Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования icon

Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования



НазваниеОбразовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Дата конвертации17.05.2013
Размер197.26 Kb.
ТипОбразовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение

Бондарская начальная общеобразовательная школа


«Духовное краеведение Тамбовщины»

(Дополнительная образовательная программа

для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года)


Составитель:

Педагог дополнительного образования

Яковлева Татьяна Васильевна


С. Бондари

2009


Краткая информационная справка

Яковлева Татьяна Васильевна - педагог дополнительного образования.

Стаж работы- 17 лет.

Образование- средне-специальное.


^ Информация о программе:

Программа "Духовное краеведение Тамбовщины" реализуется с 2009 года.

Тип программы - экспериментальная

Направление деятельности - гуманитарно-духовное.

Уровень освоения - краткосрочный.

Возрастной диапазон – младший школьный возраст.


Пояснительная записка.

В условиях разрушительного духовного кризиса нашего общества проблема духовно-нравственного воспитания детей приобретает особую значимость. Все занимающиеся в кружке «Духовное краеведение Тамбовщины», делятся на группы по 10-15 человек. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение духовно-теоретических знаний и практических умений и навыков. Занятия в кружке должны основываться на представлении о закономерностях формирования и развития региональных духовных традиций. Объем знаний обязан находиться в соответствии с предлагаемым классификатором научных отраслей: культурология, хронология, история, филология, музееведение, естествознание. Чтобы противостоять преступности, наркомании, половой распущенности, навязыванию ребенку потребительских поведенческих стереотипов и мнимых супергероев, необходимо обратиться к разуму, сердцу ребенка. Храмы России - вот что, может оказать на ребенка духовно - воцерквляющее значение. Эта программа рассчитана на тех, кто хочет войти в Русский храм, кто уже поднялся на ступени или даже вошел в храм и осматривается, стремясь понять, что означают убранство, символика Православного Храма. Что означают лики росписей и икон, изображения святых угодников? Почему они здесь? Как общаться с ними, как обращаться к ним? Как правильно молиться? Как вести себя в Православном Храме? В чем суть веры, пришедшей к нам от предков, пронесенной подвижниками, светильниками веры, сквозь лихолетья, через страшный, почти безбожный двадцатый век? В чем отличия нашей веры от других вер, от мировых религий? Воцерковление - нелегкое для нас дело, религиозно невоспитанных. Обратиться самому недостаточно, надо придти в Церковь, приобщиться к ее таинствам и научиться церковной жизни, а не замкнуться в своем индивидуальном мирке.
Многие из нас порой абсурдно сочетают христианство с верой в реинкарнацию, с медитациями, с упражнениями из даосской практики, особенно на первом этапе христианской жизни. С точки зрения христианской догматики, - это вопиющая религиозная безграмотность. Но если мы называем себя православными, то значит мы все- таки идем по дороге к храму. Пусть будут нам памятны слова архимандрита Кирилла (Павлова): «Сделаем Евангелие главной книгой своей жизни, не будем расставаться с ним, но всегда будем поучаться в нем, помня, что это - слово Божие, воля Божия, в исполнении которой - жизнь вечная. А в не исполнении - погибель».


^ Структура программы

С учетом перечисленных задач, программа «Духовное краеведение Тамбовщины» разработана на интегративных началах.

Структура курса учитывает несколько уровней знаний.

  • Средовой уровень.(культурный, духовный.)
    Информационный уровень. (гуманитарный, деятельностный.)

  • Отраслевой. (история, литература, искусство, духовная
    практика.)



^ Актуальность программы:

Проблема воспитания высоконравственного духовно-богатого человека в наши дни – является одной из острейших проблем современности. Темп и характер преобразований происходящих

в стране, с большой остротой ставят вопрос духовного возрождения общества и духовного" развития личности.

Духовность выражает глубинную сущностную характеристику сознания, так как не мыслима без активного освоения и творческого преобразования человеком окружающего мира.

При решении этих задач необходимо опираться на глубинные духовные основы русского национального сознания. Это:

  • идея единения и согласия, основанного на духовных и общинных началах;

  • идея Великой русской земли (Великой России);

  • ощущение исторического долга и преемственности поколений, идей служения
    отеческой вере, государству (державе), народу;

  • идея православия, как энергии духовного единения, соборности, сострадания, жертвенности, служения высшим ценностям; идея святости и почитания азов Закона Божьего.


^ Цель программы:

Сформировать на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условия для развития духовной личности, духовные качества личности, ценностную картину мира, освоить и осмыслить такие сложные категории, как:

- любовь, совесть, душа, духовность, разум, ответственность, долг, истина, благо, красота.

Реализацию данной программы обеспечивает решение следующих задач:


^ Задачи первого года обучения

I. Образовательные:

1. Сформировать информационный фон знаний, позволяющий осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности;

2. Обеспечить устойчивые знания по широкому спектру тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры, святые подвижники земли Тамбовской и др.

3. Формирование у ребёнка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, посредством фольклористики.

^ II. Воспитательные:

1. Сформировать представление об этических нормах духовности;

2. Способствовать развитию познавательного интереса к христианской истории и судьбам святых.

3. Воспитание и развитие нравственных чувств, формирование художественно-образного мышления, творческой активности.


Задачи второго года обучения:

^ I. Образовательные:

1. Сформировать умение осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление и др.

2. Обеспечить устойчивые знания по темам: жития и творения русских православных святых.

3. Развитие патриотизма у младших школьников через освоение культурно исторического опыта(построение генеалогического древа)

^ II. Воспитательные:

1. Воспитание творческой личности, осознающей свои национальные истоки.

2. Наполнить содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбу ближнего, общества и государства.


Данная программа рассчитана на 2 года обучения (288 часов) для детей младшего школьного возраста: на первом году обучения – 144 часа при недельном режиме – 4 раза по 1 часу, на втором году обучения – 144 часа при недельном режиме – 4 раза по 1 часу. Количество учебных групп -4, наполняемость 10-15 человек.


^ Ожидаемые результаты

За первый год обучения дети должны:

Знать/понимать:

  • ключевые понятия духовности(истина, благо, красота, любовь, совесть,

  • Хронологию библейской истории, истории церкви в их отражении в региональном и народном календаре;

  • Духовный вклад тамбовских святых в созидаемое православное мироустроение;

  • Почитание икон и православных святынь Тамбовского края;

  • Самобытность русского народа.

Уметь:

  • Различать памятники истории и культуры, святых подвижников земли Тамбовской;

  • Выражать духовное наследие русского народа посредством фольклористики.


За второй год обучения дети должны:

Знать:

  • О житиях, подвигах и учении святых;

  • О христианских добродетелях;

  • О христианском образе жизни;

  • О сложном внутреннем мире человека и мотивах его поведения

  • Закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, брак, забота о ближнем, о младших, почитание старших, умение понимать и прощать, требовательность к себе.

  • Народные промыслы страны, региона, малой Родины.

Уметь:

  • Аргументировано объяснять свою личностную духовную ориентацию;

  • Определять духовный смысл сущностей окружающего мира;

  • Различать мотивы своего поведения;

  • Осуществлять самостоятельное толкование нравственных коллизий житий, а также событий окружающей действительности;

  • Составлять генеалогическое древо.

  • Различать народные промыслы.

  • Знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками духовной культуры, традициями;


Приёмы: беседа, рассказ, практические занятия.

^ Отличительной особенностью данной программы является культурная антропология, требующая чтобы в центре познания, обучения и воспитания всегда находилась творчески мыслящая и духовно богатая личность. Принципиальной основой программы является её опора на региональные особенности.

^ При реализации программы используются различные формы занятий: практические, беседы, игры, праздники, экскурсии.

Итогом освоения каждого года обучения является выставка детских работ. Одним из важнейших методов обучения по данной программе являются методы стимулирования познавательной деятельности: участие в выставках, праздниках.

Формы контроля и оценки результатов первого года обучения.

  • Диагностика по различным методам.

  • Итоговые работы по каждой теме.

  • Участие в итоговой выставке.

Формы контроля и оценки результатов второго года обучения.

- Диагностика по различным методам.

  • Выполнение контрольных работ, написание мини-сочинений.

  • Участие в итоговой выставке.



^ Учебно-тематический план

1 год обучения


№ п\п

Тема раздела

Кол. час

Теория

Практика

1.

Введение в «Духовное краеведение».

10

8

2

2.

Хронология.Календарь церковный и народный.

47

36

11

3

Святые подвижники земли Тамбовской.

26

22

4

4

Православные святыни Тамбовского края

12

10

2

5.

Духовное наследие - народные традиции.

48

22

26



6.

Выставка работ по итогам года.

1

-

1




Всего:

144

98

46



^ Краткое содержание программы

1 год обучения

Раздел I.

Теоретические занятия:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Что такое «духовность»? Что такое православная «духовность»? Понятие о боге. Что такое «Библия» и каково её влияние на жизнь человечества?

Библия о сотворении мира.

Библия о сотворении человека. Адам и Ева в раю. Изгнание из рая.

Каин и Авель. Библейские тексты о мире и вражде.

Библейские тексты о мудрости и глупости.

Символика: православная, государственная, региональная.

Символика тамбовского края. Библейские тексты о Законе и Долге.

Земная жизнь Христа и память о ней в региональной духовной традиции. Иисус в пустыне. Избрание Апостолов.

Десять заповедей Божиих и православные добродетели.

Чистота сердца.

^ Практическая работа.

иллюстрации к Библии, к/р по определению символики.

Итоговая работа.

Рисунок на тему «Тепло моей души»

Контроль.

Мини-сочинение.


Раздел II.

^ Теоретические занятия

Новолетие. Церковный индикт. Воздвижение креста. Пророки. Призвание Авраама. Потоп. Вавилонская башня.

Святые иконы родного края: «Неопалимая купина»; «Тамбовская» (Уткинская); «Тамбовская» (Казанская); «Вышенская» (Казанская); «Муромская»; «Живоносный источник».

Почитание святых икон: «Никола Зарайский», «Никола Можайский». Иконы Святителя Питирима, прп.Серафима.

Праздники двунадесятые непереходящие: Рождество Христово.

Великие праздники: Крещение Господне. Благовещенье. Вербное воскресенье. Переходящие праздники: Вход Господень в Иерусалим, Страдания Христовы. Пасха Христова. Троица.

^ Практическая работа.

Разучивание стихов, песен характерных для определённого праздника. Составление рассказа о святой иконе.

Итоговая работа.

Изготовление Пасхального яйца, коллективная подготовка праздников.

рисунок на тему «Чистота сердца».

Контроль.

Составление рассказа о святой иконе.


^ Раздел III.

Теоретические задания.

Устные рассказы о святых подвижниках земли Тамбовской.

Практические задания.

Самостоятельный поиск информации о святых Тамбовской земли.

^ Итоговая работа.

Выставка работ. Праздник Пасхи.

Контроль.

Составление рассказа о Тамбовском святом

Раздел IV.

Теоретические задания.

Спасо-Преображенский кафедральный собор

Казанский мужской и Вознесенский женский монастыри города Тамбова

Ильинский храм и Боголюбский собор г. Мичуринска

Моршанский Троицкий собор

Иоанно-Предтеченский Трегуляев мужской монастырь

Благовещенская церковь с керамическим иконостасом в с. Новотомниково Моршанского района

Михаило-Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом в р.п. Мордово


^ Практические задания.

Рисование наиболее понравившегося храма, изготовление поделок.

Итоговая работа.

Выставка рисунков, поделок.

Контроль.

Диагностика на знание православных святынь Тамбовщины.


Раздел V.

Теоретические задания.

Детский фольклор: попевки, потешки, шуточные песенки, считалки.

Возникновение русской народной песни. Виды русских народных песен.

Знакомство с колыбельными. Прослушивание, разучивание.

Величальные песни. Песня «Виноград поспевает».Трудовые песни.

Народные игры. Загадки. Народные приметы, пословицы, поговорки об осени. Сказка «Как рубашка в поле выросла». Скороговорки.Пословицы.

Загадки о зиме. Зимние народные приметы и поговорки. Рассказ «Зимние святки». Колядки.

^ Практические задания.

Разучивание народной игры «Воробушки». Разучивание песни-шутки «Кум-воробей и кума». Разучивание игры-песни «Соловейко». Народная музыкальная игра «А мы просо сеяли». Повторение разученных песен.

Народная игра «Колечко». Частушки. Разыгрывание сценки «Уля и Филя».

Повторение изученных песен, сказок. Хоровод. Разучивание хороводного шага. Хоровод «Дуня-тонкопряха». Музыкальная народная игра «Баба-Яга».

Репетиция хоровода. Подготовка к празднику «Васильев день»: повторение песен, хоровода, сценок, шуток. Фольклорный новогодний праздник «Васильев день». Разучивание песни «Ой Мороз, Мороз». Песня «Коляда»

Сценка «Святочная сказка». Повторение изученных песен. Подготовка к рождественскому празднику.

^ Итоговая работа.

Фольклорный праздник «Рождественские посиделки».


Раздел VI.

Итоговая диагностика ЗУНов за 1 год обучения.

Выставка работ по итогам года.


^ Учебно-тематический план

2 год обучения


№ п\п

Тема раздела

Кол. час

Теория

Практика

1.

Жития и творчество русских православных святых

34

26

8

2.

Тамбовский край в истории моей семьи. (Генеалогическое древо)

13

6

7

3

Народные промыслы – духовное возрождение

39

21

18

4

Православные святыни Бондарского района

8

3

5

5

Духовное наследие - народные традиции. Народный театр.

49

29

20

6.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

-

1




Всего:

144

85

59



^ Краткое содержание программы

2 год обучения


Раздел I.

Теоретические задания.

Введение в курс. Диагностика, знаний умений, навыков. Техника безопасности

Жития святых времён раннего христианства.

Жития и учения русских святых: благоверных князей, подвижников, святителей.

Жития и учения русских святых и святых, потрудив­шихся для Святой Руси

^ Практические задания.

Христианские чтения

Итоговая работа.

Самостоятельный поиск материалов о жизни святых.

Контроль.

Сочинение о жизни святых.


Раздел II.

^ Теоретические задания.

Вводное занятие. А знаете ли вы историю своей семьи? Родословную , т.е. историю вашего рода. Родословной человека занимается наука генеалогия.

^ Практические задания.

Моя семья. Семейные традиции. Бабушки и дедушки. Имя твоё.

Итоговая работа.

Родословная.(устный рассказ)

Контроль.

Составление генеалогического древа.

^ Раздел III.

Теоретические задания.

Введение. Хохломская роспись. Полхов – Майданская роспись. Гжель. Дымковская игрушка. Матрёшка. Жостово. Тамбовский керамический промысел. Плетение. Тамбовская вышивка. Бисероплетение. Бондарное ремесло. Праздник «В гостях у народных промыслов».

^ Практические задания.

Изготовление поделок в соответствии с полученными знаниями о народных ремёслах.

Итоговая работа.

Выставка поделок.

Контроль.

Диагностика на знание народных ремёсел.


^ Раздел IV.

Теоретические задания.

Троицкая церковь в селе Бондари. Богоявленская церковь в селе Пахотный-Угол.

Приход Свято-Никольской церкви в селе Кривополянье.

^ Практические задания.

Экскурсия. Изготовление макета церкви.

Контроль.

Написание рассказа об одной из церквей Бондарского района.

Раздел V.

Теоретические задания.

Введение. Сказки о животных.

Бытовые сказки.

Волшебные сказки.

^ Практические задания.

Подготовка инсценировок сказок.

Итоговая работа.

Праздник сказки.

Контроль.

Мини-сочинение.

Раздел VI.

  • Итоговая диагностика ЗУНов за 2 год обучения. Итоговая выставка работ.



Условия реализации программы.

  • Светлое помещение

  • Телевизор, компьютер, DVD

  • Иллюстрации, репродукции, иконы

  • Видео, аудио диски.



Литература для учащихся.

  1. Детская Библия. Любое издание.

  2. Детям о православной вере. Книга 2. Издательство: Смирение, 2008 г.

  3. Детям о православной вере. Книга 4. Издательство: Смирение, 2008 г.

  4. Священная история для детей. Издательство: Астрель, Русь-Олимп, 2007 г.

  5. Сохранений А.В. Легенды и предания Тамбовского края. - Табов, 2004

  6. Я познаю мир. Культура. Детская энциклопедия.// Автор-составитель Н.В. Чудакова. Любое издание.

  7. Я познаю мир. Религия. Детская энциклопедия // Автор-составитель О.А. Могила,- М.: ООО «Издательство АСТ», 2002

Литература для учителя.

  1. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. - Спб: Сатис, 2002

  2. Долженкова, М.И. Тамбовская художественная культура : учебное пособие . – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.

  3. Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод. Сборник этнофольклорных материалов. СПб, 2004

  4. Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы. - Тамбов, 1992;

  5. Православная история и традиционная культура Тамбовского края. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Науч. ред. - Евтихиева Л.Ю. Тамбов, 2007-311 с.

  6. Тимошин В.С. Наш край - родины частица- Учебно-методическое пособие по краеведению для учителей 6-11 классов. Калуга, 2004

  7. Энциклопедия православной святости. В 2-х тт. М.: «Лик Пресс», 1997.


Материалы сайтов.

http://www.blagovestnik.org/bible/children48.htm

http://orthodox.tstu.ru/pateric/index.php3

http://www.katehizis.ru/index.php?option=com_news_portal&Itemid=67

http://www.tambovdoc.ru/sobor-tambovskih-svyatyih/

http://www.vmdpni.ru/fonds/tkani/biser.htm

http://tradtextil.livejournal.com/2437.html

http://letopisi.ru

http://www.babaylik.ru/ru/vidyi/index.php

http://hyaenidae.narod.ru/

http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/1218/

http://scool65.lysva.biz/p17aa1.html

http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Prjalka/Prjalka.htm




Похожие:

Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconПрограмма рассчитана на 3 года обучения для детей 7-16 лет Составила: педагог дополнительного образования Ерина А. С
Экспертиза и утверждение программы проведены методическим советом моу «псош» сентября 2009 года
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconПрограмма «Волшебный монитор» Образовательная, одногодичная для обучающихся 7-8 лет Составитель: Туринцева С. А. педагог дополнительного образования город Далматово, 2012 год Пояснительная записка
Пользователем компьютера может стать любой и писатель, и художник, и врач… Любой инструмент становится незаменимым помощником только...
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconПримерная программа для системы дополнительного образования детей 2 года 9 10 лет Спортивный туризм
Содержание, структура, оформление программ соответствует требованиям предъявляемым к программам дополнительного образования
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconДополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности дошкольного общего образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Радиотехник»
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по футболу для воспитанников 9-12 лет
Белгорода. Программа разработана на материалах программы «Футбол» для учебно-тренировочной работы в спортивных школах», Программа...
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconСтруктурное подразделение Отделение дополнительного образования детей Согласовано: Утверждаю: Образовательная программа дополнительного образования детей
Данный курс предполагает межпредметную интеграцию, изучается на родном и иностранном языках, которые являются инструментами познания,...
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconПубличный доклад за 2011-2012 учебный год г. Нефтеюганск 2012г. Сведения об образовательном учреждении
Полное наименование образовательного учреждения дополнительного образования детей: муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconУчебно-воспитательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры для детей и подростков с девиантным поведением
Программа дополнительного образования «Выставки собак» предназначена для детей 11-14 лет, интересующихся собаководством, и носит...
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconУчебно-воспитательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры для детей и подростков с девиантным поведением
Программа дополнительного образования «Основы ветеринарии» предназначена для детей 11-14 лет, интересующихся воспитанием и дрессировкой...
Образовательная программа для детей 7-9 лет, рассчитанная на 2 года Составитель: Педагог дополнительного образования iconУчебно-воспитательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры для детей и подростков с девиантным поведением
Программа дополнительного образования «Содержание собаки» предназначена для детей 11-14 лет, интересующихся собаководством, и носит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов