Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа icon

Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа



НазваниеПрограмма основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа
страница1/15
Дата конвертации16.10.2013
Размер2.54 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Образовательная программа основного общего образования

МБОУ СОШ №46 г. Воронежа


Основные разделы программы
  1. Пояснительная записка………………………………………………........2

  2. Цели образования основного общего образования, планируемые образовательные результаты и система оценки их достижения…………………………………………………………………8


  3. Особенности предметного содержания учебных программ основной образовательной программы основного общего образования……….31

  4. Базисный учебный план …………………………………………............41

  5. Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельностях при реализации основной образовательной программы основного общего образования……….45

  6. Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего образования…………………………………….......................80

  7. Система условий реализация основной образовательной программы113
^

Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП), определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



ООП основного общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и ставит своими целями:

  • создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся;

  • организацию образовательной среды как многополюсной с определением динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе

Для достижения целей ООП основного общего образования необходимо решить целый ряд педагогических и образовательных задач:

  • подготовить школьников к обучению в старшей школе;

  • сформировать ключевые компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;

  • осуществить индивидуализацию обучения через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;

  • организовать легальную поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;

  • способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечить их эмоционального благополучия;

  • помочь подросткам овладеть грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);


При реализации основной образовательной программы достижение указанных целей и задач предполагает создание условий и предоставление возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий:

  • инициативной пробы самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции в индивидуальных образовательных траекториях учащихся);

  • произвольного соотнесения выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);

  • произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);

  • координации предметных способов и средств действий между отдельными учебными предметами, а также между предметными областями;

  • самостоятельного владения различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;

  • адекватной оценки собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).


ООП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.


ООП прежде всего опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:

- наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи;

- способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;

- сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;

- освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;

- наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

- желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не достает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

Также основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, которые включают в себя:

- возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;

- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;

- становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач

- субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;

- общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения;

- проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты;

- пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений;

- появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое.


^ Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:

первый этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;

- второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;

- раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;

  • создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников


^ Реализация ООП основной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности подростков:

  • совместной распределенной учебной деятельности в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);

  • совместной распределенной проектной деятельности, ориентированной на получение социально значимого продукта;

  • исследовательской деятельности в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;

  • деятельности управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);

  • творческой деятельности (художественной, технической и др. видах деятельности);

  • спортивной деятельности, направленной на построение образа себя, самоизменение.

Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса.


Основная образовательная программа основного общего образования является программой действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных данной программой результатов и предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся;

- развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему кружков, клубов, секций, с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;

- овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

- формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;

- организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;

- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

- формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

- формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- обновление содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;

- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

- эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.


Примерная основная образовательная программа основного общего образования содержит три основных блока:

^ Целевой блок задает общее назначение программы, диагностичную формулировку целей (результатов) реализации основной образовательной программы основного общего образования и способы определения их достижения.

^ Первый раздел ООП включает:

- цели и задачи основного общего образования;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

^ Содержательный блок задает общее содержание образования и включает в себя еще четыре раздела, ориентированных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

^ Второй раздел связан с описанием содержания, способов организации образовательного процесса на двух этапах построения подростковой школы (5-6 и 7-9 классы).

^ Третий раздел связан с описанием особенностей предметного содержания подростковой школы и имеет в приложении к ООП набор предметных учебных программ дисциплин, курсов, образовательных модулей.

^ Четвертый раздел связан с описанием особенностей содержания учебной деятельности в разных формах (урочной и внеурочной) в подростковой школе, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности, применение универсальных учебных действий, включая использование информационно-коммуникационных технологий. Приложением к ООП являются отдельные программы по развитию учебной деятельности в подростковой школе (программа универсальных учебных действий), по учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, по формированию и развитию компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

^ Пятый раздел связан с особенностями построения воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. В приложении к ООП имеются программы: программы духовно-нравственного развития и воспитания; формирования культуры экологической, здорового и безопасного образа жизни; социализации и профессиональной ориентации обучающихся.

^ Инструментальный (организационный) блок задает механизм реализации всех вышеперечисленных разделов ООП и включает в себя еще три раздела. Таковым механизмом является учебный план основного общего образования, который обеспечивает реализацию программы в единстве учебной и внеучебной деятельности, урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

^ Шестой раздел посвящен учебному плану, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители). Вариативная часть включает в себя разные виды детских деятельностей и их формы.

К внеурочным формам освоения содержания предметных областей относятся: экскурсия, образовательное путешествие, игры-состязания (викторина, конкурсы, математический бой, интеллектуальная игра и т.д.); спортивные соревнования; дидактический театр, тренировки и репетиции, мастерская, консультация, лаборатория, полевые исследования, учебный проект, практики, деловая игра, дебаты.

К формам организации внеучебных видов деятельности относятся: школьные кружки; секции (спортивные), клубы, конференции, научные школьные общества; соревнования, поисковые и научные исследования; общественно-полезные и социальные практики.

^ Седьмой раздел содержит условия реализации основной образовательной программы.

Система условий учитывает организационную структуру МБОУ СОШ №46, а также его взаимодействие с социальными партнерами :Детская школа искусств №12( посещают 32% обучающих),ДЮСШ №12 (посещают 24% обучающихся),ЦДОД «Созвездие» (посещают 18% обучающихся),МУК «Подгорное» посещают 21% обучающихся),Военно-патриотический клуб «Пластун» (посещают 8% обучающихся).

Описание системы опирается на локальные акты образовательного учреждения, нормативно-правовые акты муниципального, регионального, федерального уровней.

Система содержит: описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; контроль над состоянием системы условий; мониторинг реализации ООП и вопросы управления этой программой.

^ В восьмом разделе основной образовательной программы представлен перечень терминов и понятий, которые используются в тексте программы.


Раздел 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconПрограмма среднего (полного) общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа
Моу сош №46 г. Воронежа, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, на основе...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconОбразовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования мкоу сош №2 ст. Зеленчукской в соответствии с требованиями Стандарта...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconУтвержда ю директор мбоу сош №23
Настоящий Порядок приема детей в мбоу сош №23 регламентирует прием детей Российской Федерации в федеральные государственные общеобразовательные...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconПлан-график подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, единого государственного экзамена Мбоу «Сош с.
Мбоу «Сош с. Красноармейское Калининского района Саратовской области» в 2012/2013 учебном году
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconРабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики
Учебная рабочая программа по физике в 8-9 классах Петровского филиала моу сатинской сош составлена на основе примерной программы...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconРегламент мбоу «Рождественская сош» по предоставлению муниципальной услуги
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconРабочая программа по технологии разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по технологии
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconПлан методического сопровождения фгос ООО в мбоу «Светлинская сош» на 2 полугодие 2012/2013 учебный год
Ознакомление учителей основной школы с нормативным и учебно-методическим обеспечением фгос (Концепция фгос основного общего образования,...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconОсновная образовательная программа начального общего образования (2 – 4 классы) основного общего образования (5 – 9 классы) среднего общего образования (10 – 11 класса)
Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования...
Программа основного общего образования мбоу сош №46 г. Воронежа iconПротокол №1 от 27. 08. 2012 года директор мбоу марьевской сош О. И. Моисеева
Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов