Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» icon

Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю»



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю»
Дата конвертации11.06.2013
Размер185.7 Kb.
ТипПояснительная записка

Муниципальное образовательное учреждение

Муравлянская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области

«Утверждаю»

Директор МОУ Муравлянская СОШ

_________ Клейменова Т.В.


«Я – Человек, Гражданин, Патриот!»

Программа гражданско-патриотического воспитания

Возраст детей 6-18 лет,

Срок реализации: 5 лет


Разработчик:

Тырина Юлия Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе


с. Муравлянка - 2012


  1. ^ Пояснительная записка

События последнего времени подтвердили, что экономические, социальные и политические изменения в нашем обществе привели к девальвации духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Программа «Я – Человек, Гражданин, Патриот! » определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

В программе прослеживается системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Срок реализации программы – 5 лет.

  1. ^ Концептуальная идея программы

Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях личности, гражданина - патриота.

  1. Цель: развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

  2. Задачи:

  • воспитание патриотических качеств личности ученика;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности;

  • воспитание гражданского достоинства;

  • формирование уважения к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;

  • воспитание уважения к собственному «я»;

  • знание прав и обязанностей человека современного общества.

  1. Нормативная база
    1) Конституция Российской Федерации,
    2) Федеральный Закон РФ «Об образовании»,

3) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы»,
4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
5) Устав МОУ Муравлянская СОШ.

^ 5 Сроки реализации: 2011-2015 годы

6. Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:

  • становление личности ученика как патриота, гражданина;

  • воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;

  • воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честности;

  • активизация краеведческой работы:

- открытие школьного музея - 2012г.,

- создание книги «Матери-героини села Муравлянка» - 2012-2014гг.

^ 7.Формы, методы работы

Формы организации гражданско-патриотического воспитания:

  • воспитание в процессе обучения под управлением учителей-предметников;

  • внутриклассная (индивидуальная и коллективная) воспитательная деятельность под управлением классных руководителей;

  • общешкольная внеклассная воспитательная деятельность под управлением заместителя директора по ВР, старшей вожатой, классных руководителей.

  • деятельность детской общественной организации «Орленок», Совета старшеклассников.

  1. Ресурсное обеспечение программы.

    1. Кадровое обеспечение

Директор школы осуществляет:

общее руководство патриотическим воспитанием, подбор и расстановку кадров;

анализ состояния гражданско-патриотической работы, её планирование;

выдвижение инициативных решений по совершенствованию гражданско-патриотической деятельности, педагогического мастерства педагогов;

внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;

создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации гражданско-патриотического воспитания.

^ Заместитель директора по воспитательной работе:

    • выявляет возможности учебных программ для решения задач гражданско-патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;

    • обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;

    • заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно - воспитательного процесса;

    • руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, соревнований, смотров, конкурсов патриотической направленности;

Классный руководитель:

  • осуществляет руководство целенаправленной гражданско-патриотической деятельностью классного коллектива;

Учителя:

  • обеспечивают гражданско-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины.

    1. Материально-техническое обеспечение

  • Учебные кабинеты

  • Спортивный зал

  • Спортивная площадка

  • Мастерская

  • Мастерская по обработке ткани и кулинарии

  • Библиотека

  • Медицинский кабинет

  • Школьный краеведческий музей

  • кабинет информатики (информационная медиатека,

выход в Интернет, электронная почта, школьный сайт.)

    1. Методическое обеспечение

- учебники истории, обществознания;

- учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому воспитанию;

- учебное пособие по краеведению «История села Муравлянка» Ю.А. Фролова.

- стенды «Знаменитые земляки», «Наши символы», «День Победы»;

- уголки по государственной символике в учебных кабинетах;

- медиатека (фильмы, песни, презентации, ролики патриотической направленности).

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.

  1. ^ Организация Программы

Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся.

1 категория - учащиеся 1-4 классов.

Процесс формирования любви к Отечеству у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят об Отечестве, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к любви и уважению Родины.

Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения историческим прошлым и значимыми событиями истории современной России.

2 категория - учащиеся 5-8 классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки.

Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины. В этот период важным является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.

3 категория - учащиеся 9-11 классов.

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, гражданско-патриотического профиля, в том числе и военного.

В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины; формировать у учащихся знания в области профориентации и профессионального самоопределения по специальностям гражданско-патриотического профиля.

  1. ^ Реализация программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ Муравлянская СОШ. Школа сотрудничает сельской библиотекой, сельским домом культуры, администрацией села Муравлянка.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных конкурсах.

1 этап. 2011г. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап. 2012-2014 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

3 этап.2015г. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.


  1. ^ Направления деятельности

Система гражданско-патриотической работы в Муравлянской СОШ включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности и включает в себя три направления, связанные между собой и дополняющие друг друга:

  • Моя Родина

  • Мое будущее

  • Мои права

  1. Литература

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

3. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

4. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

8. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.


Приложение1.

Формы, методы деятельности:

  • уроки истории и обществознания;

  • беседы, классные часы;

  • деятельность ДОО «Орленок», Совета старшеклассников

  • работа школьного краеведческого музея;

  • экскурсии и походы по историческим местам Рязанской области;

  • посещение музеев Рязани и Рязанской области;

  • акции «Подарок ветерану», «Помоги собраться в школу», «Здоровая нация»;

  • фестивали гражданско-патриотической песни;

  • торжественные линейки к праздникам (День знаний, Последний звонок, День защитника Отечества)

  • общешкольные мероприятия по тематике “Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России” (беседы, лекции, доклады);

  • месячник ГО, защитника Отечества;

  • кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике;

  • конкурсы военно - патриотической песни;

  • конкурсы рисунков и плакатов на тему «Мое Отечество»;

  • театральные постановки военно - патриотической направленности;

  • краеведческая работа;

  • шефство над ветеранами войны, ветеранами педагогического труда села Муравлянка;

  • встречи с ветеранами войны и труда, знаменитыми односельчанами;

  • вахта памяти;

  • создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков;

  • организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков;

  • участие в военно-спортивных играх;

  • встречи с воинами - бывшими учениками школы;

  • мероприятия по ориентации на военные профессии.

  • исследовательская деятельность

  • поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы).

  • ученические конференции



Приложение 2.


Обеспечение реализации программы

Направление

деятельности

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационно-методическое обеспечение

Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности

В течение работы программы

Зам. директора по ВР

Создание библиотечного фонда школы справочной, познавательной, художественной литературы

Библиотекарь

Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.

Методическое объединение классных руководителей

Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей программу “Гражданско-патриотического воспитания”

Создание концепции программы

1 этап

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Создание программы “Гражданско-патриотического воспитания”

1 этап

Зам. директора по ВР

Положение о школьном музее

1 этап

Зам. директора по ВР

Положение о месячнике, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Победы

1 этап

Зам. директора по ВР

Разработка критериев анализа деятельности всех структур школы

1 этап

Методический совет школы

Работа с педагогическими кадрами

Обеспечение готовности педагогов к решению поставленных программой задач, через проведение семинаров, лекториев, семинаров-практикумов, педагогических чтений, работу МО классных руководителей

Постоянно

Зам. директора по ВР


Привлечение педагогов к созданию авторских разработок по проблемам гражданско-патриотического воспитания

Взаимодействие с ведомственными общественными организациями

Участие в городских, окружных, Всероссийских конкурсах, проектах

Постоянно

Зам. директора по ВР

Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию

Разработка совместных программ и планов по вопросам воспитания подростков

В течение работы программы

Проведение совместных мероприятий профилактического характера

Проведение КТД


Приложение 3.

^ Направления гражданско-патриотического воспитания

Направле ния

Содержание

^ Основные мероприятия

Моя Родина

Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие традиционной культуры материальной и духовной через изучение народных обычаев и традиций. Изучение истории Отечества, села Муравлянка.


Участие в районных и областных краеведческих конференциях и олимпиадах;

празднование Дня Победы, Дня Защитника Отечества;

участие в районном конкурсе патриотической песни;

проведение общесельских праздников; шефская работа; вахта памяти;

работа школьного музея; конкурсы рисунков и плакатов «Мое Отечество»; акции, экскурсии, походы.

Мое будущее

Воспитание качеств необходимых для успешной адаптации учащихся в обществе.

Помощь в выборе профессионального пути.

Встречи с ветеранами труда, знаменитыми односельчанами. Пропаганда военных профессий. Цикл классных часов «Все профессии нужны». Диагностика на выявление профессиональных склонностей.

Проведение курсов предпрофильной подготовки в 9 классе;

Организация работы кружков по интересам. Экскурсии на предприятия нашего района в рамках программы по профориентации.

Мои права

Формирование у учащихся гражданского самосознания,

правовой культуры, свободного и самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

Участие в органах самоуправления в школе.

Система классных часов по правовому воспитанию. Родительские собрания о правах детей и обязанностях родителей. Беседы сотрудниками МО МВД «Сараевский», КДН.


Приложение 4.

«Утверждаю»

Директор школы

______________ Клейменова Т.В.


^ План работы школы

по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

на 2011-2012 уч. год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Работа по уходу за памятником павшим воинам-муравлянцам

В течение года

Зам. дир.по ВР,

ДОО «Орленок»

2

Организация шефства над ветеранами

В течение года

Зам. дир. по ВР, ст. вожатая

3

Организация и проведение встреч с ветеранами ВОВ, с воинами-интернационалистами, с участниками боев в Чечне и Афганистане

В течение года

Зам. дир. по ВР, кл. рук.

4

Групповые экскурсии в музеи г. Рязани и области

В течение года

Зам. дир. по ВР, кл. рук.

5

Уроки мужества, уроки толерантности, уроки этики

В течение года

Кл.рук.

6

Оформление уголков в классных кабинетах, посвященных символике РФ

октябрь-ноябрь

Кл.рук.

7

Конкурс чтецов стихов С.А. Есенина «Есенинская Русь»

сентябрь

Зам. дир. по ВР, кл.рук.

8

Конкурс рисунков «Сердцу милая Россия»

октябрь

Учитель ИЗО

9

Конкурс творческих работ учащихся «Моя школа»

ноябрь

Зам. дир. по ВР, Совет старшеклассников

10

Выставка литературы в школьной библиотеке «Люби и знай свой край», «Государственные символы России»

Ноябрь,

декабрь

библиотекарь

11

Кл. часы, посвященные Дню народного единства, Конвенции прав ребенка (уроки гражданственности)

ноябрь

Кл. рук.

12

Акция «Ветеран живет рядом»

Февраль,

май

Кл. рук. 5-11 кл.

13

Конкурс художественных открыток к 23 февраля

январь

Ст. вожатая, уч. ИЗО и МХК

14

Конкурс сочинений «Память жива», посвященных воинам-муравлянцам.

январь

Учителя рус. яз. и литературы

15

Участие в районном конкурсе патриотической песни «Жди меня, и я вернусь»

февраль

Зам. дир. по ВР

16

Линейка, посвященная Дню юного героя – антифашиста

февраль

Ст. вожатая, актив ДОО «Орленок»

17

Конкурс плакатов «Мое Отечество»

февраль

Зам. дир. по ВР, кл. рук.

18

Конкурсная программа для старшеклассников «А ну-ка, парни!», для мальчиков 1-7 кл. «Наша армия сильна!»

февраль

Учитель ОБЖ, учитель физ. культуры

19

Конкурс патриотической и солдатской песни «Споемте, друзья!»

март

Зам. дир. по ВР, учитель музыки

20

Выставка книг в школьной библиотеке о героизме советских людей в боях за Родину

апрель

библиотекарь

21

Серия кл. часов «Все профессии нужны»

В теч. года

Кл.рук

22

Акция «Подарок ветерану»

май

Ст. вожатая,

уч. технологии

23

Выставка декоративно-прикладного творчества «Победный май»

май

Учитель технологии

24

Вахта памяти

май

Зам. дир. по ВР,

ст. вожатая

25

Открытие школьного музея

май

Директор, уч. истории и краеведения

26

Праздник Детской общественной организации, посв. 80-летию пионерии

май

Ст. вожатая

27

Митинг у памятника «Памяти погибшим в ВОВ посвящается…»

май

Зам. дир. по ВР, кл. рук., ст. вожатая

28

Торжественная линейка, посвященная Последнему звонку

май

Зам. дир. по ВР,



Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район, Рязанской области
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский район Рязанской области
Формирование у учащихся духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconМуниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский район Рязанской области
Рабочая программа по курсу обж составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconПротокол №7 от 24. 05. 12 г. «Согласовано» Начальник управления образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ерахтурская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Шиловский...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconПлан работы мо учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год
Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования- сараевский муниципальный район
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconПоложение о порядке приема детей в первый класс в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Занино-Починковская средняя общеобразовательная школа Общие положения
...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Белослудская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области
Здании, реорганизации и ликвидации школы, утверждение о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав принимаются главой администрации...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconПротокол № от 2011г. Село Муравлянка 2011 год I. Общие положения муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа, в дальнейшем именуемое «Школа»
Муниципального образовательного учреждения Муравлянская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconЕ. В. Инина согласовано: Председатель профкома Г. А. Свистунова Протокол
Касимовский муниципальный район Рязанской области» (далее – Положение) определяет систему оплаты труда работников моу «Гусевская...
Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области «Утверждаю» iconПриказ №46 от «1» сентября 2011 года
Отдел образования администрации муниципального образования сараевский муниципальный район рязанской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы