участнику из каждой команды, для вручения материала слежки полученного от наших секретных агентов (приложение №4).

^ Выступление детективов.

Вопросы командам:

1.У каких птиц несколько самок откладывают яйца в общее гнездо, и насиживают поочередно? (страус)

2.Какие птицы используют вместо гнезда свои лапы? (пингвины держат яйца на перепонках между пальцами ног, сверху прикрывая их нависающей складкой кожи брюха. Чтобы яйцо не разбилось и не выкатилось из сумки, пингвины передвигаются маленькими шажками.)


Задание №4.

Учитель: Я вижу, что наши команды немного подустали за время поиска, наблюдения и описания птиц, поэтому каждой команде предлагается сделать физкульт. паузу, но не простую, а птичью. Первая команда покажет нам разминку страусов, а вторая разминку пингвинов.

^ Выступление команд под музыку.


Задание №5.

Учитель: После разминки хорошо бы подкрепиться. Но чем же питаются страусы и пингвины? В этом нам помогут разобраться диетологи. Эти люди должны хорошо разбираться в пищевых продуктах, знать какие вещества входят в состав пищи, в чем их польза или вред, уметь составлять меню для различных категорий людей. Прошу подойти ко мне по одному участнику из каждой команды для получения схемы «рацион питания страусов и пингвинов», чтобы составить меню для этих птиц (приложение №5).

^ Выступление диетологов.

Вопросы командам:

1. Что является наиболее страшным для птиц: холод или голод?

Перьевой покров и высокий уровень обмена веществ – надежная защита от холода. Но для поддержания необходимого уровня обмена веществ необходимо много пищи. Много энергии тратится и во время полета. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод.


Это интересно: В желудке страуса можно найти камни, и даже металлические предметы. Жюль Верн писал в одном из своих романов о страусе, проглотившем алмаз.


Обобщение знаний учащихся:

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы выяснили, где живут эти птицы, как они выглядят, чем питаются и как размножаются, но до сих пор не ответили на наш главный вопрос: «почему страусы и пингвины не могут жить вместе?». Дать полный ответ на этот вопрос, нам поможет «Доска противоречий», которую мы сейчас заполним вместе с вами.

Капитанам команд вручаются таблицы:

Признаки сравнения

Страусы

Пингвины

Материк







Климат







Природная зона







Среда обитания







Оперение







Размеры тела







Приспособления к среде обитания







Места гнездования







^ Выступление капитанов.

Учитель: Подведем итоги нашего путешествия. Страусы и пингвины живут на разных материках, в разных климатических условиях, им необходима разная среда обитания (одним – вода, другим – суша), они по разному добывают себе пищу для пропитания, и даже потомство они выводят в разное время года. Поэтому страусы и пингвины никогда не смогут жить вместе. А напоследок, мне хотелось бы дать вам очень полезный совет, который зашифрован в головоломке.


Головоломка «Полезный совет» (приложение №6)

Найдите начало головоломки и прочитайте, что здесь зашифровано.

^ Ответ: Охраняйте птиц – наших друзей. Подведение итогов работы учащихся.


ПРИЛОЖЕНИЯ.


Приложение№1.

Головоломка « Признаки птиц»

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что в ней зашифровано.





^ Приложение №2.

План описания материка.

Название материка. Местоположение на карте полушарий. Положение материка по отношению к экватору. Водами, каких океанов омывается материк и как они влияют на его природу. Природные условия материка. Растительность, животный мир. Особенности климата материка, какое влияние он оказывает на жизнь птиц.


^ ОПОРНЫЕ СЛОВА

ОПОРНЫЕ СЛОВА

….по величине материк; Индийский и… океан;

Лежит между двумя….;

Средняя температура …градусов; Реки –

Озера –

Горы –

Большое количество тепла и …; Растительность –

Зоны пустынь и …;

Животный мир –

… полюс Земли; Самый… материк;

Тихий, …, ….. океаны;

Сплошной … покров; Суровый … климат;

Средняя температура летом – …градусов, зимой –….;

Айсберги –….;

Льды Арктики – запас …;

Растительность –

Животный мир –



^ Приложение №3.

План описания внешнего вида птицы.

Название отряда. Высота (см). Масса тела (кг). Телосложение. Особенности оперения. Цвет кожи и перьев. Особенности строения конечностей. Приспособленность к полету.


^ ОПОРНЫЕ СЛОВА

ОПОРНЫЕ СЛОВА

Отряд -

Семейство –

Вид –

… см; …кг; Телосложение…; …шея, …голова, … клюв; Оперение… : у самца цвет оперения …, а маховые и рулевые перья…, у самки оперение … цвета; Передние конечности… , задние конечности… .

Отряд –

Семейство –

Вид –

…см, … кг; Телосложение …, … положение туловища на суше; Шея - …, …., клюв - …, …; Оперение …, перья …, … прилегают; Окраска: … спина и … брюхо; Передние конечности в виде …, ноги …, …, имеют по … пальца соединенные … .



^ Приложение №4.

План расследования:

Выяснить, как часто эти птицы создают семьи.

Где гнездятся эти птицы?

Из чего построено гнездо?

Сколько в кладке бывает яиц?

Сколько дней насиживают яйца?

Кто насиживает яйца?

Как выглядят птенцы?

Кто за ними ухаживает?


ОТЧЕТ О СЛЕЖКЕ ЗА СТРАУСАМИ



ОТЧЕТ О СЛЕЖКЕ ЗА ПИНГВИНАМИ



Приложение №5.


РАЦИОН ПИТАНИЯ СТРАУСОВ

РАЦИОН ПИТАНИЯ ПИНГВИНОВ









Приложение №6.


Найдите начало головоломки и прочитайте, что здесь зашифровано.


«ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ»






Похожие:

Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconСюжетно-ролевая игра
Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconСравнительная характеристика животных
Кочующие, перелетные. Отряды: дятлы, куриные, дневные хищные птицы, совы, гусеобразные, пингвины, журавли страусы, дрофы
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconСюжетно-ролевая игра «Выборы зверят в лесную Думу»
Предшествующая работа: организованная образовательная деятельность «Знакомимся с избирательным правом», беседы и игры по теме, рисование...
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconДошкольный возраст
Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность,...
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconБанк педагогических ситуаций
Сюжетно-ролевая игра в средней группе. Девочка Оля «мама» сидит в очереди с куклой-«дочкой» на прием к «доктору». К ней подходит...
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconПедагогический совет–деловая игра
Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые...
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconУрок ролевая игра по математике в 6 классе
Прививать каждому ребенку вкус к активной, самостоятельной, творческой деятельности
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconРолевая игра «Прием на работу (собеседование)»
Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы по полученным результатам наблюдений
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconРолевая игра a visit of the foreign delegation to the
Письмо из Ливана. (Текст письма предварительно размножен, и его читают все учащиеся.)
Сюжетно ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?» iconПедсовет «Организация сюжетно-ролевой игры: новые подходы»
Мдоу для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов