Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) icon

Урок по курсу "общая биология",10 класс. Тема "Основы генетики и селекции"(24 часа)



НазваниеУрок по курсу "общая биология",10 класс. Тема "Основы генетики и селекции"(24 часа)
Дата конвертации08.09.2012
Размер118.54 Kb.
ТипУрок


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КУРСУ "ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ",10 класс.

Тема 3. "Основы генетики и селекции"(24 часа).

Урок № 2. "Основные закономерности явлений наследственности. Моногибридное скрещивание. 1-й закон Г. Менделя."

Цели и задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся с генетическими опытами

Г. Менделя;

- раскрыть сущность основного метода генетики - гибридологического;

- сформировать у учащихся понятие о моногибридном скрещивании, познакомить с сущностью 1-го закона Г. Менделя;

- совершенствовать умение работать с учебником, Рабочей тетрадью, биологическим словарем.

Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Развивающие: подчеркнуть диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков, гомозиготы и гетерозиготы, генотипа и фенотипа, развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, подчеркнуть, что организмы с одинаковым фенотипом могут иметь разный генотип, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики.

Оборудование: компакт-диск "Биология" - раздел "Общая биология"; схемы: "Формула цветка бобовых", "Моногибридное скрещивание" (полное доминирование); магнитная доска и пособие, иллюстрирующее законы Г. Менделя; инструктивные карточки с терминами, таблицами, задачами.

Методы:

- словесные (беседа, рассказ, объяснение);

- наглядные (демонстрация схемы моногибридного скрещивания на мониторе, таблицах, магнитном пособии);

- практические (решение задач на моногибридное скрещивание).

Тип урока: Изучение нового материала.

Этапы урока:

1. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся, информация о домашнем задании - 4 мин.

2.Актуализация знаний (фронтальная форма учебной работы) - 4 мин.

3.Изучение нового материала, работа с инстр.карточкой -25 мин.

4. Этап обобщения, закрепления и систематизации знаний - 5 мин.

5. Подведение итогов - 2 мин.

ИТОГО: -40 мин.



^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1. Организация класса, проверка отсутствующих, напоминает старшим по группам о сдаче отчетов по выполнению домашней работы и дает задание им помогать учителю в работе с классом в ходе урока, по подведению итогов и присвоения лучшей группе звания "ЕДИНИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ".

1. Готовятся к уроку.


Старшие сдают отчеты о подготовке учащихся к уроку, и весь урок отмечают в карточках активно работающих учащихся, ставят объявленные учителем отметки и в конце урока передают информацию для выставления в журнал.

2. Введение в ход урока:

а) раскрытие общей цели урока, постановка проблемы изучаемого материала - почему попытки ученых до опытов Г. Менделя выявить закономерности наследования признаков заканчивались неудачей? В чем сущность основного метода генетики - гибридологического?

Сформировать знания о 1 законе Г. Менделя.

б) объяснение порядка работы на уроке.

в) план урока (записан на доске):

1. Гибридологический метод исследования наследственности.

2. Моногибридное скрещивание.

3. Признаки доминантные и рецессивные

4. Гомозигота и гетерозигота.

5. Закон единообразия 1 поколения гибридов - правило доминирования.

6. Обобщение, закрепление (в Рабочей тетради проверка №136, выполнение №137-139, решение задач №1, №2 на моногибридное скрещивание по дидактической карточке, тестовая работа с 2 заданиями).


^ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

параграф 23, (с.94-96), пов. п.п.19,20, в Рабочей тетради №№136,137-139, 141 ).

Записывают тему урока: "ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. МОНОГИБИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. 1-й ЗАКОН Г. МЕНДЕЛЯ",- в лекционную тетрадь, знакомятся с инструктивными карточками.


Учащиеся записывают план в лекционную тетрадь


Записывают рекомендованное домашнее задание в дневник.

3. Изучение нового материала.

3.1.

1) Что такое наследственность?


2). А каковы материальные основы наследственности?


Учитель знакомит учащихся с дополнительной информацией о гибридизации, которую проводили люди с древнейших времен с практической целью (китайские рукописи - 6 тысяч лет назад новые сорта риса путем гибридизации и отбора; сохранилась каменная табличка среди вавилонских памятников письменности, выбитая 4 тысячи лет до нашей эры, на которой записаны данные о наследовании формы головы и гривы в пяти поколениях лошадей. И хотя факты передачи признаков по наследству были известны давно, первые сведения о механизме этой передачи появились сравнительно недавно.

Исследования Г. Менделя по гибридизации гороха привели его к открытию законов наследственности, в основу которых легло представление о существовании в клетках отдельных (дискретных) единиц наследственности (он назвал их наследственными факторами - задатками).

В 1865 году Г. Мендель выступил с сообщением на заседании естественно-исторического общества в городе БРНО, позднее его исследования были опубликованы в трудах этого общества. Современники Г. Менделя не поняли величайшего значения его открытия, позднее (в 1900 году) Г. Менделя назвали "отцом современной генетики".

Давайте вспомним, что такое генетика?


А что такое ГИБРИД?


Что такое гибридизация, например, у растений?


В чем же заслуга Грегора Менделя (1822-1884)?

1 - разработал метод ГИБРИДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (основной метод генетики);

2 - установил ряд законов наследования, положивших начало генетики, названных в его честь - Законами Менделя.

СУЩНОСТЬ ГИБРИДОЛОГИЧСКОГО МЕТОДА МЕНДЕЛЯ учитель показывает на магнитном пособии (РАСТЕНИЯ С ЖЕЛТЫМИ СЕМЕНАМИ ГОРОХА ИСКУССТВЕННО ОПЫЛЯЛ ПЫЛЬЦОЙ РАСТЕНИЙ С ЗЕЛЕНЫМИ СЕМЕНАМИ И ПОЛУЧИЛ ГИБРИДНЫЕ СЕМЕНА ВСЕ ЖЕЛТЫЕ), иллюстрирующем опыты Г. Менделя, позволившие ему открыть 1-й закон генетики - закон единообразия гибридов первого поколения.

Заслуги Г. Менделя:

а) - выбрал очень удачный объект для работы - ГОРОХ (Демонстрация СХЕМЫ №1- формулы цветка семейства Бобовых, самоопыляемое растение с чистыми линиями);

б) - скрещивал особи с контрастными (альтернативными) признаками (Желтая окраска семян и зеленая окраска семян, красные цветки гороха и белые - ДЕМОНСТРАЦИЯ МАГНИТНОЙ СХЕМЫ и СХЕМЫ-РИСУНКА №2);

-Вспомним, что такое АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ? (демонстрация на компьютерном диске генотипа человека, рисунка двух гомологичных хромосом с показом двух локусов, где расположены разные формы одного и того же гена, отвечающие за развитие одного признака, н-р, цвета).


^ НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ?


ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ?


в) делал анализ проявления у гибридов только исследуемых признаков, без учета остальных;

г) выращивал и делал анализ потомства каждой особи отдельно от других;

д) вел точный количественный учет гибридов, различающихся по исследуемым признакам;

е) ввел понятие о наследственном факторе (ЗАДАТКЕ), как гипотетическом материальном носителе наследственности, названном позднее (через 40 лет) - ГЕНОМ.


3.2.

Давайте вспомним, что такое моногибридное скрещивание?

(дигибридное, полигибридное?)


3.3.Давайте вспомним, что такое доминантные и рецессивные признаки? Еще раз посмотрите на магнитную доску, где воспроизведен опыт Г. Менделя по моногибридному скрещиванию и на СХЕМУ №2. Какой признак в каждом из этих примеров будет доминантным?


Прошу познакомиться по инструктивной карточке с некоторыми доминантными и рецессивными признаками человека, установленными генетиками.


3.4.

Давайте вспомним, что такое ЗИГОТА?


ГОМОЗИГОТНЫЙ организм ?


ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ организм ?


3.5.

В опытах с горохом признак желтой окраски семян доминировал над зеленой окраской, это позволило Г.Менделю сформулировать ПАВИЛО ДОМИНИРОВАНИЯ : - ПРИ СКРЕЩИВАНИИ СОРТОВ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ДРУГ от ДРУГА ПАРОЙ КОНТРАСТНЫХ ПРИЗНАКОВ, ВСЕ ГИБРИДЫ ЕДИНООБРАЗНЫ И ИМЕЮТ ПРИЗНАК ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ.


3.6. Давайте решим задачи №1, №2 из инструктивной карточки на моногибридное скрещивание.

Правильность решения устно проверяется учителем.

При ответах учащихся учитель следит за их речью, гены не могут быть желтыми, зелеными и пр. Гены - это факторы, обеспечивающие развитие каких-либо признаков.


4.1 Обобщение, закрепление и систематизация знаний проводится при помощи тестовой работы, состоящей из двух заданий (см. приложение).

Правильность ответов устно проверяется учителем.


^ (ЗАДАНИЕ №1.

1.Что такое доминантность и рецессивность?


2.Какие гены называются аллельными? Неаллельными?


3. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?


4. Что такое генотип?


Фенотип?


5. Могут ли организмы с одинаковым фенотипом иметь разный генотип? В каком случае?


6. Как называл Г.Мендель единицы наследственности?


^ ЗАДАНИЕ №2.

1В; 2ВГ; 3В; 4В; 5АБВ;6В.)


5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1 вариант-

За активную работу на уроке, усвоение нового материала и знание ранее изученного выставляются оценки.


2- вариант -"-.





- учащиеся вспоминают, что НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности и, что в основе специфичности лежит разнообразие молекул белка.

-Ответ: - Материальные основы наследственности - ДНК и РНК, и вспоминают, что ГЕНОМ называют УЧАСТОК МОЛЕКУЛЫ ДНК, СОДЕРЖАЩИЙ ИНФОРМАЦИЮ О ПЕРВИЧНОЙ СТРУКТУРЕ ОДНОГО БЕЛКА (ЭТО ЕДИНИЦА ГЕНЕТИЧСКОЙ ИЛИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ)


Ответ: ГЕНЕТИКА - наука о наследственности и изменчивости организмов.

Ответ :- ГИБРИД - это особь, полученная в результате скрещивания генетически различных родительских форм.

Ответ :- ГИБРИДИЗАЦИЯ - это скрещивание особей с контрастными, альтернативными признаками.


Учащиеся внимательно смотрят.


Учащиеся внимательно смотрят СХЕМЫ №1,2, рассказывают об особенностях строения цветка растений семейства Бобовых, о самоопылении этих растений и о чистых линиях.


Учащиеся внимательно смотрят и делают обобщение:

АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ (АЛЛЕЛИ) - это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (цвет, рост и тд.)


НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ - гены, расположенные на одной хромосоме или на гомологичной хромосоме, но на разных участках (локусах)


ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ - хромосомы сходные по строению и несущие одинаковые гены.


Учащиеся записывают в лекционную тетрадь (в Рабочей тетради № 141) СУЩНОСТЬ ГИБРИДОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА И ЗАСЛУГИ Г.МЕНДЕЛЯ:

а)-

б)-

в)-

г)-

д)-

е)-


Учащиеся дают определение - МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ - скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга одной парой взаимоисключающих признаков.

(соответственно- двумя, многими парами)


Учащиеся в группах обсуждают результат опыта Г. Менделя и говорят, что на магнитной доске - доминантный признак - желтый цвет семян, на схеме №2 - доминантным будет признак красный цвет цветка.

Учащиеся дают определение - ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК (лат.dominantus-господствующий) - признак 1-й родительской особи, появляющийся у гибридов 1-го поколения и подавляющий признак другой родительской особи.

РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК -(лат - recessus - отступление, удаление) - признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.


Учащиеся внимательно читают информацию о некоторых доминантных и рецессивных признаках человека, которые передаются от родителей потомкам.


Ответ : зигота - это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом( по одному от каждого родителя).

Учащиеся работают с Рабочей тетрадью - №136.


ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - это организм, имеющий одинаковые аллельные гены.

(АА,аа - особи, не дающие расщепление в поколениях по этому признаку)


ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - организм, имеющий разные аллельные гены. (Аа- особи, в потомстве у которых образуется расщепление по этому признаку)


Учащиеся записывают в тетрадь 1-й закон Менделя - ЗАКОН ЕДИНООБАЗИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ- "При скрещивании двух особей с противоположными признаками все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей".


Учащиеся каждой группы получают инструктивные каточки, работают групповым методом, обсуждают правильность записи условия задач, решения и ответов.


Старшие групп получают тестовую работу, проверяют ее выполнений и самостоятельно выставляют оценки.


Ответ: ДОМИНАНТНОСТЬ - это явление появления у гибридов 1-го поколения признака 1-й родительской особи и подавление развития признака (РЕЦЕССИВНОГО) другой родительской особи.


Ответ: разные формы одного и того же гена, локализованные в идентичных участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (цвет, рост и тд.) - АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ.

НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ- гены, расположенные на одной хромосоме или на гомологичной хромосоме, но на разных участках (локусах).


Ответ: ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА или аа - особи, не дающие расщепление в поколениях по этому признаку)

ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - организм, имеющий разные аллельные гены (Аа - особи, в потомстве у которых образуется расщепление по этому признаку)

Ответ: - ГЕНОТИП - ЭТО СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ГЕНОВ ОРГАНИЗМА.

^ ФЕНОТИП - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ПРИЗНАКОВ И СВОЙСТВ ДАННОГО ОРГАНИЗМА. ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЕНОТИПА И УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.


Ответ: могут - АА и Аа - ФЕНОТИПЫ ОДИНАКОВЫЕ (СХЕМА №2) - красные цветки, а ГЕНОТИПЫ - РАЗНЫЕ - АА и Аа.


Ответ: он назвал их факторами. Любой признак, по Г.Менделю, формируется под влиянием материального фактора.

Фактор, определяющий доминантный признак - А, а рецессивный - а;

- каждая особь - 2 фактора: 1- от матери; другой - от отца;

- при образовании гамет - происходит редукция (УМЕНЬШЕНИЕ) факторов и в каждую гамету - только 1 фактор.


Учащиеся по лекционным тетрадям, карточкам рассказывают, в чем сущность гибридологического метода и заслуги Г. Менделя в открытии законов наследственности. Ставят оценки, полученные на уроке, в дневник.


Учащиеся по инструктивной карточке смотрят, как решаются задачи на моногибридное скрещивание (Задачи №1, №2), анализируют тестовую работу (из двух заданий) и группа учащихся, наиболее активно работавшая на уроке, первая правильной выполнившая эти задания получает звание - "ЕДИНИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ".

Ставят оценки, полученные за урок в дневники.







Похожие:

Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconТематическое планирование по программе Пасечника В. В. Биология. Общая биология. 11 класс (учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М., Дрофа) 102 часа, 3 часа в неделю
Другие факторы эволюции и их характеристика: волны жизни, дрейф генов, генный поток
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconТематическое планирование по программе Пасечника В. В. Биология. Общая биология. 11 класс (учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М., Дрофа) 68 часов 2 часа в неделю
Естественнонаучные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Возникновение эволюционного учения Ч. Дарвина
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconА. Ю. декан биологического факультета, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции
Паритов А. Ю. декан биологического факультета, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства,...
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconУрок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Тема: Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconГуреева Наталья Анатольевна Предмет, класс Биология, 7 класс Дата 25. 02. 2011. Тема урок
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №262 красносельского района санкт-петербурга
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconМостовая Нэля Дмитриевна Класс: 6 Общая тема: Музыка и история Тема урок
Ц2 – знать исторические, культурные события и имена выдающихся личностей, отраженных в музыке
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconРабочая программа по опк (Основы православной культуры) Учебник автора А. В. Кураева 4 класс 2012 2013г Кол-во часов: 34
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Урок по курсу \"общая биология\",10 класс. Тема \"Основы генетики и селекции\"(24 часа) iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов