Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова icon

Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова



НазваниеАвтор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова
страница1/3
Дата конвертации02.09.2013
Размер475.53 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»












Обсуждено на заседании

методического объединения

протокол № ____ от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________


Руководитель М/О ________________


Составитель

^ С. И. Щербунова заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории

Утверждено педагогическим

советом протокол № ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____ от ______________


Директор школы __________ Г.И.Макаренко


Новокузнецк

2006


^ Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной

работе, учитель физики высшей квалификационной категории

МВ(С)ОУ «ВСШ № 1»


^ Рецензенты: Т.П.Грибоедова, кандидат педагогических наук, заведующая

кафедрой теории и методики воспитательной работы муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» г.Новокузнецк


Г.П.Саварина, старший преподаватель кафедры теории и методики воспитательной работы муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» г.Новокузнецк


В программе представлен опыт преподавания основ искусств по живописи и музыке на занятиях кружка эстетического воспитания в вечерней школе, реализуется в МВ(С)ОУ «ВСШ № 1»г.Новокузнецка Кемеровской области.

Программа востребована для учреждений данного типа.


Аннотация

Данная программа предназначена для обучающихся — воспитанников ве­черней школы от 14 до 18 лет и старше. Особенности вечерней школы позво­ляют получить молодёжи нравственно- духовную основу для своего дальнейшего развития в большей мере на внеклассных занятиях.


Знакомство учащихся с изобразительным искусством в дневной школе осуществлялось, главным образом, на уроках рисования. Некоторые сведения даются в процессе преподавания истории и литературы, ввиду ограниченно­сти во времени, этого явно недостаточно, поэтому появился кружок изобра­зительного искусства и музыки "Как прекрасен этот мир..."

Опыт нашей школы показывает, что, несмотря на необязательный харак­тер внеклассных занятий, учащиеся охотно их посещают. Благодаря воспри­имчивости детей к прекрасному, их не приходится принуждать к изучению искусств.

Благоприятный результат этого изучения всецело зависит от подготовки учителя и его умения вести занятия интересно, с душой.

В содержании программы дано последовательное знакомство с жизнью и творчеством различных художников и композиторов, которое будет способ­ствовать развитию у детей представления о многообразии художественной и музыкальной культуры, созданной человечеством.

"Воспитание есть питание всем возвышенным и утончённым", - гово­рит восточная мудрость.


Пояснительная записка.


^ Наука может уничтожить гору Эверест

Или даже ликвидировать Луну.

Но она не может сделать хоть

чуточку добрее человеческое сердце.

Здесь начинается роль искусства.

В. Солоухин.


Реформа 1992 года, радикально меняя социально-политические основы российского образования, пошла всецело по линии прежней школы- «школы учебы». Свойственная советской школе недооценка специфических средств и целей воспитания (в отличие от обучения) была доведена до полного отрицания необходимости воспитания в школе

Следствием этого стал бурный рост социальной патологии в детской и молодежной среде. Возник «мощный дестабилизирующий фактор длительного действия, который угрожает социальной безопасности» (по определению Министерства образования). Как только в 1992 году был принят Закон «Об образовании», школы очень быстро сориентировались: все неугодные дети по «собственному» желанию или по желанию родителей были выкинуты на улицу. А уже в следующем 1993\94 учебном году в колонии попало более 50% ребят, нигде не работающих и не обучающихся (для сравнения в 1992 подобных ребят было всего 13%). По официальным данным, в России более 700 сот тысяч беспризорных, а по уточненным – около 4 миллионов, 24 тысячи детей числятся пропавшими.

На фоне этой глобальной озабоченности именно школа должна стать стабилизирующим фактором и основным государственным институтом, обеспечивающим профессиональное общественное воспитание подрастающего поколения.

На сегодняшний день имеет место и еще одна статистика: социальное, материальное и имущественное расслоение детской среды обусловило появление новой школьной популяции: «дети рынка», Прежняя установка на массовое включение вчерашних школьников в общественное производство сегодня не имеет смысла.

К тому же, многие семейные и трудовые традиции отцов разрушены, отношение к образованию стало выборочным, коммерциализация вузов сделала знания товаром, школу ориентируют на максимальное удовлетворение запросов семьи, причем, семьи обеспеченной материально. Этот факт подтверждает изучение контингента вечерней школы - учебные неудачи их подавляющего большинства в массовой школе во многом предопределены неблагополучной семейной ситуацией. В сочетании с конфликтностью сложившейся школьной жизнью эти факторы приводят к отторжению определенной части подростков от школы. В этой связи вечерняя школа выполняет не только важнейшие компенсаторные функции, которые были у нее всегда, но и реабилитационные. Социальная и психолого-педагогическая поддержка незащищенных ребят и «трудных» подростков из неблагополучных семей, становится чуть ли не одной из главных ее задач. Образование – это основной путь развития личности, но оно бесполезно и даже вредно без воспитания, без управления развитием, без освоения общечеловеческих ценностей требующих особого подхода, профессионализма, душевной щедрости. Путь приобщения к культуре, к общечеловеческим ценностям – это процесс деликатный и тонкий.

И один из реальных способов достижения цели представляется нам в постижении искусств, поскольку именно искусство отрывает человека от обыденности, приобщает к высокому, утончает внутренний мир. Если рядом с растущим человеком с первых дней присутствует искусство в различных его проявлениях, то человек приобретает одно из главных преимуществ – духовность.

Миссия вечерней школы на современном этапе – возрождение духовности. Активное включение воспитанников в процесс познания мира, в ценностное его содержание способствуют проникновению в эти процессы и трансформируются в переживания высокого духовного порядка и, в конце концов, становятся достоянием личности. Через прекрасное – к доброму. Воспитанники вечерней школы имеют слабое представление об искусстве. Чаще их жизнь сопровождало, наоборот, безобразное. Сложившиеся негативные стереотипы прочно обосновались в их сознании. Поэтому цель данной программы является возрождение духовности социально незащищенных детей посредством эстетического воспитания.


Программа состоит из 200 часов, 6 модулей (разделов)

Предлагаемая программа способствует реализации общей цели школы — гуманизации образовательной среды. В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

1.Сформировать потребность в эстетическом воспитании посредством создания комфортной эмоциональной среды.

^ 2.Приобщить обучающихся к культурным ценностям, российским и зарубежным.


Для оценки достижений учащихся-воспитанников используются следующие виды и формы контроля:

• тест (стартовый)

• художественная гостиная;

• персональные выставки рисунков обучающихся - воспитанников (в помещении МВ(С)ОУ «ВСШ № 1»)

• участие в районных, городских, областных конкурсах рисунков по различной тематике;

• круглый стол;

• музыкальная гостиная;

• посещение Новокузнецкого Художественного музея (экскурсия),

посещение художественных выставок ДТС (Дом творческих союзов)

• выпуск бюллетеней по творчеству композиторов и художников

• художественно-музыкальная композиция.


Тематическое планирование учебного материала


Всего часов: 200, в неделю - 6 часов

^ Виды и формы контроля: Количество:

Художественно-музыкальная композиция 2

Художественная гостиная 2

Музыкальная гостиная 1

Персональные выставки рисунков 3

Экскурсия 3

Бюллетень 9

Круглый стол 1


^ Тематический план




п/п

Название раздела

Количество

часов

I

Введение в мир прекрасного

5

II

Эпоха, которая породила титанов

40

III

Мастера западноевропейского искусства

50

IV

Избранные страницы русской живописи

70

V

Избранные страницы музыки

30

VI

Заключение (обобщение) курса

5



^ Содержание курса.


  1. Введение в мир прекрасного.


История искусств. Понимание искусства, его сущность. Значение искусства для развития личности.

Если рядом с растущим человеком от первых его дней и, далее во взрослой жизни до последних дней присутствует изобразительное искусство в разных его проявлениях, то человек приобретает следующее:

  1. высоко развитый вкус;

  2. развитие потребностей художественных впечатлений;

  3. значение и понимание искусств и их памятников;

  4. органическую потребность художественного творчества;

  5. счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного;

  6. деятельную доброту к окружающим;

  7. способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи;

  8. чувство единства всего общечеловеческого;

  9. растущую жажду знаний;

  10. эрудицию;

  11. самостоятельное мышление;

  12. интеллектуальную независимость;

  13. жажду творчества во всей жизни.


Форма контроля:


1. Стартовый тест – определение уровня знаний по искусству и музыке.


  1. Эпоха, которая породила титанов.


Возрождение (Ренессанс) – величайший прогрессивный переворот. Расцвет искусства. Знакомство с Золотым веком итальянского Возрождения.

Боттичелли. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело Буонарроти. Тициан. Гуманизм – передовая идеология эпохи Возрождения. Вера в безграничные возможности человека. Особенности изображения личности. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Начало нового высшего этапа в итальянском искусстве – эпохи Высокого Возрождения. "Тайная вечеря", "Мадонна Бенуа", " Мадонна Литта", " Мадонна в гроте", "Джоконда", "Портрет дамы с горностаем".

Рафаэль Санти (1483-1520). Многогранность, тонкие оттенки в трактовке образа женщины – матери. " Мадонна делла седиа", "Парнас", "Афинская школа", "Сикстинская мадонна". Творчество Рафаэля – период высшего расцвета искусства Высокого Возрождения.


Форма контроля:

  1. Художественная гостиная.

  2. Бюллетени о творчестве художников: " Рафаэль ", " Леонардо да Винчи "




  1. Мастера западно–европейского искусства.




  1. Культура Фландрии в ХVII веке: Рубенс, Рембрандт

Питер Пауль Рубенс – гениальный художник, историк – гуманист. Один из самых образованных людей Европы, написал около трёх тысяч картин и этюдов. Знакомство с картинами "Вакханалия" (1615), "Возрождение Дианы с охоты" (1617), "Персей и Андромеда" (ок.1621), "Автопортрет с Изабеллой Брандт" (1626), "Вирсавия" и др.

Рембрандт Гармес ван Рейн – блестящая глава в истории ХVII века. Знакомство с картинами "Флора" (1634), "Даная" (1636), "Святое семейство" (1645), "Возрождение блудного сына" (1669) и др.


  1. Искусство Испании: Эль Греко, Веласкес.

Эль Греко – пример субъективного восприятия мира. Знакомство с картинами "Сошествие св. Духа" (1613), "Вознесение Марии" (1613), "Апостолы Пётр и Павел" (1614), "Вид Толедо" (1614) и др.

Диего де Сильва Веласкес – величайший испанский "живописец правды". Знакомство с картинами "Христос в доме Марфы и Марии" (1621), "Вакх"(1629), "Сдача Бреды" (1635), "Пряхи"(1657) и др.


  1. Искусство Франции ХVII- ХХ веков.

а) Высокий подъём культуры ХVII века.

б) Краткая характеристика творчества: Пуссен, Шарден, Энгр, Коро, Домье, Курбе.

в) Искусство импрессионистов, неоимпрессионистов, постимпрессионистов


Импрессионизм – художественное направление, возникшее во Франции в последней трети ХIХ века.

  1. Импрессионизм: ^ Эдуард Мане (1832-1883), Клод Оскар Мане (1840-1926), Камиль Писсоро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917).

Импрессионизм в скульптуре – Огюст Роден (1840-1917). "Граждане Кале", "Мыслитель", "Врата ада". Завещание Родена.

  1. Неоимпрессионизм: Суть метода. Жорж Сёра (1859-1891); Поль Синьяк (1863-1935)

  2. Постимпрессионизм. Это течение было тесно связано с импрессионизмом и смогло проявить себя в пору заката. Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903), Анри де Тулуз – Лотрек (1864-1901). Знакомство с картинами всех выше названных художников по имеющимся в наличии иллюстрациям.


Форма контроля:


      1. Художественно – музыкальная композиция.

      2. Выпуск бюллетеня "Импрессионисты".

      3. Экскурсия в Художественный музей

  1. Избранные страницы русской живописи.




  1. Русское зодчество ХII – ХIII веков: "Зерно, ознаменовавшее сложение русского национального государства". Представители: Феофан Грек и Андрей Рублёв - украшение живописью Благовещенского собора в Московском Кремле (иконостас); Андрей Рублёв – роспись Успенского Собора во Владимире, Троицкого собора Сергиева монастыря.




  1. Русское искусство во второй половине ХVIII века.

    1. Екатерининский Царскосельский дворец Растрелли.

Кремлёвский дворец Баженова.

    1. Дмитрий Григорьевич Левицкий – "весёлый маскарад смешных людей позднего рококо, пленивший художника нарядностью костюмов". Портретная живопись прославила русское искусство конца ХVIII века и подняла его до высот, на которые поднимались редкие портретисты Европы.

    2. Фёдор Степанович Рокотов – самое замечательное явление русской художественной культуры ХVIII века. Оно смело утверждает право человека на достоинство, свободу и красоту.

    3. Владимир Лукич Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной (1797) – самое поэтическое произведение. Самое основное и существенное в творчестве Боровиковского - стремление раскрыть красоту человеческих чувств.




  1. Русский классицизм начала ХIХ века:

Орест Адамович Кипренский "Портрет отца" (1804), " Портрет Е.В.Давыдова" (1809), двоюродного брата Дениса Давыдова, "Портрет А.С.Пушкина" (1827), "Автопортрет" Кипренского украшает галерею Уффицы (Флоренция) – честь первого русского художника.

Василий Андреевич Тропинин – выдающийся русский живописец – портретист и рисовальщик. "Кружевница" (1823), "А.С.Пушкин" (1827) и др.

Алексей Гаврилович Венецианов. Ему принадлежит заслуга выдвинуть бытовой жанр как самостоятельный и полноправный вид живописи в русском искусстве. "Гумно", "На пашне. Весна ", "Захарка" и др.

Карл Павлович Брюллов – "Карл Великий", живописец, акварелист и рисовальщик. "Портрет Ю.П.Самойловой", "Последний день Помпеи" (1833) и др.

Александр Андреевич Иванов – "глубокая жажда истины и просвещения... Дивная, младенческая чистота души, трогательная наивность, исполненная невинности и благородной искренности..." "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" (1834), " Явление Христа народу" (1833-1857) и др.

Павел Андреевич Федотов – характерное критическое отношение к тогдашней действительности – источнику фактов, явлений и типов, нуждавшихся в сатирическом осмеянии. Родоначальник критического реализма. "Сватовство майора" (1848), "Завтрак аристократа" (1849) и др.

Василий Григорьевич Перов – художник – реалист, один из организаторов Товарищества передвижных выставок. Утверждение демократических идеалов, новых народных тем. "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861), "Проводы покойника"(1865), "Тройка" (1866) и "Рыболов", "Охотники на привале", "Автопортрет" (1870), "Портрет А.Островского", "Портрет Ф.М.Достоевского" и др. Выход из Товарищества передвижников. С 1871 г. – профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества.


Форма контроля:


1.Персональные выставки рисунков обучающихся – воспитанников (в помещении школы).

2. Участие в районных, городских, областных конкурсах рисунков;

3. Выпуск бюллетеня "Русским художникам посвящается..."


  1. Художники - передвижники:

Первая выставка 28 ноября 1871 г. "Всё это неслыханно и невиданно, всё это новизна поразительная!" (В.В.Стасов).

Иван Николаевич Крамской - председатель правления Товарищества передвижников. "Христос в пустыне" (1872), "Портрет Л.Толстого", "Портрет И.И.Шишкина", "Неизвестная" и др.

В.Е.Маковский (брат К.Е.) – изумительная типическая правда. "Свидание", "Выговор", "Секрет", "В передней" и др.

К.Е.Маковский – "красоты древнерусского быта", занимательные сюжетные холсты. "Боярский свадебный пир", "Поцелуйный обряд" (1895) и др.

Николай Николаевич Ге – важнейшая веха на пути развития исторической живописи. "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871)

Алексей Константинович Саврасов - "мир высокой поэзии". Картина "Грачи прилетели". "А душа есть только в "Грачах"(И.Н.Крамской). Другие картины А.С.Саврасова: "Лосиный остров в Сокольниках", "Просёлок", "Сельский вид", "Осень", "Дворик" и др.

Иван Иванович Шишкин. "Лесной богатырь - художник". "Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа" (И.Н.Крамской). "Утро в сосновом лесу". "Рожь" – художественный символ России. "Рубка леса", "Лесные дали", "Дебри", "Сосновый бор", "На Севере диком...", "Корабельная роща" – картина–завещание. Холсты Ивана Шишкина – веха в становлении национального искусства.

Фёдор Александрович Васильев – "необыкновенно музыкальная натура" (И.Репин). "Оттепель", "Мокрый луг", "После грозы" и др.

Архип Иванович Куинджи – необыкновенно поэтическое чувство и взгляд на пейзаж. "Лес", "Берёзовая роща" и др.

Василий Дмитриевич Поленов – изящный, элегантный живописец. "Московский дворик", "Бабушкин сад", "Христос и грешница" и др.

Илья Ефимович Репин. "Бурлаки на Волге"(1870-1875). И.Репин – "богатырь русской живописи" (Стасов) "Не ждали"(1884), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Портрет М.П.Мусоргского", "Портрет Л.Н.Толстого" и др.

Василий Иванович Суриков – вера в русский народ, в его неисчерпаемые силы, выражение национального духа и стиля ушедшего времени. "Меншиков в Берёзове", "Утро стрелецкой казни" (1881), "Боярыня Морозова"(1887), "Взятие снежного городка"(1891), "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы".

Виктор Михайлович Васнецов – зачинатель нового течения в исторической живописи. "Битва славян со скифами"(1881), "Витязь на распутье" и др. Первооткрыватель древнего русского искусства, самобытного народного творчества. "Богатыри" (1898) и другие картины.

Исаак Ильич Левитан. "Царит весны таинственная сила". Пейзажи Левитана 90-х годов. "Март" – один из самых поэтичных русских пейзажей ХIХ века. "Весна. Большая вода", "Над вечным покоем" – гимн мудрости, трагедии и бессмертия всякому сущему на этой земле. "Озеро", "Вечерний звон". И.И.Левитан, ученик Поленова и Саврасова, друг Чехова, - выдающийся русский пейзажист, навеки связавший величие и скромность спокойных полей, тихих речек, щемящих закатов.


Форма контроля:


      1. Художественная гостиная.

      2. Бюллетени: "Царит весны таинственная сила";

"Лесной богатырь - художник";

"Мир высокой поэзии".


  1. Русское искусство на рубеже ХIХ - ХХ веков:

Константин Алексеевич Коровин – "русский импрессионист", блестящий живописец, влюблённый в красоту жизни, передавший в своих картинах богатство окружающего мира. "У балкона" (1886) и др.

Василий Александрович Серов – прославленный портретист, крупнейший реалист, блестящий психолог. Артистизм – слово, более всего подходящее к живописной манере Серова. "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещённая солнцем" (1888). Создание портретной галереи, рисунки к басням и другим произведениям.

Михаил Александрович Врубель – замечательный русский живописец, романтик, символист. "Гадалка", "Царевна Лебедь", "Портрет Мамонтова" и др.

Андрей Петрович Рябушкин – художник народной жизни. "Московская улица ХVII века" (1896), "Семья купца" (1897), "Едут" (1901), "Свадебный поезд в Москве" (1901) и др. Слияние воедино красоты внешнего бытового уклада и гармонии внутренней жизни.



  1. Художественное объединение "Мир искусства":


Борис Михайлович Кустодиев.


Б.М. Кустодиев. "Вечно живая Русь".

Крупнейший русский художник. Искусство Кустодиева глубоко национально, оно несёт в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. "Красавица" – воплощение стиля художника. "Русская Венера" - подлинный гимн жизни. Знакомство с другими картинами художника серии "Русь".


Б.М. Кустодиев и Ф.И.Шаляпин.

Лучше Кустодиева суть шаляпинского таланта и шаляпинской натуры не передал никто.


Б.М. Кустодиев. Масленица.

Красота русской природы, народные обычаи, душевная широта русского человека в картинах художника. "Масленица" (1914), "Масленица" (1916)


  1. Русское искусство на рубеже ХХ века:


Кузьма Сергеевич Петров – Водкин. "Купание красного коня" – одна из самых значительных картин начала ХХ века. Красный конь для художника – это своеобразный символ, полный смысла. Это фантастическая реальность – выдуманная, но предстоящая перед вами именно как реальность. "Петроградская мадонна", "Тревога. 1919 год", "Черёмуха в стакане", "А.Ахматова" и др. картины.

Живописец, заслуженный деятель искусств РФ, Мастер не подражал традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, а использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия - красоту, гармонию, чистоту.


Форма контроля:


1. Художественно – музыкальная композиция.

2. Бюллетени: "Вечно живая Русь";

"Купание красного коня".

3. Экскурсия в Художественный музей.



  1. Избранные страницы музыки.


Введение: Как понимать музыку. Прекрасная, безграничная область человеческой культуры. Океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества.

^ Портреты композиторов. Репин, Серов, Суриков, Крамской, Владимир Маковский и многие другие русские художники не только любили музыку, но и великолепно разбирались в ней.

^ Портрет Римского – Корсакова, с успехом показанный В.А.Серовым на 27-й передвижной выставке, относится к плодотворнейшему периоду творчества мастера.

Творчество Римского – Корсакова. Знакомство с краткой биографией и основными произведениями композитора: "Псковитянка", "Снегурочка", "Садко", "Моцарт и Сальери" и др.

^ Портрет М.П.Мусоргского (И.Репин). Репин писал своего друга незадолго до его кончины. Портрет М.П.Мусоргского вызвал восхищение главы передвижников Крамского, сразу оценившего живописное мастерство Репина. – "...одно из величайших созданий всего русского искусства" (Стасов).

^ Жизнь и творчество М.П.Мусоргского.

Репин и Мусоргский.

"Могучая кучка". Основные произведения: "Женитьба", "Борис Годунов", "Хованщина" (одна из самых впечатляющих хоровых сцен в опере – стрелецкая казнь, предвосхищающая по теме картину Сурикова "Утро стрелецкой казни") – новая, высшая ступень в развитии музыкального языка Мусоргского. "Картинки с выставки" и др.

Людвиг Ван Бетховен.

"Музыка должна высекать огонь из души человеческой". Биография и творчество. Основные произведения: избранные сонаты (№ 14,8,23,24), избранные симфонии (№ 5,8,9), концерт № 5, опера "Фиделио" и др.

"Бетховен учит прямоте и искренности... Всем, что есть лучшего во мне, я обязан Бетховену... " (Ромен Ролан)

Вольфганг Амадей Моцарт

Гениальный композитор. Яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение, поразительные и единственные результаты. "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина, опера Римского – Корсакова. Избранные произведения сонатно – симфонической музыки. Краткая биография и творчество. "Реквием". Оперы: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" и др.


Форма контроля:


1. Музыкальная гостиная.

2. Бюллетень: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой"



  1. Заключение. (Обобщение курса)


Если вам удастся постигнуть величие большого искусства, освоить чудесные и несметные сокровища музыки,- ваш труд окупится сторицей, и вы испытаете великую, ни с чем не сравнимую духовную радость.

Знакомство с изданием – журналом "Русские музеи. Уникальные коллекции". Коллекция народной иконы из Новокузнецкого Художественного музея (Москва и Австрия).

Альбом "Русская живопись" из собрания Новокузнецкого Художественного музея. (Изд-во "Белый город").


Форма контроля:


1. Круглый стол "Как прекрасен этот мир".

2. Экскурсия в Дом творческих союзов или в Художественный музей.


Перечень требований к знаниям и умениям учащихся.

  1   2   3




Похожие:

Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconТолстов Сергей Павлович, 1950 года рождения, заместитель директора по иоп и учитель информатики и физики первой квалификационной категории
Общий трудовой стаж 37 лет, стаж педагогической работы 37 лет. Занимаемые должности: учитель математики и физики, учитель информатики...
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconПоташкин Николай Анатольевич, 1978 года рождения, заместитель директора по икт и учитель информатики и физики первой квалификационной категории
Общий трудовой стаж 11 лет, стаж педагогической работы 10 лет. Занимаемые должности: учитель физики, информатики, математики, учитель...
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconИсследовательская работа по теме: «Работы М. В. Ломоносова в области физики»
Перекрестова Г. В., учитель физики высшей квалификационной категории
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconУчитель химии высшей квалификационной категории Савинова И. В., учитель биологии высшей квалификационной категории Хлобыстова Н. З. Моу «Заволжская сош»
Цель урока: показать взаимосвязь естественных наук, их значимость для наиболее полного изучения апк
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconАвторы: учитель химии высшей квалификационной категории Савинова И. В. учитель биологии высшей квалификационной категории Хлобыстова Н. З. Моу «Заволжская сош»
...
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconПротокол № Директор школы (Головин А. В.)
Зверева Т. А. – заместитель директора по научно-методической работе, заместитель руководителя высшей категории
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconПротокол заседания №2
Козловская С. Г., директор школы; Голышева С. А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Румянцева Е. Е., заместитель...
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Первый этап Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна
Автор-составитель заданий: Бурчак Светлана Анатольевна, учитель физики, высшей квалификационной категории, моу сош №33 г. Комсомольска-на-Амуре...
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Первый этап. Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна
Автор-составитель заданий: Бурчак Светлана Анатольевна, учитель физики, высшей квалификационной категории, моу сош №33 г. Комсомольска-на-Амуре...
Автор: С. И. Щербунова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики высшей квалификационной категории мв(С)оу «всш №1» Рецензенты: Т. П. Грибоедова iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Первый этап Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна
Автор-составитель заданий: Бурчак Светлана Анатольевна, учитель физики, высшей квалификационной категории, моу сош №33 г. Комсомольска-на-Амуре...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов