Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» icon

Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии»



НазваниеМоу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии»
страница1/4
Дата конвертации08.09.2012
Размер0.78 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4


МОУ гимназия №89


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии»


На первую категорию

учитель биологии

Рогачева Светлана Николаевна


г. Тольятти 2005г.


Содержание.

Введение. 3-7

  1. Анализ ситуации. 3-4

  2. Постановка проблемы. 5-6

  3. Цель проекта. 6

  4. Задачи проекта. 6

  5. Ресурсное обеспечение реализации проекта. 6-7

Реализация проекта. 7-41

  1. Планирование реализации проекта. 8

1.1. Планирование образовательных результатов. 13- 19

2. Внедрение профориентационо - педагогических технологий. 19-30

2.1. Профессиональное просвещение. 22-23

2.2. Профессиональные пробы. 23

2.3. Игровая деятельность. 23-25

2.4. Портфолио достижений учащихся. 25-26

2.5. Профориентационные уроки в процессе обучения биологии. 27-30

  1. Достигнутые образовательные результаты 30-41

3.1 Анализ достигнутых образовательных результатов. 30-33

3.2 Результаты анкетирования учащихся 33-36

3.3 Динамика профориентационных установок учащихся. 37-41

Тезаурус. 42-43

Библиографический список. 44-45

^ Приложения. 46-47


Формирование профессиональной мотивации школьников

в процессе обучения биологии.

"Проблема самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни".


С.Л. Рубинштейн.

Анализ ситуации.

Современное общество предъявляет школе новые требования. “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года”, одобренной Правительством РФ, предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся …” [27,с.34]. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся.


Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Введение профильного обучения – одно из важных направлений модернизации российской школы. Создание системы информационной, организационной и педагогической деятельности для профессиональной мотивации школьниками способствует определению ими профиля обучения и выбора сферы деятельности.

С сентября 2003 года в школьную систему было внедрено предпрофильное обучение девятиклассников, направленное на развитие у старшеклассников умения делать сознательный выбор профиля обучения. Однако выбор профиля обучения – это многосложный акт, который предполагает выбор не единственной на всю жизнь профессии, а постоянное проектирование и реальное построение учеником своего профессионального пути. Такое построение возможно лишь на анализе побуждений и интересов школьника, на его личной профессиональной мотивации, на широкой информированности ученика об обстановке на профессиональном рынке труда.

Муниципальная общеобразовательная школа №52 находится в десятом квартале Автозаводского района. В этом микрорайоне есть еще три образовательных учреждения – МОУ школа №71, технический лицей №57, гимназия №89. Школа малокомплектная, количество учащихся составляет 570 учеников. Основная задача работы школы: Воспитание социально адаптивной личности. Основной контингент учащихся школы: дети из неполных, социально незащищенных семей; воспитанники детского дома №10.

Результаты проведенного анкетирования учащихся 9-х и 11-х классов МОУ школы № 52 в октябре 2003 года показали: у 61% учеников низкий уровень сформированности устойчивых интересов к определенной сфере деятельности. У 37% учащихся выражен интерес к 2-4 видам профессиональной деятельности, а у 19% учеников вообще отсутствует мотивация к любой сфере деятельности. 23% школьников не смогли объяснить, почему именно этот выбор они сделали. Только 33% опрошенных имели высокий уровень сформированности устойчивых интересов к одной сфере деятельности. Прослеживается разброс интересов школьников в различных сферах деятельности, т.е. их сфера профессиональной деятельности была определена частично, а сами интересы поверхностны, неустойчивы. Низкий уровень устойчивых интересов к профессиональной деятельности связан с отсутствием у учащихся умения делать обоснованный выбор, то же в отношении 11-классников приводит к возникновению проблем в сфере построения профессиональной карьеры.

Основные причины низкого уровня профессиональной мотивации школьников МОУ школы №52:

- отсутствуют механизмы профессиональной ориентации в старшей школе на основе свободного выбора учащихся и системного взаимодействия школы с вузами, начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, а также промышленными, и другими предприятиями;

-система профессиональной ориентации школьников неэффективна; мотивация выбора рабочих и других необходимых стране профессий недопустимо принижена;

- не всегда проводится систематическая, целенаправленная профориентационная работа, направленная на формирование профессиональной мотивации школьников;

-традиционные формы и методы профориентационной работы устарели, являются неэффективными.
Ориентировка учащихся в сферах деятельности выглядела следующим образом:

• “Человек-человек” - 31%.
• “Человек-техника” – 23%.
• “Человек - художественный образ” -16%.

• “Человек - знаковая система” - 15%.
• “Человек-природа” –8%.

Интерес к сфере деятельности “человек - природа”, предметом труда которой являются объекты живой природы, у выпускников школы был выражен в наименьшей степени – 8%. Одна из причин это - недостаточный уровень сформированности биологической и экологической профессиональной мотивации школьников.

Кроме того, проведенное в 2004-2005 учебном году анкетирование родителей учащихся школы показало, что они не заинтересованы в том, чтобы их ребенок выбрал профессию, связанную с изучением живой и неживой природы.

Постановка проблемы.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточной работе по формированию профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии.

В результате анализа сложившейся ситуации, научнометодической литературы, педагогического опыта выявлены следующие недостатки в работе по формированию профессиональной мотивации школьников:

- существующая система образования недостаточно направлена на выработку у школьников умений самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях;

- мало уделяется внимания связи основ наук и образования в целом с жизнью и практикой, содержанием и характером трудовой деятельности человека;

-не охватываются все возрастные группы учащихся, не учитываются индивидуальные особенности возраста;

- выбор профессии учащимися происходит под влиянием набора случайных факторов, что нередко приводит к разочарованиям из-за ошибки в выборе;

-репродуктивные формы обучения не способны обеспечить формирование профессиональной мотивации школьников, их профессиональных способностей;

^ Отмеченные недостатки усугубляются рядом противоречий, важнейшими из которых являются противоречия между:

-потребностью государства в современных высококвалифицированных специалистах, способных систематично, качественно и последовательно решать существующие проблемы общества, и недостаточной разработанностью педагогических средств, форм и методов, повышающих эффективность процесса формирования профессиональной мотивации школьников;

-необходимостью усвоения выпускниками определенного объема знаний и умений и профессиональным развитием учащихся;

-усвоением теоретических положений биологической науки и пониманием сути происходящих биологических явлений;

-объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе профессиональном, и отсутствуем умений самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях;

-имеющимся уровнем профессионального интереса, интеллектуальной активности и возможностями их реализации.

Данные противоречия послужили основой для темы педагогического проекта, гипотезой которого является следующее предположение: формирования профессиональной мотивации школьников и увеличение индивидуальных показателей сформированности профессионального самоопределения старшеклассников, возможно под влиянием профориентационо - педагогических технологий в преподавании биологии. Данная гипотеза будет подтверждена, если:

- на первый план выдвигать цели развития личности, а предметные знания и умения рассматривать как средства их достижения;

-весь потенциал педагогических технологий направить на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

- работать по формированию профессиональной направленности школьников в системе, на всех ступенях обучения: начальная школа – формирование представлений о мире профессий; основная школа – формирование профессиональной мотивации; старшие классы – определение профессиональных планов и намерений учащихся.


Цель педагогического проекта - сформировать профессиональную мотивацию школьников 10-б класса не ниже допустимого уровня, посредством включения профориентационо - педагогических технологий в процесс обучения биологии.


Задачи педагогического проекта:

    1. Определить профориентационо - педагогические технологии, которые обеспечивали бы формирование профессиональной мотивации школьников на старшей ступени обучения.

    2. Определить формы работы на уроках, помогающие учащимся выявлять свои профессиональные интересы, склонности, определять свои реальные возможности в освоении той или иной профессии, в процессе обучения биологии.

    3. Внедрить профориентационо - педагогические технологии в процесс обучения биологии в 10 – б классе для актуализации процессов и механизмов профессиональной мотивации школьников и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

    4. Отследить динамику профессиональной готовности учеников 10 – б класса к выбору профессии в процессе формирования профессиональной мотивации на уроках биологии.

Методологической основой являются положения педагогической теории о формировании профессиональной мотивации школьников на разных ступенях обучения, основанные на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. «Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии». [26,с.31] Методологическую основу составили: системно – деятельностный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г.Афанасьев, В.Н. Садовский, Э.Г.Юдин, С.Л. Рубинштейн); теория присвоения социально – нравственного опыта индивидом, регулирующем воздействия норм (С.Ф. Анисимов, Д.С.Лихачев); концепции профессионального становления личности (А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова)


Ресурсное обеспечение реализации проекта.

Материально-техническое обеспечение: кабинет биологии, кабинет информатики, компьютер Pentium-2, монитор 15 дюймов «SONY», принтер цветной «HP-960», сканер Acer Sean 620 P-1, ксерокс Nashuatec-3612S-1, проектор EPSON EMP - 30.
Применение на уроках биологии в старших классах технологии «Портфолио достижений».

Кадровое обеспечение: психолог, учитель биологии, учитель информатики, владеющие педагогическими технологиями профориентации в процессе обучения и приемами формирования профессиональной мотивации школьников.

Оздоровительное обеспечение: психолого-педагогическое сопровождение учащихся гимназии.

Нормативно- правовое обеспечение:

  1. Закон РФ «Об образовании» 1992 года. (Федеральный закон от 13.01.1996 года № 12- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании»)

  2. Конвенция о правах ребенка 1993 года.

  3. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  4. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы».

  5. Основные принципы реализации предпрофильной подготовки на территории Самарской области.

  6. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.).

  7. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года № 1756-р.

Методическое обеспечение:

  1. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация для обучения биологии в старших классах. – М.: Мнемозина, 2003.

  2. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.- М.: Педагогика, 1983.

  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.

  4. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации) Омск: Омский пед. Институт, 1976.

  5. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. – М.: Вако, 2005.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998.

  7. Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.

  8. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников (методическое пособие). – М.: Асадема, 2005.


Планирование реализация проекта.

Этапы реализации проекта:

На подготовительном этапе планируется определение моделей профориентационо - педагогических технологий в образовательном процессе. Поиск методов формирования и развития профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии.

Август – октябрь 2003 года.

^ На основном этапе планируется формирование профессиональной мотивации школьников через внедрение профориентационо - педагогических технологий в процесс обучения биологии.

- развитие мотивации школьников к труду вообще и к определенной профессии в частности; - соотношение требований профессии и личных данных школьника; - осуществление школьниками практических проб в интересующей биологической области; - осознание школьниками объективной необходимости выбора.

- динамика готовности учеников к выбору профессии.

2003 – 2004 учебный год.

2004 – 2005 учебный год.

^ На заключительном этапе проводится рефлексия объективного осознанного выбора школьниками будущей профессии.


Анализ изученной литературы показал, что теоретической основой для разработки проблемы проведения профориентационной работы в общеобразовательной школе являются труды известных исследователей: Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Н.С. Пряжникова, А.П. Чернявской и многих других. А.П. Чернявская выделяет метод индивидуальной профориентации как основной и неотъемлемый метод профориентационной работы в средних и старших классах.
Р.Д. Каверина обращает внимание на изучение способностей школьников, которые, по ее мнению, являются основой профориентационной работы.[9] Дубровина И.В. отмечает необходимость начинать профориентационную работу еще в начальных классах и продолжать ее поэтапно на протяжении всего времени обучения ребенка в школе. [5] Исследования С.В. Гриншпун посвящены формированию личностно-делового потенциала у учащихся как основы успешной и эффективной профориентации в школе. Е.А. Климов и Н.С. Пряжников выделяют классификацию основных методов профориентационной работы в школе, причины необходимости ее проведения. Они дают также анализ основных форм и методов профориентационной работы в школе на разных возрастных этапах.[11]

^ Условно можно выделить следующие возрастные этапы

социально-профессионального самоопределения школьников:

первый — 1—3(4)-й классы — пропедевтический. На этом этапе у младших школьников происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности;

второй — 4(5) — 7-й классы — поисково-зондирующий. Здесь формируется профессиональная направленность подростков, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности;

третий — 8—9-й классы. Это период развития профессионального самосознания школьников: сформированности у них личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и собственными реальными возможностями. Для этого учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями по научным основам выбора профессии, которые приобретаются в процессе изучения специальных курсов;

четвертый — 10—11-й классы. Здесь уточняется социально-профессиональный статус учащихся в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Внимание сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии. Целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников (не только формирование профессиональных знаний и умений, но и освоение норм, ценностей конкретного трудового коллектива).

Профориентация в процессе обучения должна быть устремлена, прежде всего, на формирование профессиональной направленности личности учащихся и на развитие профессиональной мотивации.

Психологи рассматривают профессиональную направленность как отдельную сторону личности, включающую в себя систему ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, а так же профессиональные возможности, склонности, интересы, потребности, убеждения, стремления, установки учащихся.

Большинство педагогов отмечают, что интерес – это наличие устойчивой эмоционально окрашенной направленности личности на определенный предмет, определенную деятельность, а применительно к процессу обучения – на успешное овладение школьниками основами определенной науки. Под профессиональным интересом понимают окрашенные положительным эмоциональным тоном отношения человека к определенной профессии, заключающиеся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней. Интерес является важнейшим побудителем любой деятельности, влияющим на эффективность ее протекания.

В исследованиях Н.А. Бакшаевой, А.А.Вербицкого, Ю.Н. Кулюткина, Г.А. Сухобской доказано, что если профессиональный интерес сочетается с познавательным, то учебный процесс протекает более интенсивно, деятельность обучаемых приобретает все более продуктивный характер. Различают следующие виды профессиональных интересов: 1) интерес к содержанию профессиональных знаний; 2) интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике; 3) интерес к получению знаний в результате практической деятельности.

Профессиональный интерес характеризуется большей конкретностью, содержательностью, положительным отношением к учению. В тесной связи с этим понятием находится профессиональное намерение, под которым подразумевается последняя стадия развития профессионального интереса школьника, оформленного в сознании уже как профессиональный выбор. Профессиональные намерения школьников, профессиональные интересы, знания и умения, личностные качества, самовоспитание и самообразование, начальные успехи в трудовой деятельности взаимозависимы и взаимосвязаны. (см. схему №1) Профессиональные способности трактуют как совокупность стойких, хотя и изменяющихся под влиянием обучения и воспитания особенностей личности. Мотивы в психологии принято рассматривать как побудительные причины поведения и деятельности человека. Главную роль в выборе профессии играют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей и целей этой личности.

Мотивы выбора профессии подразделяются на шесть групп:

  • Общая мотивировка;

  • Романтика профессий;

  • Мотивы познавательного характера;

  • Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

  • Ссылка на пример;

  • Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

  • Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

  • Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

  • Мотивация неуверенная, неаргументированная;

  • Никак не аргументированная мотивация.


Особенности мотивационной сферы старшеклассников:

- большая избирательность познавательных мотивов. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими; - интерес к заданиям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности

данного предмета, но и основы наук;

-учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления;

-появление единства процессуальной и результативной мотивации учения;

-развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. Появляется новый познавательный мотив самообразования – стремление к анализу индивидуального стиля своей образовательной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения;

-возрастает роль широких социальных мотивов гражданского долга перед обществом;

-социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с учителем, стабилизируются, возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя;

-некоторое отставание социально нравственного развития, в том числе и социальных мотивов. У современного старшеклассника умственное и физическое развитие чаще всего опережают развитие его нравственной зрелости;

-происходит рождение новых мотивов – профессиональных – за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных, ранее выполнявшихся ими действий (сдвиг мотива на цель). Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотиваций.

Схема №1

Взаимосвязь качеств личности, знаний, умений и навыков,

профессиональных интересов, намерений и направленности школьника.



На сегодняшний день под профессиональной мотивацией школьника понимают совокупность мотивов, побуждающих его к принятию и реализации определенного решения в выборе профессии.

Получается, устойчивый интерес учащихся к предмету биология, с одной стороны может оказать большое влияние на выбор профессии, а с другой, устойчивый интерес к профессии может положительно влиять на развитие познавательного интереса к биологии. Значит, при формировании интереса к профессиям, можно повышать не только уровень знаний учащихся, но и успеваемость в целом.

По мнению доктора педагогических наук Н.Д.Андреевой, процессами становления мотивов и динамикой мотивации можно управлять. Главное, не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей старших классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общей, но устойчивой ориентации. В этот период могут быть обозначены основные направления, по которым в дальнейшем будут формироваться разнообразные мотивы, связанные с отношением к будущей профессии. [1] Как показывают наблюдения, учащимся средних классов одновременно нравятся совершенно разные специальности. В этот период дети обращают внимание только на внешнюю привлекательность профессии, не углубляясь в ее содержание. Поэтому очень важно познакомить учащихся не только с существующими профессиями и специальностями, но и раскрыть содержание труда по различным видам деятельности, их внутреннюю сущность.

  1   2   3   4




Похожие:

Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconВведение 2 Становление и развитие представлений и профессиональном отборе и профессиональной мотивации 3
Западные подходы к вопросам профессионального отбора и профессиональной мотивации 4
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconВозможности интерактивных и мультимедийных средств обучения для оптимизации и мотивации обучения младших школьников серикова Ольга Сергеевна, учитель начальных
Ого Интернета, а также постоянно пополняющаяся школьная медиатека позволяет учителю начальных классов активно применять в процессе...
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconКвартира как экосистема Учитель биологии Моглинской средней школы Токарева Ирина Евгеньевна
Формирование умений самостоятельно добывать знания в процессе групповой организации познавательной деятельности школьников
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconАвтор опыта учитель начальных классов
Формирование этнокультурной компетентности младших школьников в процессе обучения родному языку
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconИнновационный педагогический проект на тему
Разработчик: Шабунина О. П. – учитель биологии высшей категории моу сош №25 с углубленным изучением отдельных предметов городского...
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconФормирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики
Здоровье современных школьников серьезная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование...
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconСамостоятельная работа учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. ( обобщение опыта работы по теме самообразования) Учитель биологии Злынковской сош №1- телкина Елена Николаевна
Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное...
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconПсихолого-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в процессе обучения биологии в школе Извольская Лариса Вячеславовна
Учитель биологии муниципального общеобразовательного учреждения – гимназии №4, город Тула
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconИспользование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний школьников автор опыта
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Моу гимназия №89 педагогический проект «Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии» iconУрок по биологии в 10 классе моу «Гимназия №6» Учитель биологии Танченко Татьяна Сергеевна
Закрепить умение готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений, животных, грибов, выявлять черты их...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов