Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) icon

Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе)



НазваниеСочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе)
Дата конвертации02.09.2013
Размер67.89 Kb.
ТипСочинение

Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе).

Советы учащимся для выполнения задания С 2.1

Задание С2.1 – это сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Значит основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет это вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.

^ 2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. (Например, «Без знаков препинания обойтись нельзя»).

3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний. (Например, знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность предложений).

^ 4. Перечитайте текст.

5. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

^ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.

Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

^ В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

^ 7. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

8. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал о важности знаков препинания…»).


9. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Вступление

Введение в тему, сообщение о реплике героя иллюстрации или текста.

Основная часть

Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления.

^ 11. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

12. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

 

Примерные образцы сочинения на лингвистическую тему

 

Шаблоны для С2.1

 

^ 1. Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

 

^ 2. Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

^ Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не совсем ясен.

 

^ 3. Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

^ Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не совсем ясен.

 

^ 4. Зачем нужна пунктуация?

   Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

   Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

   Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

 

^ 5. Зачем нужна орфография?

   Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

   Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …  

   ^ Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

 

Роль  архаизмов в речи

Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?

^ Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

^ Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

 

Роль однородных членов предложения в речи.

Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.

^ Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.

В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.

^ Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

 

Роль риторических вопросов в тексте.

 

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стиле, для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

^ Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.

 

 

Роль вводных слов и предложений.

 

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

^ Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).

А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).

^ В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

 

Роль средств выразительности в речи.

 

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.

Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной.

Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.

Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. ( по данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют).

Без выразительности, речь была бы убогой и не выразительной.

 




Похожие:

Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconЧины и награды персонажей в русской литературе
Это слово имеет много значений в русском языке: “ряд, строй” (девять чинов ангельских), “установленный порядок” (нарушение которого...
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconЦели урока: Образовательные
Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков...
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconДокументи
1. /ь1 Особенности написания сочинения-рассуждения/Задание части С (демоверсия).doc
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconМетодическая разработка (11 класс) по теме: Родительское собрание в 11 классе Психолого педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме егэ
Родительское собрание в 11 классе Психолого педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме егэ
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconВ помощь пишущему сочинение-рассуждение о роли пунктуации. Чтобы справиться с работой, необходимо знать «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ( 1)»
Чтобы справиться с работой, необходимо знать «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ( 1)»
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconВнеклассное мероприятие по русскому языку: «На чистом русском…»
Цели: 1 Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы...
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconВопросы к письменному экзамену
Опишите основные факторы физического разрушения горных пород на дневной поверхности?
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconВ помощь учителю! Основные правила правописания в английском языке Прописные буквы
Использование прописных букв в английском языке подчиняется несколько иным правилам, нежели в русском
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconПрограмма элективного курса «Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного текста» Пояснительная записка
...
Сочинения-рассуждения о русском языке(подготовка к письменному экзамену в 9 классе) iconСтилистическая окраска слова любое слово в русском языке имеет стилистическую окраску, которая как бы «прибавляется»
Любое слово в русском языке имеет стилистическую окраску, которая как бы «прибавляется» к лексическому значению
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов