Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» icon

Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»



НазваниеМетодические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»
Дата конвертации23.05.2013
Размер65.77 Kb.
ТипДокументы

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


В.В. Сидорова

МОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»

г.Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области


В статье автор описывает ряд методических приемов, способствующих осуществлению продуктивной учебной деятельности школьников на уроках математики, что в свою очередь является средством формирования познавательной компетентности обучающихся.


В проекте современной модели образования на период до 2020 года качественным предлагается считать то образование, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В связи с этим особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни на перспективу. Темпы происходящих перемен в обществе требуют постоянного пополнения знаний, повышения своей квалификации. Экономическая и политическая свобода, мировоззренческий плюрализм заставляют принимать самостоятельные решения, и важно, чтобы каждый был способен сделать это сознательно и грамотно. Сегодня с резким ростом всех видов информации в обществе каждое новое поколение сталкивается с обстановкой, которая требует учитывать быструю смену «набора» знаний. В соответствии с этим стандарты второго поколения определяют главный компонент современной модели общего образования – ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Сегодня ЗУНы (знания, умения, навыки) не являются основной целью, а становятся лишь средством и базой для развития личности школьников, формирования ключевых и предметных компетенций.

Как показывают современные исследования, многие выпускники, обладающие хорошим запасом знаний по математике, не всегда способны эффективно применять математические методы в решении прикладных задач, испытывают затруднения в осуществлении связей с законами других наук, обладают стереотипностью восприятия информации.

Это может объясняться различными причинами, например: стандартизация методов решения задач, несоответствие их содержания современной действительности или абстрактность условий, формализм теоретических положений, не подкрепленные практическим применением и т.д.

Одним из путей решения этих проблем является создание условий для формирования познавательной компетентности школьников, использование в процессе обучения математики задач, требующих активной самостоятельной деятельности и креативности мышления. Конфуций говорил: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете». Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении, а поэтому в организации учебных занятий необходимо отдавать приоритет педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.


Формирование познавательной компетентности школьников на уроках математики – это процесс, направленный на приобретение личностью специальных качеств, обусловленных опытом данной деятельности. У учащихся в области математики – это, прежде всего, мыслительная деятельность. Постепенное формирование у учащихся качеств (ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей и т.д.), которые лежат в основе математической деятельности, является важнейшим средством формирования познавательной компетентности.

Дидактическими условиями формирования учебно-познавательной компетентности является уточнение целей, принципов отбора содержания обучения и использование комплекса методов, форм и средств обучения, способствующих формированию ценностного отношения учащихся к знаниям, умениям и опыту собственной деятельности.

В соответствии с классификацией уровней сформированности учебно-познавательной компетентности на основе учебной деятельности, предлагаемыми В.П. Беспалько, выделяют следующие:

  1. Репродуктивный уровень. Деятельность по узнаванию (ученический уровень). Обеспечивает только такое качество знаний, как правильность, т.е. правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформации полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев.

  2. Репродуктивный уровень. Деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень). Обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений.

  3. Творческо-поисковый уровень. Деятельность по поиску решения. Обеспечивает опору учащихся на свой жизненный опыт, работу воображения и активное мышление. Позволяет ученику создать оригинальный речевой продукт, в той или иной мере отражающий индивидуальные склонности и способности.

  4. Эвристический (исследовательский) уровень. Деятельность, связанная с выбором действия. Обеспечивает выполнение таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и выделение главного, обобщение. Перед учеником возникает проблемная ситуация, требующая нахождения путей овладения новыми методами и приемами поиска информации.

Принцип разноуровневости компетентностей позволяет расположить задачи внутри каждой темы в соответствии с учебно-познавательными возможностями школьников, определяющих уровни познавательной деятельности.

Анализ теории обучения математике (Л.С. Атанасян, А.В. Погорелов (по содержанию математических умений); В.А. Швец (по умениям решать задачи); З.И. Слепкань (по умениям доказывать утверждения); Л. Ларсон, В.Н. Осинская (по формированию общих и специальных умственных действий и приемов мыслительной деятельности); И.Ф. Шарыгин, В.Г. Дорофеев (по проблеме создания систем творческих задач и упражнений) и др.), опыт педагогов – коллег и результаты собственной педагогической деятельности привели к следующему выводу: для развития познавательной компетентности школьников целесообразно использовать методы проблемного обучения, проектной деятельности, эвристического обучения и другие.

Качество и эффективность урока математики зависит от многих факторов, и, в первую очередь, от правильной организации деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим лишь некоторые эффективные подходы.

Практическое и прикладное значение математики состоит в первую очередь в умении поставить задачу, найти или построить математическую модель, описывающую данную практическую ситуацию, а затем в умении найти решение. Работа над задачами не должна сводиться к «натаскиванию» учащихся на решение задач сначала одного вида, затем другого. Главная цель – научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях. Это можно достичь систематическим включением в уроки задач с практическим содержанием, «ибо при изучении наук примеры полезнее правил» (И. Ньютон). В школьных учебниках круг таких задач ограничен, поэтому задачи можно придумывать самим (как коллективно, так и индивидуально), используя при этом информацию из других учебных дисциплин или жизненный опыт.

В математическом обучении важно, чтобы задача выступала не только в качестве иллюстрации теории, а рассматривалась как самостоятельный объект, как средство развития исследовательской и эвристической деятельности. Этому способствует такая форма работы, как «урок одной задачи», когда одна и та же задача решается различными способами. При такой работе формируется логическое мышление, систематизируются знания. Выполняя преобразования условия задачи, учащиеся не только овладевают основными методами, но и учатся планировать поиск решения, используя известные приемы познавательной деятельности – наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

В целях актуализации знаний и практических умений обучающихся, повышения мотивации к работе с электронными моделями необходимо вводить элемент соревновательности (например, конкурс «На лучшую анимацию текстовой задачи»), а впоследствии данный продукт обязательно использовать на уроках. Ведь как сказал Гете: «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост».

Действенным методическим приемом является «поток вопросов». Его суть заключается в поощрении заданных вопросов по теме. При изучении нового понятия ученики должны сформулировать вопросы так, чтобы новое понятие превратилось в известное. В процессе такой работы вырабатывается умение формулировать и задавать вопросы, корректно вести учебный диалог.

Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Решение проблемы (установление закономерностей, способов действия, правил, вывод новой формулы и т.д.) приносит эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде [1].

Набор задач «по готовым чертежам» - «геометрия на клетчатой бумаге» - на построение и вычисление, выполненных на бумаге в клетку требуют применения геометрических знаний в необычной ситуации, что позволяет проверить готовность ученика использовать полученные знания для решения нестандартных и исследовательских задач [2].

Описанный выше ряд методических приемов, направленных на формирование познавательной компетентности школьников, способствует повышению качественного уровня математического образования, что подтверждается достигнутыми успехами учеников, как в школе, так и в ВУЗе.


Список литературы:

  1. Паченкова, М. Активизация учебной работы на уроках математики [Текст] / М. Паченкова. – М. : Чистые пруды, 2009. – С.6-7 : ил. – Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 7.

  2. Смирнова, И. Геометрия на клетчатой бумаге / И. Смирнова, В. Смирнов – М. : Чистые пруды, 2009. – С.3 : ил. – Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 27.

  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М. Народное образование, 2005.




Похожие:

Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconМоу хотьковская средняя общеобразовательная школа №5 проект «Методика обучения решению квадратных уравнений». учитель математики Сидорова Валентина Викторовна
Изучение квадратных уравнений проводит -ся постепенно : сна­чала изучаются неполные квадратные уравнения, затем выводится общая формула...
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconОсобенности методики изучения экономической составляющей обществоведческого курса л. И. Евсюкова, В. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»
Помимо общих принципов работы по обществоведческому курсу, применимых ко всем содержательным «линиям», есть и значительные особенности...
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconИспользование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconПедагогические технологии и методические приемы на уроках дизайна и черчения
Актуальными проблемами на пути к поставленной цели является повышение мотивации обучения и познавательной активности учащихся, повышение...
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 за 2008-2009 учебный год
«Реализация проекта «Воспитать гражданина» в системе личностно-ориентированного образования на уроках математики и физики. Внедрение...
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconМастер – класс Приёмы организации учебно-познавательной деятельности
Показать конкретные приемы организации учебно познавательной деятельности на уроках
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconМбоу «Кечушевская средняя общеобразовательная школа»
I. Некоторые формы и приёмы работы с сильными учащимися на уроках русского языка
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconОпыт работы учителя математики Прокопенко Тамары Кирилловны Управление образования администрации г. Белгорода Формирование умений учиться посредством овладения системой алгоритмических предписаний на уроках математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconДиректор моу "Павловская средняя общеобразовательная школа" Е. Н. Ершихина Положение о школьной предметной неделе
Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетентности учителей...
Методические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики и информатики моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области за 2009-2010 учебный год
«Внедрение современных педтехнологий на уроках математики, физики и информатики на основе личностно-ориентированного обучения в рамках...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов