Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области icon

Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области
Дата конвертации11.06.2013
Размер237.3 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное образовательное учреждение

Муравлянская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Сараевский муниципальный район,

Рязанской области.


ПРОГРАММА


кружка

«Компьютерная грамотность»


Возраст учащихся: 11-12 лет.

Срок реализации 2 года.


Составитель программы: Глухова И.А.,

учитель информатики и ИКТ


Муравлянка 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом образовательного учреждения, Положением о дополнительном образовании детей МОУ Муравлянская СОШ.

Дополнительная образовательная программа «Компьютерная грамотность» социально-педагогической направленности разработана для детей среднего школьного возраста. Программа адаптированная.

Современные профессии, предлагаемые  выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте  5-13 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возраста.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в нетрадиционном подходе, основанном на использовании современных педагогических технологий с учётом индивидуального подхода, основанном на учёте их возрастных, психологических и физиологических особенностей, учёте мотивации обучающихся.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в школе:
1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2)  развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.


Задачи обучения информатики в школе, связанные с

1) обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

  • познакомить школьников с основными свойствами информации

  • научить их приемам организации информации

  • формирование общеучебных умений и навыков

  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией

  • формирование умения применять теоретические знания на практике

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности

  • абстрактного и логического мышления

  • творческого и рационального подхода к решению задач;

3) воспитанием

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

Отличительной особенностью данной программы является использование информационных технологий, стимулирующих познавательную и образовательную деятельность, активность, инициативность.

  • умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога

  • бережного отношения к школьному имуществу,

  • навыков здорового образа жизни.

В литературе рассматриваются  два аспекта  изучения  информатики :

  • - технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;

  • общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Так вот данная программа реализует именно второй подход.

Кроме того, выделяют два основных  направления  обучения информатике:

  1. обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

  2. второе направление обучения информатике - это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов,  основные логические структуры мышления формируются в школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.

К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:

  • описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

  • описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений - алгебра высказываний;

  • создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
^ Основные возрастные особенности младших школьников.


В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей 
Мотивация школьников с разной успеваемостью. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что сни­жает их побудительную силу.


В  круж­ке занимаются учащиеся 11-12 лет.    Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу воспитанниками контрольных нор­мативов, участие в соревнованиях.

Срок реализации  программы 2 года.

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на 2 года обучения.

Занятия в кружке проводятся   один раз в неделю по 45 минут

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный.

Режим работы кружка: периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы – профильная,  состав постоянный. Количество детей в группе 15 человек.

Для успешного овладения программным материалом необходи­мо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, кото­рая предлагается детям в виде заданий, разработанных ру­ководителем кружка совместно с воспитанниками.

Исследования показывают, что результативность решения школьниками учебных задач существенно зависит от организации  деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и само­контроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предварительно способам делового общения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер. 

Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся. 

Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практических занятиях. 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  1. осознавать потребность в дополнительной информации;

  2. определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

  3. осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;

  4. анализировать полученные из наблюдений сведения;

  5. обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

  6. с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

  7. объединять предметы по общему признаку;

  8. различать целое и части;

  9. представлять информацию в табличной форме, в виде схем; 

  10. составлять и исполнять несложные алгоритмы;

  11. создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы

  12. организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

  13. использовать информацию для принятия решений;

  14. использовать информацию для построения умозаключений; 

  15. понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни 

  16. работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  17. уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  18. создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  19. производить поиск по заданному условию;

  20. готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Требования к обязательному уровню подготовки по информатике на этапе пропедевтического обучения

В процессе изучения информатики в 5 – 6 классах школы, обучаемому  предоставляется возможность:

  • выяснить роль и место информации в жизни общества и человека

  • получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;

  • научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств,  воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);

  • научится  различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);

  • научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список, неупорядоченное множество);

  • осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;

  • получить представление о моделировании и целях моделирования;

  • узнать основные понятия, относящиеся к сбору (получению), представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации (объект, знак, модель, носитель информации, источник информации, канал связи, приемник информации, алгоритм, исполнитель);

  • ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

  • научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;

  • научиться осуществлять преобразование информации из одной формы представления в другую (рисунок — в текст, текст — в таблицу, в схему и т. д.);

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник

5 – 6 классов школы должен:

  • называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);

  • называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);

  • приводить примеры количественной и качественной информации;

  • определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;

  • ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

  • применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;

  • знать правила поведения в компьютерном классе;

  • уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информацию на печать);

  • называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);

  • уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);

  • уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;

  • иметь элементарные навыки работы на компьютере.

Форма подведения итогов: Два раза в год (декабрь, май) в учебной груп­пе проводятся контрольные испытания по общей и специальной подготовке (в виде творческих работ с использованием компьютерных технологий, созданием презентаций творческих работ учащихся):

  • контрольная работа по устройству компьютера

  • создание текстового документа

  • создание документа в приложении PAINT

  • создание презентации «Зоопарк»




Учебно-тематический план 
1-й год



наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретичес-ких

практичес-ких

1

Вводный раздел

9




 

11

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

12

Что умеет делать компьютер?

2

1

1

13

Из чего состоит компьютер?

1

1

 

14

Понятие и назначение курсора. 
Управление мышью.

2

1

1

15

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

3

1

2

2

Формальное описание предметов

9




 

21

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

22

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

23

Выявление закономерностей в расположении предметов

2

1

1

24

Понятие множества

1

1

 

25

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

3

Введение в логику

14

 

 

31

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

32

Логика и конструирование

3

1

2

33

Симметрия

3

1

2

24

Пропедевтика отрицания

2

1

1

25

Решение логических задач

4

1

3

4

Повторение

2

1

1

Итого

34

15

19




2-й год



наименование
разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретических

практических

1

Вводный раздел. Повторение.

5

 

 

11

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

12

Что умеет делать компьютер?
Компьютер – помощник человека

1

 

1

13

Из чего состоит компьютер?

1

1

 

14

Управление мышью.

 

 

1

15

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

2

 

2

2

Информация.
Логика и информация.

12

 

 

21

Что такое информация? 
Виды информации

2

1

1

22

Способы передачи и получения информации

1

 

 

23

Свойства информации

2

1

1

24

Передача информации

1

 

1

25

Хранение и обработка информации

2

1

1

26

Кодирование и декодирование информации

4

2

2

3

Алгоритмы и исполнители

15

 

 

31

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

32

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

33

Способы записи алгоритмов

1

1

 

24

Работа в алгоритмической среде

10

4

6

4

Повторение

2

1

1

Итого

34

15

19





Список литературы:

  1. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год

  2. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  3. Сборник «Задачи для развития логики».

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год

  5. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год

  6. Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год

  7. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  8. Березина Л.Ю. Графы и их применение: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979.

  9. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.

  10. Ъ.ГейнА.Г., Сенокосов А.И., ЮнерманНА. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.

  11. Готовимся к выпускным экзаменам. Библиотечка учителя информатики. М.: Информатика и образование, 1998.

  12. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психо­логические проблемы построения учебных предметов). М.: Педа­гогика, 1972.

  13. Древе У., Фурманн Э. Организация урока / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1984.

  14. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.

  15. Дьяконов В.П. Популярная энциклопедия мультимедиа. М.: ABF, 1996.

  16. Жигарев А.Н., Макарова Н.В., Путинцева М.А. Основы ком­пьютерной грамотности. Л.: Машиностроение, 1987.

  17. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просве­щение, 1984.

  18. Информатика в понятиях и терминах / Под ред. В.А. Извоз-чикова. М.: Просвещение, 1991.

  19. Информатика. Словарь компьютерных терминов. М.: Ак­вариум, 1997.

  20. Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики. 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М: Дрофа, 1999.

  21. Кузнецов А.А., Дяшкина О.А. Школьные стандарты: первые итоги и направления дальнейшего развития // Информатика и об­разование. 1999. № 1.

  22. Куликовский Л.Ф., Мотов В. В. Теоретические основы ин­формационных процессов. М.: Высшая школа, 1987.

  23. Куррас Э. Информационная наука - информация как диалек­тическая интерактивная система // Междунар. форум по информ. и документации. 1995. Т. 20.

  24. Кушнеренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н. Программа курса информатики // Информатика и образование. 1997. № 5.

  25. ЛапчикМ.П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов // Информатика и образо­вание. 1996. № 6.

  26. ЛевЬтин К.Е. Прощание с АЛГОЛом. М: Знание, 1989.

  27. Леднев В. С, Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и пер­спективы развития курса информатики в общеобразовательной шко­ле // Информатика и образование. 1998. № 3.

  28. Леонтьев А. А. Возникновение и первичное развитие языка. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

  29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: По­литиздат, 1975.

  30. Лернер А.Я. Начала кибернетики. М: Наука, 1987.

  31. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978.

  32. Лесневский А.С. Информатика: Учеб. пособие. М.: АО «Ку-диц», 1996.

  33. Лесневский А. С. Информатика и диалектика // Информатика и образование. 1996. № 6.

  34. Матвеева Н.В. Методика формирования системно-инфор­мационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 1997.

  35. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных техно­логий и образовательного мониторинга. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001.




Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский район Рязанской области
Формирование у учащихся духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю»
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность,...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский район Рязанской области
Рабочая программа по курсу обж составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconПротокол №7 от 24. 05. 12 г. «Согласовано» Начальник управления образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ерахтурская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconПлан работы мо учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год
Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования- сараевский муниципальный район
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconПоложение о порядке приема детей в первый класс в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Занино-Починковская средняя общеобразовательная школа Общие положения
...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Белослудская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области
Здании, реорганизации и ликвидации школы, утверждение о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав принимаются главой администрации...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconПротокол № от 2011г. Село Муравлянка 2011 год I. Общие положения муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа, в дальнейшем именуемое «Школа»
Муниципального образовательного учреждения Муравлянская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconЕ. В. Инина согласовано: Председатель профкома Г. А. Свистунова Протокол
Касимовский муниципальный район Рязанской области» (далее – Положение) определяет систему оплаты труда работников моу «Гусевская...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области iconПриказ №46 от «1» сентября 2011 года
Отдел образования администрации муниципального образования сараевский муниципальный район рязанской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы