Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология icon

Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология



НазваниеТесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология
Дата конвертации23.11.2012
Размер78.68 Kb.
ТипТесты



МОУ «Строкутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа»


Конспект урока

по биологии

в 10 классе

на тему

«Биосинтез белка в клетке».


Разработала учитель биологии

Хуснутдинова Фания Салимовна


Село Старокутлумбетьево, 2011 год.


Конспект урока биологии в 10 классе


Тема урока: «Биосинтез белка в клетке».

Цель: Раскрыть сущность биосинтеза белка как одного из важнейших

процессов жизнедеятельности клеток

Задачи: Сформировать знания:

- о генетической информации;

- о генетическом коде и его свойствах;

- о матричных реакциях клетки;

- об особенностях транскрипции и трансляции;

- о роли белков и нуклеиновых кислот в преемственности в ряду поколений;

- научить, используя теоретические знания решать

генетические задачи

- осуществлять учебное взаимодействие в группе


^ Тип урока: Урок с элементами проблемного обучения и обучения в сотрудничестве.


Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Класс разделен на микрогруппы. У каждой группы на столах: задания для

  1. работы в группе, листы «Рефлексия», схемы цитогенетических задач разных типов, тесты для закрепления материала.


Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.


  1. Орг. Момент

  1. Приветствие

  2. Актуализация знаний

Вопросы : Назовите органические вещества клетки и какие из них являются определяющими? Подтвердите фактами.

Учитель Белки недолговечны, время их существования ограничено . Молекулы белка постоянно денатурируются и приходят в негодность в процессе жизнедеятельности.


Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».

Рефлексия




В начале урока

В конце урока

Я знаю, что такое биосинтез белка







Я знаю, как происходит реализация наследственной информации клетки







Я знаю, как происходит транскрипция







Я знаю, какие процессы происходят в трансляции







Я знаю, какие органические вещества участвуют в биосинтезе белка








После заполнения таблицы «Рефлексия» дети формулируют цели и задачи урока


Обсуждение плана работы на уроке

^ Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формулировка проблемы

Карточки задания и вопросы для работы в группах.

Самостоятельная работа в тетради

Решение генетических задач.


Обсуждение

Работа в группах


Заполнение таблицы

Работа в группах.

Выполнение тестовых заданий


^ Проблема. Как пополняются запасы белков в клетке?

Учитель. Сравним процесс синтеза белка с более известным процессом- строительство дома.


Работа в группах.

Строительство дома. « Строительство

белка»

1.Выбор площадки. 1 Выбор площадки -

цитоплазма

2.План – схема. 2 План- молекула

ДНК

3 Строительные материалы 3 Строительные материалы –кирпич, цемент ; и т.д. транспортные РНК

с аминокислотами.

4.Строители.-рабочие 4 Строители -

рибосомы.

5.Материальное обеспечение. 5 Материальное

обеспечение –

Финансирование молекулы АТФ


Как происходит биосинтез белка? (демонстрация слайдов 4 – 6)

Учитель: По какой схеме происходит биосинтез белка?

Учащиеся: Биосинтез белка –пластический обмен ( анаболизм) осуществляется по схеме:

ДНК(транскрипция)--------------- РНК-(трансляция)---------------------белок.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

^ Вопросы и задания для групп.

  1. Каким образом попадает информация о структуре белка из ядра клетки в цитоплазму?

  2. Какие молекулы нуклеиновых кислот обладают способностью проникать через ядерные поры.

  3. Каким свойством обладают молекулы ДНК

  4. Каким строением обладает молекула т- РНК.

5. Каков механизм работы рибосом?

6. Пользуясь текстом учебника на с. 120 – 122, текстом слайдов 7 - 11, выполните задания «Этапы синтеза белка».

1 Запись фрагмента молекулы ДНК.

А- Ц- А- А- А- А- А-Т- А

/ / / / / / / / /

Т- Г- Т- Т- Т- Т- Т- Т- Т

Вопрос Каким принципом руководствовались при записи второй цепи?

В ДНК зашифрована – закодирована информация о молекуле ДНК.


Что такое код ? Как называется участок ДНК, несущий информацию?

Чем является ДНК в биосинтезе белка, если происходит ее копирование? Как называются тройки нуклеотидов?


^ 2.Переписывание информации с ДНК на молекулу и -РНК – транскрипция.

А –Ц –А –А –А –А –А-Т –А

/ / / / / / / /

Т – Г –Т – Т – Т –Т –Т- А-Т

и-РНК Т-Г- Т- Т –Т –Т-Т- А- Т

^ 3)/ Синтез полипептидной цепи - трансляция.

Белок: цис ------ фен --------- тир


Вопросы .Как называется процесс перевода наследственной информации последовательности нуклеотидов в и-РНК в последовательность аминокислот в белковой цепи? Органоиды обеспечивающие, трансляцию называются ....?


Задание. Установить последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.

А) синтез и - РНК на ДНК

Б) присоединение аминокислоты к т - РНК

В) доставка аминокислоты к рибосоме

Г) перемещение и РНК из ядра к рибосоме

Д) нанизывание рибосом на и РНК

Е) присоединение двух молекул т РНК с аминокислотами к и РНК

Ж) взаимодействие аминокислот, присоединенных к и - РНК, образование пептидной связи.























Задание. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.


Задание. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?

(обсуждение итогов работы групп, выводы)


Вывод: Синтез белка может происходить в цитоплазме и на мембранах шероховатой ЭПС В цитоплазме - белки для собственных нужд клетки. На ЭПС - белки на «экспорт»

Таким образом, для начала синтеза белка необходимо , чтобы в одном месте цитоплазмы одновременно собрались рибосомы, и-РНК, т-РНК, факторы активации трансляции и носители энергии. « Встреча» этих компонентов обеспечивается цитоскелетом. Синтез среднего по размерам полипептида осуществляется за 20 – 60 секунд.


^ Закрепление материала.

1. Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением.)


Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.


Молекулы

Роль в биосинтезе

Процессы в рибосомах

Информационная РНК

Транспортная РНК

Белки – ферменты

АТФ








2. Решение генетических задач.

Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:


а) ААТЦАЦГАТЦЦТТЦТАГГАГГ;

б) АТЦАТТЦЦГГАТТЦГГЦЦААГ;

Задача. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы и РНК и тРНК, создали все условия для биосинтеза белка. Каков будет состав белков, синтезированных на разных рибосомах? Почему?


ТЕСТ по теме «БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

А 1. Процесс синтеза белка осуществляется в

1. Хлоропластах 2. Митохондрия

3. Цитоплазме 4. Рибосомах

А 2. Схема биосинтеза белка

1. Белок – тРНК –ДНК 2. ДНК - иРНК - белок

3. ДНК – рРНК – белок 4. и РНК – ДНК - белок


А 3.Транскрипция – это

1.Синтез ДНК 2.Синтез белка

3. Синтез иРНК 4. Удвоение ДНК


А 4. Кодон

  1. Кодирует белок 2. Триплет нуклеотидов

  1. Кодирует аминокислоту 4. Комплементарен участку тРНК – антикодону

А 5. Виды РНК:

1. иРНК 2. рРНК

3. дРНК 4. тРНК


А 6. Транскрипция

1. Идет с участием полимеразы 2. Образование иРНК

3. Образование тРНК 4. Происходит в цитоплазме


А 7. иРНК

1. Образуется в ядре 2. Содержит кодоны

3.Молекула образована одной цепочкой 4. Величина молекулы гораздо больше чем ДНК

А 8. Трансляция –

1. Удвоение ДНК 2.Переносит нуклеотиды

3. Синтез иРНК 4. Синтез белка

А 9. Трансляция:

1. Происходит в ядре 2. Идет с участием ДНК

3. Идет с участием ферментов 4. Идет с участием тРНК

А 10. тРНК:

1. Имеют антикодон 2. Переносит нуклеотиды

3. Находится в цитоплазме 4. Молекула состоит из двух цепочек

Проводится самооценка результатов работы с тестовыми заданиями( верные ответы на слайде 12). За каждый верный ответ ставится 0,5 балла.

Заполнение учащимися 3 колонки таблицы «Рефлексия»

Домашнее задание.с. 119 - 124 изучить, подготовить по выбору тест на тему «Биосинтез белка» или презентацию на эту тему. Тема «Биосинтез». Желающим решить задачу

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:
в) ТЦГЦГТААГЦТГГЦТТАГЦЦГ;


Определить последовательность нуклеотидов на и РНК, антикодоны т РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка.





Похожие:

Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconТесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология
Оборудование: модель-аппликация «Наследование резус-фактора», компьютерная презентация, компьютер, проектор
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconПримеры методических приемов технологии развития критического мышления
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т. Г. От самопознания к...
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconСовременные педагогические технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Очевидно также, что способность мыслить критически должна формироваться в соответствующей учебной среде, поэтому нас заинтересовало...
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconИспользование на уроках приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, групповые технологии,...
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология icon10. 12. 2010 г был проведен семинар, темой которого была «Технология системно-деятельного подхода в образовательном процессе»
На данном семинаре учителями были изучены особенности технологии как основы образовательного процесса согласно фгос второго поколения....
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» Тип урока
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconПрактическая работа по группам Подведение итогов, домашнее задание Записи на доске и в дневнике, рефлексия
Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя информационные технологии и элементы технологии...
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconСценарий урока по теме: «Политика гласности: достижения и издержки» 9 класс Учитель: Агеева Л. Н. Дата проведения: 02. 2012
...
Тесты для закрепления материала. Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология iconОбразовательный стандарт основного общего образования по технологии изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей
«Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы