Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» icon

Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.»



НазваниеТема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.»
Дата конвертации16.05.2013
Размер63.11 Kb.
ТипУрок

Класс - 6

Учитель - Козибекова Е.В.

Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.»

Тип урока - обобщающий.

Педагогическая технология: проблемное обучение, компетентностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, интегрированный урок.

Форма проведениятворческая мастерская.

Оценка педагогической ситуации

Учащиеся в целом усвоили основные теоретические сведения и понятия, связанные с анализом лирического стихотворения, научились анализировать стихотворения с опорой на примерный план. Ряд учащихся применяет в анализе понятие лирический герой. Класс неоднороден по уровню развития коммуникативных компетентностей, что предполагает включение в урок групповой работы с обсуждением и устным выступлением. Данный урок завершает изучение темы «Родная природа в стихах русских поэтов», что позволяет включить в урок самостоятельную работу в группах над проблемными заданиями.

Учитель и группа творческих детей класса владеет навыками работы на компьютере, с практикует создание мультимедийных презентаций и слайд-фильмов.

Литература: учебник Т.Ф. Курдюмовой и др. «Литература 6 класс» М.: «Просвещение» 2004.

^ Цель урока.

Обобщить знания учащихся по анализу лирического стихотворения.


Оборудование: Слайд-фильм «Природа и музыка», созданный группой детей под руководством учителя, проектор, экран, компьютер, стенд оформлен иллюстрациями русских художников по группам: весна, лето, осень, зима.



^ Структурные элементы (этапы) урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Мотивация.

Психологический настрой.


Цели учебной деятельности.

(2мин)


Повторение изученного. Терминологическая разминка.

(5мин.)

-Внимание, ребята, посмотрите друг на друга, вы выросли в знаниях на целый год, ведь наш урок завершает не только тему, подходит к концу учебный год.

Сегодня мы проводим не простое занятие, а творческую мастерскую. Что это значит? На предыдущих уроках мы учились анализировать лирические стихотворения, выполняли самостоятельно творческие работы. Сегодня мы побываем в ситуации, когда полученные знания необходимо использовать творчески и приумножить.

Вы уже поняли, что литература – это искусство, как вы думаете,

  • может ли существовать литература без читателя?

Существует мнение о том, что читатель на время становится соавтором писателя,

  • как вы понимаете эти слова?

  • Нужны ли специальные знания для полного понимания лирического стихотворения?







Назовите термин или понятие, о котором идёт речь.

  1. Род литературы, в основе которого лежат чувства. (Лирика)

  2. Строение произведения. (Композиция)

  3. Средство выразительности, в основе которого лежит использование слова в переносном значении. (Метафора)

  4. Воображаемый персонаж, мысли и чувства которого изображены в стихотворении (Лирический герой).

  5. Яркое, образное определение.(Эпитет)

  6. Повтор согласных звуков с целью создания настроения.(Аллитерация)

  7. Повтор гласных звуков с целью создания настроения.(Ассонанс)

  8. Наделение предметов качествами живых существ.(Олицетворение).

Запишите несколько трудных, на ваш взгляд, терминов на доске.

Устное выступление учащихся с домашними творческими работами.

7-10 мин.


Ваше домашнее творчество проявилось не только в работе над стихотворением, но и в подборе иллюстрации к нему, представьте, пожалуйста, результат своего труда.

Учащиеся парами и индивидуально представляют анализ стихотворений и подобранные иллюстрации.

Благодарим за выступление.


Проблемная ситуация.

Работа в группах над поиском общего мотива в стихотворениях.

(4 группы)

(15 мин.)


Устное выступление представителей от групп.

(6 мин.)


Физпауза (полминуты).


Просмотр слайд-фильма.

(3мин.)


Минута размышления.

(1мин.)


Рефлексия.


Выставление отметок.


Вы не задумывались, почему многие сюжеты картин (обращаем внимание на стенд с иллюстрациями) и лирические стихотворения часто связаны с изображением времён года?

Издавна осень, зима, весна и лето обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа в стихах не просто фон для жизни человека…

Каждая группа получила задание и несколько стихотворений, связанных одним временем года. В ходе работы групп учитель подходит к каждой по требованию, отвечает на возникшие вопросы.

^ Задание 1 группы.

Сделайте вывод о том, как выражаются в стихотворениях русских поэтах весенние настроения? Какие чувства испытывает лирический герой в стихотворениях на тему весны? Приведите примеры образных средств, при помощи которых автор создаёт настроение.

^ Задание 2 группы. Сделайте вывод о том, как выражаются в стихотворениях русских поэтах летние настроения? Какие чувства испытывает лирический герой в стихотворениях на тему лета? Приведите примеры образных средств, при помощи которых автор создаёт настроение.

^ Задание 3 группы. Сделайте вывод о том, как выражаются в стихотворениях русских поэтах осенние настроения? Какие чувства испытывает лирический герой в стихотворениях на тему осени? Приведите примеры образных средств, при помощи которых автор создаёт настроение.

^ Задание 4 группы. Сделайте вывод о том, как выражаются в стихотворениях русских поэтах зимние настроения? Какие чувства испытывает лирический герой в стихотворениях на тему зимы? Приведите примеры образных средств, при помощи которых автор создаёт настроение.

-Итак, внимание, к каким выводам вы пришли, сравнивая стихотворения, работая над их содержанием?

-В заданиях упоминалось слово «настроение», в данном контексте его можно заменить словом «мотив».

-Что такое мотив?

Через проектор высвечиваются определения термина. Работа над ним продолжится в 7кл.

Упражнения на релаксацию и восстановление

Кровообращения.

-Внимание ! Душевная пауза.

Творческая группа нашего класса приготовила слайд фильм, кадры в нём взяты у самой природы, может быть, какие-то из них вам покажутся знакомыми.

^ Подумайте, что вы чувствуете, когда видите эти пейзажи и слышите музыку Петра Ильича Чайковского.

(В фильме использованы фотографии с пейзажами озёр, леса, реки Самара на территории поселения Бобровка и Кинельского района. Фотографии расположены в логическом порядке: весна, лето, осень, зима. Сопровождаются соответствующими отрывками из музыкального цикла П.И.Чайковского «Времена года»).

- Стоп-кадр – в финале фотография лесного пожара.

Обмен впечатлениями.

В книге современного датского писателя Бенни Андерсена дети тоже мечтают о каникулах.( с. 194-195)чтение отрывка.

-Что заставило автора написать это произведение? (тревога за живую природу).

Я от всей души рада, что у нас есть возможность провести каникулы среди живой природы: настоящих цветов и травы, деревьев, озёр и рек, под чистым небом и ярким солнцем.

Улыбнёмся друг другу, все сегодня на уроке работали в полную силу, большое спасибо.

Задание по выбору учащихся: сочинение стихов о природе, чтение книг из списка на лето!



Похожие:

Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconПоэзия родной природы Стихотворения поэтов
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, экзотических красок
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconРодная природа в стихах русских поэтов ХХ века 5 класс Урок-настроение
Для создания настроения использовала записи музыкальных пьес П. И. Чайковского и Д. Кабалевского, пения соловья, репродукции картин...
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу лицея №1 п. Добринка Скоморохова Екатерина Васильевна Цель урока
Цель урока: ознакомить с биографией С. Есенина, обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову, учить слушать стихотворение...
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconТема: И. Соколов Микитов «Русский лес»
Оборудование: презентация об авторе; слайды с видами природы; карточки с заданием для групповой работы; запись музыки П. Чайковского...
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconПлан урока английского языка в 3 классе (по учебнику И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной) Тема: Времена года
Цель: Знакомство учащихся с неопределёнными местоимениями somebody, anybody,nobody
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconРисуем музыку
...
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconСценарий конкурса чтецов «Наедине с осенью» (Видеофрагмент «Осенний блюз»)
Очень часто человек стремится выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить А. С. Пушкина с его...
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconУрок-аукцион Кубановедение 10 класс Тема : Кубань во времена далёкого прошлого Вид урока: повторительно-обобщающий Форма урока : урок-аукцион
Перечень аукционных вопросов (лотов), справочная литература, правила проведения аукциона
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconВо все времена женщина была музой для поэта. В ней, в её красоте, очаровании он находил вдохновение. Так в ХIV веке поэт и учёный Франческа Петрарка в возрасте 23 лет увидел в церкви молодую красивую женщину
С этого момента более 30 лет он воспевал её в стихах под именем Лауры. Реальная Лаура вышла замуж 18 лет и родила 11 детей. В лирических...
Тема урока: «Родная природа в стихах русских поэтов. Времена года.» iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы