Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся icon

Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся



НазваниеМетодические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся
Дата конвертации21.05.2013
Размер65.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации по критериям оценивания

исследовательских работ учащихся.

Современный мир характеризуется быстрыми и резкими изменениями в общественной жизни. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом.

Реализовать творческий потенциал школьников можно с помощью проектной технологии. Применение проектной деятельности позволяет решить несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Основная сложность в отборе на конкурсы проектно-исследовательских работ школьников заключается в том, что все многообразие работ участников проектной деятельности оцениваются по разным критериям. В настоящее время очень явно прослеживается необходимость унифицирования критериев оценивания проектных работ, т.к. конкурсы проектной деятельности проводятся на школьном, районном, региональном, международном уровнях. И один и то же проект оценивается на всех перечисленных уровнях по разным критериальным показателям. Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности, т.к. один и тот же проект может получить как высокие баллы, так и достаточно низкие.

Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся.


Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников. Таблица 1.

Этап работы над проектом

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

Подготовительный этап

  • Актуальность

  • Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий




Планирование работы

  • Осведомленность

  • Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом




Исследовательская деятельность

  • Научность



  • Самостоятельность

  • Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

  • Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия




Результаты или выводы

  • Значимость

  • Системность



  • Структурированность




  • Интегративность




  • Креативность (творчество)

  • Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

  • Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

  • Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

  • Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы

  • Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности




Представление готового продукта

  • Презентабельность (публичное представление)



  • Коммуникативность




  • Апробация

  • Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

  • Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

  • Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта




Оценка процесса и результатов работы

  • Рефлексивность

  • Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?




Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта.


Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников. Таблица 2.

Классификация проекта

Вид проекта

Количество дополнительных баллов

По продолжительности


Среднесрочный

Долгосрочный

1

2

По способу преобладающей деятельности

Исследовательский

Практико-ориентированный

Реферативный

Описательный

3

2

1

1

По количеству участников

Индивидуальный

Парный

Групповой


1

1

2


По предметносодержательной области

Монопроект

Межпредметный в смежных областях

Межпредметный в разных областях

1

2

3

По характеру контактов

Внутришкольный

Межшкольный

Международный

1

2

4

С учетом координации

С открытой координацией

1

Апробация

Продолжение исследований по данной тематике

Возможность практического применения

Уже применяется

1

1

3

Особое мнение эксперта

(с учетом системности)




1-2

Максимальное количество дополнительных баллов




20

Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом (таблица 3).

Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Таблица 3.

Количество набранных баллов

Уровень проекта


до 60 баллов

Низкий уровень


61-80

Средний уровень


81-100

Выше среднего уровня


101-120

Высокий уровень




Разумеется, предложенная система оценивания проектно-исследовательских работ учащихся не лишена недостатков. Рискнем предположить, что одним из ее неудобств будет являться непривычность для экспертов. Данная система сможет работать только при специальной подготовке экспертов и ознакомлении с ней руководителя проектной деятельности.

Конечно, могут возникнуть трудности с некоторыми критериями оценки проектно-исследовательских работ учащихся, которые, с одной стороны, нельзя не учитывать, а, с другой, невозможно измерить количественно. Эту проблема решается за счет оценивания некоторых критериев из расчета дополнительных баллов.

Таким образом, предложенная система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также отдельные качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.



Похожие:

Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconРекомендации по написанию работ
Настоящий материал, мы надеемся, поможет руководителям исследовательских работ учащихся и их авторам более грамотно подойти к оформлению...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconПоложение о районном конкурсе исследовательских краеведческих работ учащихся
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Новоржевский Дом детского творчества» проводит с января...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни,...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального
В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconИнформационное письмо о проведении очного этапа XXXII регионального конкурса исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных и естественно-математических наук
Завершен I этап (заочный конкурс работ) XXXII регионального конкурса исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по теме : "Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (пав)"
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работЫ №3 по курсу
Общие методические указания по изучению курса математики и правила выполнения контрольных работ
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconПоложение о конкурсе виртуальных экскурсий
Настоящее Положение устанавливает требования к целям, задачам конкурса, срокам и этапам конкурса, составу оргкомитета, критериям...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconМетодические рекомендации по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства и формированию
Методические рекомендации предназначены для применения организациями различных организационно-правовых форм, выполняющими проектно-изыскательские...
Методические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся iconРеспубликанский этап всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» Номинация: «Школьные музеи. История детского движения. История образования»
Республиканский этап всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы