Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок icon

Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок



НазваниеФедоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок
Дата конвертации20.05.2013
Размер103.42 Kb.
ТипУрок

МАСТЕР-КЛАСС

на тему: «Создание проблемной ситуации на уроке русского языка

как один из способов развития познавательного интереса школьников»


учителя русского языка и литературы

МОУ – Елгозинская средняя общеобразовательная школа

Федоровой Марины Александровны


- Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: «Создание проблемной ситуации на уроке русского языка как один из способов развития познавательного интереса школьников».

Основной идеей этой темы является абсолютная важность развития познавательного интереса учащихся на современном этапе, когда мы видим постепенное угасание стремления учеников к самостоятельной деятельности, отсутствие какого бы то ни было стимула к исследованию и познанию неизвестного.

Для развития познавательного интереса у школьников необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.

Наиболее интересной методической системой является проблемное обучение. Для нее характерно следующее: знание и способы деятельности не переносятся в готовом виде, а задается материал для поиска. Проблемное обучение стимулирует поисковую деятельность, повышает активность и мотивацию познавательной деятельности.

Виды проблемного обучения разнообразны.

Вот некоторые из них:

  • Проблемное изложение – задачу ставит и разрешает педагог, а учащиеся, соучаствуя в этом процессе, выдвигают свои соображения и формируют свое отношение к изучаемому.


Например, при изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова» в 6 классе на этапе «Актуализация знаний» дается текст:


- Вставить орфограммы в текст:

Дож..ь пр..шуршал (по)широкому лугу.

Даже цв..ты уд..вились дру.. другу:

В ч..шеч..ках лист..ев, на каждой тр..винке

По огонёч..ку, по с..ребринк.. (Яшин)


- Затем на этапе «Изучение новой темы» предлагается текст:


Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома; закрывали жалюзи, зажигали электричество. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

- Сравним оба текста (текст Яшина и этот). Что между ними общего?

- Чем второй текст отличается от первого?

- Что означают слова жалюзи, авеню?

- Как вы думаете, русские это слова или нет?

- Как вы понимаете смысл слова заимствованные?

(Словарный состав языка постепенно пополняется. Этот процесс осуществляется в основном в результате образования из существующего уже в языке материала новых слов по законам и правилам русского языка.
Так возникают в нашей речи все новые исконно русские слова. Но пополнение словарного запаса родного языка осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособленно. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудия труда, машины и т.п. В языке появляются заимствованные слова).



  • Частично-поисковый – предполагает уже активное вовлечение обучающихся в процесс решения проблемы, разбитой на подпроблемы, вопросы, задачи.

- Сегодняшний урок я хочу начать с высказываний о языке и слове.

«Так же, как из года в год меняют леса свои листья, –
старые падают, так и слова ветшают и гибнут».

Гораций

«На всех словах события печать».

Маршак

- Эти слова можно считать эпиграфом к сегодняшнему уроку.

- А кто из вас помнит, что такое эпиграф? (Эпиграф – краткое изречение, помогающее раскрыть основную мысль произведения)

- А можете ли вы определить основную мысль сегодняшнего урока, вдумавшись в смысл высказывания? (В языке с течением времени появляются устаревшие слова. Слова связаны с тем временем, в которое существовали)

- Итак, в русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи и которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны, тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны.

- А теперь, оттолкнувшись от основной мысли урока, попробуйте сформулировать его тему. (Устаревшие слова. Загадки устаревших слов. О чем говорят устаревшие слова)

- Записываем в тетрадь тему урока: «О чем говорят устаревшие слова».

Актуализация знаний и мотивация.

(Дети готовятся к восприятию нового, повторяя известные им факты об устаревших словах. Предлагается задание, вызывающее затруднение у ребят и требующее от них нового способа действия. Фиксируются различные варианты решения)

- Ребята, об устаревших словах вы уже имеете представление. Скажите, что вы знаете о них? (Устаревшие слова вышли из активного употребления. Слова устаревают, потому что уходят из жизни понятия, называемые ими. Слова устаревают, потому что заменяются более современными синонимами. Например, слово перст заменилось словом палец, слово воевода не употребляется, потому что сейчас нет такой должности)

- Молодцы, вы помните основные признаки устаревших слов, поэтому вам несложно будет справиться со следующим заданием.

На доске записан текст – отрывок из произведения А.Толстого «Князь Серебряный», слова Ивана Грозного, использующего евангельский текст.

^ Званные мною на пир не пришли.
И я послал на торжища и на исходища путей
и повелел призывать елицех, какие обретутся.
И се опять есть опричнина.


- Найдите в нем устаревшие слова. (Торжища. Исходища. Елицех. Обретутся. Се. Опричнина)

- Передайте точно смысл слов Грозного, используя современные слова.


Постановка учебной задачи.

Дети осознают причину затруднения, исходя из этого, формулируют цели.


- Почему это будет трудно сделать?

- А можно ли глубоко понять историческое произведение, не зная значений устаревших слов? (Нет)

- Так как же быть в таком случае? (Обращаться к толковому словарю. Внимательно читать сноски)

- Но толкового словаря может не быть под рукой, а сносок в некоторых изданиях нет. Как же быть в таком случае? Наверное, существует еще один способ, который может подсказать значение некоторых слов.

- Исходя из всего вышесказанного попытайтесь сформулировать цели нашей дальнейшей работы. (Узнать еще один способ, помогающий определять значение устаревшего слова. Узнать значения слов в отрывке)

- Ребята, вы не забыли, что перед нами художественное произведение, работая над которым автор не случайно использовал устаревшие слова? А значит, еще одной целью сегодняшнего урока будет ответ на вопрос... (Для чего авторы художественных произведений употребляют устаревшие слова?)

«Открытие» детьми нового способа определения значений устаревших слов.

Ученики формулируют новый способ действия.

- Обратите внимание на слово торжища. Как вы думаете: в каком числе употреблено слово? Приведите форму единственного числа. Какая часть слова изменилась? Какое окончание имеет слово? Как вы думаете: какие слова современного русского языка будут однокоренными к нему? (Торговать, торг, торговля)

- Какой корень в этом слове? (Торж-)

- А теперь выделим суффикс и определим его значение.

- Для сравнения возьмем следующие слова: ристалище – место для спортивных состязаний, лежбище – место, где лежат стадами некоторые морские животные. Что объединяет эти слова? Какая морфема вносит в слова значение «место, предназначенное для чего-либо»?

- Вернемся к слову торжище, обобщим все сказанное и сделаем вывод о его значении. (Торжище – место для торговли, рынок)

- Вы, наверное, уже догадались, как же еще можно определить значение устаревшего слова. Попытайтесь сформулировать. (Значение некоторых устаревших слов можно определить, разобрав слово по составу и определив значение каждой морфемы)

Первичное закрепление.

Дети усваивают новый способ действия, проговаривая формулировку вслух.

- В тексте есть еще одно похожее слово – исходища. По найденному вами способу действий определите его значение. Кто попробует?

(Исходища – слово изменяемое, значит, имеет окончание -а, единственное число – исходище; однокоренные слова – ходить, ход, корень -ход-; приставка ис- имеет значение «движение вне», суффикс -ищ- – значение места. Таким образом, исходище – место, откуда выходят пути, перекресток.)

- О значении некоторых слов можно догадаться из контекста. (Обретутся – найдутся. Се – это. Елицех – всех)

- А значение слова «опричнина» вы узнали на уроках истории. (Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы)

- Это как раз то слово, на котором есть «события печать», как cказал Маршак, ведь оно обозначает собой явление, тесно связанное с эпохой Ивана Грозного.

- А теперь, зная значение устаревших слов, представьте это высказывание в современном варианте. (^ Званные мною на пир не пришли, и я послал на рынки и на перекрестки путей и повелел призывать всех, какие найдутся. И это есть опричнина)

- Текст стал гладким, понятным современному читателю, но он утратил что-то очень важное. Что? (Речь Грозного звучит современно, не похоже, что это говорит человек XVI века)

- Сделайте вывод. Для чего авторы художественных произведений используют устаревшие слова? (Устаревшие слова в художественном тексте употребляются для речевой характеристики героев)

- Автор достоверно передает колорит эпохи.

-Например, при изучении темы «Фразеологизмы» на уроке возможно использование игры «Редактор»


^ Задание: Замените наречия синонимичными фразеологизмами.


Шел медленно пес Барбос

И вот что говорил невнятно:

«Мы жили с котом дружно,

Но внезапно он закон нарушил.

Теперь уйду я далеко,

Никогда не передам привета.

Вы дружбу дорого цените,

Необдуманных лишних слов не говорите».


^ Слова для справок: душа в душу, на вес золота, с бухты-барахты, как снег на голову, на край света, во веки вечные, черепашьим шагом, себе под нос.


Результат:

Шел черепашьим шагом пес Барбос

И вот что говорил себе под нос:

«Мы жили с котом душа в душу,

Но как снег на голову он закон нарушил.

Теперь уйду я на край света,

Во веки вечные не передам привета.

Вы дружбу на вес золота цените,

С бухты-барахты лишних слов не говорите».

- Какую часть речи вы заменяли фразеологизмами? (Наречие)

- Перечислите все наречия, которые вы заменили. (Медленно, невнятно, дружно, внезапно, далеко, никогда, дорого, необдуманных)

- Все ли перечисленные слова являются наречиями? (Нет. Слово «необдуманных» - причастие)

- Сделаем вывод: причастия тоже можно заменять фразеологическими оборотами.


  • Исследовательский метод – требует полной самостоятельности обучающихся.


^ Проблемной ситуацией на уроке русского языка может быть лингвистическая задача.


Задача: Ниже даны грузинские слова в латинской транскрипции с переводами на русский язык (в перепутанном порядке):


tvali, caltvala, calpexa, sartuli, ertsartuliani, ertdgiliani, mravalsartuliani.


^ Одноместный, одноэтажный, глаз, одноглазый, этаж, одноногий, многоэтажный.


- Определите перевод каждого грузинского слова.


(Легко находим основы sartuli «этаж» (встречается трижды) и tvali «глаз» (встречается дважды). Отсюда: mraval- «много», er- …- ani, cal-…-a, «одно-». Различие между двумя последними основами можно определить при сравнении слов одноэтажный и одноглазый: во втором слове одно- указывает на ущербность, недостаток, в то время как в первом соответствующий элемент имеет чисто количественное значение. Таким образом: tvali – глаз, caltvala – одноглазый, calpexa - одноногий, sartuli – этаж, ertsartuliani – одноэтажный, ertdgiliani – одноместный, mravalsartuliani - многоэтажный)


^ Каждый учитель хочет научить учеников знать и различать части речи.

- Язык глокой куздры изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

- Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для той или другой части речи.

Алгоритм работы следующий:

  1. Поставить вопрос к слову.

  2. Что оно обозначает?

  3. Подобрать слова с тем же окончанием.

  4. Сделать вывод.

Глокаякакая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание -ая указывает на ж.р., ед.ч. прилагательного.

Куздракто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание –а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного.

Штекокак? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс –о- неизменяемого слова – наречия.

Бокра кого? Окончание –а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Начальная форма бокрсуществительное одушевленное.

Будланула и курдячит: будланулачто сделала? – обозначает действие (боднула, толкнула), суффикс -л- и окончание –а указывают на форму прош.вр., ж.р. глагола; курдячит что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание –ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глагола; и – союз, связывающий однородные сказуемые.

Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк- в сочетании с окончанием указывает на существительное одушевленное, обозначающее детеныша (теленка, ягненка). Начальная форма – бокрёнок.

Получаем следующее:  прил. сущ. нар. глаг. сущ. союз глаг. сущ.

^ Как же в общем “перевести” фразу на русский язык?

Вариантов много. Например:

  • Бешеная корова сильно боднула быка и лягает теленка.

  • Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает волчонка.

  • Добрая тетенька ласково погладила кота и зовет котенка.

  • Хитрая лиса больно ударила волка и тащит волчонка.

  • Серая мышка быстро убежала от кота и прячет мышонка.

- Благодаря окончанию слова можно узнать часть речи, род, число, одушевленность или неодушевленность, время, спряжение, падеж, лицо.

- Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово.

- Формы проблемного обучения разнообразны: проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, игра.

- В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

  • проблемные задачи с недостающими данными или с допущенными ошибками;

  • поиск способа решения;

  • различные точки зрения на один вопрос;

  • противоречия практической деятельности.


- Недостатки проблемного обучения: применимо не на всяком учебном материале, а только на таком, который допускает неоднозначные подходы и оценки, толкования; требует больших временных затрат, чем при сообщающем обучении; для его применения необходим определенный уровень знаний.

- Существенным же достоинством является его воспитательное значение, так как проблемный характер современной жизни способствует развитию активной и творческой личности.

- И в завершении работы я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова. Сегодня вы поднялись еще на одну ступеньку по лестнице знаний. Надеюсь, эти знания пригодятся в вашей педагогической деятельности.








Похожие:

Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconДобрый день уважаемые коллеги
Мастер-класс учителя информатики мбоу наро-Фоминской сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов Украинской Е. А. на тему:...
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconСовременный поиск социального выхода направлен не на сущностную концептуальную модернизацию, а на поиск сфер финансовых вложений и новых технологических средств
Здравствуйте, уважаемые коллеги, уважаемые жюри. Я представляю вам свою концепцию «Технология ноосферного урока – один из универсальных...
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconНа тему: «Создание проблемной ситуации на уроке русского языка как один из способов развития познавательного интереса школьников»
«Создание проблемной ситуации на уроке русского языка как один из способов развития познавательного интереса школьников»
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок icon2-я ведущая: Здесь знает каждый, ты и я! Природу обижать нельзя! Так скажем дружно раз, два, три, Откроем праздник День Земли! 1-я ведущая
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Все мы с вами живем в великой...
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconТема сегодняшней нашей игры звучит следующим образом: И наша команда постарается убедить вас в необходимости голосования за предложенный проект
Здравствуйте уважаемые судьи, уважаемые зрители, уважаемые оппоненты и глубокоуважаемый тайм-кипер. Я 1-ый спикер команды пропозиции...
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconС. Карамышево Грязинского муниципального района Липецкой области 8 Марта Подготовила и провела в 3 классе Нескоромных Н. А. 2012-2013 учебный год
Здравствуйте, уважаемые зрители, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились в нашем праздничном зале, чтобы отметить первый...
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок icon2. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации
Цели: уточнить и обобщить знания о жизни растений весной, познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины раннего цветения...
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconУрок по теме: «Словообразование и орфография». Давайте попробуем определить цели нашего урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Это мои коллеги. Они будут работать вместе с нами
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconМоу дятьковская сош №5 Использование интерактивных методик в воспитательном процессе. Технология «Открытое пространство»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались в этом уютном классе, чтобы познакомиться с новыми воспитательными технологиями...
Федоровой Марины Александровны Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, зрители! Сегодня я проведу мастер-класс на тему: Создание проблемной ситуации на урок iconСлайд 1 Добрый день, уважаемые зрители, участники, члены жюри. Меня зовут Татьяна Вячеславовна Волкова. По условиям конкурса в течение 5 минут я должна рассказать Вам о себе.
Вам о себе. Я глубоко убеждена, что такой, какая есть сейчас, я во многом стала благодаря тем людям, которые окружали и окружают...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов