Консультирование Особенности гиперактивных детей icon

Консультирование Особенности гиперактивных детей



НазваниеКонсультирование Особенности гиперактивных детей
Дата конвертации13.06.2013
Размер129.81 Kb.
ТипДокументы

      Консультирование


Особенности  гиперактивных  детей


    Какие  признаки  свидетельствуют  о  наличии  синдрома  гиперактивности  и  дефицита  внимания  у детей? Как  построить  взаимоотношения  с  такими  детьми, чтобы эффективно  организовать  их  деятельность?


     «Активный» - от  латинского  «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от  греческого  «Hуper» - над, сверху – указывает   на  превышение  нормы. «Гиперактивность  у  детей  проявляется  несвойственными  для нормального, соответсвующего  возрасту, развития  ребёнка  невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью  и  гиперактивностью»  (Психологический  словарь, 1997, с.72).

     Гиперактивные  дети  почти  всегда  возбуждены, непоседливы, невнимательны, с  ними  трудно  и  воспитателям, и  родителям. К  сожалению, взрослые  не готовы  не  только  понять причины  подобных  проблем  и  проявить  к ним  терпение, но  и  взять  на  себя  ответственность  за  их  состояние  и  поведение.

     Первые проявления  гиперактивности  можно  наблюдать  в  возрасте  до  7  лет. Пики  проявления  данного  синдрома  совпадают  с  пиками  психоречевого  развития  . В  1 – 2  года, 3  года, и  6 – 7  лет. В  1 – 2  года  закладываются  навыки  речи, в  3  года  у  ребёнка  увеличивается  словарный  запас, в  6 – 7  лет  формируются  навыки  чтения  и  письма  (Заваденко Н.Н., 2000). Отмечая  активное  поведение  детей  в 2 – 3  года, родители  часто  объясняют  это  живостью  характера, шаловливостью  и  особенностями  воспитания. Однако  как  только  они  сталкиваются  с  необходимостью  соблюдения  ребёнком  режима  дня, расписания  занятий, правил  поведения, начинаются  проблемы  и  конфликты.

     Слабая концентрация  внимания, неусидчивость  и  отвлекаемость, неумение  сосредоточиться  и  довести  начатое  дело  до  конца – нередко  эти  проблемы  принимают  драматический  характер. Учебные  успехи  даже  на  этапе  подготовки  к  школе  становятся  обязанностью  ребёнка, и  родители  оказывают  на  него  всё  большее  давление. Неудачи, неумение  регулировать  своё  поведение  и  недовольство  взрослых  ещё  больше  осложняют  ситуацию, ухудшают  состояние  ребёнка.

     Следует  понимать, что  диагностировать  СДВ  нелегко. Как  правило, для  постановки  диагноза  используют  опросники  для  родителей, результаты  которых  не  всегда  дают  объективную  информацию. Во-первых, родители  могут  оценивать  поведение  ребёнка, не  замечая  признаков  гиперактивности; во-вторых, сами  формулировки  вопросов  позволяют  трактовать  их  по-разному; в-третьих, разные  родители  (в  силу  своих  психологических  особенностей) по-разному  реагируют  на  поведение  детей.


^ Синдром  дефицита  внимания  с  гиперактивностью

     Синдром  дефицита  внимания  с  гиперактивность (СДВГ)  согласно  последней  медицинской  классификации  определяется  как  нарушение  психического  здоровья. Это  значит, что  ребёнок, даже  если  очень  захочет, не  может  изменить  своё  поведение  по желанию  взрослых. Существуют  несколько  разновидностей  синдрома  дефицита  внимания – с  гиперактивностью  и  без  гиперактивности. Следует  отметить, что  гиперактивность  может  быть  без  дефицита  внимания. Синдром  дефицита  внимания  (СДВ) – пожалуй, самая  распространённая  форма  нарушений  поведения. Детей  с  СДВ  около  15 – 20 %. При  этом  он  в  3 – 5  раз  чаще  встречается  среди  мальчиков. Пока  нельзя  считать  ясными  и  хорошо изученными  причины  СДВ. Исследователи  считают, что  причиной  синдрома  является  комплекс  различных  неблагоприятных  факторов. 

Причины  появления  гиперактивности  у  ребёнка

  • Патология  беременности

  • Родовые  травмы

  • Перенесённые ребёнком  инфекционные  заболевания  и  интоксикации  первых  лет  жизни  малыша

  • Генетическая обусловленность

  • Поражения  центральной  нервной  системы

  • Завышенные  требования  к  ребёнку

В  85%  случаев  возникновения  гиперактивности  диагностируется  патология  беременности  и/ или  родов.

^ Особенности  поведения  ребёнка  с  диагнозом  СДВ

     Для  того  чтобы  родители  имели  представление  о  том, какие  нарушения  поведения  ребёнка  указывают  на  невнимательность, гиперактивность  и  импульсивность, приведём  классические описания  этих  симптомов.

Симптомы

Невнимательности

Гиперактивности

Импульсивности

- недостаточно  внимателен  к  детям;

- с  трудом  удерживает  внимание;

- создаётся  впечатление, что  он  не  слушает  говорящего;

- имеет  трудности  организации;

- избегает  выполнения  задания;

- теряет  предметы;

- отвлекается  на  внешние  раздражители;

- забывчив.


- не  может  усидеть  на  месте, когда  это  требуется;

- шумно  играет;

- чрезмерно  разговорчив

- быстро даёт  ответы  на  вопросы, иногда  не  дождавшись  их  окончания;

- проявляет  нетерпение, когда  приходится  ждать  своей  очереди;

- прерывает  и  вмешивается  в  чужие  разговоры

     Однако  следует  понимать, что  оценка  жалоб  на  подобные  проявления  в  поведении  детей  должна  делаться  с  учётом  состояния  родителей, того, насколько  им  свойственны  терпеливость, спокойствие  и  доброжелательность. Увы, есть  родители, которых  такое  поведение  раздражает, и  они  не  готовы  проявить  терпение. Диагноз  СДВ  ставится, если  не  менее  восьми  из  перечисленных  признаков  проявляются  в  поведении  ребёнка  постоянно  в  течение  полугода.

     Одно из  главных  проявлений  СДВ – нарушение  внимания, важнейшей психической  функции, обеспечивающей  деятельность  и  обучение  ребёнка. В  старшем  дошкольном  возрасте  избирательное  внимание  ещё  не  сформировано, однако  уже  в  3 – 4  года  ребёнок  реагирует  не  только  на  новизну, но  и  на  разнообразие. У  старших  дошкольников  (детей  5 – 6  лет) достаточно  хорошо  развито  произвольное  внимание, но  оно  ещё  не  слишком  продолжительное  (10 – 15  мин)  и  поддерживается  за  счёт  положительных  эмоций.

     У  детей  с  СДВ  процессы  организации  внимания  нарушены. Эти  нарушения  не  очень  заметны  в  младшем  дошкольном  возрасте, но  на  систематических  занятиях  при  подготовке  к  школе  проявляются  сразу. Невнимательность  даёт  о  себе  знать  и  во  время  коллективных  игр. Непоседам  они  быстро  надоедают. Отвлекаясь, эти  дети  мешают и  остальным, в  результате  чего  возникает  конфликт. С  другой  стороны, во  время  любимых  занятий  и  игр, с  которыми  удаётся  успешно  справляться, они  могут  подолгу  удерживать  своё  внимание.

     Импульсивность  также  проявляется  у  гиперактивных  детей  в  самых  разных  ситуациях. Они  нетерпеливы, бурно  выражают  свои  эмоции, на  занятиях  могут  перебивать  других  детей  или  невпопад  отвечать  на  вопросы, не  выслушав  их  до  конца. Дети  с  СДВ, как  правило, более  разговорчивы, чем  сверстники, и  стремятся  к  социальному  взаимодействию. Но  при  этом  они  часто  неадекватны, не  понимают  ситуации, обижаются  и  злятся. Их  поведение  сложно  предсказуемо, они  склонны  к конфликтам, поэтому  им  трудно  общаться  со  сверстниками. Кроме  того, у   детей  с СДВ  может  быть  нарушена  грамматическая  структура  речи. Они  торопятся  высказаться, из-за  чего  их  речь  плохо  воспринимается, поэтому  сложно  понять, чего  они  хотят, когда  говорят. Это  осложняет  их  общение  со  сверстниками  и  взрослыми.

     БЛАГОДАРЯ  ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ  ВНИМАНИЯ  МЫ  ВЫДЕЛЯЕМ  ИЗ  ОКРУДЖЕНИЯ ЗНАЧИМЫЕ  ДЛЯ  СЕБЯ  КОНКРЕТНЫЕ  ПРЕДМЕТЫ  И  ЯВЛЕНИЯ. ПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ – СОЗНАТЕЛЬНАЯ  СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ  НА  ЧЁМ-ЛИБО – ТРЕБУЕТ  ОТ  ЧЕЛОВЕКА  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  И  ВОЛЕВОЙ  АКТИВНОСТИ.

^ Подготовка  гиперактивного  ребёнка  к  школе

     В  социальном, личностном  и эмоциональном  развитии  гиперактивных  детей  отмечается  ряд проблем, которые  необходимо  учитывать при  их  подготовке  к  школе. В  основе  комплекса  трудностей  гиперактивного  ребёнка  лежит  его  неспособность  произвольно  регулировать  свою  деятельность, невозможность  предугадывать  её  последствия.

     Такой  ребёнок  при  восприятии  ситуации, как  правило, схватывает  только  её  внешние  проявления, при  этом  у  него  отсутствует внимание  к  деталям. К  7 – 8  годам  у  гиперактивных  детей  формируется  устойчивый  стереотип  обработки  информации: они  быстро  перескакивают  от  поверхностной  оценки  одной  ситуации  к  другой  и игнорируют  стадию  анализа  деталей – то  есть  охотно  делают  то, что  у  них  получается  лучше. В  дальнейшем  эти  дети  продолжают  тренировать  быстрое  поверхностное  узнавание, тогда  как  анализ  деталей, повышающий  эмоциональную  значимость  информа2ции  и  облегчающий  эмоциональную  значимость  информации  и облегчающий  запоминание, не  практикуется, и  способность  анализировать  оказывается  в  дефиците.

     Залогом  успешного  формирования  всех  школьно  значимых  функций  у  гиперактивных  детей  является  развитие  произвольной  регуляции  деятельности. Принцип  работы  с  такими  детьми  на  первый взгляд  прост: необходимо  проявлять  терпение  и  спокойствие. Важно, чтобы  родители  умели  обеспечить  внешнюю  организацию  деятельности  ребёнка, не  беря  на  себя  повышенную  ответственность  за  его  действия, не  включаясь  эмоционально.

    Как  правило, родители  чрезмерно  опекают  гиперактивных  детей, оправдывая  это  их  неспособностью  организовать  свою  деятельность. Нужно  учиться  устанавливать  с  ребёнком  договорённости  относительно  выполнения  всех  требований  его  режима, особенно  тех, которые  вызывают  трудности. Сам  ребёнок  должен  принимать  активное  участие  в  решении  вопросов  о  том, когда, что  и  в каком  объёме  ему  необходимо  делать. Он  должен  иметь  возможность  пользоваться  правом, высказывать  собственные  пожелания – лучше  уступать  ребёнку  в  мелочах  ради  того, чтобы  он  соблюдал  основные  компоненты  режима. Желательно, чтобы  определённый  обговорённый  режим  повторялся  изо  дня  в  день.

     ^ Дети  с  дефицитом  внимания, которых  много  контролируют  взрослые, часто  считают, что  все  предъявляемые  требования  нужны  не  им, а  родителям. Важно  обращать  внимание  ребёнка  на  то, что  существуют  определённые  правила, которые  придуманы  не  родителями, и  что  взрослые  следуют  им  так  же, как  он  сам. Таким  образом, ответственность  с  родителями  может  быть  перенесена  на  ситуацию, что  уменьшит  напряжение  между  взрослыми  и  детьми. То  же  самое  рекомендуется  делать  и  с  функцией  контроля  за  различными  составляющими  режима. Например, функцию  контроля  времени  можно  переложить  на  нейтральный  объект – таймер. Его  можно  установить  так, чтобы  он  звонил  за  10  минут  до  начала  выполнения  какого-то  задания  или  окончания  игры. При  этом  режим  дня  может  быть  зафиксирован  на  специальных  рисунках-плакатиках. Таким  образом, ребёнок  будет  получать  предупреждение  о  том, что  нужно, к  примеру, постепенно  заканчивать  игру  и переключаться  на  другую  деятельность. Если  пользоваться этим  приёмом  регулярно, то  постепенно  ребёнок  привыкает  работать, планируя  свои  действия  по  таймеру, и  проблемы  бесконечных  напоминаний  не  будет. Так, без  упрёков  и  наказаний  можно  помочь  гиперактивному  ребёнку  сформировать  навыки  самостоятельной  работы.  

     Важным  компонентом  работы  с  гиперактивным  ребёнком  перед  школой  является  повышение  его  социальной  компетентности  и  развитие  навыков  общения. В  старшем  дошкольном  возрасте  можно  обучать  таким  способам  игры, которые  включали  бы  анализ  действий  и  нахождение  причинно-следственной  связи  в  его  собственном  поведении. Можно  предлагать  ему  проигрывать  конкретные  житейские  ситуации, составлять  рассказы  по  картинкам, моделирующим  эти  ситуации, оценивать  поведение  героев  рассказа, анализировать  правила  их  поведения.

     ^ Гиперактивного  ребёнка  важно  научить  оценивать  собственные  чувства, эмоционально  адекватно  реагировать  на  разные  ситуации. Для  этого  при  чтении  с  ним  книг, просмотре  фильмов, рисунков  важно  учить  его  оценивать  эмоциональное  состояние  и  чувства  героев, сравнивать  их  с тем, что  чувствует  и  переживает  он  сам. Полезно  обсуждать  с  таким  ребёнком  те  или  иные  ситуации, стараться  вместе  с  ним  разбираться в  том, что  происходит, когда  он  гуляет, плохо  себя  чувствует, переживает  тревогу, страх, обижен. Это  будет  стимулировать  его  эмоциональное  развитие  и  постепенно  научит  разбираться  в  собственных  чувствах.

^ Принципы  взаимодействия  с  гиперактивным  ребёнком

     Задача  взрослых  (родителей, воспитателей)  при   работе  с  гиперактивным ребёнком  состоит  в  том, чтобы  эффективно  организовать  его  деятельность. При  этом  необходимы  спокойная  обстановка, отсутствие  отвлекающих  факторов, индивидуальный  режим  работы, точное  пошаговое  объяснение  задания.

     Гиперактивные  дети, как  правило, имеют  большой  опыт  неудач, конфликтов, трудностей  общения  как  со  сверстниками, так  и  со  взрослыми. Хвалят  их  гораздо  реже, чем  других  детей. Поэтому  дети  с  СДВ  особенно  чувствительны  к  критике  и  вообще  к  эмоциональной  окраске  обращённой  к  ним  речи. Для  них  важно  не  столько  то, что  говорится, сколько  то, как  это  говорится. Родители, воспитатели  должны  быть  особенно  внимательны  к  интонационной  окраске  своего  голоса  при  обращении  к  ним. Даже  критика  должна  быть  позитивной.

     В  разговоре  с  гиперактивным  ребёнком  недопустимы: (в  критических  случаях  в том  числе)  унижение, грубость, злость. Взрослому  ни  в коем  случае  нельзя  говорить  с  ним  между  делом, раздражённо, показывая  своим  видом, что  ребёнок  отвлекает  его  от  более  важных  дел, чем  общение  с  ним. Если  у  взрослого  нет  возможности  переключиться  на  разговор, следует  извиниться  и  пообещать  поговорить  с  ребёнком  позже. Если  такая  возможность  имеется  и  можно  отвлечься, хотя  бы  на  несколько  минут, следует  отложить  все  дела: пусть  ребёнок  почувствует  внимание  и  заинтересованность  им. При  этом  нужно  помнить, что  важны  не  только  слова, но  и  тон, мимика, жесты. В  них  не  должно  быть  признаков  недовольства, раздражения, нетерпения.

     Следует  поощрять  ребёнка  в  ходе  разговора, показывая, что  то, о  чём  он  говорит, интересно  и  важно. Не  нужно  оставлять  без  внимания  его  просьбы. Если  их  нельзя  выполнить  по  какой-то  причине, не  следует  отмалчиваться  или  ограничиваться  коротким  «нет». Лучше  объяснить, почему  они  невыполнимы.

^ Основные  ошибки  в  воспитании  гиперактивного  ребёнка:

  1. Недостаток  эмоционального  внимания, часто  подменяемого  лечением.

  2. Недостаток  твёрдости  (но  не  жестокости)  в  воспитании, спокойствия  и  отсутствие  надлежащего  контроля  за  поведением  ребёнка.

  3. Недостаточное  внимание  к  формированию  произвольной  регуляции  деятельности  и поведения.

Как  успокоить  гиперактивного  ребёнка:

  • очень  успокаивает  плавание;

  • отдайте  ребёнка  в  спортивную  секцию  (лучше – в  игровые  виды  спорта);

  • многие  гиперактивные  дети  талантливы  в  творчестве – запишите  ребёнка  в  соответствующий  кружок;

  • в  школе  ребёнку  нужны  дополнительные  перерывы;

  • играйте  с ним  в  активные  игры.



     Гиперактивный  ребёнок, как  никто  другой, требует  внимания  взрослых  и  чуткого  отношения  к  нему, поскольку  он  очень  эмоционален  и раним. Зачастую  снизить  эмоциональное  напряжение  ребёнка  помогают  приятные  тактильные  ощущения, например, поглаживания, массаж, а  также  ряд  игр  «Психогимнастика»  Чистякова  М.И.

     Гиперактивные  дети  непоседливы, а  их  руки  часто  находятся  в  постоянном, а  иногда  и  бесцельном  движении, поэтому, полезно  обучить  этих  детей  специальным  играм, которые  бы  направили  избыточную  активность  в  нужное  русло. С  этой  целью  можно  использовать, например, пальчиковые  игры.

^ Памятка  родителям  и  воспитателям

как  реагировать  на  сложные  ситуации, возникающие  с  гиперактивными  детьми

 

  1. Научитесь  не  придавать  проступку  ребёнка  чрезмерного  значения, сохраняйте  спокойствие. Это  не означает, что  надо  всегда идти  у  него  на  поводу. Наоборот, необходимы  чёткие  требования  (в  пределах  возможностей  ребёнка). Не  меняющиеся  в  зависимости  от  ситуаций  и  настроения  взрослых.

  2. Никогда  не  наказывайте  ребёнка, если  проступок  совершён  впервые, случайно  или  из-за  ошибок  взрослого

  3. Не  отождествляйте  проступок  и ребёнка. Тактика  «ты  себя  плохо  ведёшь – ты  плохой»  порочна. Она  закрывает  ребёнку  выход  из  ситуации, снижает  самооценку, заставляет  его  бояться.

  4. Обязательно  объясните, в  чём  состоит  его  проступок  и почему  так  себя  вести  нельзя.

  5.  Не  стоит  злословить  по  поводу  проступка, напоминать   о  нём, стыдить  перед  другими  взрослыми  и  сверстниками. Это  унижает, вызывает  обиду  и  боль.

  6. Не  нужно  сравнивать  ребёнка  со  сверстниками, подчёркивая  его  недостатки.

  7. Жестокое  обращение  как  вариант  отрицательного  реагирования  или  негативного  подстёгивания  менее  эффективно, чем  так  называемое  положительное  подкрепление.

  8. Обратитесь  к  специалисту  (педиатру  или  неврологу), если  ребёнок  проявляет  все  признаки  невнимательности, гипреактивности, импульсивности.

 

Шпаргалка  для  взрослых, или  правила  работы  с  гиперактивными  детьми

  1. Работать  с  ребёнком  в  начале  дня, а  не  вечером.

  2. Уменьшить рабочую  нагрузку  ребёнка.

  3. Делить  работу  на  более  короткие, но  более  частые  периоды. Использовать  физкультминутки.

  4. Быть  драматичным, экспрессивным  педагогом.

  5. Снизить  требования  к  аккуратности  в  начале  работы, чтобы  сформировать  чувство  успеха.

  6. Посадить  ребёнка  во  время  занятия  рядом  с  взрослым.

  7. Использовать  тактильный  контакт  (элементы  массажа, прикосновения, поглаживания).

  8. Договариваться  с  ребёнком  о тех  или  иных  действиях  заранее.

  9. Давать  короткие, чёткие  и  конкретные  инструкции.

  10. Использовать  гибкую  систему  поощрений  и  наказаний.

  11. Поощрять  ребёнка  сразу  же, не  откладывая  на  будущее.

  12. Предоставлять  ребёнку  возможность  выбора.

  13. Оставаться  спокойным. Нет  хладнокровия – нет  преимущества!




Похожие:

Консультирование Особенности гиперактивных детей icon«Особенности обучения гиперактивных детей»
Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconВозрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей пятого года жизни
Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность...
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconТема: «Гиперактивный ребёнок в школе»
Цели: познакомить родителей учащихся с особенностями воспитания гиперактивных детей
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconСоциальное консультирование
Созданная сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Большое место...
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconЮлия Алешина индивидуальное и семейное психологическое консультирование
А 51 Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. —...
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconПостановление 17. 06. 2010г. №49 Об утверждении Административного регламента
Павловского муниципального района муниципальной услуги «Психолого-медико-педагогическое консультирование детей и их родителей (законных...
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconСценарий для детей. «В гостях у сказок и былин»
Цель; Познакомить детей с русскими народными сказками и былинами. Показать их особенности. Возраст детей: 6-10 лет
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconРекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей следующие
В отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже...
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconОсобенности работы классного руководителя в 5 классе особенности перехода в среднее звено
Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся...
Консультирование Особенности гиперактивных детей iconРабочая тетрадь, шаг два: Поверили
И может потребоваться профессиональная помощь, чтобы разобраться с ними безопасно и эффективно. Мы поощряем взрослых детей с такими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов