Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок icon

Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок



НазваниеРогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок
Дата конвертации08.09.2012
Размер116.48 Kb.
ТипУрок

Учитель: Рогачева Светлана Николаевна.

CD: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг».

Предмет: биология.

Тема: «Фотосинтез».

Продолжительность урока: 40 минут.

Класс: 6.

Город: Тольятти.

Школа: МОУ гимназия №89.


Примерный план урока.

Тема: «Фотосинтез».

Цель: углубить и расширить знания учащихся о способах питания растений

Задачи: 1) рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях, необходимых для этого процесса;

^ 2) показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза;

3) продолжать прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов, наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету;

4) подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.


^ Средства обучения: компьютер, CD компании «Руссобит Паблишинг», учебник «Биология 6 класс», компьютерная презентация «Зеленое растение - живая фабрика».


^ Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа учащихся по инструктивным карточкам закладывает два опыта: 1.«Проба Сакса» 2. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза. Ученики, осуществляющие лабораторные исследования во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности.

^ Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто?, что?, где?, чем?, зачем?, как?, когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.


^ Оборудование урока: растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина; таблица «Фотосинтез».



^ Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия, необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.


^ Урок по теме «Фотосинтез» 6 класс.


Ход урока.


  1. Орг.момент.

  2. Изучение нового материала.

(слайд №1)

Учитель предлагает учащимся совершить виртуальную экскурсию на фабрику «Зеленых растений». Путешествие будет необычным и увлекательным. Нам предстоит заглянуть в самые необычные цеха, узнать, что они производят и для чего это надо растению.


(слайд №2)

Учитель: Но сначала я предлагаю вам познакомится с дирекцией этой фабрики. Это ее первооткрыватели.

(слайд №3)

Учитель знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации):

Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван Гельмонт

(слайд №4)

поставил опыт: поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растению в течение пяти лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ, для Ван Гельмонта осталось загадкой.

^ Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

(слайд №5)

(выслушиваются варианты ответов учеников, предлагается ответ ученого)


(слайд №7,8)

Учитель: Давайте познакомимся с опытом другого ученого - Д. Пристли. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.

(слайд №9)

К какому выводу пришел ученый?

В ходе обсуждения определяем, что листья растений – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным биологическим явлением, происходящем на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдет о фотосинтезе.

(слайд №11)

Очень много зарубежных и отечественных ученых изучали механизмы этого удивительного процесса.


История открытия фотосинтеза.


Дата

Ученый

Вклад в науку

1600г.

Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван Гельмонт

Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений.

1771г.

Английский химик Джозеф Пристли

Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

1779г.

Голландский врач Ян Ингенхауз

В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.

1782г.

Швейцарский ученый Жан Сенебье

Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.

1804г.

Французский физиолог растений Жак Буссенго

В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.

1864г.

Немецкий ботаник Юлиус Сакс

Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.


Учитель: Ребята, а что вы знаете об этом процессе? Как доказать, что этот процесс действительно существует и очень важен для растений? (выслушиваются варианты ответов учеников). Давайте отправимся в экспертный отдел (слайд №2) и проверим ваши версии.

(слайд №18,19)

Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала»

В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрирует опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету.(к уроку закладывается опыт – «Проба Сакса») Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта.

Для опыта используются растения – примула, герань или традесканция. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место надвое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течение трех- четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.

Учитель задает вопрос классу: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

Учащиеся отвечают: крахмал при взаимодействии с йодом дает синий окрас. При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

(слайд №20)

Учитель ставит перед учениками проблему: Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? (учащиеся выдвигают гипотезы)

Одна из них: кислород – это газ, который поддерживает горение, а углекислый газ образуется при горении. Ребята вспоминают, что растения – это существа, обладающие свойствами живого, одним из которых является процесс дыхания, в ходе которого они потребляют кислород, и выделяют углекислый газ. Ребята приходят к выводу, что необходимо создать условия для двух растений, одно из которых на свету будет осуществлять процессы фотосинтеза и дыхания, а другое в темноте будет только дышать.

(слайд №21,22)

Демонстрация результатов опыта, показывающего

условии, необходимые для протекания фотосинтеза.

Учитель просит вторую группу учащихся рассказать, о том какой опыт они заложили, и продемонстрировать его результаты.

Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки наливают немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет.

Учитель: А теперь мы отправляемся в лабораторию (слайд №2) этой фабрики для знакомства с очень важными растительными органоидами, которые играют главную роль в процессе фотосинтеза.

(слайд №12,13,14)

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Зеленый цвет растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), который находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету, она более длительна, темновая, же в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углевод (глюкоза).

(слайд №15)

Учитель: Римский оратор Цицерон говорил, что любой механизм или процесс можно описать, отвечая на семь простых вопросов – «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?» Попробуйте и вы описать фотосинтез отвечая, на эти вопросы (выслушиваются варианты ответов учеников, предлагается ответ учителя).

По окончанию беседы ученики заполняют таблицу «Фотосинтез»

(слайд №16)

1.Фотосинтез – научный факт.

2. Причина фотосинтеза.

3. Условия для фотосинтеза.

4. Побочный продукт фотосинтеза.

5. Фотосинтез - живая фабрика.

6.Результат фотосинтеза.

факт

Фотосинтез - это процесс образование органического вещества.

причина

Необходимость растений в питательных веществах.

Повод

Наличие в листьях воды и углекислого газа, поглощение солнечного света.

Сопутствующие события

Образование и выделение кислорода.

Аналоги и сравнения

«Живая фабрика в листьях»

Последствия

Рост и развитие растений, накопление органического вещества.


(слайд №17)

Учитель: Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

Учитель задает ученикам вопрос: Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза? (учащиеся выдвигают гипотезы). Учащиеся предлагают, что если улучшить условия необходимые для фотосинтеза, то скорость его протекания увеличится.

Учитель: Где и как можно создать такие условия?

Ученики: В теплицах и парниках человек создает определенные условия: освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.

Учитель: Для чего человек создает такие условия?

Ученики: Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

Учитель: Мы отправляемся в расчетный отдел (слайд №2) и попробуем сами рассчитать количество продукции, получаемой в результате фотосинтеза.


(слайд №28,29)

  1. Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

(ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

  1. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

(ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)


Учитель: Ребята мы завершаем с вами наше виртуальное путешествие на фабрику зеленых растений. Нам осталось посетить отдел учебного контроля(слайд №2), чтобы проверить свои знания и получить домашнее задание.

(слайд № 23-26)

3.Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  1. Что такое фотосинтез?

  2. Что образуется в листьях при фотосинтезе?

  3. Какие условия необходимы для фотосинтеза?

  4. Какова космическая роль зеленых растений?

Выполнить тест:

  1. Фотосинтез происходит …

А) в устьицах;

Б) в межклетниках;

В) в хлоропластах,

2. В процессе фотосинтеза происходит …

А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

3. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …

А) выделения его во внешнюю среду;

Б) снабжения им всех частей растения.

4. Первым изучил механизм роста растений…

А) Д. Пристли;

Б) Ян Ван Гельмонт;

В) К.А.Тимирязев.

5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …

А) запасным питательным веществом;

Б) побочным продуктом обмена.


(слайд №27)

Познавательные задачи:

  • Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (ответ: у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

  • Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

  • Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)


Данные задачи можно предложить отдельным учащимся в качестве домашней работы.

(слайд №30)

Домашнее задание.

  1. Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания и ответить на вопросы:

В какое время суток происходит?

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

Поглощается или выделяется тепло?

В каких клетках происходит?

Увеличивается или уменьшается масса?

Образуется или разрушается органическое вещество?

  1. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов?

  2. Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза.

  3. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха.

  4. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.

  5. Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.

Данные задания предлагаются отдельным учащимся в зависимости от их творческих способностей и познавательных интересов.


(слайд №31)

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Что интересного было на этом уроке? Что было для вас трудным? Достигли ли вы поставленной цели на уроке? Что этому способствовало?


^ Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.


Таким образом, для достижения главной цели – обоснования значения зеленых растений для жизни на Земле, были использованы разнообразные методические приемы, компьютерные технологии с опорой на индивидуальные особенности учащихся.




Похожие:

Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconБиология и экология Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconРасписание учебных занятий для студентов офо на 2012 2013 учебный год II полугодие Биологический факультет Специальность 020201. 65 Биология, направление 020201. 62 Биология, 020400. 62 Биология
Утверждаю" проректор кбгу а. Г. Кажаров " " 2013г
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconРасписание учебных занятий для студентов офо на 2011 2012 учебный год II полугодие Биологический факультет Специальность 020201. 65 Биология, направление 020201. 62 Биология, 020400. 62 Биология
Утверждаю" проректор кбгу профессор А. А. Шебзухов " " 2012г
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconРасписание учебных занятий для студентов офо, повторно обучающихся по дисциплинам за II полугодие 2011 -2012 учебного года
Специальность 020201. 65 Биология, направление 020201. 62 Биология, направление 020400. 62 Биология
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconГуреева Наталья Анатольевна Предмет, класс Биология, 7 класс Дата 25. 02. 2011. Тема урок
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №262 красносельского района санкт-петербурга
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconДокументи
1. /Биология/Биология 2013-2014_7_1.doc
2. /Биология/Биология...

Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconУрок по курсу "общая биология",10 класс. Тема "Основы генетики и селекции"(24 часа)
Урок № "Основные закономерности явлений наследственности. Моногибридное скрещивание. 1-й закон Г. Менделя."
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconПланирование уроков курса «Биология» 7 класс
Учебник: Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Под ред проф. В. М. Константинова....
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconН. Д. Андреевой «Биология. 10-11 классы» Апробацию провела учитель биологии моу сош №70 Кормина М. А. Апробация учебник
Учебник предназначен для изучения раздела «Общая биология» в 10-11 классах на базовом уровне
Рогачева Светлана Николаевна. Cd: биология Решебник (пособие для школьника, абитуриента, учителя) «Руссобит Паблишинг». Предмет: биология. Тема: «Фотосинтез». Продолжительность урок iconПредмет: биология

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов