Пояснительная записка Актуальность курса icon

Пояснительная записка Актуальность курса



НазваниеПояснительная записка Актуальность курса
страница1/2
Дата конвертации12.06.2013
Размер446.62 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2

Пояснительная записка

Актуальность курса

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.


Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.


Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.


Главные цели и задачи изучения курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

в старшей школе на базовом уровне:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Содержание основного минимума знаний, умений и навыков

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса, обоснование внесенных изменений и дополнений.

Рабочая учебная программа – это документ, созданный на основе примерной программы Минобрнауки РФ, федерального стандарта, с учетом национально-региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.


Место программы в образовательном процессе.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Главное назначение рабочей программы – обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с ГОС и учетом специфики региона и ОУ.

Структура программы

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы, кратких методических рекомендаций контроля ЗУН, форм и методов организации и проведения занятий, перечня литературы для учителя и для учащихся и перечня дополнительной литературы по содержанию курса.

Содержание рабочей программы состоит из таких столбцов:

  • Тематический план с указанием количества часов

  • Формы деятельности учащихся

  • Формы и типы контроля

  • Сроков выполнения

  • Основные понятия

  • Примерный перечень заданий, практических работ, упражнений

  • Примерный перечень учебно-методического и дидактического сопровождения (средства обучения; методические и технологические аспекты организации и управления учебно-познавательным процессом; межпредметные связи; система измерения результатов)

  • Реализация НРК


Условия реализации программы

Данная программа реализовывается в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе д.Урмикеево. Школа является национальной, с русским языком преподавания. В школе есть кабинет информатики и математики, что обеспечивает обучение с применением новых информационных технологий. Весь учебно-методический материал обеспечивает реализацию всех государственных стандартов.

Содержание программы (8 класс)


^ Содержание тем

Количество часов

Формы деятельности учащихся

Формы и типы контроля

^ Перечень заданий, практических работ, упражнений

Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения

Сроки выполнения

Реализация НРК

1. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности

1

-восприятие новых знаний, умений (фронтальная)

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем (индивидуальная)

-приобретение умений и навыков, их систематизация (групповая)

-самоконтроль, самодиагностика достижений (индивидуальная)

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос



-демонстрационный материал «Роль информации в жизни человека»

-практическая работа «Знакомство с компьютерным классом. Первое знакомство с ПК»

-домашнее задание 1


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК




- Предметно-информационная составляющая образованности содержательной линии «Социально-экономическая и правовая культура» (знать методы приобретения информации необходимой для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах с учетом потребностей региона и

личных склонностей)

- деятельностно-коммуникативная составляющая образованности содержательной линии «Социально-экономическая и правовая культура» (проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности; уметь сочетать личные интересами с потребностями конкретного муниципального образования, региона, страны

-предметно-информационная составляющая образованности содержательной линии «Информационная культура» (знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации, обеспечивая активное самообразование, саморазвитие

Деятельностно- коммуникативная составляющая образованности содержательной линии «Информационная культура» (уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми; уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования

2. Информация и знания. Восприятие информации человеком.

1

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


-демонстрационный материал «Информация и знания»

-домашнее задание 2


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК




3. Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры

2

восприятие новых знаний, умений (фронтальная)

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем (индивидуальная)

-приобретение умений и навыков, их систематизация (групповая)

-самоконтроль, самодиагностика достижений (индивидуальная)

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


-демонстрационный материал «Информационные процессы»

- Практическая работа «Работа с тренажером клавиатуры»

-домашнее задание 3


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Программа «Тренажер клавиатуры»




4. Измерение информации (алфавитный подход) Единицы измерения информации

1

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


-демонстрационный материал «Измерение информации»

- Самостоятельная работа «Измерение информации»

-домашнее задание 4

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для сам работы




5. Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

1

восприятие новых знаний, умений (фронтальная)

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем (индивидуальная)

-приобретение умений и навыков, их систематизация (групповая)

-самоконтроль, самодиагностика достижений (индивидуальная

- устный контроль

-индивидуальный опрос


-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


-демонстрационный материал «Назначение и устройство компьютера»

-домашнее задание 5


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК




6. Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции.

1

- устный контроль

-индивидуальный опрос


-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


демонстрационный материал «Программное обеспечение ПК»

-домашнее задание 6


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК




7. Пользовательский интерфейс

1

восприятие новых знаний, умений (фронтальная)

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем (индивидуальная)

-приобретение умений и навыков, их систематизация (групповая)

-самоконтроль, самодиагностика достижений (индивидуальная

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


демонстрационный материал «Пользовательский интерфейс»

-практическая работа «Знакомство с операционной системой»

-домашнее задание 7


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы




8. Устройство ПК и его основные характеристики

1

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


демонстрационный материал «Устройство ПК»

-практическая работа «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств»

-домашнее задание 8


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы







9. Файлы и файловые структуры

2

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


демонстрационный материал «Файлы и файловые структуры»

-практическая работа «Работа с файловой структурой ОС»

-домашнее задание 9


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы







10. Тестирование по теме «Введение в предмет. Человек и информация»

1

- Самоконтроль, самодиагностика достижений

- систематизация умений и навыков

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем


-контрольная тестовая работа


Тест « Введение в предмет. Человек и информация»

Карточки с тестом







11. Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

2

восприятие новых знаний, умений (фронтальная)

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем (индивидуальная)

-приобретение умений и навыков, их систематизация (групповая)

-самоконтроль, самодиагностика достижений (индивидуальная)

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


демонстрационный материал «Представление текстов в памяти ПК»

-практическая работа «Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста»

-домашнее задание 10


Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы







12. Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы. Система перевода и распознавания текстов. Орфографическая проверка текстов. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст. Маркированные и нумерованные списки. Понятие шаблонов и стилей. Вставка формул. Сканирование и распознавание текста.

6

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа

-словарный диктант


демонстрационный материал «Текстовые редакторы и процессоры»

-практическая работа «Орфографическая проверка текста»

-практическая работа «Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста»

-практическая работа «Работа с таблицами»

-практическая работа «Маркированные и нумерованные списки»

-практическая работа «Вставка формул»

-домашнее задание 11

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы







13. Тестирование по теме «Текстовая информация»

1

- Самоконтроль, самодиагностика достижений

- систематизация умений и навыков

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

-контрольная тестовая работа


Тест «Текстовая информация и текстовые редакторы»

Карточки для тестовой работы







14. Компьютерная графика и области и ее применения. Понятие растровой и векторной графики. Графические редакторы.

2

восприятие новых знаний, умений (фронтальная)

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем (индивидуальная)

-приобретение умений и навыков, их систематизация (групповая)

-самоконтроль, самодиагностика достижений (индивидуальная)

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


демонстрационный материал «Компьютерная графика»

-практическая работа «Работа с растровым графическим редактором»

-домашнее задание 12

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Растровый редактор

Карточки для практической работы







15. Принципы кодирования изображения. Работа с векторным графическим редактором.

2

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа

-словарный диктант


демонстрационный материал «Принципы кодирования изображения»

-практическая работа «Работа с векторным графическим редактором»

-домашнее задание 13

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Векторный графический редактор

Карточки для практической работы








16. Технические средства компьютерной графики.

1

восприятие новых знаний, умений (фронтальная)

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем (индивидуальная)

-приобретение умений и навыков, их систематизация (групповая)

-самоконтроль, самодиагностика достижений (индивидуальная)

- Публичная защита выполненных учащимися творческих работ

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа

-словарный диктант


демонстрационный материал «Технические средства компьютерной графики»

-практическая работа «Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе»

-домашнее задание 14

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы

Сканер







17. Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации.

2

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа


демонстрационный материал «Мультимедиа и области применения»

-практическая работа «Создание презентации с использованием текста, графики и звука.»

-домашнее задание 15

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы







18. Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

2

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-словарный диктант

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа

-творческая работа


демонстрационный материал «Представление звука в памяти компьютера»

-практическая работа «Запись звука и изображения с использованием цифровой техники»

-творческая работа по созданию презентаций на выбранную тему

-домашнее задание 16

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической работы







19. Повторение по курсу 8 класса.

  • Информация. Измерение информации

  • Текстовая информация

  • Графическая информация

  • Итоговый тест

5


1


1


1


2

- Самоконтроль, самодиагностика достижений

- систематизация умений и навыков

- практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

- устный контроль

-индивидуальный опрос

-практическая работа

-фронтальный опрос

-самостоятельная работа

-тестовая работа


-задачи

-практические работы

-Итоговая тестовая работа за курс 8 класса

Методическое руководство

Учебник

Презентации

ПК

Карточки для практической и тестовой работы







  1   2




Похожие:

Пояснительная записка Актуальность курса iconПрограмма элективного курса «Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного текста» Пояснительная записка
...
Пояснительная записка Актуальность курса iconПояснительная записка. Пояснительная записка включает в себя: краткую характеристику предмета, его значимость; актуальность и новизну образовательной программы. Цель
Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Наиболее часто используемее методы, в основе которых лежит...
Пояснительная записка Актуальность курса icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания
Пояснительная записка Актуальность курса iconПояснительная записка Актуальность курса состоит в том, что его изучение позволит научиться решать основные типы расчетных задач, которые предусмотрены курсом химии средней школы и программой вступительных экзаменов в вузы, то есть успешно подготовиться к егэ по химии.
В данном курсе предпринята попытка максимально использовать наглядность химического эксперимента, дать возможность учащимся не только...
Пояснительная записка Актуальность курса iconПрограмма курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Пояснительная записка
Программа базового курса химии 10-11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием...
Пояснительная записка Актуальность курса iconПояснительная записка. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Пояснительная записка Актуальность курса iconПояснительная записка иб1 Пояснительная записка
«Количество учебников, используемых в учебном процессе в 2011/2012уч году»
Пояснительная записка Актуальность курса iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11-ых классов
Актуальность курса состоит в том, что учащиеся, успешно его окончившие, смогут приобрести следующие навыки
Пояснительная записка Актуальность курса iconПояснительная записка отсутствует краткая характеристика предмета; не раскрывается актуальность, новизна программы. Цели и задачи не всегда различаются понятия «цель»
В этом разделе перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые педагогами при написании образовательных программ
Пояснительная записка Актуальность курса iconПояснительная записка к тематическому планированию по грамоте
Рабочая программа курса «Грамота» разработана на основе авторской программы для 1 класса Л. Е. Журов и др. (М.: Вентана-Граф, 2007),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов