Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения icon

Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения



НазваниеДиагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения
Дата конвертации02.09.2013
Размер72.56 Kb.
ТипДокументы

Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения


Храмова Ю. А.


МКОУ Папузинская ООШ, Базарносызганский район, Россия


Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в наше время занимает одно из первых мест в работе классного руководителя. Многочисленные этнические и социальные конфликты, терроризм, массовая культура - все это способствует культу насилия в общественном сознании. Рост насилия вызван социально-экономической ситуаций в стране, резким падением общественных нравов, общественной дисциплины. В результате насилие все более глубоко проникает в жизнь семьи, разрушается нравственность, теряется связь поколений, лучшие традиции семейного воспитания, растет детская безнадзорность и беспризорность, формируется уверенность в безнаказанности насилия. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками. Поэтому классному руководителю необходимо определить, подвергается ли ребенок насилию в семье со стороны родителей.

В настоящее время представляется возможным выделить два основных направления работы классного руководителя по защите детей от жестокого обращения: диагностическое и коррекционное. Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.

Задачи.

1  Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие.

2.  Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

^ Диагностика проводится в 3 этапа.

1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывают, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и т. д. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы в адаптации.

2 этап Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть, применяющие детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.


На первом этапе, по результатам наблюдений, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы, а именно: трудности в обучении, неорганизованность, неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми, воровство. Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности классного руководителя нужно воспользоваться модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», проективными рисуночными методиками.

На втором этапе диагностической работы классный руководитель с помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование и опросник Басса-Дарки.

Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. Родителям предлагается оценить по 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка. В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия.

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выражены физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следующей причине. Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотации», «поучения», «критика», «предупреждения» и т.п. Эти способы воздействия на ребенка могут быть про­явлениями вербальной агрессии, а могут и не быть, так как разные родители вкладывают в слова «критика», «предупреждение» различный смысл. То, характерна ли для родителей вербальная агрессия, можно с большей достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы опросника Басса-Дарки. Опросник используется в коротком варианте, включавшем 4 шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это: Шкала 1. Физическая агрессия. Шкала 2. Косвенная агрессия Шкала 3. Раздражение. Шкала 7. Вербальная агрессия.

И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.

Показателями нарушения прав ребенка считаются:

1) высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки.

2) констатация факта использования физических наказаний (оценка частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла, что соответствует их применению "в исключительных случаях" и выше).

По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

Целью третьего этапа диагностической работы классного руководителя является анализ тех родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье.

Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях я предлагаю использовать методику измерения родительских установок и реакций (PARY) и опросник эмоцио­нальной стороны детско-родительского взаимодействия.

Первая методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и де­тализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания. Методика PARY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок, такие, как: предоставление ребенку возможности высказаться, оберегание ребенка от трудностей, подавление воли ребенка, «жертвенность» родителей, строгость родителей, раздражительность родителей, зависимость ребенка от матери.

По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы в программе коррекции родительского отношения. Методика PARY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, которые позволяют характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому эта методика позволяет провести многостороннюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также провести коррекционную программу с опорой на эти сильные стороны.

Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия. Он представляет собой методику, включающую 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Утверждения опросника направлены на выявление следующих характеристик: способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния ребенка, способность к сопереживанию, эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение воздействовать на состояние ребенка.

Работа по диагностике родительского поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, закономерно включает в себя и коррекционный блок. Коррекционная задача классного руководителя состоит в следующем проведение коррекционных занятий с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.

Коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих формах: в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед; в форме анализа конкретной проблемной ситуации; в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста.

Остановимся более подробно на третьей форме коррекционной работы с родителями, испытывающими трудности в воспитании ребенка, условно обозначив ее как тренинг родительской эффективности. Тренинг рассчитан на родителей, имеющих трудности в воспитании ребенка и осознающих их. Оптимально участие в нем обоих родителей. Он помогает освободиться от страхов в воспитании ребенка, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психологическое здоровье ребенка, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании.

В программе тренинга могут быть соединены элементы тренинга коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская), систематического тренинга педагогической эффективности Т. Гордона, психолого-акмеологического тренинга зрелого отцовства и материнства (Н.В. Боровикова), а также психологические техники, направленные на осознание взаимовлияния Я-концепции и процесса формирования гармоничной диады «родитель-ребенок».

В результате прохождения данного вида тренинговых занятий у участников формируются следующие умения и навыки: умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии своих эмоциональных состояний, вызванных взаимодействием с ребенком; внутренняя личностная свобода самих родителей и их собственная интегральная позиция по отношению к жизни; навыки эффективной обратной связи в общении с ребенком; расширение ролевого репертуара родительского поведения.

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.




Похожие:

Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconПрограмма профилактики жестокого обращения с детьми содержит цели, задачи, направления, основные принципы, которыми руководствуется школа в своей работе, включает в себя план мероприятий, направленных на предупреждение случаев жестокого обращения с детьми.
Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconДневник классного руководителя «Дневник классного руководителя»
Рф по организации деятельности классного руководителя: права и обязанности классного руководителя, функциональный контроль, взаимодействие...
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconРабота воспитателя по охране прав ребёнка
...
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconПояснительная записка. Исходя из проблемы школы «Развитие творческого потенциала классного руководителя»
Исходя из проблемы школы «Развитие творческого потенциала классного руководителя», моя работа, как классного руководителя, ведется...
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconПоложение об единых требованиях к плану работы классного руководителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа села Уральского»
План работы классного руководителя- это документ, который обеспечивает жизнедеятельность детско взрослого сообщества класса и упорядочивает...
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconПриказ №204 от 14. 09. 2012 г и №215 от 24. 09. 2012. «О назначении ответственных по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» и«О реализации краевого проекта «Вектора защиты детей» по профилактике жестокого обращения с детьми
Нытвенского муниципального района №204 от 14. 09. 2012 г и №215 от 24. 09. 2012. «О назначении ответственных по профилактике правонарушений...
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения icon«Работа социально-психологической службы образовательного учреждения по вопросу жестокого обращения с детьми»
Категория приглашенных специалистов: социальные педагоги и педагоги-психологи сош
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconЦиклограмма классного руководителя
Предоставление отчета о своих должностных обязанностях как классного руководителя
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconПротокол № от 2012 г
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Диагностическая работа классного руководителя по защите детей от жестокого обращения iconРоль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребёнка Выступление в рамках рмо классных руководителей Тема: «Деятельность классного руководителя для создания условий развития и самореализации личности ребёнка»
Как говорил один умный человек: «Самопознание есть путь к самосовершенствованию». И роль классного руководителя – создать условия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов