Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача icon

Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача



НазваниеД. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача
Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре
Дата конвертации24.12.2013
Размер49.34 Kb.
ТипЗадача

Консультация для воспитателей

«Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников»

Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

        В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

        В программе Васильевой  нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста.

       Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

        Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

        ^ Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

        В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи.

^ Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

^ Задачи физического воспитания.

Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно - патриотическим содержанием).

Задачи трудового воспитания.

Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

^ Формирование бережного отношения к природе.

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному селу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.

Рекомендуемые методы работы.

- Целевые прогулки и экскурсии.

- Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т.д.).

- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

- Беседы о родном селе.

- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества.

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.

- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов: устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание: «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой, «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук.

Формирование любви к Родине:

- в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка;

- в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Говоря о воспитании патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.




Похожие:

Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconМоей творческой работы: «Знакомство дошкольников с родным городом»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из важных задач нравственного воспитания, включающая в себя...
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconПояснительная записка Выбор дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Наш Край родной»
Выбор дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Наш Край родной», обусловлен необходимостью решения проблемы...
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconБутурлиновка 2011 – 2012 уч год
Отечество в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства...
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconУрок «Поход по родному краю» в 3,4 классах Учитель: Алишева Е. В. Сегодня мы с вами отправимся в подход по родному краю. После команды «Напра-во»
Во время передвижения по залу обращается внимание на ходьбу, правильность постановки ноги, выноса рук, держание туловища, головы
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconУрок окружающего мира в 3 «Б»классе
Осуществлять экологическое воспитание учащихся, воспитывать любовь к родному краю
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconКлассный час на тему: "Поговорим о культуре речи" Задачи
Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и...
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconТема: «Развитие речи младших школьников»
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Ребенок...
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconУтверждаю Начальник управления образования Д. В. Егоров 2011г. Положение
Цель: Привлечение внимания общественности к проблемам охраны, защиты и производства лесов, формирование у молодого поколения чувства...
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconМониторинг качества организации воспитательной работы Информационная карта
Создание в школе единого воспитательного пространства, где главным критерием является развитие личности ребёнка на основе ценностей...
Д. С. Лихачёв Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи задача iconПоложение о конкурсе фотографических работ «Осенняя мозаика» Цель Конкурса
Организация творческой работы школьников, направленной на формирование любви к родному краю, выявление, развитие и поддержку талантливых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов