Программа кружка «Занимательная грамматика» icon

Программа кружка «Занимательная грамматика»



НазваниеПрограмма кружка «Занимательная грамматика»
страница1/4
Лаханова Е.В
Дата конвертации11.06.2013
Размер453.08 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа.






ПРОГРАММА

кружка

«Занимательная грамматика»

Возраст детей: 7-11 лет Срок реализации 4 года. Составитель программы: Лаханова Е.В., учитель начальных классов


МУРАВЛЯНКА. 2012 г.


I. Пояснительная записка

Программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне, Типового Положения об учреждениях дополнительного образования детей, Устава образовательного учреждения, Положения о дополнительном образовании детей МОУ Муравлянская СОШ.

^ Направленность программы: социально-педагогическая.

Программа адаптированная.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит программа "Занимательная грамматика", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по "Занимательной грамматике".

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях "Занимательной грамматики" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

2


Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок "Занимательная грамматика" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения "Занимательной грамматики" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель программы: показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи программы:

Обучающие:

<■ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

3


Воспитывающие;

• воспитание культуры обращения с книгой;

» формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие;

• развивать смекалку и сообразительность;

о приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

^ II. Отличительные особенности программы «Занимательная грамматика»

Отличительными особенностями программы являются использование информационных технологий, стимулирующих познавательную и образовательную деятельность, развитие активности и инициативности младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьник)/ с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

^ Срок реализации программы 4 года. Она предназначена для детей младшего школьного возраста 7-11 лет.

4


III. Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

^ IV. Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;
® развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

^ VI. Режим занятий

Программа первого и последующих лет обучения предусматривает 34 учебных часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1-м классе, по 45 минут - во 2-4 классах.

V. Ожидаемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

5


  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

« находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

« обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

^ Регулятивные УУД:

» определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

6


  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

^ 3-4-й классы

Личностные результаты

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;

« эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

7


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

« перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться, и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

^ VI. Формы подведения итогов:

  • тестирование;

  • викторины;

  • конкурсы;

  • беседы.

После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная итоговая аттестация с использованием критериев оценки знаний, умений и навыков.

8


VII. Учебно-тематические план.

Учебно-тематический план программы «Путешествия по Стране Слов»

(1-й год обучения)



№ п./п.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Звуки и буквы

5

3

2

2

Страна Слов

7

4

3

3

Тайна госпожи Радуги

4

2

2

4

Путешествие на Машине Времени

3

2

1

5

В Королевстве ошибок

3

1

2

6

Чудеса в Стране Слов

6

4

2

7

Веселые аттракционы

6

1

5




Итого

34

17

17

Учебно-тематический план программы «Секреты орфографии»

(2-й год обучения)



№ п./п.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Как возникла письменность

3

2

1

2

Фонема

7

3

4

3

Гласные и согласные

5

3

2

4

Ваши старые знакомые

7

4

3

5

Память и грамотность

4

2

2

6

Слова-родственники

8

4

4




Итого

34

18

16

Учебно-тематический план программы

«Занимательное словообразование»

(3-й год обучения)



№ п./п.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Царство слов

9

5

4

2

Прошлое и настоящее в мире слов

7

4

3

3

Синонимы, антонимы, омонимы

4

2

2

4

Искусство красноречия

7

4

3

5

Праздник творчества и игры

7

1

6




Итого

34

16

18

9


Учебно-тематический план программы «Занимательная лингвистика»

(4-й год обучения)



№ п./п.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Фонетика и орфоэпия

7

4

3

п

Знакомство со словарями

L 6

3

3

3

Многозначность слова

5

3

2

4

Образование слов

7

4

3

5

Литературный язык и живая народная речь

6

3

3

6

Древнерусские имена

3

2

1




Итого

34

19

15
  1   2   3   4



Похожие:

Программа кружка «Занимательная грамматика» iconПрограмма факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика»
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Программа кружка «Занимательная грамматика» icon13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Грамматика. Описательная, функциональная и ономасиологическая грамматика. Грамматика слова и коммуникативная грамматика. Сопоставительная...
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеербинская средняя общеобразовательная школа»
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconПрограмма математического кружка «Занимательная математика» для учащихся 1 4 классов
Рф «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,...
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconВикторина «Занимательная грамматика» для учащихся 2 классе, в которой принял участие почти весь класс. Победителями стали Толкачёва Антонина и Володкина Арина
С 31 октября по 6 ноября – целую неделю! – вся начальная школа была насквозь пропитана духом русского языка и литературы! Это грандиозное...
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconПрограмма театрального кружка «мир фантазий» Программа дополнительного образования детей 7-11 лет. Срок реализации программы 1 год. Разработчик программы
Направленность модификационной программы театрального кружка «Мир фантазий» по содержанию является художественно – эстетической,...
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconПрограмма кружка «Родничок» для учащихся 5 -8 кл
Члены кружка углубляют общие знания о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся...
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconВикторина по русскому языку «Занимательная грамматика» для 1-4 классов. Цель: углубить знания учащихся по русскому языку, привить интерес к изучению русского языка, работать над значением слова
Наш язык – это история нашего народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не занятием от нечего делать, а необходимостью...
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconПрограмма кружка Краеведение Содержание
Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования
Программа кружка «Занимательная грамматика» iconРабочая программа кружка составлена на основе программы С. В. Гребенникова, В. Г. Хлебостроев 2009г. «Мы информатики». Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы