Урок анализа произведения icon

Урок анализа произведения



НазваниеУрок анализа произведения
Дата конвертации24.05.2013
Размер92.97 Kb.
ТипУрок


Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»


Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)


Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.


Задачи.

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, формирование навыков поискового чтения, чтения вслух, ролевое чтение, чтение «Волна», скользящее чтение;

Развивающие: развитие смысловой догадки, сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Оборудование: Учебник «Родная речь» (4 класс, автор В.Г. Горецкий и др.), «Просвещение», 2001; книга Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; карточки, таблица для тестирования, Мультимедийная презентация к уроку.

^ Оформление доски: портрет Д.Мамина – Сибиряка, иллюстрации к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», эпиграф «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Шопенгауэр А.»

^ ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

-Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Приятного вам учебного дня. Начинаем урок чтения. (Слайд №1)

2. Постановка цели и задач урока.

1). Общая речевая разминка. (Слайд №2)

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.

И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.


- О чём это стихотворение? (о доброте)

- Что такое доброта? (Это все хорошее, доброе, красивое.)
- Какого же человека можно назвать добрым? ( Это тот человек, который творит добро.)

-Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь.

2).Постановка цели и задач урока.

- Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.


3.Обобщение и систематизация учебного материала.

1). Работа с текстом рассказа.

- Назовите еще раз, как называется произведение, над которым будем сегодня работать? (Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш») (Слайд №3)

-Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? ( Это тот, кого приняли, приютили)

-Дети, нам пришла шифрограмма, разгадав ее вы, ответите на вопрос. Только ли о лебеде идёт речь в рассказе? (Слайд №4)


ЧПТСВИСОБОЛЬКОАЦЬКРТАРАСЪЫЛДЕПРИЁМЫШЖЗАМНЕФЕУАВТОРЛЬУБИХЧОК

-Дома вы придумали название для всех четырёх частей рассказа, записали их на отдельном листочке, принесли эти листочки в класс, для работы в группе.

(класс делится на 3 группы по 5 человек)


Работа с первой частью (Слайд №5)

-Вспомним упражнение «Гимнастика для глаз» (чтение первого и последнего слова на каждой строчке, остальной текст дети проскальзывают взглядом)

-Где происходит событие, которое описал автор? ( Действие происходит на Светлом озере)
- Кто первый встретил автора? (Первым встретил автора собака Соболько)

- Докажите, что автор и раньше посещал жилище старика? (Добрая встреча собаки, Тараса)

-Как охотник в первый раз увидел старика? (Старик плыл на лодке, стоя на ногах, а впереди лодки плыл лебедь)

-Дайте название первой части рассказа.

(Каждая группа выбирает при обсуждении одно название из пяти и называет его. Затем из трёх названий выбирается лучший вариант.)


Работа со второй частью (Слайд №6)

Применяя упражнение «Чтение-скольжение», зачитайте ответ на вопрос:

- Как попал лебедь к Тарасу?

- Как говорил о лебеде старик? (Как о родном, близком человеке)

-Давайте попробуем прочитать вторую часть по ролям.

- Перескажите тот момент, когда Тарас нашел лебедя и «нарисуем»

картину на доске – т.е. прикрепляем на доске картинки: вода, камыши, лодка,
Тарас в ней, лебедь впереди. (^ В итоге получается наглядная картина, того
отрывка, какой надо.)


-Выберите название для этой части рассказа.


Работа с третьей частью (Слайд №7)

-В первой половине третьей части подсчитайте, сколько предложений. Как считали?

- В следующем отрывке Тарас говорит о себе как – то …
(появляются на экране слова)
Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я – то понимаю всё.
-Как Тарас понимает птиц, рыб, зверей? Объясните.

-Прочитайте вторую половину третьей части.

-Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя?

http://festival.1september.ru/articles/571869/img3.jpg

-Выберите название для этой части рассказа.

^ Работа с четвёртой частью (Слайд №8-9)

-Найдите предложения к такому ключу:

Стр. 222 – (.) (…) (,) (.) (-) (…) (?)

Стр.223 – (.) (-) (,) (-) (.) (-) (,) (,) (,) (.)


- Когда автор посетил второй раз Светлое озеро? ( Автор попал на озеро поздней осенью.)

- Как встретил Соболько автора во второй раз? (^ Выборочное чтение стр.222)

- Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр. 222)

- Почему? (Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.)

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?

( Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.)

-Каждой группе я приготовила карточку. Вставьте пропущенные слова.


Подрастут ________, - отец с матерью выведут их сперва на ________, а потом начнут учить _______. Исподволь учат: всё дальше да ________.
Своими _______ я видел, как молодых обучают к _________. Сначала
особняком учат, потом небольшими _______, а потом уж сгрудятся в одно большое _______.


- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?

( Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.)

-Выберите название для этой части рассказа.


2). Обобщение ответов детей учителем.

Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.

3).Физкультминутка. (Слайд №10)

Лебеди летят, крыльями машут,

прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на землю садятся.


- В чём же заключается доброта старика?

( Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.)

- Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака.

4). Работа с планом – тестом.

-Сейчас вы будете работать с тестом. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. (Инструктаж по выполнению теста: я зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ и отмечаете знаком).

(Тесты раздаются каждой группе)

В какое время года происходили события, описываемые автором?

Зимой

Весной

Осенью

Как называется озеро?

Синее

Светлое

Грязное

Как звали старика?

Иван

Семён

Тарас

Сколько лет жил Тарас на озере?

10

40

5

С кем жил старик на озере?

С собакой

С курицей

С лисой

Как звали собаку?

Тузик

Соболько

Шарик

Какую птицу приютил Тарас?

Лебедя

Утку

Индюка

Как старик назвал птицу?

Прикормыш

Выкормыш

Приёмыш

Где Тарас запер птицу?

В сундуке

В ящике

В избушке

Для чего старик запер птицу?

Чтобы не улетел

Чтобы никто его не увидал

Чтобы не играл с собакой

Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

Остался жить с Тарасом

Улетел в лес

Улетел в тёплую сторону

- Используя данный тест, давайте перескажем рассказ.

5). Работа с эпиграфом.

- На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

- Как вы понимаете это высказывание? (Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.)

-Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души? (Ответы детей) варианты ответов.

6). Обобщение этапа работы учителем.

Доброта - это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.

-Я расскажу вам стихотворение, которое подходит и к данному эпиграфу и к теме нашего урока. (Слайд № 11)

Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки не сделает зла.



3). Обобщение и систематизация учебного материала.

-Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением Мамина – Сибиряка «Приёмыш».

-Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк в данном произведении - показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому - то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

-Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев презентацию «Жизнь на Светлом Озере». (Слайды №12-26)

- Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию?

(Жалость, печаль, желание сделать что- то хорошее, доброе.)

4).Итоги урока и оценка знаний. (Слайд №27)

Рефлексия

С каким чувством уходите с урока?

Чему научил вас этот рассказ?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?

5). Домашнее задание. (Слайд №28)

Приготовьте рассказ о том, какое доброе дело вы сделали. Какую помощь оказали тому, кто в ней нуждался.

картинка 1 из 54




Похожие:

Урок анализа произведения iconПлан анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения
Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная)
Урок анализа произведения iconСхема анализа литературно-художественного произведения
Речевое построение произведения (авторское описание, исповедь, отступления, размышления)
Урок анализа произведения iconМетодика анализа литературного произведения
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму
Урок анализа произведения iconСхема анализа литературно-художественного произведения
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму
Урок анализа произведения iconМодели анализа лирического текста
Модели анализа лирического произведения Алгоритм анализа поэтического текста (по Каганович С. Л.)
Урок анализа произведения iconУрок литературы в 7 классе. Тема: «В. А. Жуковский. Перевод баллады И. В. Гете «Лесной царь»
Цель: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством В. А. Жуковского, дать представление об особенностях художественного...
Урок анализа произведения iconУрок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий" Цель урока: продолжать формировать умение анализа эпического произведения
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок анализа произведения iconСхема литературоведческого анализа художественного текста
Доказать, что представленный отрывок из прозаического произведения (стихотворение) является текстом
Урок анализа произведения iconПримерный план анализа лирического произведения
Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость
Урок анализа произведения iconУрок решения проектной задачи в 1 классе с использованием звукового анализа слов
Цель: использование звукового анализа слов для решения практических задач в группах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов