Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики icon

Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики



НазваниеФормирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики
Дата конвертации27.05.2013
Размер82.99 Kb.
ТипДокументы






Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики









Здоровье современных школьников - серьезная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся» .

Известно, что источником отрицательного воздействия на организм ребенка являются социально-экономические, экологические, медицинские, а также внутришкольные факторы. Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. По выражению академика Д.В. Колесова, « ... только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование»

В начальной школе знакомство с основами строения организма человека, валеолого-гигиеническими знаниями, как правило, происходит на уроках естествознания. Как показала практика, большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки математики и окружающего мира. Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Как отмечает профессор СЕ. Царева, « ... содержание обучения будет гуманитарным, а значит, и личностно-значимым для обучающегося, если ученик, а вместе с ним и учитель будут рассматривать любое изучаемое понятие, утверждение как ответ на какой-то вопрос, решение проблемы как способ удовлетворения человеческих потребностей».

В этом отношении велика роль валеологических задач. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе он знакомит и обсуждает с учашимися конкретные привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью.



Уставом средней общеобразовательной школы установлены следующие сроки школьных каникул: осенние, продолжительностью 5 дней; зимние - на 7 дней больше, чем осенние; весенние - на 4 дня короче зимних. Сколько дней длятся зимние и весенние каникулы? Какое значение для здоровья детей имеют

школьные каникулы? Как правильно следует организовать их?

• Купальный сезон в летнее время открывается при температуре воды +200С, а заканчивается, когда температура воды снижается на 6С относительно первоначальной. При какой температуре воды завершается купальный сезон?.


- снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении);

- «разгружают» мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (современные методики обучения математике связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

- облегчают процесс запоминания материала (после выполнения математических расчетов ученики легко запоминают числовые данные, необходимые для формирования валеологического мировоззрения, могут осмыслить материал и установить причинно-следственные связи изучаемых вопросов);

- формируют познавательный интерес к учебе.

Анализ программного содержания курса математики для начальных классов показал, что валеологические задачи можно включать практически при изучении всех тем. Учитель самостоятельно может составить подобные задачи и использовать их для эффективной реализации основных идей развивающего обучения.

Как показывает практика, подобная интеграция имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителей. Подбирая или составляя задания, учитель обогащает свой опыт, валеологическую культуру и знания, развивает творческую активность.

Само слово «интеграция» дословно означает восполнение, восстановление. Хочется верить, что предлагаемые учебные задачи действительно восполнят математические знания учеников младшего школьного возраста, восстановят потребность в сохранении своего физического, психического и нравственного здоровья.

Предлагаемые задачи имеют «здоровьесберегающее» значение еще и потому, что они:

- обеспечивают эмоциональный подъем детей (известно, что математика и естествознание являются любимыми предметами в начальной школе);



Почему? в конце лета можно купаться при более низкой температуре воды? Какие способы закаливания вы можете назвать? Какое значение для организма имеет закаливание?

• Саша и Надя купили одинаковые порции мороженого. Саша съел свое мороженое за 4 мин, а Надя за 5 мин. Кто съел мороженое быстрее и на сколько? Почему? облизывая мороженое кончиком языка, оно кажется особенно сладким? (На кончике языка содержится больше всего рецепторов, воспринимающих сладкий вкус.)

• Рисовая каша переваривается в желудке 2 ч. Вареная говядина переваривается на 2 ч больше рисовой каши, а жареная свинина переваривается на 6 часов больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину? Какие из этих продуктов предпочтительно употреблять на ужин и почему?


^ Задачи для 2 класса

. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

• Когда Нине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 3б кг. На сколько изменился вес Нины? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?

Рассмотрите таблицу. Сравните свой рост и массу тела со средними показателями роста и массы тела детей младшего школьного возраста.



^ Возраст (годы)

Рост (см)

Масса (кг)

6

114

21

7

120

23

8

127

26

9

131

28

10

137

31












-В течение суток сердце сокращается 8 ч, а отдыхает в 2 раза больше. Сколько часов отдыхает сердце в течение суток? Какую работу выполняет сердце? Назовите факторы, неблагоприятные для работы сердца.


^ Задачи для 3 класса


• Окружающая среда полна звуков. Децибел - единица, выражающая степень звукового давления. Сила звука нормального разговора составляет 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы звука нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. Оцените степень воздействия шума на ваш организм, если известно, что сила звука в 120 децибел вызывает болевые ощущения, а 180 децибел - смертельный уровень. Как влияет шум на человека?

• Чтобы получить пятерку по физкультуре, мальчики V класса должны пробежать 60 м за 10 с, а III - за 15 с. С какой скоростью нужно пробежать дистанцию мальчикам III класса? Почему легкую атлетику называют королевой спорта?

• Скорость движения крови по капиллярам (мелким сосудам крови) в 50 раз меньше скорости течения крови по аорте (самый доступный кровеносный сосуд).


С какой скоростью течет кровь по капиллярам, если известно, что по аорте кровь течет со скоростью 50 см/с? Как должна измениться скорость движения крови по артериям, капиллярам и венам после физической работы?


^ 3адачи для 4 класса


• Петя и Маша начали есть кашу одновременно. У обоих было по 300 г каши. Через 15 мин Петя съел всю кашу, а Маша съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют каши для растущего организма?

• Частота сердечных сокращений у спортсменов составляет 60 ударов в минуту, а у людей, не занимаюшихся спортом, 72 удара в минуту. Сколько сокрашений производит сердечная мышца спортсмена за 1 ч? Сколько сокращений за 1 ч производит сердечная мышца человека, не занимающегося спортом? Какое значение для сердечной мышцы имеют физические упражнения и здоровый образ жизни?

• Сердце выполняет только 1/3 работы по прокачиванию крови по кровеносным сосудам человека, а остальную часть работы выполняют скелетные мышцы. Какую часть работы выполняют скелетные мышцы, осуществляя движение крови по сосудам? Какое значение в этом процесс е имеют занятия физическими упражнениями и активный образ жизни?

• Для нормальной жизнедеятельности в организм человека постоянно должны поступать белки, жиры и углеводы. Зная массу своего тела, определи, сколько белков и жиров содержится в твоем организме. Известно, что на долю жиров приходится 11 % веса тела, а белков - в 5 раз больше. Какое значение имеют белки, жиры и углеводы для человека?

• Человек за 70 лет жизни (в среднем) выпивает 10000 л молока, а воды 50 000 л. Во сколько раз и на сколько больше литров воды, чем молока, выпивает человек? Какое значение имеет вода для организма человека?

• В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определенной мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные способы лечения гриппа вам известны?

• В сутки через легкие человека проходит около 10000 л воздуха. Сколько литров воздуха про пускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год? Что мы называем «зелеными легкими» Земли?

• Ученые считают, что суточная норма калорийности па человека составляет 2600 ккал. Сколько ккал должен получать человек на завтрак, обед и ужин, если известно, что завтрак составляет 25 %, обед - 59, полдник-15, а ужин - 10 % суточной нормы.






Похожие:

Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconПроблемы в вопросах формирования здорового и безопасного образа жизни школьника и пути их решения
Формирования здорового и безопасного образа жизни школьника – одна из основных задач, решаемых педагогами Зуевской школы. Здесь много...
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconПрофилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках курса «География»

Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconМбу «Центр диагностики и консультирования» Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области Тема: «Технологии профилактической работы и формирование здорового образа жизни»
«Технологии профилактической работы и формирование здорового образа жизни»
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconФормирование здорового образа жизни на уроках истории, обществознания
Важным элементом внутренней культуры человека является понимание того, что забота о собственном здоровье, его сохранение и приумножение...
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconУчебная и внеурочная деятельность мбоу «сош №4» нго в 2011-2012 учебном году
В существующей образовательной системе такая цель не ставилась (формирование навыков здорового образа жизни у младшего школьника)....
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconПрограмма формирование культуры здорового и безопасного образа жизни пояснительная записка
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учетом...
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconРеферат на тему: «формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни»
«формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни»
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconПлан мероприятий по формированию здорового образа жизни
I. Общие мероприятия, нормативно-правовое обеспечение формирования здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconОтчет о выполнении Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни во II квартале 2011 года
I. Общие мероприятия, нормативно-правовое обеспечение формирования здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики iconОтчет о выполнении Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни в третьем квартале 2010 года
I. Общие мероприятия, нормативно-правовое обеспечение формирования здорового образа жизни
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов