Речевая азбука для родителей и дошкольников icon

Речевая азбука для родителей и дошкольников



НазваниеРечевая азбука для родителей и дошкольников
страница1/7
Дата конвертации19.05.2013
Размер1.07 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7

Советы родителям



Если комплексно рассматривать советы логопеда родителям дошкольников, на мой взгляд, здесь представлены наиболее важные из них. К советам логопеда всегда следует прислушиваться, так как советы логопеда (особенно хорошего) смогут помочь и Вам, и Вашему ребенку. Надеюсь, что мои советы логопеда родителям дошкольников придутся Вам весьма кстати.

Советы логопеда родителям дошкольников:

 

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
    2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.
    3. Не смотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
    4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
    5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
    6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
    7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
    8. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезвычайными.
    9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
    10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
    11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
    12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
    13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.



^ Речевая азбука для родителей и дошкольников


Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот собака — ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.


Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.


Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.

Например, нормы звукопроизношения таковы:

3-4 года — [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;

4-5 лет — [ш], [ж], [ч], [щ];

5-6 лет — [л], [й];

до 6-7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость — это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика — так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.


Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова — после 2 лет, фраза — после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.



Как нельзя разговаривать с малышом. Как нужно говорить с ребенком


В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

^ Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».

Нужно:
Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.

Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».

Нужно:
Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:

не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово - попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете - и только потом объясните «как звучит» или «как говорит»; 

^ Как сформировать грамотную речь

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично.

Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие. 

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).

Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.

Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты. 

Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание.

Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать.» 

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.



Умение слышать слово


С чего начать занятия по обучению грамоте? Прежде всего мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Но как это сделать? Когда мы знакомим ребенка с каким-то предметом, мы даем ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его свойства. А как же быть со словом, которое исчезло, как только мы его произнесли? Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребенка переключилось со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь, конечно, опять придет игра.

Поиграем с малышом в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», — отвечают дети. «Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!»

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука "з" можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука "ш" — с шелестом листьев, быстрое повторение звука "п" — с пыхтением ежика. Поиграйте с малышами в эти звуковые игры. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых «звенит комарик», «работает мотор» (р-р-р). Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться. Старайтесь строить эти игры-занятия таким образом, чтобы дети усваивали способ выделения звука: слово произносится не обычно, а особо, так что один звук в нем подчеркивается, произносится более длительно, чем другие.

Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, шипящие, свистящие). Гораздо труднее выделить такие звуки, как "б", "п", "д", "т". Но очень важно, чтобы в ваших занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались. Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука ("ж-ж-жук"), с большим трудом будут переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть. Поэтому очень важно, чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно. Вам придется самим поупражняться, научиться интонационно подчеркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.

Постепенно начинайте учить и ребенка менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчеркивать один звук. Например, вы играете с ребенком в такую игру: «Кто назовет больше слов со звуком "р"?» Ребенок увлеченно говорит: «Корова, подарок». Прервите его: «Я не слышу, где же там звук р? Пусть малыш произнесет слово по-другому: «Корррова» — только тогда вы услышите.

Не сердитесь, если не все сразу будет получаться, радуйтесь вместе с ребенком его успехам, поощряйте его, расскажите другим членам семьи о его достижениях — и вы увидите, как с каждым занятием будет увеличиваться запас слов ребенка, а главное, будет расти его желание заниматься.



Развивающие занятия. Тематические прогулки


Каждая мама хотя бы раз в неделю выходит на улицу со своим малышом, а если ребенок не ходит в детский сад, то прогулки – ваша ежедневная обязанность. Как сделать их познавательными и интересными? Очень просто: нужно всего лишь придумать тему для вашей прогулки. В этой статье я предлагаю вам несколько вариантов бесед, которыми вы сможете воспользоваться, и, конечно, придумать множество своих.

ТРАНСПОРТ.
Выйдя на улицу, обратите внимание ребенка на транспорт, который вас окружает.
Какой он бывает? (Автобус, трамвай, троллейбус, такси, грузовик и пр.)
Какого цвета? Каких марок?
Зачем нужны автомобили? (Чтобы перевозить людей и грузы)
А куда можно доехать на машине (автобусе, трамвае…)? (К бабушке, в цирк, в кино, в парк, на работу…)
Какой транспорт еще бывает? (Метро, самолет, поезд)
Кто водит машины? (Водитель, шофер)
Рассмотрите внимательно автомобиль, какие у него составляющие части? (Крыша, двери, колеса, капот, багажник, лобовое стекло, руль, сиденье и пр.)

^ О ЧИСТОТЕ и МУСОРЕ.
Проходя по улице, обратите внимание ребенка чисто ли там, валяется ли мусор. Объясните, что мусорить нельзя, все, что не нужно человеку (обертки от конфет и мороженого, баночки от сока и пр.) надо выбрасывать в урну, мусорный бак. Если урны поблизости нет, то мусор можно положить в пакетик и выбросить его дома в мусорное ведро.
Кто следит за чистотой улиц? (Дворник)
Как убирают улицы? (Дворники подметают мусор, поливочные машины моют дороги и тротуары, уборочные машины вывозят мусор на свалку, где его сжигают).

^ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ В ГОРОДЕ.
Прогуливаясь по улице, посмотрите, какие животные и птицы вам встретились. (Собака, кошка).
Какого они цвета, размера?
Как они разговаривают? (Собака – лает, кошка - мяукает)
Что они любят кушать?
Как называют их детенышей? (У собаки – щенок, у кошки - котенок)
Расскажите, что собаки и кошки бывают домашними и бездомными.
Вспомните какие-нибудь стихи про кошек и собак.
Например, такие:
Кискино горе
Борис Заходер
Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Каких птиц вы увидели?
Какого они цвета, размера?
Какие звуки они произносят? (Голуби – воркуют, воробьи – чирикают, вороны – каркают)
Чем они питаются?
Где живут?

^ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ.
Что такое детская площадка? (Это место, где играют дети)
Что там есть? (Песочница, качели, горка, лесенки, турник…)
Знаком ли ты с ребятами, которые там играют?
Что можно брать с собой на площадку? (Ведерко, лопатку, мяч, велосипед, машинку, куклу…)
В какие подвижные игры можно играть? («Прятки», «Догонялки», «Ручеек» и т.д.)
Как нужно вести себя на детской площадке? (Нужно делиться игрушками, нельзя драться и обижать других ребят…)

МАГАЗИНЫ.
Если вам приходится ходить по магазинам вместе с ребенком, не упустите возможность расширить знания вашего малыша и в этом вопросе.
В какой магазин мы пришли? Что тут продают?
Как называется магазин, в котором можно купить
- игрушки (игрушечный магазин)
- продукты (продуктовый магазин)
- хлеб, булочки (хлебный) и т.д.
Кто работает в магазине? (Продавцы)
Как называется место, где выставлены товары? (Прилавок, витрина.)
Где в магазине расплачиваются за покупку? (В кассе.)
Как называют всех, кто покупает товары? (Покупатели.)

^ ВРЕМЯ ГОДА. ЛЕТО.
Лето – это время года, которое наступает после весны.
Какую одежду, обувь и головные уборы носят летом? Что сейчас надето на тебе?
Как отдыхают летом? (Купаются в речке, отдыхают на море, загорают …)
Что созревает в лесах, в полях, в садах, на огородах? (Созревают ягоды и фрукты)
Какие ягоды и фрукты ты любишь больше всего?
Что происходит летом в жизни зверей и птиц? (Птицы выводят птенцов, у зверей появляются детеныши)
Какая погода сейчас на улице?

^ ВРЕМЯ ГОДА. ОСЕНЬ.
Осень приходит после жаркого лета.
Что происходит с листочками на деревьях? (Они начинают опадать)
Какого они стали цвета? Рассмотрите. Соберите разные листочки, засушите их вместе с малышом и сделайте гербарий.
А какая стала погода? Она такая же, как летом? (Нет. Стало прохладнее, пошли осенние дожди, небо стало серым, пасмурным, ветер стал холоднее)
Что происходит в жизни зверей и птиц? (Они готовятся к зиме – делают запасы на зиму, зайчики меняют шубку на новую, некоторые птицы улетают в теплые края)
Что делают люди в полях, в садах, в огородах? (Они собирают урожай, делают заготовки на зиму)
Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

^ ВРЕМЯ ГОДА. ЗИМА.
Отчего все вокруг стало белым? Что лежит на крышах домов, на улице? (Снег)
Какое время года пришло? (Зима)
Какая зимой погода? (Зимой холодно, часто идет снег)
Что надевают люди зимой?
Как живется зверям и птицам зимой? (Им холодно и трудно найти пищу)
Как им можно помочь? (Насыпать корм в кормушки)
На чем можно покататься зимой? (На санках, с горки, на лыжах, коньках)
Что можно сделать из снега? (Поиграть в «снежки», слепить снежную бабу, построить снежный замок и т.д.)
Назовите зимние праздники.
Новый год – это праздник, когда во всех домах ставят елку, а дети получают подарки от Деда Мороза.
Рождество.
Крещение и другие.

^ ВРЕМЯ ГОДА. ВЕСНА.
Весна – это время года, которое наступает после зимы.
Спросите у малыша, что происходит весной со снегом? (Он тает, текут ручьи, появляются сосульки.)
Расскажите, что весной становится теплее, чем зимой; распускаются листочки на деревьях, вырастает травка. Какого она цвета? Внимательно рассмотрите.
Кто возвращается с юга весной? (Грачи, утки…)
Солнышко согревает землю, вылезают муравьи, жучки и паучки. Посмотрите на землю, и вы обязательно увидите кого-нибудь из них, понаблюдайте, как и куда он ползет.
Как одеваются люди весной? Так же, как и зимой? (Нет. Одежда становится легче.)
Вспомните, что вы с ребенком одевали зимой, и что на нем надето сейчас.

Вот лишь несколько бесед, которыми можно воспользоваться на прогулке. Они расширят словарный запас и кругозор вашего ребенка, научат его быть внимательным и аккуратным. Ваше совместное времяпрепровождение никогда не будет скучным.



Как учить запоминать стихотворение


Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:

Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды. 

После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.

Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.

После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.

Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.

^ При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.
          Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом. 
          Сопровождать чтение стихотворения игрой.

Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.

В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.

Желаем успеха!
  1   2   3   4   5   6   7



Похожие:

Речевая азбука для родителей и дошкольников iconАнкета для родителей дошкольников. Что вы знаете о своём ребёнке?
Рекомендации для родителей первоклассников по содействию школьной адаптации ребенка
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconРечевая компетентность дошкольников
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется...
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconЕ. С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconПеречень учебников и учебных пособий
...
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconКонкурс интеллектуалов для дошкольников
Особенно много таких мероприятий проводится для подростков и юношей. Для младших школьников (дошкольников) в этом плане делается...
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconМетодические рекомендации для родителей по формированию представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников
Перед вами тетрадь для занятий со старшими дошкольниками, которая поможет успешно подготовиться к обучению в школе
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconПамятка для родителей детей дошкольников. Уважаемые родители! Вы являетесь первыми учителями Ваших детей! Как заниматься с детьми
В первые шесть лет дети учатся больше, чем за вето остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра...
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconАзбука-мультяшка (Сказочная азбука Ирины Горюновой)

Речевая азбука для родителей и дошкольников iconСеминар-практикум для родителей «Нужно ли учить детей играть» Зам зав. Ноу д/с «Колокольчик» Котова Е. А
Цель: осмысление участниками значимости и принципов руководства игрой дошкольников
Речевая азбука для родителей и дошкольников iconКонсультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников»
Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы