Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным icon

Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным



НазваниеКак заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным
Дата конвертации19.05.2013
Размер161.92 Kb.
ТипДокументы

Родионова Е.С.

Средства НЛП на личностно-ориентированном уроке (на материале уроков русского языка).


Концепция модернизации Российского образования определила развитие системы образования. Целью образования становится овладение учеником различных компетентностей. Орфографическая грамотность – языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Цель обучения при таком подходе – не только номинальная, но и ценностная. С другой стороны, изменение целей обучения влечет за собой изменение подходов к обучению. Так, ведущим становится индивидуализация образования, ориентация на личность отдельного ученика, учет его личностных особенностей.


На наш взгляд, можно выделить три главных принципа, чтобы учение проходило успешно:

1) Материал должен быть доступен (понятен) детям.

2) Ребята должны видеть его нужность, знать, где можно применить эти знания.

3) На уроке должно быть интересно, причем интересно должно быть не только детям, но и самому учителю.

В школе же вы сталкиваемся с тем, что большинство детей не хотят воспринимать «ваши знания», отвергают тот материал, который вы с такой любовью и с таким трудом подбирали дома ночами, стараясь вложить в их головы.

^ Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным?

И в то же время решить главную задачу:

Повышение эффективности процесса обучения учащихся в ходе обучения на уроках русского языка достигается путем:

  • Создания эффективных условий для проведения уроков.

  • Дифференциации заданий, домашних заданий в соответствии с психологическими особенностями учащихся.

  • Изменения манеры преподавания самим педагогом.

  • Использования ряда принципов, приемов, упражнений в ходе обучения орфографической грамотности.

Тем более обучение орфографической грамотности на уроках русского языка, которое по старым методикам и учебникам становится менее результативным и все более проблематичным.
Следовательно, считается целесообразным привлечение элементов НЛП – нейролингвистического программирования. Это решает проблему индивидуализации в обучении и ценностного подхода к формированию орфографической грамотности как показателя культуры человека, коммуникативной компетенции ученика.

Для такой работы необходимы сведения НЛП (РАСШИФРОВАТЬ):

  • Процесс обучения – это движение информации сквозь нервную систему человека.

  • Вход информации, ее хранение, переработка и выход воспроизводятся в определенной форме.

  • Существуют три типа восприятия информации – модальности учащихся, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) и кинестетических (ощущение, прикосновение) каналов прохождения информации.

  • Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность системы обучения для него.

В обычном классе примерно у половины учащихся достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные дети отдают предпочтение одной модальности. Любая информация должна предварительно транслироваться через ведущую модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности. В результате появляются проблемы, пробелы в усвоении материала, что и выявляется при контроле.

^ Дифференциация в обучении – дифференциация заданий, приемов объяснения нового материала в зависимости от ведущей репрезентативной системы (визуальной, аудиальной и когнитивной системы восприятия информации учащимися).

Методы дифференциального подхода в обучении на уроках русского языка:

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Задания на время

Задания на время

Временные задания

Работа в группах

Работа в группах

Работа в одиночку

Схемы, таблицы, карточки

Тезисы, краткие конспекты

Многократное повторение

Образные представления

Представления, основанные на эмоциях

Усвоение правил и грамматических конструкций

Задания на правописание

Задание на исправление ошибок

Задание на поиск ошибок

Задания по образцу.

Творческие задания

Логические задания

Сочинение-описание

Сочинения-ассоциации

Сочинения-рассуждения

Зрительный диктант

Свободный диктант

Слуховой диктант, цифровой диктат

инсценировка

Ролевые игры

Обучение других

Дается выбор в выполнении домашнего задания учащимся. Здесь также учитываются особенности учащихся. Рекомендации при выполнении домашних заданий:

Визуальный

Кинестетический

Аудиальный

Составить графики, таблицы, схемы; выполнить иллюстрации на основе прочитанного. Выделение цветом пункты, аспекты

Сделать краткие записи. Самообъяснение материала, использование различных тестов, объяснение себе перед зеркалом

Читать материал вслух (многократно), используя различные вариации слуха.

Использование различных подходов к обучению делает обучение личностно-ориентированным, проводимым с учетом нейролингвистических особенностей детей. Такое распределение заданий делает возможным понимание материала и для визуала, и для аудиала, и для кинестетика.

^ Изменение манеры преподавания учителя на полимодальное преподнесение информации


Основную функцию в преподнесении информации несет учитель, важна его манера ведения урока. Логична работа учителя в полимодальности, чтобы никто не остался в стороне. Но у каждого учителя существует свой стиль преподавания, демонстрация предпочтения одной модальности (как правило, учителя русского языка – аудиалы, что проявляется в лекционной форме проведения урока, отсутствия красочной разнообразной наглядности). Учитель должен овладеть методикой многосенсорного преподавания и учета ведущей модальности класса.

Психологи и психотерапевты НЛП обратили внимание на то, что визуалы, аудиалы и кинестетики не совсем одинаково пользуются своим языком. Преобладающая модальность отражается в отборе лексики, а также метафор при описании своих реакций. Были составлены диагностические списки таких слов. Визуалы чаще используют лексику, связанную со зрительным восприятием, аудиалы – лексику, связанную с восприятием звуков, у кинестетиков преобладают слова, описывающие телесные ощущения и реакции.

Так, педагог-визуал чаще использует фразы с конструкциями: «Посмотрите…», «Вы можете это увидеть…», «Я хочу показать вам…», «Я вижу, что вы имеете в виду»;

аудиал использует следующие фразы: «Послушайте…», «Сейчас я объясню вам…», «Давайте обсудим тему…», «Расскажите мне об этом, чтобы я мог сказать себе, насколько это важно»;

кинестетик – «Почувствуйте…», «Давайте остановимся на этом моменте…», «Вы должны схватить эту мысль…», «Я не чувствую, что вы меня понимаете».

^ Диагностика учащихся по ведущей репрезентативной деятельности, по результатам которой и будет проводиться работа. В этой связи необходимо выявление ведущей модальности каждого ученика класса и ведение занятия с учетом этого.


Поскольку развитая визуальная система необходима для дальнейшего успешного обучения (увеличение количества получаемой информации требует активного участия канала с наибольшей пропускной способностью), авторы вышецитруемых исследований акцентируют внимание на приемах визуализации в методах обучения различным учебным предметам (И.Л. Садовская – в рамках обучения биологии, М.А. Павлова – в отношении русского языка).


1. ^ Подача информации во всех трех модальностях (о дифференциации заданий см. выше)
Каждая модальность имеет некоторые характерные особенности, использование которых целесообразно при дифференциальном выборе заданий.

Дети-кинестетики, по наблюдениям ученых, являются самыми отстающими в обучении детьми в связи с неразвитостью ведущих в образовании модальностей. А построить обучение на ощущениях проблематично. Предлагается использовать с учеником-кинестетиком жесты, прикосновения.

«Игра в мяч». Игра может проводиться на закрепление правила, на повторение и пр. с мячом. Замечено, когда ребенок играет в мяч на занятиях, закрепление материала происходит гораздо быстрее. Например, называется слово с непроизносимой согласной в корне и бросаете ребенку мяч, а он должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово. Когда человеку бросают мяч, он впадает в краткое состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса – проверкой слова. Вариантом данной игре является игра в ладоши.

Так как кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, то стали использовать в практике «орфокроссы». Это задания, выполнение которых требует от учеников подвижности, поиска ответов на поставленные вопросы в различных помещениях. Задания такого плана позволяют позитивно настроиться на работу, заставляются работать кинестетиков с привлечением их ведущей модальности. Другой вид работы – «орфопутешествия», которые позволяют ученикам заниматься изучением орфографии за пределами школы и во внеучебное время. Суть работы состоит в поиске названий по городу (можно с определенно разработанным маршрутом), в словах которых применяются определенные орфографические правила. Другой вариант: поиск орфографических и пунктуационных ошибок в вывесках и рекламах города. Причем, такая работа становится интересна не только ученикам-кинестетикам, но больший эффект она приносит именно с ними.

Коллаж в изобразительном искусстве – наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета, а также произведение, выполненное таким образом. Коллаж на уроках литературы – рисунок, макет, предмет и т.п., представляющий «образ» произведения через его деталь.

Предлагается соотнести понятия русского языка с какой-нибудь другой известной им системой. Например, после изучения раздела «Морфемика» ученица соотнесла понятия этого раздела с деревом как системой, объясняя свои аналогии так: корень дерева – корень слова, ствол – основа, ветви – суффиксы и приставки, а листья – окончания. Листья могут облетать и вырастать, как и окончания в словах

Мальчики берут другие понятия. Например, ученик 8-го класса соотнес понятия раздела «Синтаксис» с вертолетом как системой, проведя аналогии по значимости понятий в той и другой системе (весь вертолет – предложение, корпус – подлежащее, винт – сказуемое, шасси, лопасти, хвост – второстепенные члены предложения).

^ Упражнения, направленные на повышение орфографической грамотности
При изучении орфографии необходима развитая зрительная память, поэтому именно этому в ходе обучения орфографии уделяется особое внимание. («Коррекционная проба», мнемонические упражнения). Хороший эффект дают известные мнемотехнические приемы. Практика доказывает, что ученики с удовольствием пользуются методами мнемотехники, способствующими развитию визуальной памяти.

^ Работа с орфограммой. Часть упражнений рекомендуется комментировать вслух, чтобы каждый участник проговаривал примеры и проверочные слова или объяснял правило. После проверки ученикам предлагается выписать на обратную сторону листа слова, в которых они сделали ошибки. Выделение орфограмм – необходимая часть выполняемых заданий. Графическое обозначение правила помогает зрительному запоминанию правописания. Затем предлагается работа с текстом. Есть еще один способ. Каждый ученик выписывает слова, в которых он сделал ошибку, на отдельную карточку, цветной ручкой выделяет орфограмму и букву, вызвавшую его сомнения. Слова, записанные на карточках, можно учить по дороге на занятия. Кстати, разложенные такие карточки рубашкой вверх дают много вариантов азартных игр по аналогии с карточными. Например, ребята могут вытягивать у своего соперника любую карточку и проверять, знает ли он, как правильно пишется это слово. За правильный ответ начисляются очки.
Результат изменений, наблюдаемых при использовании приемов НЛП в ходе преподавания русского языка, имеется в нескольких направлениях. В первую очередь, это повышение интереса к русскому языку как учебной дисциплине, благоприятный климат во время урока, ценностная ориентация учащихся на успех. Это проявляется в активной позиции учащихся к мероприятиям, посвященным русскому языку. Повышается интерес к урокам, к изучению орфографических правил. Показателем успешности может служить интерес и желание ребят участвовать в различных конкурсах, викторинах, связанных с орфографией.
Наблюдается включенность в работу всех ребят, повышение грамотности у учащихся, в том числе ребят с низкими и средними способностями. С другой стороны, качественный показатель этих изменений замечен в умении применять полученные на уроках русского языка знания в других жизненных ситуациях.

Нацеливание учащихся на оптимальную работу в начале урока и в ходе занятия путем раппорта, «условий хорошо сформированных целей», позитивного «якорения», «метафор» – приемов, делающих обучение ценностным, а не функциональным. Это способствует повышению интереса к урокам, а как следствие, повышение грамотности.

1. ^ Начало урока с позитивного якорения (термин НЛП)
Якорь – любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и действий. Якоря могут быть визуальные, аудиальные и кинестетические. Использую музыкальные фрагменты, ритмичные хлопки – это аудиальный якорь. Он дает возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно. Поэтому всегда связываю начало урока с радостью, удовольствием. Если вы хотите маркировать начало занятий, то удобнее всего подобрать музыкальный фрагмент, который вы сможете превратить в аудиальный якорь, начиная каждый день с этой мелодии. Можно начинать с ритмичных хлопков, предложив участникам откалибровать темп и ритм хлопков и подстроиться, хлопая в такт. Интересно проследить, как общий ритм и темп хлопков влияют на готовность к началу работы, включают в общее действие.

2. ^ Использование раппортов в начале и в течение урока (термин НЛП)
Раппорт – это форма обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у ученика появляется чувство доверия к учителю. В ходе установки раппорта важно суметь подстроиться под ведущую модальность ученика.

^ В НЛП раппорт понимается шире, как установление отношения доверия между двумя (или более) людьми, а так же само это доверие[7].

Установление раппорта может рассматриваться как важный момент межличностной коммуникации. Так, установление раппорта между врачом и пациентом не только способно повысить удовлетворенность лечением и снизить риск врачебной халатности, но и, согласно некоторым исследованиям, может ускорить выздоровление и снизить потребность в болеутоляющих.

3. ^ Мотивация на обучение
Учитывая способность ребенка видеть внутренние образы, следует мотивировать его на обучение: ребенок слышит похвалу за грамотно и красиво написанную работу. Определяем желаемое состояние. Вопрос «Чего вы хотите?». Цель должна быть заявлена в позитиве. Частица НЕ, по возможности, не используется.

^ Работа со школьными фобиями”.

Одна из глубочайших проблем обучения состоит в том, что большинство детей уже испытали в школе неприятные переживания на некоторых уроках и успели сделать вывод, что к этим предметам у них нет способностей. Из-за этого определенный предмет или школа вообще становятся сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие ребенка плохо себя чувствовать. Иногда это голос учителя (что-то вроде “Ты ничего не понимаешь!”), но чаще это внутренняя картинка, сопровождающаяся неприятными переживаниями. А вы, должно быть, замечали, что людям немногому удается научиться, когда они плохо себя чувствуют. Если реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи даже определяют ее как “школьную фобию”.

       Существует ряд техник, направленных на изменение плохого самочувствия в ответ на школьные ситуации.

Самый простой способ снятия неприятного ощущения, связанного с обучением русскому языку, заключается в следующем. На доске слева запишите сложноподчиненное предложение, выделите орфограммы, составьте схему (надеемся, такая работа доставит вам удовольствие). По реакции детей вы почти безошибочно определите, у кого из них есть “фобия” на русский язык. Теперь предложите детям закрыть глаза и подумать о каком-то очень приятном пережитом переживании, например, об ожидании чудесного подарка на день рождения или предвкушении интересной поездки в каникулы (важно, чтобы ожидание действительно сбылось), о какой-то ситуации, в которой они чувствовали себя возбужденно и заинтересованно. Затем предложите открыть глаза, чтобы одну-две секунды посмотреть на запись на доске. Потом снова попросите закрыть глаза и вернуться к тому восхитительному опыту. Снова попросите посмотреть на доску на несколько секунд дольше и опять вернуться к приятному переживанию. Проделайте чередование еще несколько раз, пока эти два переживания не проинтегрируются прочно. Проверьте результат – предложите детям отвернуться и подумать о любом нейтральном переживании, а после этого пусть они посмотрят на доску и поделятся с вами своими чувствами. Удивительно, но это действительно работает! Эта техника называется по-другому “интеграцией якорей”.

       Если вы хотите достичь успеха в обучении школьников, используйте известный принцип НЛП – всегда связывайте начало обучения с радостью и удовольствием. С приятными и неприятными переживаниями связаны и особенности памяти. Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Так работает память. Подумайте, если в начале урока ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то чтобы вспомнить впоследствии изученное, он должен вернуться в то состояние. И поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит. Бэндлер возможно, слегка утрирует ситуацию, говоря, что именно этим объясняется “тотальная амнезия” у большинства людей на все 10 лет учебы.

Вот еще несколько интересных, в основе своей психологических, точнее, нейролингвистических приемов. «Шоколадный диктант» Страх перед контрольным диктантом можно снять с помощью приятных ассоциаций: представить себе слово диктант в виде шоколадки или красочной коробки конфет, а затем закрепить это ощущение. Или вспомнить что-то приятное, например, как ты гладишь кошку или собаку. Можно также вспомнить любое приятное ощущение, какой-то подарок, праздник и т.п. Главное – закрепить это ощущение и перенести его на «здесь и сейчас».

Упражнение это называется «Заколдуем диктант» . Можно взять цветные ручки и «нарисовать диктант» любимым цветом.

^ Снять напряжение перед контрольной можно таким способом: попросить ребят изо всех сил сжать кулаки, напрячь мышцы, сжать зубы, а затем – расслабить все мышцы, опустить голову вниз и разжать пальцы. Дети почувствуют покой и уверенность – можно приступать к трудной работе. Все будет в порядке, по крайней мере, у большинства. (С трудными нужно работать по особой методике.)


4. ^ Использование метафор
С точки зрения НЛП, метафора не тождественна термину «метафора» в филологии, хотя в основе лежит сходство. В НЛП метафора – это своеобразная притча. Она обогащает модель мира, воздействует на все репрезентативные виды деятельности, активизирует мышление и память, устанавливает индивидуальные связи.

Во время занятий мы часто рассказываем истории, на первый взгляд не имеющие отношения к обучению грамотному письму. В НЛП такие истории называются метафорами. Если вы хотите, чтобы метафора была понята неверно, обязательно разберите ее содержание. Объяснив смысл метафоры, вы непременно сузите ее, ограничите контекст, тогда как без объяснения каждый воспримет рассказанную историю так, как это удобно и важно для него.

Тот, кто останавливается у портрета Джоконды, понимает ее загадочную улыбку по-своему. Каждый понимает что-то свое, что нужно ему именно сейчас.

       Метафора «Все в твоих руках».

“Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

Метафора «Восемнадцатый верблюд».

       Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал: ”Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех – возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть”.

       Прошло некоторое время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как велел им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить это число ни на 2, ни на 3, ни на 9. Что было делать – никто не знал. И стали сыновья спорить, и каждый предлагал свое решение. Но 17 по-прежнему не делилось ни на 2, ни на 3, ни на 9. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению. В это время мимо ехал путник на своем верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: ”Что случилось?” И сыновья рассказали об их беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: “А теперь разделите верблюдов, как велел отец”. И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний – треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили таким образом стадо, в поле остался еще один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17. А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Метафора «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье!- попросил Человек.

Ничего не ответил Бог, только засмеялся и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

5. ^ Сравнение успехов учеников с его собственным прошлым состоянием, а не успехами других.


       


Список использованной литературы:

  1. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000.

  2. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек – в принцы. – Екатеринбург, 1998.

  3. М. Гриндер. Исправление школьного конвейера.

  4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995. – 383с.

  5. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5–7 классы (карточки). (Компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. НЛП. Стратегия гения. Скачкарь Д.А. (Компакт-диск). – М, 2006.

  7. НЛП. Стратегия успеха. (Компакт-диск). – М., БУКА, 2007

  8. Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное. М., 1997.

  9. А. Плигин и П. Поветьев “Исследование стратегий проверки написания словарных слов” (научно-методический сборник НЛП, №1, 1996).

  10. Приказчикова О.А. Формирование орфографической грамотности учащихся средствами НЛП (нейролингвистического программирования) на уроках русского языка






Похожие:

Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconТема: «Как сделать ребёнка счастливым?»
Но факты этого не подтверждают. Именно поэтому вопрос как сделать ребенка счастливым, как и прежде актуален. Думать об этом проще,...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconКак научить ребёнка учиться
Обучение в школе одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconКак научить ребёнка учиться
Обучение в школе одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconКак отучить маленького ребенка драться?
Вы уже догадались, тоже принадлежат ему. Другие дети для вашего ребенка такие же игрушки, как и все остальное. Ему интересно потрогать...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconКогда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconКонсультация для родителей на тему: «Как научить ребенка плавать»
Как это правильно сделать?? Конечно, можно отдать ребенка в бассейн, а там опытный тренер предложит специальные упражнения, и потихоньку...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconПсихологическая готовность детей к школе
В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconПамятка для родителей Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным iconЗанятия проходят: с 1октября по 30 апреля (на платной основе)
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как...
Как заинтересовать ребенка, как сделать обучение в школе увлекательным icon9 подсказок для родителей первоклассника
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов