Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр icon

Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр



НазваниеНе сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр
Дата конвертации22.05.2013
Размер94.69 Kb.
ТипДокументы

Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр




Ваш малыш подрастает и с каждым днём становится всё подвижнее и активнее? В таком случае остается только порадоваться. Ведь это значит, что развитие вашего ребёнка идет закономерно и правильно. Первый пик такой физической активности происходит в 6-7 лет, то есть с началом обучения в школе. Примерно с этого возраста дети начинают живо интересоваться окружающим миром. У ребёнка уже более-менее сформированы свои собственные жизненные ценности и навязаны почти все стереотипы. Также с приходом в школу, где от детей требуется внимательность и усидчивость, двигательные упражнения и игры становятся важны как никогда. Для этого возраста хороши детские спортивные игры, направленные на развитие реакции, силы и выносливости ребёнка. Большая часть этих игр может проводиться как в небольших перерывах между школьными занятиями, так и во дворе. Подвижные игры – это игры, которые направлены на общефизическое развитие детей и подростков. Ребёнок познает мир, развивается, его организм растет, мышцы укрепляются и нарабатываются двигательные рефлексы и навыки. Потому дети сами выбирают для себя лучший способ развития организма – подвижные игры. Разнообразные и усложняющиеся элементы игровой деятельности вовлекают в работу мышцы всех групп, что способствует, в свою очередь, развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, формированию здоровой осанки и укреплению различных функций и систем детского организма.

Подвижные игры – это одно из условий развития культуры ребенка. В игре развивается интеллект ребёнка, его фантазия и воображение. Детские подвижные игры – это всегда творческая деятельность. Играя, дети не только познают мир вокруг себя, но и преображают его. Зачастую дети сами придумывают себе игры на развитие бойцовских качеств характера, лидерских качеств, упорства. Поскольку для большинства подвижных игр требуется достаточно большое количество играющих, то игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками. Создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации ребёнка в обществе. К тому же, групповые игры учат сплоченности в коллективе, товариществу и взаимовыручке. Подвижные игры всегда разнообразны и увлекательны по своему содержанию. И даже если одна игра не понравилась, дети всегда придумают для себя новую и более интересную.

Традиционная классификация игр разделяет их:

- по количеству участников;

- по наличию/отсутствию инвентаря;

- наличию/отсутствию ведущего;

- месту проведения (двор, комната, класс);

- по степени интенсивности и специфике физической подготовки;

- по системе подсчета очков и др.

В связи с этой классификацией выделяют: игры на реакцию, поисковые игры, догонялки, прыгательные игры, на меткость и мн.др. Каждая такая игра насыщена эмоциями. Ее специфика в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на призыв «Я иду искать!», «Лови!», «Стой!» и др.


В отличие от школьников начальных классов, большинство старшеклассников не понимают скрытую пользу от всевозможных упражнений на уроках физкультуры. Кувырканья на трапециях, лазанья по лестницам, веревкам, прыгание через козла и т.п. могут стать незаменимой физической подготовкой для будущей активной жизни. Детский спорт – основа крепкого здоровья и хорошего самочувствия на долгие годы. Так что любовь к движению, спорту и активной деятельности лучше прививать малышу еще в начальной школе.

Характеристика подвижных игр

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.). Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п. Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.


В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач. Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.

Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.


Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как "Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик ("Найди свой вдет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)


В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.


Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.


Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.


Игры забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.



Похожие:

Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconБуряк Вера Ивановна, тренер-преподаватель моу сош №3, г. Строитель Яковлевского района Строитель-2010 год пояснительная записка
Особенностью программы является увеличение часов на спортивные игры и включение в каждый урок элементов подвижных и спортивных игр,...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconМдоу – детский сад №8 «Яблонька» Педагогические чтения на тему «Русские народные подвижные игры»
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconБлок подвижных игр народов России, посвященный Дню народного единства

Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconТеория подвижных игр Оценивание
Учитель должен постоянно следить за процессом обучения подвижным играм, оценивать его результаты. Следует останавливать внимание...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconДифференциация и индивидуализация процесса обучения с использованием подводящих подвижных игр
Это способствует осуществлению дифференциального и индивидуального подхода к учащимся, выявлению их затруднений и созданию условий...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconМдоу – детский сад №8 «Яблонька» Памятки-рекомендации для воспитателей на тему «Проведение подвижных игр в разных возрастных группах»
Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т д., играть...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр icon«Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»
Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети, отличающиеся от остальных сверстников...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconПодготовил: инструктор по физической культуре Пилипенко Татьяна Ивановна
В развлекательной форме игры формируют естественные движения свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и др. Велико значение...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconПротокол проверки показаний на месте г. Москва 200 года Проверка показаний на месте начата в часов мин
Перед началом проверки показаний на месте участвующим лицам разъяснены права, ответственность, а также порядок производства проверки...
Не сиди на месте, или о пользе детских подвижных игр iconМдоу – детский сад №8 «Яблонька» Сообщение на тему «Подвижная игра как средство и метод физического воспитания» Ноябрь 2012
При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы