Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» icon

Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению»



НазваниеОбобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению»
Дата конвертации13.06.2013
Размер54.14 Kb.
ТипДокументы

Обобщение опытом

«Подготовка детей к школьному обучению»


Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребёнка, активно развиваются его познавательные возможности.

На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. Одно из первых упоминаний в психологической литературе о вопросе готовности к школе встречается в трудах Выготского Л.С. 1984 г., а затем продолжается у ряда авторов (Божович Л.И., 1988; Эльконин Д.Б., 1988; Гуткина Н.И. , 1993 г.; Дубровина И.В., 2001 и др.).

Действующие уже сейчас ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются… с обязательным психологическим сопровождением».

Так как ФГТ фактически определяют цели и основные составляющие психического сопровождения – «Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определённых недостатков в их психическом развитии». В этом отражается понимание ценности раннего периода детства и важности значительной психологической составляющей в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Данное положение в определённой степени меняет приоритеты в направлениях работы педагога-психолога. Именно сохранение психического здоровья оказывается в центре деятельности психолога ДОУ. Эта цель может быть достигнута при условии решения психологом довольно большого круга задач, что способствует оптимизации взаимодействия педагогов с детьми, организации эффективного образовательного процесса, построению оптимального взаимодействия с родителями дошкольников для решения образовательных задач.

Не менее важный элемент психологического сопровождения образовательного процесса – мониторинг развития детей, без которого трудно обеспечить их психическое здоровье. Отслеживание развития каждого ребёнка (наряду с психолого-педагогическим мониторингом результатов выполнения образовательной программы детского сада) позволит не только оперативно решать задачи по преодолению возникающих у отдельных детей трудностей в освоении программы, но и предупреждать их появление.

Обновлённая школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению возникла необходимость целенаправленного развития ребёнка.
То есть в наш сложный век очень важно развивать познавательную сферу, которая определяет интеллект, но в то же время нельзя недооценивать аспекты эмоционально-волевой сферы, которая регулирует поведение. Поэтому пред педагогами стоит нелёгкая задача: построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности периода детства.

Только специфических знаний по традиционным направлениям (математика, грамота и т.д.) явно недостаточно, поэтому, сегодня акцент следует делать на обеспечение фундамента той базовой культуры, которая позволит ребёнку успешно овладеть разными видами деятельности на всех ступенях образования. Поэтому на современном этапе важной задачей психологической службы дошкольного образования являются помощь в развитии и социализации детей и подготовка их к школе.

Большое количество дошкольников попадают в так называемую «группу риска» и являются объектом пристального внимания специалистов разных областей: логопедов, дефектологов, психологов, педагогов. Задача таких специалистов – правильно определить структуру нарушений ребёнка и грамотно организовать ему своевременную помощь.

Дети «группы риска» имеют различные нарушения. Это недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, а также в большинстве случаев негативные изменения в социально-личностной сфере (конфликтность, агрессивность, либо наоборот, замкнутость, боязливость, неадекватная самооценка, проблемы взаимодействия с социальной средой). Кроме того, дети в дошкольных учреждениях имеют разный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому мои основные задачи, как психолога при работе с данной категорией детей – профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей оказание помощи в преодолении барьеров в общении.

В современных образовательных условиях важно учитывать основные компоненты готовности к школе.

Традиционно принято выделять несколько компонентов школьной зрелости. В её состав включены интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых может рассматриваться в качестве общего показателя школьной зрелости.


Поэтому на сегодняшний день ребёнку недостаточно иметь определённый запас знаний и представлений. На первый план выходит психологическая готовность, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психического развития:

  • мотивационная готовность;

  • определённый уровень развития произвольности поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

  • определённый уровень развития высших психических функций;

  • общий запас знаний и представлений об окружающем мире.

Поэтому предлагаемая мною система НОД по подготовке к школьному обучению состоит из частей, направленных на:

  • развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и тонкой моторики;

  • формирование естественно – научных знаний и представлений;

  • развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.

Непосредственно образовательная деятельность проводится с детьми старшей и подготовительной к школе групп, один раз в неделю с октября по март. Структура непосредственно образовательной деятельности состоит из следующих составляющих:

  1. вводная часть: создание положительной эмоциональной атмосферы взаимодействия, настрой на совместную деятельность, целевая установка.

  2. основная часть: выполнение основного задания по реализации цели и задач:

- упражнение для развития познавательных процессов;

коррекционный момент:

- упражнения для развития мелкой моторики рук и графических навыков;

-коммуникативные упражнения, способствующие снижению агрессивности, снятию эмоционального напряжения;

-релаксация.

3. заключительная часть предполагает подведение итогов, обсуждение результатов работы. В предлагаемой программе я пересмотрела методику проведения НОД, включив в них ряд специальных заданий развивающего и творческого характера – музыкальных, речевых, изобразительных, графических. Основой же всех НОД стали игры, игровые упражнения. НОД с использованием коррекционно-развивающих и творческих заданий, игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии. Детям интересно, НОД проходит для них незаметно.

На НОД сочетаются различные виды детской деятельности, что делается для того, чтобы помочь ребёнку глубже и полнее воспринимать изучаемое, развивать воображение, память, речь, снимать утомление, раздражение, агрессию.

Итак, мы пришли к выводу, что оказывается, интерес и фантазия в коллективных мероприятиях с детьми стимулируют быстрое созревание эмоционально – психической сферы детей. Любопытно наблюдать, как под воздействием регулярных мероприятий они меняются на глазах: дети становятся более организованными, активными, уравновешенными. Зажатые раскрепощаются, гиперактивные успокаиваются. И, конечно же, они приобретают навыки представлять, воображать, фантазировать…




Похожие:

Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconКритерии готовности к школьному обучению
Личностная готовность ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради),...
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconТест «способность к обучению в школе» Г. Вицлака (1972 г.)
Цель; Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» icon1. Программный блок: 1 «Диагностика готовности к школьному обучению»
«Диагностика готовности к школьному обучению» предназначен для работы с дошкольниками и младшими школьниками с 5 до 8 лет с целью...
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconМетодические рекомендации родителям относительно готовности шестилеток к школьному обучению и проблем неуспеваемости
Наиважнейшим фактором психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному...
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconТематическое планирование занятий: Развитие речи и обучение грамоте. Математика и конструирование. Рисование в группе раннего эстетического развития «Малышок»
Тематическое планирование составлено на основе программы: Журовой Л. Е. «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет», предназначенной...
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconПодготовила: Педагог-психолог
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе, очень важно сформировать правильный взгляд на готовность к школьному обучению,...
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» icon«Учимся, играя» (использование авторских игр В. В. Воскобовича в подготовке дошкольников к обучению грамоте)
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в интеллектуальном развитии дошкольника и является начальной ступенью последующего...
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconО ходе адаптации учащихся 1 класса Кожильской средней школы к школьному обучению (2005-06 учебный год)
Для реализации личностно ориентированного обучения и для предупреждения школьной дезадаптации первоклассников с первых учебных дней...
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconПлан работы мбоу нош №11 на март 2013 год
«Комплектование первых классов. Организация занятий подготовки к школьному обучению»
Обобщение опытом «Подготовка детей к школьному обучению» iconКак узнать, готов ли ребенок к школе
Родители приводят детей в первый класс в период от шести до семи лет. Обычно к этому возрасту у ребенка уже развиты способности к...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов