Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы icon

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы



НазваниеУчебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы
Дата конвертации20.05.2013
Размер134.14 Kb.
ТипУчебник

Конспект урока

Федоровой Марины Алесандровны,

учителя русского языка и литературы

МОУ Елгозинской СОШ Клинского района Московской области.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г.

Название раздела, темы: Морфемика. Орфография. Культура речи.

Тема урока: «Буквы о-а в корнях –раст- - рос-»


Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока:

  1. образовательные: учить учащихся применять способ действия при выборе гласных о-а в корнях –раст-// -ращ-//-рос-», формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания;

  2. развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся (умение высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы), развивать самостоятельность учащихся при выполнении заданий, развивать умение работать с орфографическим словарем;

  3. воспитательные: создать условия для познавательного интереса учащихся к русскому языку через разнообразные формы учебной деятельности, воспитывать уважение друг к другу при работе в группах, воспитание культуры общения со сверстниками.


^ Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, сигнальные карточки, учебник, раздаточный материал (карточки, матрицы), орфографические словари.



^ Цели урока (через универсальные учебные действия):

Личностные результаты

Метапредметные результаты

^ Предметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

– обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;

– развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку;

– формирование способности самооценки своих действий;

– формирование чувства уверенности в своих силах.

– формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

– формирование навыка работы с различными текстами источниками информации с целью отбора необходимого материала;

– формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы;

– формирование умений графически обозначать изученные орфограммы.

– формирование умений совместного решения проблемы;

– формирование умений работать в группе; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- учить учащихся применять способ действия при выборе гласных о-а в корнях –раст-// -ращ-//-рос-»,

- формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания;

- закрепить знания о правописании чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-// -лож-



Ход урока


^ Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Здравствуйте, ребята, гости. Я рада встрече с вами и думаю, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия, а наше общение будет полным и интересным.


- Ребята!

Будем отвечать активно.

Хорошо себя вести.

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!


- Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зеленая.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

^ Красный – вы полны энергии, готовы активно работать.

Зеленый – вы спокойны.

Синий – вы испытываете чувство тревоги.


Прослушивание слов напутствия


Выбирают нужную карточку и демонстрируют своё настроение.

^ Личностные УУД:

самоопределение

(мотивация учения),

смыслообразование


II Активизация мыслительной деятельности.

- Посмотрите на экран. Вы видите эпиграф к нашему уроку. Давайте хором его прочтем: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»


- Как вы понимаете это высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом.


- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».


Чтение эпиграфа и его обсуждение.


Запись числа и «Классной работы»


^ Личностные УУД:

самоопределение

(мотивация учения)


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества


^ III. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

^ На стенах класса развешаны карточки со словами, в которых пропущены буквы (на орфограмму «Корни с чередованием –лаг-//-лож-)


- Посмотрите вокруг. Вы видите слова, в которых пропущены буквы. Ваша задача записать эти слова в два столбика: с буквой о и с буквой а.


^ Прил…гать, перел…жить, возл…гать, сл…гаемое, обл…жили, распол…гать, дол…жить, отл…жить, предл…гать, изл…жение.


Два ученика собирают слова-карточки в два столбика и вешают их на доску.


- На какую орфограмму вы выполняли задание?


- Какое правило применяли?




Распределяют слова и осуществляют самопроверку


Дают ответ


- Орфограмма «Корни с чередованием –лаг-//- лож-

- В корне –лаг- - - лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса –а-

Рефлексия

^ Предметные УУД:

закрепление знаний о правописании чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-// -лож-


Регулятивные УУД:

выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения


Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

^ IV. Создание проблемной ситуации.




- Ребята, а можно ли подбирать проверочные слова к данным словам?

- Почему?


- Молодцы!

- Давайте запишем несколько словосочетаний, и вы попробуете объяснить изученные орфограммы.


(На доске словосочетания с пропущенными буквами, ребята вставляют пропущенные буквы и подбирают проверочные слова (карточки у каждого ученика)


Сб..жать с горы, виднелись в отд…лении, сильно скр…пели, выр…стить в саду.


- Проверим последний глагол по словарю. Какая ошибка допущена?


- А каким правилом вы пользовались?


- Применимо ли это правило в последнем случае?

- Почему?


- Нет


- Потому что эти корни являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Чтобы не допустить ошибок в написании таких слов, нужно применять правило.


Дети записывают словосочетания и объясняют изученные орфограммы.


Обращаются к орфографическому словарю. (В корне пишется не о, а буква а)


- Проверка безударных гласных в корне слова.

- Нет, правило не работает.

- Объяснение должно быть другим.

^ Познавательные УУД:

формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы.

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений


Регулятивные УУД:

целеполагание (постановка учебной задачи)

^ V. Постановка целей

Цель этапа: подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.




- Так чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?


- Изучать новое правило о правописании корней


Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели

^ VI. Поиск, побуждение к гипотезе.

- Обратите свое внимание на доску, прочитайте слова.


Выросли, растения, обросла, росток, обрасти, растительность.


- Что заметили? Есть ли у вас какие-либо догадки?

- Как можно это проверить?


- Давайте распределим слова по столбикам, запишем в тетради и выделим корни.


- Кто из вас сумеет объяснить, когда пишется «О», а когда «А»?


- А как же быть со словом росток?


Чтение слов, записанных на доске.


- Заметили, что в словах пишется то «о», то «а».

- Проверить нельзя, но выяснить, когда пишется «О», а когда «А», можно.


Распределение слов по столбикам, запись в тетрадях, выделение корня.


- В корнях -раст-, - рос- перед ст пишется «а», а перед с, пишется «о».


- Дети предполагают, что это слово-исключение.


^ Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.


^ Личностные УУД:

оценивание усваемого содержания


Регулятивные УУД:

формирование четких и последовательных действий в процессе работы.


^ VII. Изучение нового материала

Цель этапа: - учить учащихся применять способ действия при выборе гласных о-а в корнях –раст-// -ращ-//-рос-», формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания;

^ 1. Определение темы самими учащимися.


- Назовите тему нашего урока. (Буквы О и А в корнях –раст-, -рос-)

2. Самостоятельное чтение теоретического материала § 85 , стр. 178

- Сверим вашу формулировку с темой и правилом в учебнике.

- Оформите новое правило графически.


- Дайте толкование слов-исключений. (^ На слайдах значение этих слов)


На слайде стихотворение для запоминания слов-исключений с последующим изучением наизусть.

Если вслед за корнем СТ или Щ,

То писать, запомни, нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,

Существуют исключенья:

Ростовщик в Ростове жил,

Ростиславом звали.

Он росток себе купил

Где-то на вокзале. + отрасль



Запись темы урока в тетрадь.


Чтение теоретического материала.


^ Перед –ст и –щ пишется буква «А»

Перед – с пишется буква «О»

Слова-исключения: Ростов, росток, ростовщик, отрасль, Ростислав


- Дети самостоятельно дают толкование слов-исключений и проверяют свои предположения со слайдами.


Чтение хором стихотворения.

^ Познавательные УУД:

поиск и выделение информации.


Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


^ Коммуникативные УУД:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме



Физкультминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания - руки в стороны)


К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания - руки вверх)


Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Махи руками)


Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)


А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

- Ребята, встретились ли в физкультминутке слова на сегодняшнюю орфограмму? Какие?

Дети выполняют движения.


- Да, слово «растут».





^ VIII. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного маериала, неверные представления учащегося, провести коррекцию.

  1. ^ Коллективная работа.

растение, выросли, разрастается, отрасль, отросли, заросли, выращенный, прорастет, Ростов.


  1. Самостоятельная работа. Групповая работа.

- Вставьте нужный вариант корня, выделите чередующуюся гласную.



  1. Проверочная работа с помощью матриц.

Слова записаны на слайде, каждому ребенку раздается матрица.

- Пропишите под соответствующими номерами только букву «А»

1. р…стительность

2. взр…щенный

3. выр…сла

4. подр…стает

5. зар…с

6. вр…сли

7. прор…сти

8. пор…сль

9. р…сток

10. выр…стим

- Учащиеся «по цепочке» выходят к доске, записывают слово под диктовку учителя, выделяют орфограмму и объясняют написание гласной в корне.


Деревья быстро вы…ли.

Богатая …ительность.

Дети за лето под…ли.

Под…ает свежая трава.

Вы…щенные в оранжерее розы.

Маленький зеленый …ок.

(Проверка по слайду)

ОТВЕТЫ:

1 а

2 а

3

4 а

5

6

7 а

8

9

10 а




^ Коммуникативные УУД:

управление поведением одноклассников точностью выражать свои мысли, умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные УУД:

смыслообразование, оценивание усваемого содержания.

^ IX.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Что повторили сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Сумели решить поставленную перед собой задачу?

- Что вам в этом помогло?

- Какие трудности возникли?

- Довольны ли вы своим результатом или нет? Почему?

- Поднимите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению именно сейчас. (Красную – отлично, зеленый – хорошо, синий – хотелось бы лучше)

- А теперь поднимите карточку соответствующего цвета, дав оценку своей работы на уроке. (Красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – хотелось бы лучше)

Дают ответы на вопросы


Анализируют работу на уроке через самооценку



^ Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

^ Регулятивные УУД:

самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

X. Домашнее задание.







1. § 85, выучить правило

2. Придумать и записать 10 слов различных частей речи с корнями –раст-//-ращ-//-рос-, используя различные приставки. Орфограмму обозначить.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД





Похожие:

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М. Просвещение, 2011. Цели курса
В основу рабочей программы по русскому языку для 2 класса мбоу сош №25 г. Уфы положена авторская прог­рамма, разработанная А. В....
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М. Просвещение, 2011
России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы А. В. Поляковой, которая обеспечена учебником...
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2008
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.:...
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для 5 класса общеобразоват учреждений. М.: Просвещение, 2005. Исменцы 2012-2013 учебный год
Учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват учреждений. – М.: Просвещение,...
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2007. Учебно-тематический план №
Алимов Ш. А и др. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2007
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2003. Учебно-тематический план №
Алимов Ш. А и др. Алгебра. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2003
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2004. Учебно-тематический план №
Атанасян Л. С и др. Геометрия. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2004
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2004. Учебно-тематический план №
Атанасян Л. С и др. Геометрия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2004
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2004. Учебно-тематический план №
Алимов Ш. А и др. Алгебра. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2004
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы iconУчебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г. 240 с
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. \ Сост Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. / 2-е изд.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов