Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» icon

Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева»



НазваниеПрограмма принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева»
Дата конвертации08.06.2013
Размер139.7 Kb.
ТипПрограмма

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Радуга» городского округа Самара

*****************************************************

443063, г. Самара, ул. А. Матросова, 21, тел/факс: 8 (846) 951-28-32

E-mail: cdtraduga.samara@mail.ru


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД

ЦДТ «Радуга» г.о.Самара

________А.И.Лисовская

«____» _________20___г.

Программа принята на основании

решения педагогического совета

Протокол № __ от «__» _______ 20___г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
^ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Художественная обработка дерева»


Возраст детей: от 11 до 15 лет

Срок образования: 3 года


Автор: Галочкин А.И.,

педагог ДО высшей категории


Самара
^

Пояснительная записка


Данная программа написана на основе практических наработок автора и накопленного опыта (10 лет). Она предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий, последовательное усложнение задания, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. Важной составной частью данной программы является приобщение ребят к общественно полезному труду, расширение общетехнического кругозора, а также познание основ множества специальностей, связанных с обработкой дерева. Программа предусматривает деловое сотрудничество с кружками и студиями росписи по дереву и начально-технического моделирования.

Программа рассчитана на трёхгодичное обучение группы, состоящей не более чем из 12 учащихся в возрасте от 11 до 17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Часы распределяются следующим образом:

1 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа.

2 год обучения — 2 раза в неделю по 3 часа, из которых 1 час индивидуальной работы.

3 год обучения — 2 раза в неделю по 3 часа, из которых 1 час индивидуальной работы.

Комплектование группы из 12 человек с небольшой разницей в возрасте позволяет педагогу построить свое занятие в соответствии с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий и практических работ.

Однако, как показывает опыт, младшие школьники неплохо уживаются со старшеклассниками. Более того, старшие ребята являются живым примером в освоении необходимых приемов и навыков, особенно, когда они помогают младшим.

Большее же количество ребят в группе не позволит руководителю более полно довести до каждого учащегося изучаемый материал и обучить трудовым приемам, особенно при работе на станках. Но, а самое главное, увеличивается степень риска, связанная с техникой безопасности.

Поскольку в процессе занятия ребятам приходится расходовать время на вводный инструктаж (теоретическое обучение), подготовку рабочего места, подбор и настройку нужного инструмента или станочного оборудования, на уборку рабочего места и на отчет перед педагогом о проделанной работе (заключительный инструктаж), время занятия увеличено.

Трехчасовые занятия необходимы для приобретения навыков в выполнении трудовых приемов, так как учащемуся нужно не только изготовить из куска дерева или фанеры какую-либо вещь, но и художественно ее украсить резьбой или росписью, а это требует определенного мастерства, доведения некоторых операций до автоматизма. Руки должны научиться чувствовать инструмент, станок и обрабатываемый материал, а это возможно только при большем количестве времени на занятии.

Большую роль в практической работе учащихся играют индивидуальные занятия. Не секрет, что учащиеся далеко не одинаково усваивают новый материал и осваивают новые приемы работы, особенно на первом году обучения. Вот здесь, как раз, и оказывают им помощь индивидуальные занятия. В результате ребята не отстают от всей группы, меньше разочаровываются в своих неудачах, легче справляются с трудностями, которые у них возникают. Как правило, в мастерской количество станков ограничено, и ребятам приходится работать на одном станке по очереди, по двое, а то и по трое. Естественно, за тот короткий промежуток времени работы на станке, который достается учащимся, трудно освоить трудовые приемы и приобрести необходимые навыки. Вот тут вновь на помощь приходят индивидуальные занятия по подгруппам.

Также индивидуальные занятия нужны при подготовке к конкурсам мастерства, соревнованиям и выставкам, при работе с одаренными детьми.

По окончании трехлетнего курса обучения ребята смогут выполнять конкретно поставленные перед ними задачи, а именно: ремонтировать мебель, изготавливать кухонную утварь, украшать деревянными панно и полками комнаты в квартире, художественно украшать резными наличниками дачный домик и построить беседку. Для многих ребят полученные знания пригодятся при выборе и освоении будущей профессии.

По итогам трех лет обучения педагог вместе с художественным советом принимает решение о выдаче свидетельства об окончании курса художественной обработки дерева учащимся, наиболее полно освоившим азы искусства обработки дерева и выполнившим весь объем знаний, а также создавшим интересные и серьезные работы, получившие всеобщее признание и одобрение внутреннего художественного совета.


Цели:

  1. Содействовать в духовно-нравственном, эмоциональном, интеллектуальном развитии личности, формирование художественно-творческих способностей на примере традиционного ремесла – художественной обработки дерева.

  2. Содействовать профессиональной ориентации и личностному развитию в процессе приобщения к культуре.
^

Задачи:

Обучающие


  • ознакомить обучающихся с народными промыслами;

  • научить ребят работать столярным инструментом и изготавливать несложные столярные изделия, мебель, посуду, кухонную утварь, игрушки и сувениры;

  • обучить работе на токарных станках;

  • обучить художественному выпиливанию лобзиком;

  • обучить резьбе, росписи и выжиганию по дереву, а также деревянной мозаике;

  • обучить основам композиционного построения;

  • обучить отделке древесины на завершающем этапе;

  • обучить правилам техники безопасности.


Воспитательные

  • научить строить отношения сотрудничества, взаимопонимания и взаимовыручки;

  • способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности и гражданской убежденности.


Развивающие

  • развивать художественно-творческие умения и способности у детей;

  • развивать интерес к народным промыслам.


^ Методическое обеспечение


Методы и формы, используемые в образовательном процессе


При выборе методов в программе педагог учитывает соответствие метода уровню подготовки детей, их возрасту; соответствие метода содержанию изучаемого материала и эффективности метода.


Словесные. Рассказы о возникновении народных промыслов.

Различные технологии, применяемые в художественной обработке дерева. Беседы о народных мастерах. Инструкции, которые применяются при работе с деревом. Правила техники безопасности при работе в столярной мастерской. Пооперационный разбор предстоящей задачи.

Наглядные. Показ образцов изделий из дерева, выполненных с помощью различных технологий. Демонстрация слайдов или видеороликов. Демонстрация готовых изделий, выставки. Использование наглядных пособий (схемы, шаблоны, цветовой круг и т.д.) Просмотр книг, альбомов, различных журналов, изделий, изготовленных детьми.

Практические операции. Упражнения, применяемые при выполнении той или иной операции. Отработка навыков выполнения ручной и механической обработки дерева. Последовательная обработка технического узла. Способы правильного выполнения различных операций. Требования к высокому качеству выполнения операций. Способы достижения качества выполнения изделий из дерева.

Аналитические. Самоконтроль во время выполнения операции. Получение того или иного результата. Самооценка. Коллективный разбор выполнения изделия по теме. Сравнение своей работы с предложенным образцом. Ответы на вопросы преподавателя. Оценка работ детей преподавателем. Анализ выполнения работы и продвижение ребенка с одного уровня на другой. Похвала как обязательный элемент поощрения, даже если ребенок не достиг высоких результатов. Оформление мини-выставок по пройденным темам. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества различного уровня.


^

Педагогические технологии



Для более полного и эффективного освоения данной программы рекомендуются следующие педагогические технологии:

  1. Обучение в сотрудничестве.

  2. Портфель ученика.


Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Помочь другу решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Поскольку при успешном освоении программы, по окончании обучения выпускникам вручаются удостоверения, целесообразно при обучении применять такую педтехнологию, как портфель ученика.

«Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:

  • задание обучающемуся по отбору материала в «Портфель» (имеются в виду не конкретные указания, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам его следует отбирать);

  • анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в «Портфель» работ;

  • анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфеля».


Ученик по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на занятиях самостоятельно.

В конце обучения данный «Портфель» изучается экспертной комиссией, которая при удовлетворенном результате выдает удостоверение с оценками по основным разделам изучаемой программы.


^ Контроль, диагностика результатов


Контроль проводится в три этапа:

Предварительный – в начале учебного года. Определяется уровень технического кругозора обучающихся, знаний по школьным предметам: черчение, труд и изобразительное искусство.

Проводится в форме тестирования, устного опроса.

Промежуточный – в середине учебного года. Проводятся различные конкурсы на теоретические знания и практические умения ребят по изученному материалу, а также дети привлекаются к участию в выставках.

Итоговый – осуществляется с целью выявления качества знаний учащихся, приобретенных в течение учебного года. В конце учебного года проводится выставка лучших работ, анкетирование, зачетные занятия.

Кроме этого, педагог проводит анкетирование воспитанников и их родителей на предмет их удовлетворенности образовательным процессом в детских творческих объединениях, работающих по данной образовательной программе.


Личностные изменения воспитанников диагностируются с помощью следующих методик:

  • диагностика личностного роста школьников. П. В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова.

  • диагностика интересов;

  • социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе, Лутошкин А.Н.;

  • методика диагностики саморазвития;

  • исследования уровня креативности;

  • диагностика нравственной воспитанности. Макарова Т.А.



Прогнозируемые результаты


По окончании 1-го года обучения дети должны знать:

  • правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности в процессе обработки дерева и работы с электроприборами;

  • породы древесины и ее свойства;

  • мерительный и режущий инструмент;

  • основы составления композиции;

  • правила пиления, сверления, долбления, выпиливания, строгания, шлифования, полирования, грунтовки и вощения древесины;

  • клей и правила склеивания;

  • лаки и правила лакирования;

  • правила выжигания по дереву;

  • основные элементы росписи по дереву;

  • цветовой круг и цветовую гамму, характерную городецким, хохломским и майданским мотивам;

  • основные виды резьбы по дереву;

  • устройство токарного станка по дереву и металлу;

  • столярные соединения;

  • технологию столярной и токарной обработки дерева;

  • основные виды мозаики по дереву.

Должны уметь:

  • выполнять основные приемы работы столярным инструментом;

  • выпиливать лобзиком по открытому и закрытому контуру;

  • выжигать на деревянных досках и фанере;

  • выполнять основные кистевые приемы в процессе росписи по дереву;

  • выполнять контурную и геометрическую резьбу;

  • составлять несложные композиции в процессе декорирования изделия;

  • точить на токарных станках по дереву и металлу несложные изделия (скалка, подсвечник, вазочка, бочонок);

  • шлифовать готовые детали и изделия;

  • составлять маршрутные карты;

  • изготовлять несложную мебель (стульчик, столик, полку, вешалку), кухонную утварь (разделочная доску, лопаточку, спичечницу), сувениры, игрушки и бижутерию;

  • покрывать готовые изделия лаком или морилкой;

  • выполнять несложные мозаичные наборы из шпона и щепы.


По окончании 2-го года обучения дети должны знать:

  • основы композиции, взаимосвязь в композиции цвета т фона;

  • инструмент и правила безопасного пользования им при выполнении прорезной, рельефной и накладной резьбы;

  • последовательность выполнения трудовых приемов при изготовлении несложной мебели и кухонной утвари с последующей отделкой, выжиганием, росписью красками или резьбой;

  • технологию изготовления посуды, игрушек и сувениров на токарных станках по дереву и металлу;

  • технологию изготовления комбинированных изделий, включающую в себя детали, выполненные столярным и токарным способом с последующей отделкой их выжиганием, росписью или резьбой.

Должны уметь:

  • составлять композиции средней сложности в процессе декорирования изделий;

  • изготавливать столярным способом несложную мебель и кухонную утварь с последующей отделкой её выжиганием, росписью или резьбой ( стульчик, столик, разделочную доску, лопаточку, полку, хлебницу);

  • выпиливать лобзиком и собирать сложные ажурные изделия (полочки, шкатулки, светильники, подставки);

  • выполнять прорезную резьбу выкрутными пилами;

  • выполнять рельефную резьбу;

  • изготавливать изделия средней сложности на токарных станках по дереву и металлу (шкатулку, солонку, вазу, кольцо, браслет, тарелку, стаканчик, кубок);

  • изготавливать комбинированные изделия с последующей отделкой, выжиганием, росписью или резьбой (полку, кухонный набор, подсвечник, бра, светильник, люстру, этажерку, столик, стульчик, кашпо).


По окончании 3-го года обучения дети должны знать:

  • инструменты, приспособления и правила безопасности пользования ими при ручной обработке дерева в процессе изготовления мебели, внутреннего и внешнего оформления жилища и приусадебного участка;

  • технологию механической обработки дерева;

  • устройство и правила наладки фрезерного и фуговально-круглопильного станков;

  • конструктивные особенности токарных станков по дереву и металлу;

  • способы наладки и подготовки токарных станков к работе;

  • правила техники безопасности при механической обработке дерева;

  • устройство электрического лобзика и правила выпиливания им;

  • правила техники безопасности при работе электрическим лобзиком;

  • историю и технологию хохломской, городецкой, майданской, пермогорской, мезенской и урало-сибирской росписей по дереву;

  • историю и технологию плосковыемчатой, плоскорельефной и рельефной резьбы по дереву;

  • правила проектирования авторских изделий на основе типовых;

  • способы декорирования и отделки комбинированных изделий;

  • правила техники безопасности при изготовлении комбинированных изделий.


Должны уметь:

  • читать рабочие чертежи и выполнять их согласно готовым или спроектированным изделиям;

  • изготавливать мебель и элементы интерьера по чертежами и эскизам;

  • налаживать и готовить к работе фрезерный, фуговально-круглопильный лобзик;

  • точить изделия повышенной сложности на токарных станках;

  • выпиливать электрическим лобзиком;

  • выполнять художественную роспись по дереву;

  • выполнять все виды резьбы по дереву;

  • проектировать и изготавливать комбинированные изделия с последующим декорированием их резьбой или росписью (детская кроватка, мягкие табуреты и пуфики, антресоли, различные полки и т.п.).



^ Воспитательная работа, проводимая ПДО в детском объединении «Художественная обработка дерева»


Целью воспитательной работы является выявление способностей каждого воспитанника и создание на их основе условий для развития гуманной, духовно-богатой, творческой, социально-нравственной личности способной к адаптации и социализации.

^ Принципы воспитания:

  1. Индивидуально-личностный подход, предполагающий отношение к ребенку, как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке. Направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка.

  2. Ценностно-смысловой подход – это постоянное осмысление детьми своей связи с миром: природой, социумом, культурой. Направление воспитания на создание условий для приобретения ребенком смысла жизни своего существования, своего обучения.

  3. Сотрудничество, объединение целей педагога с детьми: организация совместной жизнедеятельности, взаимопонимание и взаимопомощь, сотрудничество с другими коллективами.


Воспитательная деятельность в объединении осуществляется в рамках реализации:

    • образовательной программы;

    • комплексно-целевых программ:

«Развитие инициативы воспитанников по формированию здорового образа жизни»

«Формирование нравственной культуры, как средство успешной интеграции детей в современном обществе».

Воспитанники детского объединения совершают прогулки в парк. Выезжают как в летнее, так и в зимнее время года в лесную зону, где учатся правильному поведению в лесу: ценить и беречь все то, что находится рядом с нами, а также воспринимать красоту окружающего мира.

Воспитательная деятельность также осуществляется через:

  1. Участие воспитанников в выставках:

  • «Новогодний сувенир»;

  • «Подарок маме»;

  • в традиционных выставках ЦДТ;

  • в районных, городских, областных выставках, в конкурсах профессионального мастерства:

«Лети стружка золотая»,

«Умелый резец».

  1. Организацию и проведение бесед и диспутов о здоровом образе жизни по профориентации.

  2. Организацию и проведение праздников:

    • «Вечер знакомств»;

    • «День именинника»;

    • «Золотая осень»;

    • «Новый год»;

    • «День Святого Валентина»;

    • «8 марта»;

    • «Вечер юмора»;

    • «Вечер, посвященный окончанию учебного года».


Педагог проводит беседы с родителями, консультирует их по вопросам воспитания и привлекает их к совместному проведению культмассовых и спортивных мероприятий.

Оценка воспитанности учащихся осуществляется путем анкетирования и тестирования в начале и в конце учебного года.

^

Работа с родителями


В сегодняшней жизни родители заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе, а тем более – в учреждении дополнительного образования. Поэтому педагогу необходимо проводить определенную работу с родителями, а именно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания, о развитии творческих способностей ребенка, хвалить его за успехи.

Разговор с родителями должен идти о создании в семье положительного микроклимата, т.к. ничто не может заменить ребенку семейный уют.

В то же время педагог должен стараться привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близостью.

Примерный план работы с родителями





  1. Проведение дней открытых дверей.

  2. Поведение родительских собраний.

  3. Изучение возможностей родителей по оказанию материальной помощи в приобретении инструментов и материалов.

  4. Отдых с детьми и родителями на природе.

  5. Беседы с родителями.

  6. Посещение открытых уроков и выставок с родителями.

  7. Совместное проведение культмассовых мероприятий.



Похожие:

Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПрограмма принята на основании решения методического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Школа спортивно-технического моделизма»
Целью написания было выявление особенностей, требований, проблем, опыта, общих закономерностей развития спортивно-технического моделизма...
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconС. В. Старостина (приказ № от 20 г.) Образовательная программа
Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы 30. 08. 2011 года (протокол №1)
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПриказ №172 ст. Новороговская Об утверждении плана работы моу новороговской сош №2 на 2010 2011 уч г. На основании решения педагогического совета (протокол от 31. 08. 2010 г. №1)
Основная образовательная программа начального общего образования (приложение №4)
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconРабочая программа по обучению грамоте (чтению) / программа Перспективная школа 1 класс/; рабочая программа по математике / программа Перспективная школа 1 класс
На основании решения Педагогического совета школы / протокол №1 от 31 августа 2011 года
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПриказ №133/1 от 12 апреля 2011 года по мобу сош д. Константиновка «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования» На основании решения заседания педагогического совета (протокол № от 2011г.)
На основании решения заседания педагогического совета (протокол № от 2011г.)
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПриказ №13-1-од Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования на 2011 2012 учебный год На основании решения педагогического Совета (протокол №7 от 30.
На основании решения педагогического Совета (протокол №7 от 30. 08. 2011 года) и в связи с введением фгос ноо в первых классах в...
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПриказ №154 от 01. 09. 2010 Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования на 2010-2011 учебный год На основании решения педагогического совета ( протокол №1 от 30.
На основании решения педагогического совета ( протокол №1 от 30. 08. 2010г.) и в связи с введением фгос ноо в первых классах в 2010-2011...
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПриказ №392 01. 09. 2011 Об утверждении основной Общеобразовательной программы начального общего образования На основании решения педагогического совета школы (протокол №1 от 31. 08. 2011 г.)
На основании решения педагогического совета школы (протокол №1 от 31. 08. 2011 г.)
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПриказ №131 с. Чистая Поляна Об утверждении Программы развития моу чистополянской сош на 2009 2012 гг. На основании решения заседания управляющего совета (протокол от 04.
На основании решения заседания управляющего совета (протокол от 04. 09. 2009 г. №4) и решения заседания педагогического совета (протокол...
Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол № от 20 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Художественная обработка дерева» iconПриказ №126 Об утверждении Основной образовательной программы начального общего образования На основании решения педагогического совета образовательного учреждения (протокол №6 от 20. 05. 2011г.)
На основании решения педагогического совета образовательного учреждения (протокол №6 от 20. 05. 2011г.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы