Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня icon

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня



НазваниеМетодическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня
Дата конвертации22.05.2013
Размер286.11 Kb.
ТипМетодическая разработка

МОУ ДОД «Станция юных техников Белгородского района Белгородской области»

Михайлова Е.С., педагог дополнительного образования





УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для педагогов дополнительного образования,

воспитателей детских садов и групп продлённого дня,

педагогов начальных классов и родителей.


Номинация

«Методические разработки учебных занятий для обучающихся»


АВТОР:

Михайлова Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования


Белгородский район, 2010

















страницы


1.


Аннотация



……………….


3


2.


Общие сведения об авторе



……………….


6


3.


Теоретическая часть



……………….


7


4.


Практическая часть



……………….


10


5.


Заключение



……………….


17


6.


Список использованной литературы



……………….


18


7.


Приложения














Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь…

Б.П.Никитин



Данная авторская методическая разработка содержит теоретические и практические материалы по применению развивающих игр в учебно-познавательной деятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Цель данной работы – поделиться опытом по созданию развивающего игрового комплекса и использованию его в образовательном процессе дошкольников или младших школьников.

Актуальность.

Проблема детской игры неисчерпаема, и до сих пор не утратила своей актуальности. Сегодня также остаются верными слова С.Л.Рубинштейна: «Невольно чаруя и привлекая к себе, … игра оказалась весьма серьёзной и трудной для научной мысли».

В современной теории и практике воспитания и обучения назрела острая необходимость продолжения исследования детской игры и игровой культуры современного дошкольника с целью более активного и результативного использования возможностей игры для развития ребёнка.

Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребёнка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.

Новизна и оригинальность.

На сегодняшний день многие образовательные учреждения в различных регионах России уже накопили собственный арсенал методик применения развивающих игр в процессе обучения дошкольников и младших школьников. Однако мало кто из авторов взял за основу техническое творчество.

Станция юных техников – это замечательная творческая площадка для учебно-развивающей деятельности дошкольников и младших школьников. Вспомните: малыш своими неокрепшими ручонками тянется к тяжёлому папиному молотку, пытается вбить гвоздик, привинтить шуруп, изучить устройство автомобиля – это его увлекает! Вот он процесс познания – интересный, захватывающий! Только бы папа не отобрал молоток, позволил подать отвёртку, винтик, только бы не прогнал! А сколько вокруг неизведанного, и всё хочется потрогать, покрутить, испытать на прочность. Малыш уже с пелёнок – технорёнок! Как же нам, родителям и педагогам, не погасить эту жажду познания окружающего и технического мира, продлить мгновения горящих глаз ребёнка, не втянуть малыша в скучные серые будни сухих фраз и цифр из школьных учебников? Ответ на этот вопрос дан в одной древней книге: «Будьте как дети», а значит: «Познавайте, экспериментируйте, испытывайте – творите!!!»

Педагогическая целесообразность.

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как постичь мир дошкольника? Как открыть его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию детства следует искать в игре, как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие увлечений и достижений ребёнка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и развитии.

Соединение в игре серьёзного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения способствует ненавязчивому увлечённому обучению и, конечно же, непосредственному развитию дошколёнка. Внешне игра представлена цепочкой действий, выполняемых для удовольствия (передвижение фишек, перекладывание кубиков с целью сооружения из них постройки, узора, конструкции, слова, логической цепочки и т.д.) Каждое из этих действий по своей сути сходно с «игрой-заданием». Исследователь детской игры С.А.Шмаков особо выделяет развлекательную функцию развивающей игры. Он считает, что развлечение в подобных играх и есть поиск.

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов и групп продлённого дня, учителям начальных классов, классов коррекции для усовершенствования учебно-развивающей деятельности обучающихся и воспитанников, для пополнения и обновления методической копилки и, конечно же, для родителей дошкольников для совместного интересно-развивающего времяпрепровождения.

В основу методической разработки положен личный практический опыт и авторские материалы педагога. В ^ Теоретическую часть вошли краткие ответы на вопросы:

  • В чём особенность развивающих игр?

  • Как в них играть?


В Практической части методической разработки представлен развёрнутый конспект интегрированного занятия объединения «Спелёнок-технорёнок» в Школе раннего развития, где наглядно отображено применение авторского развивающего комплекса: наглядно-демонстрационного материала с комплектом развивающих игр, индивидуальных рабочих листов, разработанных педагогом, а также показана работа с родителями по данной теме в материалах газеты объединения «Спелёнок - технорёнок».


Приложение содержит:

  • Образец индивидуального рабочего листа (Приложение №1)

  • Технический паспорт наглядно-демонстрационного пособия с комплектом развивающих игр - «Развивающий поезд» (Приложение № 2)

  • Музыкальные записи (СD) для проведения динамических пауз (Приложение № 3)

  • Мультимедийная презентация к занятию Microsoft Power Point «Буква П». (Приложение № 4)

  • Фотографии используемых наглядных и вспомогательных пособий (Приложение № 5)

  • Газета «Спелёнок-технорёнок» № 3 (Приложение № 6)

  • Фотография одного из занятий Школы раннего развития (Приложение №7)


Представленные материалы успешно опробованы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в Школе раннего развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станции юных техников Белгородского района Белгородской области». Предложенное учебное занятие можно проводить как с демонстрацией мультимедийной презентации, так и без использования названного медиапособия.






Ф.И.О.

Михайлова Елена Сергеевна


Дата рождения

20.08.1974


^ Базовое образование

Высшее образование, Новосибирский государственный педагогический университет, учитель начальных классов, 1995

^ Место работы, должность

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников Белгородского района Белгородской области»

^ Трудовой стаж

12 лет

Педагогический стаж

12 лет

Стаж работы в учреждении

3 года

^ Квалификационная категория

11 разряд

Публикации

2009 год

Белгородская районная общественно-политическая газета «Знамя», статьи: «Форт технического творчества», «Приглашаем в Школу юных технорят», «Моя родина – Белгородский район», «Звёзды зажигаются и зажигают других»










^ Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры.

Х.Хогленд




Об играх написано немало книг. Большие коллективы специалистов работают над созданием новых игрушек, их производством занимаются целые отрасли промышленности. Всё это, конечно, не потому только, чтобы дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры—одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, формируется характер. Покупая игрушку, мы проектируем человеческую личность! Поэтому, очевидно, что «нужны игры, создающие микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта»1. Такими играми и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Развивающие игры представляют НАБОР ЗАДАЧ, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.

  2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции. Таким образом, ребёнок знакомится с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.

  3. Задачи расположены по принципу народных игр: от ПРОСТОГО к СЛОЖНОМУ.

  4. Игры имеют отношение к разному возрасту, так как в них заложен ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. развивать свои ТВОРЧЕСКИЕ способности.

  6. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ более высокого порядка.

  7. Развивающие игры дают возможность каждому подняться до наивысшей точки своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ. Этот альянс позволил «объединить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

    • во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

    • во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

    • в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

    • в-четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества»1.

Разные игры нацелены на развитие разных интеллектуальных качеств: внимания, памяти, особенно зрительной; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способности к комбинированию, т.е. умения создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умения находить ошибки и недостатки; пространственных представлений и воображения, способности предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, ТВОРЧЕСКИМ СКЛАДОМ МЫШЛЕНИЯ.

^ ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение. Радуйтесь ему, это окрыляет ребёнка, стимулирует его к дальнейшим победам.

  2. Надо заинтересовать ребёнка игрой, но не заставлять его играть.

  3. Надо удерживаться от обидных фраз и замечаний в адрес малыша вроде: «Ах, ты глупенький (несообразительный)!» или «Ну что здесь непонятного?»

  4. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения, чтобы не подсказывать, а дать возможность детям думать и принимать решения.

  5. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем дать задания детям, необходимо попробовать выполнить их самим.

  6. Начинать надо с посильных задач. Успех в самом начале – обязательное условие.

  7. Если ребёнок не справляется с заданием, значит педагог переоценил уровень его развития. Надо сделать перерыв и через несколько дней начать с более лёгких заданий.

  8. Хорошо, если каждый ребёнок будет иметь индивидуальный комплект игр.

  9. Игры надо давать в порядке увеличения сложности, наблюдая за развитием ребёнка. Хорошо, если на каждого обучающегося будет заведён Дневник развития, где будут фиксироваться успехи малыша.

  10. Увлечения детей не имеют постоянства, поэтому необходимо делать перерывы в 2-3-недели между использованием подобных игр.

  11. Не надо ставить развивающие игры в одно и то же место, доступное для детей, с остальными игрушками. Пусть они стоят на видимом, но не очень доступном месте для детей.

  12. Надо создавать в игре непринуждённую обстановку. Не надо сдерживать двигательную активность малышей.

  13. Когда игра по стандартным правилам уже хорошо освоена, желательно переходить к новому этапу – придумывания собственных правил.

  14. Очень важно, чтобы взрослый включался в игру вместе с детьми. На первых этапах можно незаметно поддаваться, впоследствии же играть надо в полную силу.



1Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»








В данном разделе представлено одно из занятий объединения «Спелёнок-технорёнок в Школе раннего развития МОУ ДОД «Станции юных техников Белгородского района Белгородской области», где наглядно представлено применение развивающего игрового комплекса.



Особенностью организации образовательного процесса по программе «Спелёнок – технорёнок», являются три автономных модуля: «Буквоешка» представляет раздел языкознания, «Цифрознашка» - раздел математики, «Вытворяшка» - начальное техническое творчество. По усмотрению педагога названные модули могут взаимодействовать, а могут и действовать независимо друг от друга. Продолжительность занятия по программе «Спелёнок – технорёнок» составляет 2 часа. При интеграции трёх модулей занятие имеет блочную структуру: 30 минут языкознание затем 10 мин. динамическая пауза продолжение - 30 минут математика, опять 10 минут динамическая пауза продолжение - 30 минут начальное техническое творчество и 10 минут поощрение участников. Блоки могут переплетаться в процессе всего занятия, т.е. могут чередоваться микро-этапы – задания, которых в одном блоке бывает несколько. Так, с заданием по языкознанию может органично совмещаться математическое задание, или творческое, особенно отработка навыков вырезания, наклеивания, штрихования - развития мелкой моторики.









Методическая разработка

интегрированного учебного занятия







^ Автор: Михайлова Е.С.,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Станция юных техников

Белгородского района

Белгородской области»



Тема занятия: «Путешествие с паровозиком из Развивалкино»


Цель: способствовать развитию любознательности, желания приобретать новые знания, умения и навыки, формированию коммуникативных способностей посредством развивающих игр.


Модуль «Буквоешка»

Тема: Буква «П» и звуки «п», «п`».

Задачи: познакомить обучающихся с буквой «П»; учить различать твёрдый и мягкий звуки при произношении слов; вычленять звуки из слов и определять их место; составлять и читать слоги, слова с изученными буквами; объяснять смысл прочитанных слов, соединяя их с картинкой; производить звукобуквенный анализ конкретного слова; читать предложения и соотносить их с представленными схемами; развивать мелкую моторику при выполнении пальчиковой гимнастики и штриховки; развивать внимание при копировании напечатанного слова.

Модуль «Цифрознашка»

Тема: Число и цифра «8» (закрепление).

Задачи: закрепить знания о числе и цифре «8»; учить дополнять до «8» определённые числа; называть «соседей» - предыдущее и последующее числа; отрабатывать прямой и обратный счёт в пределах «10»; производить сравнение предметов по форме, цвету размеру, количеству; отрабатывать навык проведения прямых линий по клеточками, соединяя определённые точки.

Модуль «Вытворяшка»

Тема: Аппликация из пластилина в технике «размазывание». Транспортные средства (паровоз, поезд, пароход, парашют, планер, парусник, плот), профессии (проводник, пилот, плотник, пират, парашютист) и инструменты (пила, на букву «П»).

Задачи: развивать мелкую моторику, отрабатывать навыки работы с пластилином, стеками, учить видеть контур и выполнять работу, не выходя за границы нарисованного объекта; пополнить лексический словарь дошкольников словами технической тематики, чем способствовать расширению кругозора.

Оборудование: игрушка Петя-проводник (кукла-перчатка); рабочие листы на каждого обучающегося; картинки по теме; наглядно-демонстрационное пособие «Развивающий поезд» с набором развивающих игр; пила (демонстрационное пособие); изображение пилы на картоне (раздаточный материал), цветные и простой карандаши в индивидуальных лоточках; ножницы; пластилин; ТСО: CD проигрыватель, проектор и компьютер.

Форма проведения занятия: учебная игра – путешествие.


Ход занятия:

Организационный момент:

(звенит звоночек)

Динь – дилинь – звенит звонок!

Начинается урок.

К нам пожаловал, друзья,

Кто-то в гости…

- Это – Я!

(Петя – петушок)

Педагог с Петей (куклой-перчаткой) (Приложение №5) приветствует детей, пожимает им руки.

^ Постановка цели и задач:

Педагог: Здравствуй, Петя! Как хорошо, что ты к нам опять заглянул. Мы же сегодня твою букву учить будем.

Петя: Вот здорово! Это не только моя буква, но и этого паровозика. (На демонстрационную площадку педагог вывозит паровозик с вагонами, в которых находится комплект развивающих игр, предназначенный для данного занятия) (Приложение № 2,5) Он к нам приехал из деревни Развивалкино, где делают разные интересные игры и игрушки, которые помогают детям учиться. А давайте отправимся в интересное путешествие на этом паровозике.

Ждёт нас путешествие

Очень интересное,

Познакомит педагог

С буквой «П» тебя, дружок,

Поиграем, посчитаем,

Много нового узнаем,

Почитаем слоги

Мы, друзья, в дороге,

Путешествие у нас

Начинается сейчас!!!


^ Освоение новых знаний.


1. Характеристика звуков (Звуки «П» и «П`»)

Собираемся в дорогу! С собой надо взять вещи и продукты, которые начинаются со звуков «п» или «п`». Только хорошенько запоминайте всё, что назовёте.

(Медиапособие СЛАЙДЫ № 2,3)

(Каждая картинка открывается по щелчку)

^ Дети называют слово, характеризуют первый звук, изображают его условным жестом (кулачок – твёрдый согласный звук, поглаживание по руке – мягкий согласный звук): плащ, платье, палатка, пальто, панама, платок, пижама, пиджак, ползунки, перчатки, пирожное, пончики, пельмени, печенье, перец, помидор и т.д

^ 2. Тренировка зрительной памяти.

А теперь давайте посмотрим, все ли названные нами вещи находятся в вагончике. Если я вытащу вещь, которую вы называли – хлопайте в ладоши, а если ту, которая не была названа, мотайте головой.

(Педагог открывает вагончик Развивающего поезда (Приложение № 2, 5) и достаёт 8 картинок одну за другой, выставляя их на наборном полотне)

^ 3. Отработка навыков устного счёта, пространственно-временных отношений. Закрепление знаний о составе числа 8.

Посчитайте, сколько вещей получилось? Какой по счёту плащ, если считать слева направо. Какой по счёту идёт палатка? Что следует за платком? Что находится между панамой и палаткой? Какая вещь находится левее всех других? Что стоит на пятом месте, если считать справа? Теперь упакуем вещи в вагон, в котором всего 8 вещевых мест. Положили плащ – это 1. Сколько осталось свободных мест? (7). Значит 1 и 7 будет 8. К плащу добавили платье – это 2 вещи. Сколько теперь осталось свободных мест? (6) Значит 2 и 6 будет 8. (Так продолжается, пока не упакуются все вещи, в процессе чего идёт знакомство с составом числа 8.) Молодцы, все готовы ехать!

Петя: А вот и не готовы! Путешествие наше будет долгое, надо, чтобы у всех сил хватило! Сейчас потренируемся - мышцы накачаем, чтобы тяжёлые чемоданы легче было носить. А вот и турник! Посмотрите!

^ 4. Визуальное знакомство с буквой

На доске вывешивается изображение турника – перекладины, которая напоминает букву «П» или проецируется на экран анимация из презентации. (Медиапособие СЛАЙД № 4) (1 щелчок)

5. Физкультминутка

Петя: Ну-ка все дружно! (выполняют физкультминутку с гимнастической палочкой) (последовательные щелчки)

На букве «П» мы кувыркаемся,

Усердно спортом занимаемся,

Легко подтянемся, и вот:

Готов подъём – переворот.

Молодцы, ребята!

^ 6. Тактильное знакомство с буквой. Тренировка мелкой моторики.

А теперь из синего и зелёного пластилина, который лежит в ваших лоточках, слепите три «колбаски» – и выложите букву П в своих рабочих листах. (Приложение № 1)

Педагог: Помните, что синим цветом обозначается твёрдый согласный звук, а зелёным – мягкий согласный.

(Дети работают с пластилином)

Молодцы!

^ 7. Графическое знакомство с буквой

Вот мы размяли пальчики, теперь возьмём простой карандаш и напишем заглавную и строчную печатные буквы П.

(Дети по клеточкам пишут печатные заглавные и строчные буквы)


^ 8. Фронтальная работа

(На доске написаны слоги-слияния: ПА, ПО, ПЫ, ПУ, ПИ)

Педагог: Ребята, давайте прочитаем слоги…(читают)

(раздаётся гудок паровозика)

Что случилось? Смотрите, нам паровозик что-то привёз. (Приложение № 2,5)

(Педагог открывает очередной вагончик и достаёт оттуда картинки, названия которых начинаются со слогов-слияний, которые написаны на доске. Дети соотносят картинки со слогами, прикрепляя их к доске магнитами под соответствующими слогами.)

^ 9. Самостоятельная работа в рабочих листах.

Обучающиеся соединяют линиями картинки со слогами в своих рабочих листах.

10. Игра «Найди свой вагончик»

Из числа обучающихся выбираются четыре паровозика. Им раздаются карточки с изображениями паровозиков красного, жёлтого, синего и зелёного цветов и определённым слогом. Остальным раздаются карточки с изображениями вагончиков такого же цвета, как и паровозики. На паровозиках написаны первые слоги слов, на вагончиках вторые и третьи.

(Приложение №5)

Правила игры: «Паровозики» прочитывают свои слоги, «вагончики» - свои. После чего ребята ищут подходящие слоги и составляют слова. Тот «паровозик», который собрался первым, побеждает.

Игра продолжается за столами в рабочих листах, где нарисованы три паровозика и отдельно от них вагончики. Все вагончики выпускают дым из трубы, как будто выкрикивают слова. Надо соединить подходящие по смыслу слоги, вписать в дымное облако недостающий слог и прочитать слово, которое выкрикивает каждый паровозик.(Приложение №1)


^ Динамическая пауза.

(Медиапособие СЛАЙД №5)

Дети, проговаривая чистоговорку:

«Загудел паровоз и вагончики повёз:

- Пых, пых, чу-чу-чу – далеко я укачу»,

выстраиваются за педагогом паровозиком и двигаются по кругу под весёлую музыку паровозика (на кассете). Сделав круг по кабинету, все «выезжают» в коридор на переменку.

^ ПЕРЕМЕНА (10 мин.)

В коридоре дети выстраиваются опять паровозиком и «въезжают» в кабинет, двигаются по кругу под песенку, то увеличивая, то замедляя скорость, до тех пор, пока педагог не изобразит проблемную ситуацию. Поднимается табличка со словом «ПОМОГИТЕ!». Дети прочитывают слово. Педагог показывает слог ПО, проговаривая рифмовку:

«ПО-ПО-ПО-ПО паровоз спешит в депо», объясняя значение слова «депо», и предлагает ребятам разойтись по своим рабочим местам.


Постановка проблемы:

Петя: Ребята, наш паровозик дальше не сможет двигаться, так как на одном из участков железной дороги сгнили все шпалы. Вы знаете что такое «шпалы»? (Прослушиваются ответы детей) Как можно помочь паровозику? (Дети предлагают варианты помощи)

Педагог наталкивает ребят на мысль о том, что шпалы делаются из деревянных досок. Надо напилить бруски и заменить прогнившие шпалы, а для этого необходим специальный инструмент. Дети отгадывают загадку:

Пока зубчики остры – ест дубовые стволы,

А затупятся зубочки – им под силу лишь пруточки.

(пила)


^ Игра «Где же пила?»

(На доске (медиапособие: 8 слайд) написаны печатными буквами слова: платок, пират, поклон, парусник, плоты, пила. Педагог достаёт из очередного вагончика по одной картинке с изображениями названых предметов, дети определяют слово, которое соответствует показанной картинке. Последней педагог достаёт изображение «пилы»)

^ Звукобуквенный разбор слова

Педагог: Ребята, возьмите в руки красный, синий и зелёный карандаши, проведём звукобуквенный анализ слова. Посчитайте, сколько в слове «пила» букв? (4) Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, поставьте под ними красные точки. (и, а). Дайте характеристику другим буквам. (Дети характеризуют: буква «пэ» обозначает мягкий согласный звук «п`», рисуем под ней зелёную точку, а буква «эль» - твёрдый согласный звук «л», под ней поставим синюю точку). Как найдём ударный звук? (медиапособие: слайд 7)

Ударенье чтоб добыть,

Надо слово похвалить.

(Ай-да, пила-а-а-а!)

Ставим знак ударения над буквой «а». Сколько в слове слогов?

Чтобы слоги сосчитать, надо гласные искать:

Сколько в слове гласных, столько и слогов,

Это знает каждый из учеников.

(Дети хлопают в ладоши, проговаривая слово по слогам. Вертикальной чертой отделяют слоги в рабочем листе.)


Работа с ножницами

Вырезание «пилы» из картона по контуру.

Педагог: Ребята, в ваших лоточках лежат картонные пилы и ножницы! Вырежьте себе пилу, соблюдая правила техники безопасности. (По необходимости повторить ПТБ при работе с ножницами).


Физкультминутка.

Петя: Теперь можно пилить доски для шпал и ремонтировать железнодорожный путь! Под весёлую скороговорку работать будет намного интереснее. (медиапособие слайд 9)

Пилила полено усердно пила,

Пилила, пока не спилила дотла.

(Дети, проговаривая скороговорку, имитируют движения пилы по ладошкам правой и левой рук, с постепенным увеличением темпа)


Штриховка

Петя: Что-то пила затупилась. Давайте её заточим по указанным стрелочкам.

^ Ребята выполняют штриховку «пилы» в направлении, указанном стрелками.

Петя: Вот теперь можно продолжать работу. Самим нам не справиться, надо звать на помощь специалиста.

Педагог: А вы знаете, ребята, как называют мастера по дереву? (Ответы детей). Давайте прочитаем предложение и узнаем.

(Дети читают предложение: Пила – это инструмент плотника.)

Запомнили? Чей инструмент пила? (Даётся полный ответ на вопрос).

^ Чтение текста

На доске написан текст, состоящий из трёх предложений, и даны схемы предложений. Дети хором с педагогом читают текст и соединяют линией соответствующие схемам предложения.


Закрепление

Педагог: Ребята, как называют мастера по дереву? (Дети читают слово в рамочке: плотник). Чтобы не забыть, давайте пропечатаем это слово в пустой рамочке. Внимательно спечатайте каждую букву, проговаривая слово. С помощью опытного плотника мы отремонтировали железнодорожный путь, теперь паровозик может двигаться дальше. Все, по вагонам!


^ Динамическая пауза

Дети, проговаривая чистоговорку:

«Загудел паровоз и вагончики повёз:

- Пых, пых, чу-чу-чу – далеко я укачу»,

выстраиваются за педагогом паровозиком и, под весёлую песенку паровозика, сделав круг по кабинету, «выезжают» в коридор на переменку.

ПЕРЕМЕНА (10 мин)

В коридоре дети выстраиваются опять паровозиком и «въезжают» в кабинет, двигаются по кругу, то увеличивая, то замедляя скорость, до тех пор, пока педагог не изобразит проблемную ситуацию. Поднимается табличка со словом «ПОМОГИТЕ!». Дети прочитывают слово. Педагог показывает слог ПО, проговаривая рифмовку:

«ПО-ПО-ПО-ПО паровоз спешит в депо».

Петя: Ребята, у нас опять проблема. Теперь в починке и покраске нуждается сам паровозик.

Педагог: Чтобы паровозик починить и покрасить, надо сначала нарисовать эскиз, чтобы точно знать каким пластилином будем замазывать отдельные детали. Для этого карандашом соедините цифры в порядке возрастания. Получился «паровозик», точнее его контур. Теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте паровозик по своему замыслу.


^ Работа с пластилином.

Всё готово, можно приступать к замазыванию большого паровозика. Начнём с деталей круглой формы. Какие части паровозика имеют форму круга? (Дети отвечают и замазывают пластилином все круги на картинке). Теперь замажем все квадратные детали. Какие части паровозика имеют форму квадрата? (Дети отвечают и замазывают детали квадратной формы). И наконец, замажем все прямоугольники. Назовите части паровозика, которые имеют прямоугольную форму. (Ответы детей, замазывание деталей прямоугольной формы)

После окончания все работы вывешиваются на магнитную доску, выбирается самый аккуратный и красивый паровоз. Ребёнок-победитель получает наклейку с изображением паровозика и надписью «Мастеру за самый аккуратный паровозик». Все дети, включая победителя, получают по конфетке.


^ Динамическая пауза

Дети, проговаривая чистоговорку:

«Загудел паровоз и вагончики повёз:

- Пых, пых, чу-чу-чу – к маме с папой укачу»,

Педагог берёт паровозик за верёвочкувыстраиваются паровозиком и, сделав круг по кабинету, «выезжают» в коридор на переменку.


^ КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ


Особенностью организации воспитательного процесса в Школе раннего развития является непосредственное взаимодействие с родителями обучающихся. Помимо совместных воспитательных мероприятий, праздников, где применяются разнообразные методы работы с семьёй, создана и успешно работает виртуальная «Школа мудрых родителей» на страницах газеты «Спелёнок-технорёнок». Так, в третьем выпуске, была затронута тема предназначения детских игрушек: «Вы покупаете игру или игрушку… Для чего?». В виртуальной беседе были сделаны выводы, что игрушки, не имеющие перспективы и не наполненные развивающим содержанием, в принципе, не интересны для детей и являются бесполезной тратой денег. В конце виртуального занятия педагог-практик Б.П.Никитин даёт совет всем тем, кто имеет отношение к детям: при выборе игрушек «отдавать предпочтение развивающим играм». (см. Приложение)








Мы живём в век невиданного ещё в истории человечества научно-технического прогресса. Жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освящённых многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Развитие страны зависит от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной сложности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто ещё только должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и, обязательно, инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Поэтому необходимо с раннего детства развивать творческие и интеллектуальные способности детей, стимулировать их познавательный интерес, включаясь в совместную игру и применяя развивающие игры и игрушки. Способствовать расширению и обогащению кругозора, развитию речи в непосредственном контакте и общении с малышами.






  • для педагогов:

  1. Авдеева Н.А. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – М., 1997.

  2. Валитова И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста. – Минск,1999.

  3. Волина В.В Праздник числа. – М., 1994.

  4. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.

  5. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: Учебное пособие. – М., 1997.

  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

  7. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Сост. Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н.Поливанова, Е.Ю.Сушкова. – М.,1989.

  8. Готовность к школе / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.,1995.

  9. Гурьева Н.А. Обучаем грамоте./ Из серии «Школа до школы» – СПб., 2006.

  10. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль, 2009.

  11. Дьяченко О.М., Астаськова Н.Ф., Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., 1997.

  12. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М., 1991.

  13. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – «Лань» С.-П., 1998.

  14. Зак А.З. Учимся мыслить логично: Занимательные задачи для развития логического мышления у дошкольников. / Из серии «Библиотека психолога-практика». – М.,2002.

  15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб., 2004.

  16. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет. – М., 2005.

  17. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – СПб., 1998.

  18. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение. – Изд.2-е, перераб. – М.,2007.

  19. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников. – М., 2002.

  20. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.1. – М.,1983.

  21. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб, 1999.

  22. Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Минск, 1998.

  23. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1989.

  24. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М., 1983.

  25. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. – М., 1988.

  26. Петерсон Л.Г. Программа дошкольной подготовки детей 3 – 6 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»:Математика. – М.,2007.

  27. Поставнева Е.С. Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей 5-6 лет. – СПб., 2005.

  28. Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие творческого мышления детей 5-6 лет. – Ярославль, 2004.

  29. Серия «Центр раннего развития» для дошкольного возраста / Кузнецова В.Г. Азбука для дошкольников. – М., 2006.

  30. Серия «Школа для дошколят» для подготовки детей к школе. / Под ред. Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В., - ЗАО «Росмэн – Пресс», 2002-2005.

  31. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей – Ярославль, 1996

  32. Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 2005.

  33. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., Владос, 2002.

  34. Ушакова О.С. и др. развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). – М.: ТЦ «Сфера», 2002

  35. Федин С.Н. Как научить ребёнка считать. – М., 2007.

  36. Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. – Ярославль: Академия развития, 2007.

  37. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М., 2006.




    • для родителей:

      1. Барашникова И.А., Барашников А.А. Учись, играя. Тренировка интеллекта. – Харьков,1997

      2. Белова Е., Ищенко И. Одарённый ребёнок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание. 1992, №7-8

      3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – Л.,1992

      4. Волина В.В Праздник числа. – М., 1994.

      5. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.

      6. Ильин М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. –СПб.,1997

      7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –М., 1991.

      8. Менчинская Н.А. Дневник о развитии ребёнка – М.,1958

      9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1989.

      10. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе – СПб., 1998

      11. Федин С.Н. Как научить ребёнка считать. – М., 2007.

      12. Хухлаева О.В. Лесенка радости – М.,1998

      13. Чуковский К.И. От двух до пяти – Мн.1982

      14. Юзбекова Е.А.Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М., 2006.




        • для детей:

          1. Волина В.В Праздник числа. – М., 1994.

          2. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994

          3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль, 2009.

          4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М., 1991.

          5. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб, 1999.

          6. Серия «Центр раннего развития» для дошкольного возраста / Кузнецова В.Г. Азбука для дошкольников. – М., 2006.

          7. Серия «Детский сад: день за днём» //Сост. Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В. – М., 2002

          8. Серия «Школа для дошколят» для подготовки детей к школе. / Под ред. Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В., - ЗАО «Росмэн – Пресс», 2002-2005.

          9. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет /Е.Л.Агаева, В.В.Брофман, А.И.Булычева и др. – М.,1991



Применение развивающих игр на занятиях в Школе раннего развития



Похожие:

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconУчебном году средняя общеобразовательная школа имени 8 Марта работала в режиме 5-дневной учебной недели для 1-11 Условия организации проведения учебных занятий
Вторая половина дня задействована для работы групп продленного дня (2 группы) и дополнительного образования
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconМетодическая разработка: «Спортивный час в младших классах групп продленного дня»
Большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconОбразования Петродворцового района Санкт-Петербурга. Вчера. Сегодня. Завтра
В образовательную систему Петродворцового района входят 56 образовательных учреждений (30 детских садов, 20 – школ, 6 учреждений...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconСправка система образования Петродворцового района Санкт-Петербурга. Вчера. Сегодня. Завтра
В образовательную систему Петродворцового района входят 56 образовательных учреждений (30 детских садов, 20 – школ, 6 учреждений...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconМетодическая разработка мастер-класса Автор: Елин Юрий Александрович педагог дополнительного образования I квалификационной категории 2012г. Методическая разработка занятия
Материалы для теоретической работы: Индивидуальные карточки обучающихся. Игра «Дартц»
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconПоложение о группе продленного дня
...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconПоложение о группе продленного дня общие положения
Настоящее положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня в школе
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconПоложение о группе продленного дня
Настоящее положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня в школе
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconПоложение о группе продленного дня
Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня в мбоу «Раздольской средней...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов и групп продлённого дня iconПриказ №215 От «01» сентября 2011 года. «Об утверждении групп продленного дня». В связи с началом 2011-2012 учебного года и на основании заявлений родителей
Утвердить списочный состав группы продленного дня воспитателя Антоновой Татьяны Григорьевны
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы