План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года icon

План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года



НазваниеПлан урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года
Дата конвертации17.05.2013
Размер94.67 Kb.
ТипПлан

Урок по истории. Тема: Отечественная война 1812 года.

План урока:

    1. Правление Александра 1.

    2. Война с Наполеоном.

    3. Бородинское сражение.

    4. Герои Отечественной войны 1812 года.

Цели урока:

1.Дидактические цели:

  • создать условия для формирования представления о войне 1812 года;

  • показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).

2. Развивающие цели:

  • продолжить развитие и становление:

    • интеллектуальных умений;

    • практических умений: работа с картой, справочниками, тестами;

    • положительных качеств ребенка.

  • расширить социальный опыт учащихся;

  • обучать элементам творческой деятельности.

3. Воспитательные цели:

Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опастности наш народ всегда находит силы дать отпор агрессору.

Наглядность:

- иллюстрации, посвященные Бородинской битве,

    • портреты героев Отечественной войны 1812 года,

    • настенная карта “Отечественная война 1812 года,

    • выставка книг об Отечественной войне.

Подготовка к уроку

Учащиеся должны:

  1. знать:

  • определение понятия Отечества;

  • содержание и план работы с “памяткой для характеристики исторического деятеля”;

  1. уметь:

  • работать в группах;

  • выделять главное в прочитанном;

  • работать с картой;

  • “исследовать” письма в архивах.

 

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Оргмомент

Приветствие

  1. Сообщение базовой темы.

Актуализация базовых знаний

Беседа

3. Поиск и формирование новой темы

Работа в группах (получение заданий)

4. Изучение нового материала

  1. Работа с картой

  2. Мини-доклады учащихся

  3. Анализ полученного решения

5. Закрепление изученного и контроль

Составление опорного конспекта. Работа с текстами.

6. Поведение итогов

Рефлексия

7. Домашнее задание

Дифференциация

Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель: Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

  1. ^ Сообщение базовой темы. Актуализация базовых знаний.

Уч.: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сейчас услышим.

Инсценировка на фоне музыки стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”

“Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

………………………………..

Изведел враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!…

Уч.: Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О войне).

1812 год связан с нашествием Наполеона на Россию, с бегством захватчика из России.

Прочитайте абзац на стр.74 вашего учебника.

О чем говорится здесь? Какая обстановка сложилась в Европе к этому времени?

Дети: К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве. “Я буду господином мира”, - говорил он.

Уч.: А я добавлю слова Наполеона: “…остается одна Россия, но я раздавлю ее”.

Что вам не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?

Дети: Слово “раздавлю”, точно Россия это какая-то букашка.

 

  1. ^ Поиск и формирование новой темы.

Уч.: На борьбу с неприятелем поднялся весь народ. Все встали на защиту Отечества. И поэтому война получила название …? (Отечественная)

Уч.: Запишите в тетрадях тему урока “Отечественная война 1812 года”

(1 кадр)

В каком веке произошло это историческое событие?

Дети: Это относится к XIX веку.

(2 кадр)

Уч.: Между какими государствами и с какой целью происходила война 1812 года?

Дети: Отечественная война 1812 года была между Францией и Россией.

Наполеоновская армия совершила нашествие на Россию с целью завоевать ее.

Россия стала защищаться и изгнала наполеоновскую армию.

(3 кадр)

Уч.: Кто найдет ключевые слова и даст им толкование?

Дети: Нашествие – вторжение неприятеля в страну.

Изгнание – выдворение из страны, насильственное удаление.

Уч.: Французские войска переправились через реку Неман и вторглись на территорию России. И произошло это … (1812 году)

(4 кадр)

Уч.: Русские войска изгнали французов из страны. И случилось это все в том же… (1812 году).

Уч.: Сделайте вывод, как для русского оружия закончилась эта война?

Дети: Победой.

(5 кадр)

Уч. Пишем победное слово “Ура”. “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и ….(погибнет)

Уч.: А для французов чем все закончилось?

Дети: Поражением.

Уч.: Да, вот уж поистине: “На чужой каравай рот не разевай”. Плачевно для французов все закончилось. У нас нарисована поразившая их молния.

Уч.: Итак, общая картина ясна. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И победное “Ура!” далось русским ой как нелегко. Начинаем разбираться в деталях и для этого создадим группы исследователей.

  1. ^ Изучение нового материала.

1-я группа: Каковы были планы Наполеона и французского командования? (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома)

2-я группа: Каковы были планы русского царя Александра I? (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома).

3-я группа: Какое решение было принято Кутузовым после сражения при Бородине?

4-я группа: Исследовательская работа в архивах: письма, написанные москвичами накануне вступления Наполеона. (раб. тетрадь стр.40)

Предполагаемые ответы.

^ 1-я группа: Наполеон стремился завоевать весь мир.

(6 кадр)

А в это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники.

Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Однако опытные русские генералы разгадали план неприятеля – Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.

Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.

Дополнение учителя: Попробуем разобраться, почему Наполеон так стремился завоевать Россию. Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.

(5 кадр)

2-я группа: К началу XIX века Россия была огромной державой, имевшей земли от Балтийского моря до Тихого океана. Она имела выход не только в Балтийское море, но и в Черное. В начале XIX века к России было присоединено Закавказье, что обеспечило защиту русских границ с юга и избавило от набегов горских племен. Но Россия продолжала войну с Турцией.

Александр I был вначале главнокомандующим.

(7 кадр)

Русская армия имела 590 тысяч человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тысяч человек. Почему? Потому что на юге продолжалась война с Турцией. И только за три месяца до начала войны удалось подписать мирный договор с Турцией, но эти войска не могли принять участие в сражениях, они очень устали.

Численное превосходство французов сказывалось на русской армии, и тогда российский император Александр I решился на необыкновенный шаг. Он издал манифест с призывом создать народное ополчение. Это послужило началом для формирования и партизанских отрядов тоже. На всем протяжении военных действий партизаны вступали в постоянные стычки с наполеоновскими войсками, нанося им существенный урон.

Итак, 12 июня 1812 года Наполеон переправился через реку Неман и вторгся в пределы Российской империи.

(8 кадр)

Уч.: Армия была разделена на три части, стоявшие друг от друга очень далеко. Одной группой командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Второй – Петр Иванович Багратион. А третьей – генерал Александр Петрович Тормасов, но он не принимал участие в сражениях под Смоленком.

(9 кадр)

22 июля 1812 года состоялось кровопролитное сражение у Смоленска.

(10 кадр)

После сдачи Смоленска стал снижаться боевой дух русской армии. И Александр I был вынужден назначить главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова.

(11 кадр)

Узнав, что Смоленск оставлен, Кутузов с огорчением сказал: “Ключ к Москве взят”.

Доклад о Кутузове.

Под Москвой находилось селение селение Бородино. Через него проходило две дороги. Заняв их , русские преградили путь к Москве.

Бородинская битва началась 26 августа.

(12 кадр)

За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. К ночи бой затих. Поле боя осталось за рускими. Но какой ценой!

(13 кадр)

Огромная площадь редутов взрыта ядрами, - вспоминал участник сражения,- везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью…”

Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

(14 кадр)

3 группа: На военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранив при этом армии и подготовившись к последующим битвам.

(15 кадр)

Французкий император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно ….

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою… - писал А.С.Пушкин.

(16 кадр)

Входя в опустелую Москву, наполеоновские воины надеялись отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву и обрывки бумаг.

2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней.

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку гработелей и разбойников.

Не дождавшись предложения о заключении мира, 7 октября Наполеон покинул Москву.

Кутузов, расположившись в местечке Тарутино под Москвой, перекрыл французской армии на еще неразоренную дорогу на Калугу, и заставил их отступать по старой Смоленской дороге, где села были сожжены и разграблены.

Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны. От бескормицы падали лошади французской кавалерии, голодали солдаты. Да еще в это время начались сильные холода (17 кадр) Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти.

Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли Неман, откуда начинали свой поход.

Кто же они герои Отечественной войны 1812 года? Это талантливые военачальники: Н.Н. Раевский, А.П.Ермолов, П.И.Багратион, Д.В.Давыдов и многие другие.

(18 кадр)

Но прежде всего – это народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне уничтожали или прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.

Французы жаловались, что русские воюют “неправильно”: неожидано нападают на обозы с продовольствием, забирают оржие и скрываются в лесах.

Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вам сим именем”.

Уч.: Молодцы, ребята! Вы славно потрудились. А теперь давайте еще раз посмотрим на опорный конспект.

Закрепление материала.

(19 кадр)

  1. Назовите тему урока.

  2. Между какими государствами шла война?

(20 кадр)

  1. Каковы ее результаты?

  2. Почему победили русские?

  3. Почему война названа Отечественной?

Уч.: А теперь проверим себя, выполнив тест.

(21 кадр, 22 кадр, 23 кадр, 24 кадр, 25 кадр, 26 кадр)




Молодцы!

Домашнее задание. (27 кадр, 28 кадр)




  1. Какие памятники, посвященные событиям 1812 года, есть в нашем городе?

  2. Узнай о героях войны по другим прочитанным книгам, картинам, кинофильмам.

 

 



Похожие:

План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года icon1. Выбор пути развития России при Александре I «Либеральные реформы Александра I»
«Либеральные реформы Александра I», «Направления внешней политики Александра I», «Начало Отечественной войны 1812 г.», «Победа в...
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconМомент истины Герои Отечественной войны
Генерал-майор, прославился своими партизанскими действиями во время войны 1812 года
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconУрок по литературе и истории 22 чел 8 класс «Отечественная война 1812 года в искусстве»
Отечественной войны 1812 года, а также зарубежным походам русской армии 1813-1815 годов
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconПоложение о муниципальном конкурсе, посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 года
Приобщение учащихся к изучению истории Отечественной войны 1812 года. Формирование уважения к военной истории России. Развитие творческих...
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconУрок Отечественная война 1812 г. Цели урока
Отечественной войны, героической обороне рос­сийского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconСправка о проведении районного конкурса-фестиваля «Жемчужины Башкортостана», посвященном землякам, участникам Отечественной войны 1812 года
Районный фестиваль-конкурс проводился в рамках празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconРусско-французская война 1812 года Цели проектной работы
Изучая стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», мы стремились больше узнать о войне с Наполеоном, понять, какая же из...
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconОтечественной войны 1812 года заинтересовала меня потому, что эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, и, прежде всего, любовь к Родине, мужество, самопожертвование
России. По своим следствиям, он был величайшим событием в истории России после царствования Петра Великого. Напряженная борьба насмерть...
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconТесты для самостоятельной работы. Исторические загадки
Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года: М. И. Кутузове, П....
План урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года iconУрока : отечественная война 1812 года
Цели урока: Сформировать представления учащихся о войне 1812 года познакомить с историческими личностями: Наполеон Бонапартом и Михаилом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы