Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье icon

Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье



НазваниеУчебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье
страница1/2
Дата конвертации19.05.2013
Размер413.04 Kb.
ТипУчебник
  1   2

Поурочное тематическое планирование курса ОБЖ для 11 класса профильного обучения гуманитарного цикла (34 часа в год)

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. В.В. Марков и др. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007.




Урок 1

Правила личной гигиены и здоровье


Учебные вопросы

  1. Понятие о личной гигиене.

  2. Уход за кожей, зубами и волосами.

  3. Гигиена одежды.

  4. 4. Некоторые понятия об очищении организма.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о личной гигиене и знать основные правила ухода за кожей, зубами, волосами.

^ Основное содержание урока

Личная гигиена, общие понятия и определения.

Уход за кожей. Назначение и функции кожи. Основные правила ухода за кожей.

Уход за зубами. Назначение и функции зубов. Причины заболевания зубов и десен. Основные правила ухода за зубами.

Уход за волосами. Назначение и функции волос. Причины заболевания волос. Основные правила ухода за волосами.

Гигиена одежды. Функции одежды современно­го человека. Гигиенические требования к одежде. Гигиенические требования к головным уборам и обуви.

Понятия об очищении организма. Причины за­грязнения организма. Органы человека, подвер­женные загрязнению. Способы очищения организ­ма.

Заключение. Повторите основные положение урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Что такое личная гигиена? 2. Какие правила гигиены надо выполнять, для того чтобы кожа успешно выполняла свои функции и хорошо вы­глядела? 3. Какие возможны заболевания в полос­ти рта, если не следить за зубами? 4. Какие прави­ла гигиены необходимо выполнять, чтобы зубы и полость рта были постоянно здоровыми? 5. Для чего нужны волосы? 6. Как нужно ухаживать за волосами, чтобы они выполняли свои функции, были здоровы и красивы? 7. Для чего предназначена одежда и обувь для человека? 8. Какие тре­бования предъявляются к одежде и обуви? 9. Из какого материала лучше всего изготавливать одежду и обувь? 10. Какими причинами вызыва­ется необходимость проводить очищение организ­ма?

Домашнее задание. Раздел I, глава I, тема 1.1, задания 1, 2, 3, 4, 5, в, 7, 8.


Урок 2
^

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов


Учебные вопросы

1. Семья и ее значение.

2. Факторы, оказывающие влияние гармонию совместной жизни.

Цель.
По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о проблемах созда­ния и сохранения семьи, ее значении в жизни че­ловека и факторах, влияющих на гармонию сов­местной жизни.

^ Основное содержание урока

Понятие о семье. Задачи и функции семьи. По­нятие о семейной жизни и семейных отношениях. Характеристика взаимоотношения полов до семей­ной жизни. Чувства и эмоции во взаимоотношени­ях. Ранние браки, их причины и последствия. По­нятие о супружеском счастье.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни. Психологическая совместимость супругов: ценностно-идеологическая совместимость, согла­сованность функционально-половых ожиданий, совместимость индивидуально-психологических характеристик. Понятие о законе совместимости. Психологические советы по достижению взаимо­понимания, сохранению любви и уважения друг к другу.


Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. В теме 1.2 дано определение понятия «семья». Каково ваше мнение об этом определе­нии? С чем вы согласны, а с чем нет? Поясните. 2. Могли бы вы высказать свое мнение о любви? Каковы, по вашему мнению, основы счастливого брака? 3. По каким причинам могут осложняться отношения после брака? 4. Почему ранние браки считаются неустойчивыми? 5. Какие факторы влияют на гармонию совместной жизни? 6. Как можно достичь взаимопонимания и уважения друг к другу в семейной жизни?

Домашнее задание. Раздел I, глава 1, тема 1.2, задания 9, 10, 11.

Урок 3


Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Учебные вопросы

1. Условия и порядок заключения брака.

2. Права и обязанности супругов, родителей и детей.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об условиях заклю­чения брака, правах и обязанностях супругов, ро­дителей и детей.

^ Основное содержание урока

Брак и семья. Основные понятия и определения. Основы законодательства Российской Федера­ции о браке и семье. Условия для заключения брака. Препятствия для заключения брака. Порядок и сроки заключения брака. Основания для признания брака недействительным. Расторжение брака (развод).

Права и обязанности супругов, родителей и де­тей. Лишение родительских прав.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. Какие два условия обязательны для заключе­ния брака? 2. Какой минимальный возраст уста­новлен законодательством о браке и семье для вступающих вступить в брак? 8. В каких случаях не допускается заключение брака? 4. При наличия каких оснований брак может быть признан недей­ствительным? 5. В каких случаях родители могут и быть лишены родительских прав?

Домашнее задание. Раздел I, глава 1, тема 1.3, задания 12,13,14.

^

Урок 4

Болезни, передаваемые половым путем


Учебные вопросы

1. Основные венерические болезни, их призна­ки и профилактика.

2. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его профилактика.

3. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о болезнях, переда­ваемых половым путем, синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИДе) и мерах их профилак­тики.

^ Основное содержание урока

Опасность венерических болезней. Пути переда­чи венерических заболеваний. Основные венериче­ские заболевания первой и второй группы.

Сифилис. Возбудитель сифилиса, пути переда­чи, инкубационный период. Признаки сифилиса и течение болезни.

Гонорея. Возбудитель гонорей, пути передачи, инкубационный период. Признаки гонореи и тече­ние болезни.

Грибковые заболевания, трихомониаз, гарднереллез. Возбудители вагинитов и их характерные симптомы.

Хламидиоз, его возбудитель и пути передачи, признаки и последствия.

Генитальный герпес и генитальные бородавки. Пути передачи, возбудитель, инкубационный пе­риод, признаки и течение болезней.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Понятие о СПИДе и ВИЧ-инфекции. Действие СПИДа на организм человека. Классифика­ция проявления ВИЧ-инфекции. Пути передачи СПИДа. Пять временных периодов в процессе раз­вития ВИЧ-инфекции. Наиболее важные способы профилактики СПИДа. Факторы, препятствую­щие эффективному предотвращению ВИЧ-инфек­ции.

Способы и методы профилактики болезней, передающихся половым путем.

Уголовная ответственность за заражение вене­рической болезнью. Статья 122 Уголовного кодек­са Российской Федерации.

Заключение. Повторите основные положения урока, и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. На какие группы Всемирная организация здравоохранения подразделяет болезни, передаю­щиеся половым путем? Чем различаются эти груп­пы? 2. Перечислите признаки заражения сифили­сом. 3. Каким образом развивается и протекает си­филис? 4. При каких условиях лечение сифилиса может быть успешным? 5. Почему опасна гонорея, и какие последствия она вызывает? 6. Какие при­знаки свидетельствуют о заражении гонореей? 7. Какие симптомы свидетельствуют о заражении вагинитом? 8. Чем опасен хламидиоз? 9. Какими путями происходит заражение СПИДом? 10. Какие признаки чаще всего встречаются при заражении СПИДом? 11. Какие болезни, передающиеся поло­вым путем, могут оказаться смертельными?

Домашнее задание: Раздел I, глава I, тема 1.4, задания 15, 16.

^

Уроки 5, 6

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях


Учебные вопросы

1. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

2. Первая медицинская помощь при ранениях.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ранениях.

^ Основное содержание уроков

Теоретическая часть. Понятие о кровотечени­ях, Классификация и характеристика кровотечений Причины, вызывающие кровотечения. Ха­рактеристика наружного кровотечения. Признаки артериального и венозного кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Капиллярное Кровотечение и способы его остановки.

Характеристика и признаки внутреннего крово­течения. Рекомендации по остановке внутреннего Кровотечения.

Понятие о ране. Классификация и характерис­тика ран. Повязки, их виды и назначение. Прави­ла наложения повязок.

^ Практическая часть. Отработка приемов и способов временной остановки наружного кровоте­чения: путем пальцевого прижатия артерий, нало­жением давящей повязки, наложением жгута и жгута-закрутки, максимальным сгибанием конечности, приданием возвышенного положения по­врежденной конечности. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях. Отработка приемов наложения повязок »а различные части тела.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Какое кровотечение называется наружным, а какое внутренним? 2. Назовите признаки сильного наружного артериального и венозного кровотече­ний. 3. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет? 4. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при крово­течениях? 5. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения? Для каких целей предназначена давящая повязка. 7.Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки? 8. В каких местах нужно прижать арте­рию, чтобы остановить кровотечение? 9. Как пра­вильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов ног и рук? 10. При крово­течении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем? 11. Назовите признаки внутреннего кровотече­ния. 12. Что необходимо делать и какие рекомен­дации выполнять при внутреннем кровотечении? 13. Как классифицируют раны? 14. Что нужно де­лать для профилактики загрязнения ран? 15. На­зовите последовательность оказания первой меди­цинской помощи при обширной и незначительной открытой ране.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1, задания 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28.

^

Уроки 7, 8


Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика

Учебные вопросы

1. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях и травмах.

2. Первая медицинская помощь при переломах.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при ушибах, выви­хах, растяжениях и разрывах, открытых и закры­тых переломах.

^ Практическая часть. Ушибы и их признаки. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при ушибах.

Растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов, их признаки. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при растяжении.

Разрывы связок и мышц, их признаки. Отработ­ка приемов оказания первой медицинской помощи при разрывах связок и мышц.

Вывихи и их признаки. Отработка приемов ока­зания первой медицинской помощи при вывихах.

Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых перело­мах. Отработка основных правил транспортной им­мобилизации верхних и нижних конечностей.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды повреждений относятся к закрытым травмам? 2. Что называется ушибом?

3. Каки­ми признаками характеризуется ушиб? 4. Дайте определение растяжения.

5. Назовите характер­ные признаки растяжения. 6. В результате чего че­ловек может получить растяжение связок, мышц и сухожилий? 7. Назовите признаки разрыва свя­зок. 8. Какими признаками характеризуется разрыв мышц? 9. Что называется вывихом?

10. Что называется переломом? 11. Какие виды переломов существуют и как оказать первую медицинскую помощь при них? 12. Назовите основные принци­пы транспортной иммобилизации.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2,тема 2.2, задания 29, 30. 31, 32, 33.34, 35, 86.

^

Урок 9

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника


Учебные вопросы

1. Нарушения нервной системы, требующие оказания первой медицинской помощи.

2. Сотрясение головного мозга.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника.

^ Основное содержание урока

Теоретическая часть. Понятие о черепно-моз­говой травме. Причины травм головы и позвоноч­ника. Признаки и симптомы травм головы и позво­ночника.

Сотрясение головного мозга, признаки и симп­томы.

^ Практическая часть. Отработка приемов ока­зания первой медицинской помощи при травмах головы или позвоночника. Отработка правил им­мобилизации при травмах головы и позвоночника. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины травм головы и позвоноч­ника. 2. Какие признаки и симптомы указывают на травму головы и позвоночника? 3. Какие последствия могут вызвать травмы позвоночника. 4. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника. 5. Какая первая помощь оказывается при подозрении на сотрясение головного мозга?

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1. задания 37, 38.

Урок 10


Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.

Учебные вопросы

1. Первая медицинская помощь при поврежде­ниях грудной клетки.

2. Первая медицинская помощь при поврежде­ниях и ранениях живота.

3. Первая медицинская помощь при поврежде­ниях области таза.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при травмах грудной клетки, живота и области таза.

^ Основное содержание урока

Практическая часть. Опасности травм грудной клетки. Отработка приемов оказания первой меди­цинской помощи при переломе ребер. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломе грудины и закрытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломе грудины и открытом пнев­мотораксе. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при повреждении живота.

Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при ранении живота Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при пере­ломе костей таза.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. По каким причинам происходят травмы груд­ной клетки? 2. Какие осложнения могут вызвать травмы грудной клетки? 3. Что такое пневмоторакс? Чем отличается закрытый пневмоторакс от открыто­го? 4. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при: а) переломе ребер; б) пе­реломе грудины и закрытом пневмотораксе; в) пере­ломе грудины и открытом пневмотораксе. 5. Какие признаки указывают на повреждение живота, сопро­вождающееся внутриутробным кровотечением и разрывом полого органа? 6. Назовите основной при­знак проникающего ранения живота. 7. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при: а) повреждении живота; б) ранении живота; в) переломе костей таза.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.4, задание 39.

^

Урок 11

Первая медицинская помощь при травматическом шоке.


Учебные вопросы

1. Понятие о травматическом шоке.

2. Правила оказания первой медицинской помо­щи при травматическом шоке.

Цель. По окончании изучения темы учащихся должны овладеть навыками в приемах оказания пер­вой медицинской помощи при травматическом шоке.

^ Основное содержание урока

Теоретическая часть. Понятие о травматиче­ском стоке. Причины и признаки травматического шока, его действие на организм человека.

^ Практическая часть. Отработка приемов ока­зания первой медицинской помощи при травмати­ческом шоке.

Заключение. Повторите основные положение урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. В каких случаях наступает Травматический шок? 2. Назовите причины травматического шока. 3. Назовите признаки, по которым можно опреде­лить, что у пострадавшего развивается вторичный, или поздний, шок. 4. Назовите последователь­ность оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.5, задание 40.

^

Уроки 12, 13

Экстренная реанимационная помощь


Учебные вопросы

1. Понятие о клинической смерти и реанимации.

2. Определение признаков жизни и смерти.

3. Правила и техника проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца и искусст­венной вентиляции легких.

4. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной венти­ляции легких и оказания первой медицинской по­мощи при остановке сердца.

^ Основное содержание уроков

Практическая часть. Снабжение организма че­ловека кислородом. Схема поступления кислорода из легких в кровь. Условия нормального снабже­ния мозга кислородом. Понятие о клинической смерти и реанимации.

Определение признаков клинической смерти. Объем экстренных реанимационных мероприятий.

Прекардиальный удар в область грудины. Отра­ботка техники нанесения прекардиального удара. Непрямой массаж сердца. Отработка последова­тельности и техники проведения непрямого масса­жа сердца. Искусственная вентиляция легких. От­работка последовательности и техники проведения искусственной вентиляции легких.

Причины и признаки остановки сердца. Отра­ботка приемов оказания первой медицинской по­мощи при остановке сердца.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под реанимацией? 2. Что мо­жет быть использовано в качестве ровной твер­дой поверхности для размещения пострадавшего при проведении реанимационных мероприятий? 3. В чем заключается смысл прекардиального удара? 4. В какую точку наносится прекардиальный удар? 5. Что делать после нанесения прекардиаль­ного удара, если работа сердца не восстановилась? 6. В какой точке должны располагаться ладони оказывающего помощь при проведении непрямого массажа сердца? 7. С какой частотой необходимо надавливать на грудную клетку при проведении непрямого массажа сердца? 8. В каких случаях проводится искусственная вентиляция легких? 9. Каким образом обеспечить проходимость верх­них дыхательных путей пострадавшего? 10. Как правильно сделать выдох в легкие пострадавшего? 11. Что необходимо сделать, если при совершении выдоха воздух в легкие пострадавшего не посту­пает? 12. Назовите причины остановки сердца. 13. Как правильно определяется пульс на сонной артерии? 14. Какие действия выполняются при проведении реанимационных мероприятий пост­радавшему при остановке сердца?

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, темы 2.6 и 2.7, задания 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49.

Урок 14


Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Учебные вопросы

1. Первая медицинская помощь при острой сер­дечной недостаточности.

2. Первая медицинская помощь при инсульте.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.

^ Основное содержание урока

Теоретическая часть. Понятие об острой сер­дечной недостаточности. Причины и признаки ост­рой сердечной недостаточности.

Понятие об инсульте. Причины и признаки ин­сульта.

^ Практическая часть. Отработка приемов оказа­ния первой медицинской помощи при острой сер­дечной недостаточности. Отработка приемов оказа­ния первой медицинской помощи при инсульте.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях возникает острая сердечная недостаточность? 2. Назовите причины инсульта.

3. Какие осложнения в организме вызывает ин­сульт, и какие от него могут быть последствия?

4. Назовите симптомы инсульта. 5. В какой после­довательности оказывается первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте?

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.8, задания 50, 51.

^

Уроки 15-19

Воинская обязанность.


Учебные вопросы

1. Основные понятия о воинской обязанности.

2. Организация воинского учета и его предназначение.

3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постанов­ке на воинский учет.

6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о воинской обязан­ности и военной службе, знать порядок организа­ции медицинского обследования, освидетельство­вания и постановки на воинский учет.

Урок по первому учебному вопросу

Воинская обязанность. Определение воинской обязанности, ее структура. Воинский учет. Обяза­тельная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на воен­ные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Воинская обязанность граж­дан в период мобилизации, военного положения и в военное время. Схема исполнения военной службы гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и формированиях. Особенности военной службы.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. Какими нормативно-правовыми актами регла­ментируются воинская обязанность и военная служ­ба граждан Российской Федерации? 2. В чем заклю­чается воинская обязанность граждан Российской Федерации? 3. В каких войсках, службах и организациях исполняется гражданами Российской Федера­ции военная служба? 4. Почему военная служба является приоритетной по сравнению с другими видами государственной службы?

Домашнее задание. Раздел II, глава 1, тема 1.1.

Урок по второму учебному вопросу

Понятие о воинском учете. Первоначальная пос­тановка граждан на воинский учет. Состав комис­сии по постановке граждан на воинский учет и ее обязанности. Обязанности граждан по воинскому учету. Уважительные причины неявки граждан по вызову военкомата.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение воинского учета и расска­жите, как он организуется. 2. Перечислите обязан­ности граждан по воинскому учету. 3. Какой состав имеет комиссия по постановке граждан на воин­ский учет? 4. Какие задачи возложены на комис­сию по постановке граждан на воинский учет? 5. По каким уважительным причинам гражданин может не явиться по повестке военного комиссариата?

Домашнее задание. Раздел II, глава 1, тема 1.2.

| Урок по третьему и четвертому учебным вопросам

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Основные задачи профессионального психологического отбора моло­дежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей. Психологическая классификация воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами. Оценка профессиональной пригод­ности граждан к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности по результатам профес­сионального психологического отбора. Требова­ния к физическому развитию выпускников.

Основные направления добровольной подготов­ки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по программам подготовки офицеров за­паса на военных кафедрах в образовательных учреж­дениях высшего и профессионального образования. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразователь­ных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования.

Заключение. Повторите основные положений урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. Какие виды подготовки граждан к военной службе установлены Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и во­енной службе»? 2. Что включает в себя обяза­тельная подготовка граждан к военной службе? 3. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор? 4. Какие мероприятия предусмотрены в рамках профессионального психологического отбора? 5. Какие существуют оценки профессиональной пригодности граждан к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности? 6. Молодой солдат в кроссе на 3 км показал результат 13 мин 7с. Какую оценку он получит? 7. Каким образом проводится добровольная подготовка граждан

к военной службе? 8.Назовите наи­более массовые военно-прикладные и военно-технические виды спорта, культивируемые в Воору­женных Силах Российской Федерации. 9. Для выполнения какой задачи предназначены военные кафедры гражданских вузов? 10. Где осуществля­ется обучение по военной подготовке несовершеннолетних граждан в соответствии с дополнительными программами?

Домашнее задание. Раздел II, глава 1, темы 1.8 и 1.4.

Урок по пятому учебному вопросу

Функции военных комиссариатов перед первоначальной постановкой граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназна­чение медицинского освидетельствования. Катего­рии годности к военной службе. Итоговое заключение о категории годности к во­енной службе. Оформление результатов медицин­ского освидетельствования.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. Какую работу проводят военные комиссари­аты перед первоначальной постановкой граждан на воинский учет? 2. Какие врачи-специалисты ос­видетельствуют гражданина при первоначальной постановке его на воинский учет? 8. Что понимает­ся под медицинским освидетельствованием? 4. Ка­кие формулировки выносит врач-специалист, давая заключение о годности граждан к военной службе? 5. Для чего проводится медицинское осви­детельствование?

Домашнее задание. Раздел II, глава 1, тема 1.5

Урок по шестому учебному вопросу

Понятие об увольнении с военной службы. Обязательства, по которым военнослужащий, проходящий военную службу, имеет право на досроч­ное увольнение. Запас Вооруженных Сил, его предназначение. Порядок освобождения граждан от военных сбо­ров.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

I. Что вы понимаете под увольнением с военной службы? 2. По каким причинам военнослужащий Может быть уволен с военной службы? 3. В каких случаях военнослужащий, не имеющий офицерского звания и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение? 4, Для чего предназначен запас Вооруженных Сил Российской Федерации? 5. Из каких категорий создается запас Вооруженных Сил Российской Фе­дерации? 6. На какие разряды подразделяют­ся граждане, пребывающие в запасе? 7. Какую Продолжительность имеют военные сборы по под­готовке к военной службе граждан, состоящих в Запасе? 8. Какие категории граждан освобождают­ся от военных сборов?

Домашнее задание. Раздел II, глава 1, тема 1.6, Задания 52, 58, 54.

Урок 20 - 24


Особенности военной службы.

Учебные вопросы

1. Правовые аспекты военной службы.

2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации.

3. Военная присяга — клятва воина на верность Родине.

4. Прохождение военной службы по призыву.

5. Прохождение военной службы по контракту.

6. Воинские звания военнослужащих Воору­женных Сил Российской Федерации.

7. Права и ответственность военнослужащих.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать особенности прохождения военной службы.
^

Урок по первому учебному вопросу


Формы реализации гражданами воинской обя­занности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Вопросы военной службы в Конституции Российской Федерации. Основные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обороны и военного строительства. Закон Российской Федерации «О без­опасности». Закон Российской Федерации «Об обороне». Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации». Федеральный закон «О во­инской обязанности и военной службе». Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Структу­ра и содержание льгот военнослужащим, проходя­щих военную службу по призыву.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.
^

Контрольные вопросы


1. Что понимают под воинской обязанностью? 8. В каких случаях гражданин России имеет право на замену военной службы альтернативной граж­данской службой? 3. Какие законодательные и нор­мативные правовые акты регламентируют в Рос­сийской Федерации вопросы обороны и военного строительства? 4. Что в соответствии с законом Российской Федерации «О безопасности» относится к основным объектам безопасности? 5. Какие прин­ципы строительства Вооруженных Сил закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7 мая 1992 г.? 6. Каким законом определено со­держание воинской обязанности граждан и регла­ментированы вопросы организации воинского уче­та, подготовки граждан к военной службе, порядок Призыва на военную службу и сроки ее прохожде­ния? 7. Каким законом определены права и свобо­ды военнослужащих? 8. Какие льготы установлены для солдат, матросов, сержантов и старшин, прохо­дящих службу по призыву?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, тема 2.1.

Урок по второму и третьему учебным вопросам

Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослу­жащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной служб Воору­женных Сил РФ, Дисциплинарный устав Воору­женных Сил РФ, Строевой устав Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения.

Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской службы. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Поря­док приведения военнослужащих к военной прися­ге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Что включают в себя общевоинские уставы Во­оруженных Сил Российской Федерации? 2. Какие вопросы регламентирует Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации? 3. Каким уставом определены предназначение, порядок ор­ганизации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гар­низона и регламентированы гарнизонные меро­приятия? 4. Какие стороны военной службы опреде­лены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации? 5. Для каких целей пред­назначен Строевой устав Вооруженных Сил Россий­ской Федерации? 6. В каком документе впервые был регламентирован обряд клятвы на верность князю? 7. Какое значение придавал Петр I ритуалу приведения к военной присяге? 8. Какие ограниче­ния существуют для военнослужащих, не приняв­ших военную присягу? 9. Расскажите о содержании военной присяги и порядке приведения к ней.

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, темы 2.2 и 2.3.

Урок по четвертому и пятому учебным вопросам

Призыв на военную службу. Порядок освобож­дения граждан от военной службы и представле­ния отсрочек. Порядок и организация призыва граждан на военную службу. День начала и окончания военной службы. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Основные условия прохождения военной служ­бы по контракту. Сроки военной службы по кон­тракту. Порядок прохождения военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые во­еннослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.


^ Контрольные вопросы

I. Какая категория граждан подлежит призыву на военную службу? 2. Какие категории граж­дан освобождают от призыва на военную службу? 3. В каких случаях гражданам предоставляют от­срочку от призыва на военную службу? 4. В какие сроки осуществляют призыв граждан на военную службу? 5. Каким документом определены и в чем заключаются общие обязанности военнослужа­щих? 6. В каких документах изложены должностные обязанности военнослужащих? Что они опре­деляют? В каких случаях военнослужащие могут выполнять специальные обязанности? 7. Какие ка­тегории граждан имеют право заключить контракт о прохождении военной службы? 8. В каком воз­расте граждане вправе впервые заключить кон­тракт о прохождении военной службы? 9. Какие условия закреплены в контракте о прохождении военной службы? 10. Какие права приобретают военнослужащие, заключившие контракт о про­хождении военной службы?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, темы 2.4 и 2.5.

Урок по шестому учебному вопросу.

Должности и воинские звания в Вооруженных Силах. Система воинских званий для всех составов военнослужащих. Составы военнослужащих и их военные звания. Погоны военнослужащих. Поря­док присвоения воинских званий.

Военная форма одежды и знаки различия. Виды военной формы одежды. Новые образцы одежды и обуви для военнослужащих. Порядок выдачи воен­ной формы одежды призванным на военную службу.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема,

^ Контрольные вопросы

1. Какие составы военнослужащих установлены федеральным законом Российской Федерации «О во­инской обязанности и военной службе»? 2. Какие воинские звания предусмотрены для солдат и мат­росов? 3. Что вы понимаете под военной формой одежды и знаками различия? 4. Каким образом подразделяется военная форма одежды?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, тема 2.6.

Урок по седьмому учебному вопросу

Статус военнослужащего. Общегражданские права и свободы для военнослужащих. Права и свободы военнослужащих, обусловленные специ­фикой военной службы.

Дисциплинарная ответственность военнослужа­щих. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Принци­пы наложения дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность военнослу­жащих. Понятие об административном правонарушении. Виды административных взысканий, предусмотренные действующим законодательством. Особенности ответственности военнослужащих за административные правонарушения.

Материальная ответственность военнослужа­щих. Понятие о материальной ответственности и материальном ущербе. Порядок привлечения воен­нослужащих к материальной ответственности.

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений. Уголов­ная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение ус­тавных правил взаимоотношений между военно­служащими, самовольное оставление части и др.).

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Какими законодательными и нормативными правовыми актами определено правовое положение военнослужащих? 2. Что такое статус военно­служащих? 3. Какие общегражданские права и свободы имеют военнослужащие? 4. При каком ус­ловии допускается ограничение при реализации этих прав и свобод в отношении военнослужащих? 5. Какими правами, обусловленными спецификой военной службы, наделены военнослужащие? 6. За какие проступки военнослужащие несут дис­циплинарную ответственность? 7. Какие дисцип­линарные взыскания могут быть наложены на сол­дат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву? 8. В какие сроки ко­мандир должен принять решение о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности? 9. С учетом каких обстоятельств должны накладываться дисциплинарные взыскания? 10. В каких случаях строгость дисциплинарного взыскания увеличивают? 11.Что называют административным взысканием? 12. Какие виды ад­министративных взысканий предусмотрены рос­сийским законодательством? 13. Какие органы и должностные лица могут применять администра­тивные взыскания? 14. Какие особенности сущест­вуют при привлечении к административной ответ­ственности военнослужащих? 15. Что понимают под материальной ответственностью военнослужа­щих? 16. В чем состоит основное назначение мате­риальной ответственности? 17. В каком случае при нанесении материального ущерба военнослужа­щий не несет материальной ответственности? 18. В каких размерах денежных взысканий при­меняют материальную ответственность в отноше­нии военнослужащих? 19. Какие преступления от­носят к общеуголовным? 20. На какие группы под­разделяют преступления против военной службы? 21. Какие уголовные наказания предусмотрены за совершение общеуголовных преступлений и пре­ступлений против военной службы?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, тема 2.7, задания 55, 56, 57, 58, 59.


Уроки 25-29

Военнослужащий—защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.
^

Учебные вопросы


1. Военнослужащий — патриот, с честью и до­стоинством несущий звание защитника Отечества.

2.Военнослужащий — специалист, в совершен­стве владеющий оружием и военной техникой.

3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

4. Военнослужащий — подчиненный, строго со­блюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

5. Как стать офицером Российской армии?

6. Международная (миротворческая) деятель­ность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны;

а) иметь представление об основных качествах военнослужащего, о роли военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боего­товности подразделения, о принципе единоначалия в Вооруженных Силах;

б) знать о видах воинской деятельности и их особенностях, о правилах приема граждан в воен­ные образовательные учреждения профессиональ­ного образования.

^ Урок по первому и второму учебным вопросам

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, наро­ду, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на за­щиту свободы и независимости конституционного строя в России. Воинская дисциплина как одно из решающих условий, обеспечивающих победу в бою.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою.

Понятие о боевой подготовке. Содержание бое­вой подготовки: тактическая, огневая, физическая и техническая подготовка, общевоинские уставы. Боевая подготовка как форма совершенствования выучки и воинского мастерства.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Что вы понимаете под чувством патриотизма? 2. В чем проявляется патриотизм у российских воинов? 3. Что такое воинский долг? 4. Что пони­мают под дисциплиной, и какие виды дисциплины вы знаете? 5. Что такое воинская дисциплина? 6. Какой принцип является руководящим в систе­ме боевой подготовки войск? 7. Какие мероприя­тия включает в себя боевая подготовка? 8. Какие вопросы изучают и отрабатывают военнослужащие на занятиях по тактической подготовке? 9. Чему обучают воинов на занятиях по огневой подготов­ке? 10. С какими целями организуют и проводят физическую подготовку? 11. Что изучают воины на занятиях по технической подготовке?

Домашнее задание. Раздел II, глава 3, темы 3.1 И3.2.

Урок по третьему учебному вопросу

Понятие о воинской деятельности. Виды воин­ской деятельности: боевая, учебно-боевая, повсед­невная и их особенности. Профессионально важные ткачества воина в зависимости от вида Вооруженных Сил или рода войск. Главные общие требова­ния воинской деятельности к военнослужащему: боевое мастерство, дисциплинированность, психологическая подготовка. Основные морально-этические качества воинов: направленность личности, характер, способности, темперамент. Требования к характеру личности военнослужащего. Понятие о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. На какие виды можно условно подразделить воинскую деятельность? 2. Что понимают под бое­вой деятельностью? 3. С какой целью осуществляют учебно-боевую деятельность? 4. Какие документы регламентируют повседневную деятельность военно­служащих? 5. Что называют боевым мастерством?

6. В чем заключается дисциплинированность воина?

7. Что такое направленность личности? 8. Что понимают под характером личности? 9. Какими показателями определяют способности личности? 10. Ка­кие типы темперамента личности вы знаете?

Домашнее задание. Раздел II, глава 3, тема 3.3.

Урок по четвертому учебному вопросу

Единоначалие — принцип строительства Воору­женных Сил Российской Федерации. Важность со­блюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддержи­вать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убеж­денность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспре­кословно повиноваться командирам и начальни­кам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете принцип единоначалия в военном руководстве? 2. Что такое личная дисцип­линированность воина? 3. Какие важные состав­ляющие выделяют в структуре дисциплинирован­ности?

Урок по пятому учебному вопросу

Справка из истории военно-учебных заведений России. Система военного образования (военных образовательных учреждений) Российской Феде­рации. Типы военных образовательных учрежде­ний профессионального образования Минобороны России. Правила приема в военные образователь­ные учреждения профессионального образования. Документы, оформляемые для поступления в воен­но-учебное заведение. Профессиональный предварительный отбор кандидатов для поступления в во­енно-учебные заведения. Кандидаты, зачисляю­щиеся в военно-учебные заведения без проверки общеобразовательной подготовки при условии соответствия всем другим требованиям професси­онального отбора. Лица, пользующиеся преимуще­ственным правом на зачисление в военно-учебные заведения. Обучение в военно-учебном заведении, присвоение воинского звания.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. Какие военные образовательные учреждения профессионального образования имеются в Вооруженных Силах Российской Федерации? 2. Какой возраст определен для гражданской молодежи желающей поступить в военно-учебные заведения? 8. Какие документы должны оформить, желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования и куда их надо предоставить? 4. По каким направлениям прово­дят профессиональный отбор кандидатов для поступления в военно-учебное заведение? 5. Какие категории кандидатов принимают на учебу без проверки общеобразовательной подготовки? б. Кто из кандидатов при наличии положительных оценок на экзаменах может быть зачислен на учебу вне конкурса? 7. Когда заключают контракт о прохож­дении военной службы с курсантом военно-учебного заведения?

Домашнее задание. Раздел II, глава 8, тема 3.5.

Урок по шестому учебному вопросу

Международное сотрудничество в области под­держания стабильности и мира — одно из важней­ших направлений во внешней политике Россий­ской Федерации. Участие Вооруженных Сил в ми­ротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Дополнительные льго­ты военнослужащим за службу в «горячих» точках.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. В каких регионах земного шара Россия участ­вует в международных мероприятиях по прекра­щению военных конфликтов? 2. На основании, ка­ких документов Российская Федерация осуществляет миротворческая деятельность. 3. При соблюдении, какого условия в зону военного конфликта могут быть направлены военнослужащие срочной службы по призыву? 4. Какие льготы установлены для военнослужащих, проходящих службу в «го­рячих» точках?

Домашнее задание. Раздел II, глава 3, тема 3.6, задания 60,61,62.

^

Уроки 30-32


Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.

Учебные вопросы

1. Ограничение средств и методов ведения воен­ных действий в международном гуманитарном праве.

2. Международные отличительные знаки, ис­пользуемые во время вооруженного конфликта.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных ограни­чениях ведения военных действий, определенных международным гуманитарным правом, а также о международных отличительных знаках, исполь­зуемых во время вооруженных конфликтов.

Урок по первому учебному вопросу (2 ч)

Ограничение средств и методов ведения воен­ных действий в прошлом.

Основные документы современного междуна­родного гуманитарного права: четыре Женевских Конвенции от 12 августа 1949 г., два Дополнитель­ных протокола к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.

Три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном Праве: ограничение по лицам, ограничение по объ­ектам нападения, ограничение по средствам и методам ведения военных действий.

Общая защита гражданского населения от опас­ностей, возникающих в связи с военными опера­циями. Требования к воюющим сторонам прово­дить различие между гражданским населением и комбатантами. Запрет актов насилия или угроз на­силием, имеющих основной целью терроризиро­вать гражданское население.

Ограничение по объектам нападения. Ограничение по средствам и методам ведения военных действий как ограничение особого рода. Главный принцип ведения военных действий — право сторон, находящихся в конфликте, выби­рать методы или средства ведения войны — не яв­ляется неограниченным.

Меры по ограничению методов и средств веде­ния боевых действий:

— запрещение нападений неизбирательного ха­рактера;

— запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам;

— забота о защите природной среды во время ве­дения военных действий;

— запрещение использовать голод среди граж­данского населения в качестве метода ведения войны;

— запрещение военных действий, основанных на вероломстве.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.
^

Контрольные вопросы


1.Назовите три типа ограничения военных дей­ствий в международном гуманитарном праве. 2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. 3. Чем вызвано введение ограни­чения по объектам нападения во время вооружен­ного конфликта? 4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий? 5. В чем заключается цель международного гума­нитарного права? 6. Что понимают под общей за­щитой гражданского населения в международном гуманитарном праве? 7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий. 8. Что счита­ют в международном гуманитарном праве актом вероломства?

Домашнее задание. Раздел II, глава 4, тема 4.1, задания 63, 64, 65, 66.

Урок по второму учебному вопросу (1ч)

Цели использования международных отличи­тельных знаков во время вооруженных конфлик­тов.

Красный крест или красный полумесяц на бе­лом поле — один из старейших международных отличительных знаков. Категории лиц и объектов, которые могут использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время воору­женного конфликта. Правила использования эмб­лемы. Запрет на вероломное использование эмбле­мы.

Отличительный знак: гражданская оборона. Особые задачи гражданской обороны во время во­енных действий, предусмотренные международ­ным гуманитарным правом.

Определение культурных ценностей. Отличительные знаки: культурные ценности - общая

защита. Ме­ры по обеспечению защиты культурных ценностей. Отличительный знак установки и сооружения, содержащих опасные силы. Меры по защите установок и сооружений, содержащих опасные силы: плотин, дамб, атомных электростанций.

Белый флаг. Использование белого флага — одна из старейших воинских традиций. Ситуации, в которых используется белый флаг. Определение нейтральной зоны. Категории лиц, для защиты которых создаются нейтральные зоны. Отличительный знак: нейтральная зона.

Ответственность воюющей стороны за правильное использование отличительного знака. Требования к размещению защитных знаков: большой размер, условия обеспечения видимости.

В каких случаях запрещается использовать международные отличительные знаки?

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

^ Контрольные вопросы

1. Перечислите международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта. 2. Кто имеет право использовать эмб­лемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта? 3. Какие дейст­вия государства предполагает общая защита куль­турных ценностей? 4. Что означает использование белого флага? 5. Для чего предназначена нейтраль­ная зона и как она обозначается?

Домашнее задание. Раздел II, глава 4, тема 4.2, задания 67, 68.

Урок 33, 34


Психологические основы подготовки к военной службе.

Учебные вопросы

1. Призыв на военную службу как стрессовая ситуация.

2. Личность и социальная роль военного человека.

3. Психологические свойства в структуре лич­ности.

4. Слухи и искаженная информация.

5. О морально-этических качествах военнослу­жащих.

6. Чувства личности и военная служба.

7. Самовоспитание и самосовершенствование личности.

8. Психическое саморегулирование и самоанализ.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о психологических аспектах, связанных с подготовкой к военной службе в Вооруженных Силах.

^ Основное содержание уроков

Стрессовая ситуация в ожидании призыва в Во­оруженные Силы. Стресс и дистресс. Практиче­ские советы по подготовке к любому стрессовому состоянию.

Понятие и оценка личности. Социальная позиция и ее характеристика. Перестройка лич­ности под влиянием новой социальной роли.

Направленность личности и мировоззрение. Факторы, влияющие на мировоззрение человека. Характеристика мировоззрения молодых людей. Принципы совершения проступков и преступле­ний в условиях армейской службы.

Слухи и искаженная информация о службе в Вооруженных Силах. Психологические закономер­ности распространения слухов. Мотивы для распространения слухов и искаженной информации.

Морально-этические качества военнослужащего: совесть, честь, достоинство. Формы их проявления.

Понятие чувства с точки зрения психологии. Чувство патриотизма, морально-нравственные, во­левые и физические качества у военнослужащих. Самовоспитание и самосовершенствование личности молодого человека при подготовке к службе в Вооруженных Силах. Необходимость управления своим психическим состоянием. Качества личнос­ти: ум, чувство и воля. Сущность личности и ее проявление.

Психическое саморегулирование и его цели. Ме­тоды психического саморегулирования. Способы саморегуляции и самоанализа.

Контрольные вопросы

1. Что такое дистресс и стресс, какая между ни­ми разница? 2. Каким образом можно подгото­виться к стрессогенному событию или ситуации? 3. Назовите наиболее характерные признаки стрес­сового состояния. 4. Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом? 5. Как вы понимаете тер­мин «сильная личность»? 6. Что такое социальная позиция? 7. Какие показатели характеризуют социальную позицию? 8. Каким образом под влия­нием новой социальной роли может произойти перестройка личности? 9. Что вы понимаете под направленностью личности? 10. Что такое миро­воззрение? 11. Как можно характеризовать миро­воззрение современных молодых людей? 12. По каким причинам молодые люди в армии чаще все­го совершают проступки и преступления? 13. Какие типы слухов вы знаете? 14. Какие из слухов наиболее опасны и почему? 15. В чем заключаются психологические закономерности распростране­ния слухов? 16. Какие мотивы для распростране­ния слухов выделяют специалисты? 17. Как вы по­нимаете такое морально-нравственное качество, как совесть? 18. Назовите известные вам формы проявления совести. 19. Какие еще морально-нравственные качества вы знаете? 20. В чем пре­жде всего проявляется воинская честь и каких ка­честв требует это от военнослужащих? 21. Что по­нимает психология под чувствами, и в каком виде они переживаются? 22. Как с позиций психологии можно определить чувство патриотизма? 23. Что вы понимаете под высокими морально-нравственны­ми, волевыми и физическими качествами? 24. Как вы понимаете термины «самовоспитание» и «само­совершенствование»? 25. Какие качества личности вы считаете основными? 26. Каким образом че­ловек может развить свой ум, чувства и волю? 27. В чем состоит суть личности и как она проявля­ется? 28. Что такое психическое саморегулирова­ние? 29. Для каких целей может быть использова­но психическое саморегулирование? 30. Назовите наиболее распространенные методы психического саморегулирования. 31. Какие еще методы и спо­собы самоизучения и самопознания вы знаете?

Примечание. Главу «Психологические основы подготовки к военной службе» учащимся целесо­образно изучить самостоятельно. После этого реко­мендуется провести занятие в форме дискуссии, желательно с привлечением психолога или социального педагога. Одной из форм закрепления материала может быть задание учащимся написать, сочинение по тематике этой главы.


^

Контрольная работа 1

  1   2




Похожие:

Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconУчебник для общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2007. 218с. Isbn 5-7107-9107-5
Габриелян О. С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 78с....
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconУчебник для 3 класса в 2-х ч. М.: Дрофа,2006-2009 Рамзаева Т. Г. «Русский язык»: Учебник для 4 класса в 2-х ч. М.: Дрофа,2007-2009
Кубасова О. В. «Литературное чтение: Любимые страницы»: Учебник для 3 кл в 4-х ч. Смоленск: Ассоциация хх1 век,2009
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconУчебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г. 240 с
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. \ Сост Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. / 2-е изд.,...
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconУчебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2011 г. Название раздела, темы
Учебник: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.:...
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2007. Учебно-тематический план №
Алимов Ш. А и др. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М., 2007
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconУчебник для 1 класса общеобразовательных учреждений, Смоленск : Ассоциация XXI век, 2010 Истомина Н. Б. Математика учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений, в 2 ч, Смоленск : Ассоциация XXI век, 2011
Списки учебников Общеобразовательная программа начального общего образования
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconКнига для учителя к учебнику Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Автор программы: О. В. Афанасьева, И. В. Михееева Программа к умк о. В. Афанасьевой И. В. Михееевой «Новый курс английского языка...
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconКнига для учителя к учебнику Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Автор программы: О. В. Афанасьева, И. В. Михееева Программа к умк о. В. Афанасьевой И. В. Михееевой «Новый курс английского языка...
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов,...
Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа, М. 2007. Урок 1 Правила личной гигиены и здоровье iconУчебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М. Просвещение, 2011. Цели курса
В основу рабочей программы по русскому языку для 2 класса мбоу сош №25 г. Уфы положена авторская прог­рамма, разработанная А. В....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов