Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» icon

Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать»



НазваниеСоветы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать»
Дата конвертации13.06.2013
Размер42.5 Kb.
ТипДокументы

Советы психолога

Как приобщить ребёнка к чтению


«Мой ребёнок не любит читать», - распространённая жалоба, с которой родители обращаются к психологам. Не откроем Америку, сказав, что в семье, где взрослые редко берут в руки книгу. Предпочитая ей телевизор, ребёнок никогда не полюбит читать – ведь пример перед глазами.

Большинство родителей ещё помнят то время, когда чтение было практически единственным способом получения информации, поэтому читающих было большинство.

В наше время дело обстоит иначе: сегодня каналов для получения информации множество. Так ли необходимо получать информацию только посредством чтения?

Понятна озабоченность родителей дошкольников: от детей требуется умение читать с определённой скоростью, чтобы попасть в хорошую школу. Однако стоит иметь в виду, что освоение чтения – не эволюционный процесс, т.е. никогда отбор людей не производился на основе умения читать. А потому эта способность значительно варьирует от ребёнка к ребёнку.

У части мальчиков нет угловой извилины в левом полушарии головного мозга, и в этом случае не могут читать быстро, даже если их будут учить самые лучшие педагоги мира. Учителям и родителям нужно смириться с этим. Впрочем, не умели читать быстро и такие выдающиеся представители рода человеческого, как Леонардо да Винчи, А. Энштейн, Г.Х. Андерсен, У. Черчиль, У. Дисней, С.Джобс.

Это явление называется дислексией (комплексное нарушение чтения и письма – письменной речи у детей с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития). Оно не отражается на способности мыслить, но связано со сложностями при чтении и, главное, сосредоточении. Так, Энштейн, получивший Нобелевскую премию, с трудом читал и плохо писал. Но это не повлияло на его умение думать. То же касается и других великих дилексиков. Скорость чтения не связана со способностью думать и придумывать. Если таких детей заставляют читать, они начинают ненавидеть это занятие.

Стоит подчеркнуть, что часто у детей, которым трудно читать, рано развивается способность мыслить о сложных вещах. Очень важно совместное чтение между родителем и ребёнком, создаётся атмосфера доверия и внутреннего единства, потому что на определённое время они погружаются в одно и то же ментальное пространство.

Самое главное, что в процессе такого чтения взрослый даёт ребёнку возможность выговориться. Вы рассказываете ему о своём видении героя, он – о своём. Чтобы рассуждать, нужно формулировать мысль, а это требует особой работы, прежде всего родителей – они должны уметь слушать. Пятилетний ребёнок легко запоминает, как правильно говорить, если вы по ходу его речи поправляете часть слов (ни в коем случае не все, иначе он не сможет оформить мысль). Если вы беседуете каждый день, то постепенно с вашей помощью он будет говорить чётче. Следует обращать внимание на произношение букв, самих слов и предложений, на то, чтобы в них были подлежащее, сказуемое и другие составные части.

Стоит помнить, что чтение включает два процесса: с одной стороны, узнавание букв и соединение их в осмысленные слова, с другой – получение информации. Для родителей детей, имеющих проблемы с чтением, возможным решением будет на некоторое время взять функцию получения информации на себя, а ребёнку оставить процесс узнавания букв и соединения их в слова. Это не должно вызывать неудобства или ощущения ущербности. В 19 веке во многих семьях формировалась замечательная привычка – семейное чтение. Семейное чтение хорошо тем, что каждый имеет возможность высказать своё мнение, а дети учатся соотносить прочитанное с тем, как к этому относятся их близкие. Для семейного чтения очень подходят автобиографии, которых, к счастью, литераторы создали достаточно.

Итак, родители могут читать сложные тексты, формируя у ребёнка способность мыслить и рассуждать. Но и самостоятельное чтение должно вызывать у ребёнка удовольствие. Рекомендую для этого стихотворные тексты. В них нет такой широкой строчки с большим числом букв, как в прозаическом тексте. При чтении стихов ребёнок перелистывает страницы существенно чаще, и создаётся ощущение, что у него получается читать быстро.

Ребёнку желательно читать каждый день хотя бы строчку, чтобы было движение вперёд. Здесь следует проявить фантазию, например: вы читаете текст, доходите до самого интересного места, в этот момент говорите ребёнку, что устали и предлагаете ему прочесть дальше. Только когда он ошибётся, поправляйте его нейтральным тоном, и не во всех словах подряд, а только в некоторых, чтобы у него создавалось ощущение, что он может читать сам.

Проблемы с чтением часто сопровождаются и особыми трудностями в речи. Поэтому создавайте условия, которые стимулируют ребёнка говорить чётко. Например, поиграйте в радиостанцию, где каждый «диктор» (мама, бабушка, сам ребёнок) предварительно должен записать на магнитофон свою речь (фразу, стишок) и сделать это настолько чётко, насколько возможно.

Если у ребёнка проблемы не только с чтением, но и с произношением слов, - обратитесь к логопеду и выполняйте его инструкции.

Есть предположение, что многие дети плохо говорят, потому что мало общаются со взрослыми, но часто смотрят мультфильмы, где герои говорят с использованием неправильной (потому что она рисованная) мимики. Дети учатся произносить слова, глядя на движения губ взрослых, поэтому, когда беседуете с ребёнком, старайтесь говорить чётко.

Наконец, ещё одна проблема заключается в том, что родители требуют от ребёнка читать, но сами этого не делают. И если он видит, что по вечерам мама и папа смотрят телевизор, никакие уговоры не сделают его читателем.

Если ребёнку сложно читать, то нужно помочь преодолеть эту проблему, а не создавать условия, позволяющие ему уходить от трудностей или избегать их. Поддерживайте ребёнка в процессе освоения чтения, показывайте, как справиться с возникающими при этом сложностями, и вы научите его не только читать, но и жить в мире, где непростые ситуации встречаются регулярно, и их нужно преодолевать, а не обходить.

В любом случае, помните, что информация в современном мире можно получить разными путями. Но главное, чтобы ребёнок научился ставить собственные задачи и их решать. Ведь, как сказал историк Ключевский, «искусство любят те, кому не удавалась жизнь».



Похожие:

Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconСоветы психолога Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге
Для приобщения ребёнка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» icon10 заповедей для родителей советы психолога
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconМой ребенок заикается «Мой ребенок заикается»
Что же нужно знать об этом речевом недуге? Как помочь родителям избавить своего ребенка от заикания? Чем больше мы будут знать и...
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» icon«Ребенок не хочет читать. Что делать?»
Родители должны это понимать, и относиться к этому с большим вниманием и сочувствием. Ребёнку представляется, что стоит выучить все...
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconКак привлечь ребенка к чтению
Они и не задумываются, что детей нужно с самого детства научить любить книги. Для привлечения детей к чтению учитывается возраст...
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconСоветы родителям первоклассников советы педагога-психолога родителям будущих первоклассников
Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам,...
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconКак научить ребёнка читать
Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь. Факты, свидетельствующие...
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconСоветы психолога
Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда расскажет сам
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconСоветы родителям будущих первоклассников!
Не нужно специально натаскивать ребенка в спешном порядке за лето. Важно, чтобы ребенок как следует отдохнул
Советы психолога Как приобщить ребёнка к чтению «Мой ребёнок не любит читать» iconСоветы по организации здорового образа жизни ребенка-дошкольника
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был здоров. Но как организовать жизнь ребенка, чтобы она была по-настоящему здоровой? На этот...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы