Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» icon

Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»



НазваниеДоклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
Дата конвертации19.05.2013
Размер104.54 Kb.
ТипДоклад

Доклад

на тему:

«Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» 

Сегодня вся система филологического образования вне зависимости от программы основывается на анализе текста, в последние годы всё больше завоёвывающего права гражданства на олимпиадах, в формулировке тем сочинений, заданий повышенного уровня, включённых в части «В» и «С» Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе.

Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших методических задач, стоящих перед учителями-словесниками. Ведь третья часть экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли выпускники школ монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Именно поэтому на уроках русского языка (и не только) необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить вести любой диалог этически корректно.

Для развития подобных умений решающее значение имеет подбор текстов, предъявляемых для анализа: текст, с одной стороны, должен стать стимулом  для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны – должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Подготовка к сочинению-рассуждению представляет собой комплексный анализ текста: лингвистический, речеведческий, стилистический, при котором ученики вступают в «диалог с автором». При этом нельзя забывать о том, что старшеклассники должны владеть определённой информацией об авторе анализируемого текста, привлекать при написании работы и другие фоновые знания.

Эта работа может осуществляться не только на специальных уроках развития речи, но и на обычных занятиях при изучении морфологии, лексики, синтаксиса, когда для работы предлагается текст, а к нему система заданий, ориентированных как на тему данного урока, так и на глубокое понимание содержания текста, его структуры, языковых особенностей. Она начинается с V класса и проводится на основе небольшого объёма текста.

Те учителя, которые используют на уроках комплексную работу с текстом, успешно справляются с задачей подготовки к ЕГЭ. Главное, чтобы текст, который становится объектом для комплексной работы, содержал ту проблему, те вопросы, на которые ученику интересно откликнуться.


^ Анализ текста как форма подготовки к сочинению- рассуждению.


Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с V класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к XI  классу ориентируются в потоке разнообразных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая из литературных произведений и критических статей.

 Поэтому особой формой работы в старших классах становится комплексный урок по изучению имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.

Практика показала, что анализ текста-образца  и творческая работа над сочинением – две стороны единого процесса. Они нераздельны. Чтобы написать собственный текст, нужно изучить текст-образец. Осознать его смысловое содержание и структуру, понять принципы его логического деления и только тогда использовать эту информацию в собственном сочинении.

  Единый государственный экзамен по русскому языку наряду с заданиями базового уровня, проверяющими языковую компетенцию экзаменуемых (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении и т.п.), содержит задания повышенного и высокого уровня сложности, которые проверяют лингвистическую компетенцию выпускника (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их), а также его коммуникативную компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст). Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ. И считаю, что комплексный анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся. В практику своей работы включаю как отдельные уроки, посвящённые комплексному анализу текста , так и использую анализ текста на определённых этапах урока. Иногда  уделяю этой работе и 10 минут урока, повторяю при этом значительный объем учебного материала. Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.


  ^ Анализ текста включает в себя следующие этапы.

1.Определение темы (проблемы) предлагаемого текста. Выделение ключевых слов для понимания темы, смысла названия и осознания главной идеи текста.

  Как правило, писатели-публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним  относятся прежде всего глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, над которыми можно бесконечно рассуждать.

2.Определение идеи (основной мысли)  текста

3.Определить основную мысль – значит ответить на вопрос, почему эта тема до сих пор вызывает интерес и отклик у разных авторов.

          4.Определение типа речи – повествование, описание, рассуждение.

           «Определить тип речи помогает прием фотографирования».

 ^ В описании говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо (их можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата). В повествовании речь идет о сменяющих  друг друга действиях или событиях (потребуется несколько кадров). В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах, (словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать).

 При этом следует помнить, что в рассуждении говорится о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем).

5.Определение стиля речи.

Определения стиля речи официально – делового, разговорного, научного, как правило, не представляет трудностей. Чаще всего затруднения возникают при разграничении художественного и публицистического стилей или же публицистического и научно – популярного. В этом случае надо представить речевую ситуацию (о чем, где, с кем, зачем говорится) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован – в журнале или газете (публицистика), научной или учебной литературе (научный стиль), в  художественном произведении (художественный стиль). Важно помнить ведущие стилевые черты, определяющие отбор характерных для стиля языковых средств: для художественной речи это образность и эмоциональность, для научного – точность, логичность и обобщенно – отвлеченный характер информации, для публицистики – сочетание экспрессии и стандарта.

 Будет ошибкой определять стиль по отдельным словам и выражениям, т.к.  одни и те же слова и выражения могут быть употреблены в текстах разного стиля.


 Порядок действий при проведении стилистического анализа может быть таким: Сначала,  опираясь на внеязыковые стили (речевую ситуацию) мы определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля – характерные для него слова и выражения.

6. Анализ лексики.

 Анализ текста предполагает знание основных лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов), умение находить их в тексте и анализировать особенности употребления.

7.Средства выразительности.

Как показывает практика, умение определять средства выразительности, которыми пользуется автор текста, - одно из самых сложных заданий.

Оно предполагает  знание основных языковых средств художественной изобразительности  (эпитета,  сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения и др.),  наиболее  распространенных  фигур речи: анафоры (повторение слов или словосочетаний в начале предложения), антитезы (прием контраста, противопоставление явлений и понятий), градации (расположение слов или выражений по возрастающей или убывающей значимости), оксюморона (сочетание противоположных по значению слов), параллелизма (сходное построение сложных фраз, предложений), риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения и др.

^ Формы и методы работы с текстом.

   Знания о тексте накапливаются у учащихся с V класса. И все же учащиеся старших классов испытывают трудности при анализе текста.

  В своей работе с учащимися использую следующие организационные формы комплексного анализа текста.

  Коллективная работа класса.

  Под руководством учителя ученики определяют тему, основную мысль текста, прослеживают развитие мысли в тексте, определяют композиционные построение текста, макро- и микро связи и т. д.

            Берем за основу алгоритм анализа, изложенный в методической разработке А. Д. Баландиной .

 Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских задания. 

 

Организую исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста с помощью вопросов и заданий.

 1) Прочитайте выразительно  текст. Понравился ли он вам? Чем?

 2) Как его можно озаглавить?  (на карточках названия текста нет).

 Сравните свое название с  авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?

 3) Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

 

 


^ Сочинение – рассуждение: создание текста о тексте.

     

 Отрабатываем написание вступления, основной части и заключения сочинения. Предлагаю учащимся несколько разновидностей введения, заключения, рекомендованные И. И. Русиновой (2). Путем тренировочных упражнений  учимся писать вступление, заключение, основную часть сочинения.

Назову некоторые учебно – методические задания, которые использую в своей практике.

1. прочитайте текст и нижеуказанный  к нему план. Сверьте пункты плана с текстовой информацией.

2. Попробуйте сформулировать эмоционально оценочное вступление к своему рассуждению – сочинению по данному тексту.

3. Кратко ответьте на поставленные вопросы. Ответы запишите.

    - Как  можно озаглавить данный текст?

    - Какие проблемы затронуты в тексте?

    - Какая основная идея писательского высказывания?

    - Выразите свое отношение к теме, которая волнует автора.

4. Какое утверждение неверно (или соответствует) с точки зрения Рассуждение это словесное изложение, разъяснение,  подтверждение какого – либо мысли. Чтобы убедить другого в чем – либо, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым автор не согласен.

  Рецензия – жанр, цель которого – разбор и оценка произведения. Сочинение – рецензия в текстах ЕГЭ направлено на оценку предложенного текста и требует выражения отношения читателя к тому, что и как написано, в чем он согласен с автором и в чем не  согласен. Рецензия – это письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку, поэтому надо знать не только основные требования, предъявляемые тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Иными словами, сочинение – рассуждение в форме отзыва, рецензии, эссе – это текст о тексте, его критический анализ и его оценка.

 Именно с повторения и уяснения выше изложенных  данных начинается работа по подготовке написания сочинения – рассуждения.

  На одном из первых уроков в 10 классе даю общие рекомендации (памятку) по написанию сочинения рассуждения, которую учащиеся записывают на первую страницу тетради.

  ^ Чтобы написать сочинение – рассуждение, необходимо:

1) четко определить тему (проблему) предлагаемого текста;

2) показать актуальность темы (проблемы);

3) понять и полно отразить основные мысли предложенного текста;

4) указать авторскую позицию в исходном тексте;

5) проанализировать языковые и изобразительно- выразительные средства;

6) сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;

7) выразить и аргументировать личностную позицию автора;

8) ответить на вопросы:

1. Какие проблемы поставил в своем тексте автор? Какие доводы приводит автор? К какому выводу он приходит? Ответы запишите.

2. Прочитайте речевые клише, помогающие оформить анализ средств выразительности. Какие клише можно использовать для анализа художественного стиля, а какие -  для публицистического?

Главный результат выполнения данных заданий – это умение учащихся самостоятельно понимать замысел текста максимально близко авторской идее; восстанавливать конституции создания текста; объяснять те приёмы и средства, с помощью которых автор реализует свой замысел; объяснять влияние грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание; сочинять собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации.

 Положительные результаты, на мой взгляд, приносит взаимопроверка сочинений – рассуждений учащихся в соответствии с критериями оценки ЕГЭ части С. Она позволяет увидеть сильные стороны и недостатки работ и нацелить учащихся на правильные установки при выполнении подобного задания.

В современной методике русский язык осознаётся как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроке русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающего текста. Анализируя задания ЕГЭ по другим предметам школьного цикла (литературе, иностранным языкам, обществознанию, биологии, географии), видим, что  в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст-рассуждение.

Таким образом, обучая сочинению-рассуждению по заданной модели на уроке русского языка, мы закладываем основы для успешной сдачи Единого государственного экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла.




Похожие:

Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconЭлективный курс по русскому языку в 11 б классе «Подготовка к сочинению- рассуждению» каб. №7 Учитель первой категории В. А. Родионова

Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconТехническое оборудование
Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению по заданному тексту. Вашему вниманию предлагается отрывок из произведения русской...
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconПроблема и позиция автора. Обучение сочинению-рассуждению Занятие №9 элективного курса
Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс № ур. Тема урока Кол-во часов
Р. Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5)
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconТема урока: Подготовка к сочинению- рассуждению с опорой на прочитанный и осмысленный текст
Мбоусош с. Никульевка состоялось методическое объединение учителей русского языка и литературы, на котором присутствовали преподаватели...
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconУрок по теме «Комплексный анализ текста». Цели: 1 систематизировать знания о типах и стилях речи, средствах связи
На этом уроке систематизируем знания о типах и стилях речи, вспомним выразительные средства языка и познакомимся с новым стилистическим...
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconУрок по русскому языку в 11 классе на тему : «Лингвистический анализ текста» Подготовила и провела
Цели работы: воспитывать бережное отношение к языку, внимательность и уважение к товарищам
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Морфологические признаки причастия, комплексный анализ текста» Учитель русского языка и литературы Сигарёва О. И. 2007г Тема
Содействовать развитию у учащихся умений работать в группах, осуществлять самооценку результатов своей работы на уроке, способствовать...
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» icon«Информационные технологии и анализ художественного текста»
Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные...
Доклад на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» iconВейвлетные преобразования сигналов
Комплексные вейвлеты. Комплексный вейвлет Гаусса. Комплексный вейвлет Морлета. Комплексный в-сплайновый вейвлет. Комплексный вейвлет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов