Двигатель ловкость — царица управления движениями icon

Двигатель ловкость — царица управления движениями



НазваниеДвигатель ловкость — царица управления движениями
Дата конвертации22.05.2013
Размер119.82 Kb.
ТипДокументы

Двигатель ловкость — царица управления движениями.




Ловкость — это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение

распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться,

оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и

выполнять сложно координированные действия.

Ловкость - комплексное качество, которое позволяет:

- быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации

- выполнять сложные по координации движения рационально и экономично

- точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях

- рационально и экономно решать двигательные задачи

- быстро и качественно овладевать новыми движениями и быстро их перестраивать

Вот ещё одно интересное определение ловкости, связанное с семантикой названия.

«… Там, где двигательная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там,

говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, помогает уловка. Когда мы овладеваем

двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы

наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная, инициатива, или изворотливость, или так или иначе

искусное прилаживание наших движений к возникшей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость….»

Бернштейн Н.А. (психофизиолог, основатель советской школы биомеханики)

Обобщая все эти определения, можно сказать.

Ловкость - термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как

двигательное качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и

психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.

Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:

- координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация,

произвольное расслабление)

- разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)

- чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)

Для того чтобы достичь высокого уровня ловкости, надо работать над развитием и совершенствованием всех частей

составляющих это физическое качество.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными

физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет на комплексный характер.
Чтобы быть

ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двига задачи, надо быть сильным, быстрым, вынос, иметь

хорошую подвижность в суставах, обла высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее

надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть. Основными параметрами для измерения ловкости служат

координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.

Немного теории, для полного понимания механизмов реализации качества в спортивной жизни и правильного понимания методики

развития ловкости и применения этих знаний в систематической тренировочной работе.

Виды и степени развития ловкости.

Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.

Различают ловкость:

- общую

- специальную

- прыжковую

- акробатическую

- скоростную

Степени ловкости.

Различают три степени ловкости.

Первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.

Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки.

Третья - высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в

переменных условиях.

Первая степень ловкости – это точность, вторая – точность в быстроте и третья – точность в быстроте при переменных

условиях.

Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.

Ловкость определяется, как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро

перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки – с другой.

Периодизация развития ловкости.

Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется

планомерная, целенаправленная и систематическая работа. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в

возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы.

Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит

быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12

лет лабильность нервно–мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма. Таким образом, мы

должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный

процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей,

(которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при

составлении стратегического плана развития ловкости.

Методы и способы развития ловкости.

Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного развития всех её составных частей:

- координационных способностей

- перестроение и/или переключение движений

- двигательная точность

- умение различать темп и амплитуду движений

- прогнозирование положения движущегося предмета в

момент времени

-дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения

- чувства равновесия (статическое и динамическое)

- совершенствования вестибулярного аппарата

- «ловкой» быстроты

- частоты движений

- зрительной реакции

- переключение внимания

- способность к изменению ритма

- пространственное ориентирование

- мышечное чувство

- чувства времени и пространства

А эффективность такого подхода к развитию ловкости, определяется правильной пропорцией развития перечисленных качеств и

умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки. Важно

вовремя применять такие специальные средства развития ловкости как: акробатика и жонглирование мячом. Комплексность в

подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично

включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не

только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей. Развитие ловкости представляет собой

«комплекс комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание

только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать

только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности

2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

- разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания.

- варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

- регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

- определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий

Главное для развития ловкости – разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается

благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки,

темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на

развитие разных качеств.

Специальная (футбольная) ловкость.

Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от

тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем в основном при выполнении упражнений с

мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям. Жонглирование с постоянным

ростом трудности заданий, выполнение технических действий после кувырков и другим сбивающих факторов и прочее.

Физиология ловкости.

В основе ловкости, по мнению физиологов, в боль степени, чем в основе других качеств, лежит соот развитие

двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры

большого мозга. Другими словами, от объема двигательных на зависит уровень, или степень, ловкости челове. Чем

больше этот объем, тем выше уровень лов. Ловкость зависит от деятельности двигательных анализаторов, а также от

пластичности центральной нервной системы. Информация, получаемая головным мозгом человека, от органов чувств и

анализаторов формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Анализатор человека — подсистема центральной

нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора — рецептор,

центральная часть анализатора — мозг. Анализаторы, в биологии, - сложные системы чувствительных нервных образований,

воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на человека. Обеспечивают приспособительные реакции организма к

изменениям внешней и внутренней среды. Анализаторы представляют собой сложно организованные структуры, снабжающие мозг

точной и достаточно подробной информацией о многих биологически значимых событиях, как вне организма, так и внутри него.

Важными для обеспечения двигательной активности человека являются двигательный и вестибулярный анализаторы. Двигательный

анализатор — нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от

органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие

нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в

поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений. Вестибулярный анализатор орган, воспринимающий

изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у человека. Окончательное ее развитие

завершается к 10 – 12. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам

ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.

Нужны ли Вам все эти теоретические знания? Возможно, для кого-то это будет невостребованная информация. Но для тех,

кто серьезно озабочен развитием у своего ребенка такого важного двигательного качества, как ловкость, эти знания лишними

не будут.

Жонглирование мячом, как средство развития общей ловкости.


Для развития ловкости можно использовать различные средства, в частности, жонглирование (держании мяча в воздухе).

Почему жонглирование?

Потому что, сегодня Вы прочитали эти материалы – завтра, начали помогать своему сыну, целенаправленно развивать ловкость,

закладывать базу для эффективного обучения технике футбола. Дети, занимающиеся футболом, в своем большинстве любят

«повозится» с мячом, надо «использовать» эту любовь для развития общей и специальной ловкости. Развитие любого

физического качества должно учитывать возраст Игрока, период подготовки, исходный уровень, индивидуальные возможности и

задатки.

Жонглирование (держание мяча в воздухе).

В самом начале тренировочного процесса, с 5-6 и до 8-9 лет, жонглирование является великолепным средством развития

общей ловкости. Именно в таком качестве мы и будем использовать жонглирование в этот период времени. Главное,

рассматривать жонглирование именно как средство развития ловкости и, в тренировках, соблюдать принципы развития этого

качества.

Ребенка чаще всего не надо заставлять «почеканить» мяч. Тут главное найти те движения, которые даются ему легче

других и, хваля и поощряя, потихоньку усложнять и, обязательно, разнообразить упражнения. Надо вести записи всевозможных

«рекордов», проводить соревнования (например, правая нога, против «левой с гандикапом»), награждать за призовые места и

так далее. Не спешите получить результат (тем более, что результат – количество касаний мяча – это для ребенка). Главное

увлечь юного футболиста процессом совершенствования движений. Уверенное владение мячом в дальнейшем поможет Вам в

упражнениях по обучению различным техническим приемам.

Конечно, жонглирование оказывает определенное влияние на освоение технических приемов. Но надо понимать, что

прикладное значение жонглирования и его практическое влияние на формирование футбольной технике преувеличено. Пусть Вас

не вводит в заблуждение, что футбольные звезды изредка, на презентациях и в рекламных роликах, демонстрируют отдельные

элементы фристайла, удивительного владения мячом. Чего только не сделаешь для «ублажения болельщиков» и рекламодателей.

И не забывайте, что «футбольный фристайл» это отдельный вид спорта, и никакого отношения к футболу, кроме общего

атрибута – мяча, не имеет, и футбол только напоминает отдельными движениями.

С одной стороны мы понимаем, что, развивая ловкость, используя жонглирование, мы закладываем фундамент для развития в

будущем специальной, «футбольной» ловкости, с другой стороны принципы развития общей ловкости и координированности

диктуют нам особые условия работы с мячом (жонглировании) на данном этапе. На первом этапе обучения нет необходимости

достигать в процессе жонглирования каких-то значимых результатов в отдельных упражнениях. Как только выполнение

конкретных движений начинает получаться, значение этого движения для развития ловкости, значительно снижается. Таким

образом, если Вы в этот период времени не меняете задачу на более сложную или, что ещё хуже, не даете «новое» движение,

то эффективность тренировочного времени потраченного на выполнение задачи – развитие ловкости - значительно снижается. А

нам важно выбирать именно те средства, методы тренировки и упражнения, которые наилучшим образом соответствуют

поставленным задачи и развивают заявленное физическое качество. Можно и нужно включать в занятия упражнения, которые

«помогают» развивать входящие в ловкость качества, например, способствуют развитию вестибулярного аппарата. Это движения,

которые включают в себя различные вращения, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости:

- Игрок жонглируем мячом, высоко его подбивает и делает оборот на 360 (180) градусов, подхватывает мяч и снова

продолжает жонглировать (делать в обе стороны)

- Игрок делает кувырок вперед, встает и начинает жонглировать наброшенным ему мячом

- Игрок жонглирует, высоко подбивает мяч высоко-вперед, делает кувырок, подхватывает мяч и продолжает жонглировать.

Вариантов «новых» движений при жонглировании и усложнения уже освоенных множество. Термин «жонглирование» на этом

этапе развития носит обобщенный характер. Включаем в него не только непосредственное «держание мяча в воздухе», но и

другие упражнения с мячом, которые можно так же рассматривать и как подготовительные для жонглирования и в дальнейшем

как базу для развития специальной ловкости. Посредством жонглирования можно развивать «чувство равновесия».

Например:

- Игрок стоит на ограниченной возвышенности (супер технологический вариант, на баланс-степ BOSU), на одной ноге. Вы

набрасываете ему мяч, который надо «поймать» на ногу (сохраняя равновесие), несколько раз «почеканить» и вернуть Вам

- Игрок, идя по низкому бревну, гимнастической скамейке, бордюрному камню и тому подобное, в движении, стараясь удержать

равновесие, отбивает бросаемый ему мяч.




Похожие:

Двигатель ловкость — царица управления движениями iconИгры с обучением Пальчиковые игры
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять...
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconМотоцикл suzuki /m intruder400 vk51A
Двигатель: 400 см куб., 4-х тактный, 2 цилиндра жид охлаждение,V-образный двигатель
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconМотоцикл suzuki /m intruder400 vk51A
Двигатель: 400 см куб., 4-х тактный, 2 цилиндра жид охлаждение,V-образный двигатель
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconЧто такое ловкость? Психофизические качества
На боевом знамени физической культуры значатся названия четырех понятий, которые принято объединять под именем психофизических качеств....
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconБазовые теории управления движениями анохин П. К. (1935) теория «функциональных систем»
Постоянная потребность влечение к движениям, как частный случай концепции «информационного голода»
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconОформление: плакаты «Математика-царица всех наук». «Математика гимнастика ума». Участвуют 3 команды по 9 человек. У каждой команды название, девиз, приветствие. Выходит математика царица всех наук. Математика
Оформление: плакаты «Математика-царица всех наук». «Математика гимнастика ума»
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconТезисы тема моей работы: Роза- царица цветов: энциклопедия одного слова
Меня заинтересовало происхождение слова «роза», и откуда появилось выражение «роза царица цветов», и это стало целью моего исследования....
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconТема общие принципы управления смонтировали систему автоматического управления. Запустили на
Фундаментальные принципы управления. Система управления. Принципы управления. Виды систем управления
Двигатель ловкость — царица управления движениями iconТепловые двигатели Тепловой двигатель Устройство, превращающее внутреннюю энергию в механическую

Двигатель ловкость — царица управления движениями iconНазвание проекта: «Свекла царица полей» Тематическое поле
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (сипкро)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов