Урок русской литературы в 8а классе icon

Урок русской литературы в 8а классе



НазваниеУрок русской литературы в 8а классе
Дата конвертации16.05.2013
Размер40.96 Kb.
ТипУрок


Нравственно-психологические проблемы повести И.С. Тургенева «Ася»

(Урок русской литературы в 8а классе)

Цели:

донести до учеников поэтическое обаяние Аси, показать красоту, чистоту повести, задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, противоречивостью характеров, над проблемой ответственности человека перед другими людьми, перед жизнью вообще;

развитие навыков связной устной речи, навыков выразительного чтения, умения анализировать, сопоставлять, выделять главное;

воспитание любви к русской литературе.


Технологии: проблемного обучения; система Е.Н. Ильина.


Оснащение: портрет, диск, иллюстрации из повести.

На доске слова Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручаем».

^ Ход урока

Звучит музыка светлая, но печальная (Рубинштейн «Мелодия» или Рахманинов «Вокализ»).

Учитель: Прочитаны последние страницы повести «Ася». На доске слова не из повести, а слова Экзюпери. Мне бы хотелось, чтобы к концу урока вы попытались применить их к повести.

Представьте, что вы режиссёры и перед вами нелёгкая задача: выделить самые весомые, значимые картины из фильма по повести, которые бы заставили зрителя почувствовать главное в повести.

1. Какие вы для этого эпизоды возьмёте?

Учитель: А, как главный режиссёр, взяла бы, те, которые на интерактивной доске (Рисунки на доске).

2. Подберите им названия.

3. А какую бы вы музыку подобрали для фильма (мажорную или минорную, чтобы было понятно, чем закончится повесть)?

4. А этот кадр о нашей главной героине Асе, по её имени названа повесть.

5. Назовите основную тему повести?

Учитель: В рассказе «Воробей» И.В.Тургенев скажет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти, именно ею держится и движется жизнь».

6. Докажите, что с первого появления Аси её окутывает какая-то тайна? (запнулся, представляя Асю, она нисколько не похожа на брата).


7. Когда откроется тайна Аси, и от кого мы её узнаем?

8. Какими качествами характера наделяет автор свою героиню? Подтвердите текстом (загадочность, романтичность, ранимость, обаяние, тонкость).

9. Что мы можем сказать о лице Аси? (Самое изменчивое лицо, которое я когда-нибудь видел.) (Ученики зачитывают подготовленные дома отрывки).

Учитель: портрет Аси в изменениях, в движении. Основное представление о героине дают поступки, поведение в различных ситуациях.

10. Объясните значение слова «экстравагантный» (расходящийся с общепринятыми обычаями, странный).

11. Докажите экстравагантность Аси (то со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет, то назначает свидание, то порывает с «N», уезжая от него).

12. Проанализируйте диалог: «За здоровье дамы вашего сердца». Объясните его. (Ася задумалась, изменилось лицо, дерзкая усмешка).

13. Давайте глубже разберёмся в характере Аси. Как вы объясните ранимость, самолюбие, своенравность, стремление к свободе? (ненормальные условия воспитания, незаконнорожденная).

14. Что Гагин говорит об Асе? (сердце доброе, а голова бедовая; не дразните её, она ещё на башню заберётся; беда, если кого полюбит; с огнём шутить нельзя).

15. Докажите её глубину переживаний? (Постоянно размышляет себя, мечтает пойти на трудный подвиг…жизнь уходит, а что мы сделали; мечтает стать Татьяной).

16. А какого человека мечтает полюбить Ася? (герой или пастух в горном ущелье).

17. Каков он, герой её романа? (Весёлый, беззаботный, живущий в своё удовольствие, любящий природу, начитанный, музыкальный, общительный). (Текст, стр.172).

18. Расскажите, как зарождаются чувства у Аси?

а) первое свидание; б) лунный столб; в) состояние души после вальса.

Учитель: «N» не спрашивает себя, влюблён ли в Асю, но много размышляет о ней, судьба занимала, радовался сближению. О завтрашнем дне не думал. (Сопоставьте с началом). Утопает в сладостном чувстве, не желает заглядывать в самого себя, ускорять события. А Ася! Полюбив, требует решений от героя. А герой? Верящий, что будущее бесконечно, не собирается сейчас судьбу решить.

Инсценирование 16-й главы в костюмах.

19. Можно ли утверждать после прочтения 16 главы, что «N» фактически отталкивает её от себя?

Учитель: Покорённый силой чувства, доходящий до безрассудства, «N» на какое-то время теряет самообладание. У него растерянность перед силой чувства героини. Он, наверное, неожиданно для себя, бросает ей в лицо обвинение, в котором нет логики: зачем открылась брату, т.е. обогнала ход событий. Только расставшись с Асей, понял, что любит её.

20. Зачитайте рассуждения о счастье. (212 стр.).

Диспут:

21. Как оценить нерешительность господина «N» и всю его историю любви?

Учитель: В хрестоматии приведены слова Писарева и Чернышевского. Можно ли безоговорочно осудить героя, как Писарев. В какой мере прав Чернышевский, перекладывая вину «N» на общество?

22. Какова позиция самого писателя?

23. Для чего даны на доске слова?

Выводы учащихся: Характер героя сложился при определённых условиях. Он рассказывает, что жил беззаботно, делал, что хотел. Сам иронизирует над нежеланием таких людей, как он и Гагин, трудиться. Но всё же это не снимает с него ответственности за свою судьбу. Поэтому горьким самоосуждением звучат грустные заключительные строки повести (учитель заранее даёт их 1 человеку выучить наизусть, 212 стр.). Сам автор объясняет нерешительность своего героя известным легкомыслием и безответственностью юности, верит в то, что жизнь бесконечна, всё может повториться. Поэтому в те годы недолго грустит об Асе, а только спустя много лет понял значение встречи с Асей.

Учитель: Вернёмся к словам на доске. Какой можно извлечь урок из них? (человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту).


Оценки за урок:




Похожие:

Урок русской литературы в 8а классе iconУрок этики в 10 классе Тема: «любовь и этикет» Цель урока: знакомство с понятием любви, ее видами; с понятием культуры чувств; определение правил этикета в любви
Форма урока: интегрированный урок этики, русской и чувашской литературы с использованием икт-технологии
Урок русской литературы в 8а классе iconУрок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий" Цель урока: продолжать формировать умение анализа эпического произведения
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок русской литературы в 8а классе iconУрок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Охватывает полнейшая апатия…”
Урок русской литературы в 8а классе iconУрок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема
Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии
Урок русской литературы в 8а классе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности
Основное содержание лекций – обзор этапов русской литературы ХХ века, состояния литературной критики ХХ века, творчества отдельных...
Урок русской литературы в 8а классе iconПоэтика в. Г. Бенедиктова
Работа выполнена на кафедре русской литературы и теории литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Урок русской литературы в 8а классе iconУрок литературы 5 класс
Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки для схемы с названиями жанров детского фольклора, звукозапись русской народной...
Урок русской литературы в 8а классе iconУрок литературы в 8 классе
Цель: вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомиться с творческой историей повести «Капитанская дочка»
Урок русской литературы в 8а классе iconСохранение культурной среды задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы
Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно...
Урок русской литературы в 8а классе iconРазработка урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век»
Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного века»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы