Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель icon

Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель



НазваниеПроблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель
Дата конвертации16.05.2013
Размер35.11 Kb.
ТипДокументы


Проблема счастья и ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цель: выяснить, как ребята понимают счастье, как понимают счастье герои комедии, а также главный герой Чацкий, дать возможность понять ученикам, что ум Чацкого и «фамусовского общества» совершенно разные понятия; развитие навыков связной устной письменной речи, умение анализировать, сопоставлять, выделять главное, развитие навыков монологической речи, воспитание любви к слову, языку комедии, воспитание любви к прекрасному.

Ход урока.

Эпиграф урока на интерактивной доске: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов! Спешил!...летел! дрожал! вот счастье, думал, близко…»

Беседа

Что такое счастье?

Учитель даёт определение счастья:

1. Счастье – это состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемые кем-либо.

2. Счастье – это успех, удача.

Учитель: Вот видите, вы все понимаете его по-разному, разное оно и у героев комедии.

1. Кому принадлежат слова, написанные на доске?

2. С какой целью спешил Чацкий в Москву? (найти счастье в любви, любит Софью, уверен, что она его любит)

3. Что же произошло в его жизни, почему ему осталось искать лишь в Софье «награду всех трудов»?

4. Служил ли он раньше, или только странствовал, «ума искал за границей»?

(Да служил, узнаём это из разговора (3 действие) с Молчалиным (стр 66):

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь, потом разрыв. ( Служить бы рад, прислуживаться тошно.)

Фамусов: Не служит, то есть, в том он пользы не находит. Но захоти - так был бы деловой.

Жаль ,очень жаль, он парень с головой,

И славно пишет, переводит,

Нельзя не пожалеть ,что с этаким умом.

Учитель: утром: И дым Отечества нам сладок и приятен, а вечером: И вот та родина! Нет, в нынешний приезд я вижу, что она мне скоро надоест

5. Почему Софья отвергла Чацкого? ( счастлива, а приезд Чацкого омрачил её счастье)

6. Чем счастлива Софья? (Любовью к Молчалину)

7. Сколько раз повторяется слово «счастье» в первом действии? (Счастливые часов не наблюдают), (Подумаешь, как счастье своенравно )

8. А кто такой Молчалин? В чём он видит счастье и цель жизни? (Зачитать слова Софьи о Молчалине ( стр61)

Учитель: он низкопоклонник и делец.

Максим М заслужил почёт при дворе Екатерины II тем, что «отважно жертвовал затылком», помог случай, который он использовал, Молчалин же продумал поведение, понял ,что «нынче любят бессловесных», у него 2 таланта» умеренность и аккуратность».Чацкого он считает странным и не понимающим жизни человеком.

9.
Есть ли у Молчалина представление о счастье в высоком смысле этого слова? (Нет, счастье его в карьере, в завидном положении в обществе, в богатстве. Расположение и благосклонность дочери начальника не повредит, поэтому представляется влюблённым

10. Чем счастлив Скалозуб? (Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты.

То старших выключат иных,

Другие , смотришь, перебиты.) (мне только бы досталось в генералы)

11. Что значит счастье для Фамусова? (По отцу и сыну честь,

Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,-

Тот и жених.

Учитель: В конце Чацкий понимает, Софья не только любит Чацкого, но и причастна к сплетне о её сумасшествии. Ничтожно «счастье» этих героев по сравнению с искренним горем Чацкого. В этом обществе Чацкого ждёт только горе

12. Что главное в комедии: горе от любви ,горе от ума или горе от любви равно горю от ума.

13. Но прежде давайте выясним, какое понимание слова»ум»,»умный «существовало в грибоедовское время? Отвечает ли Чацкий такому пониманию?

Ответы учеников о Чацком:

1.Молчалин прежде был так глуп.

Жалчайшее созданье.

Уж разве поумнел.

2. Ума в нём только мало ,но чтоб иметь детей ,кому ума не достало.

3. В науке он вперит ум…

14. А какое понимание ума у Фамусова?

(1. А как по-вашему? По –нашему смышлён?)

2. Умна была: нрав тихий, редких правил. Одно не к чести служит ей: за лишних в год 500 рублей сманить себя другими допустила.(о Розье)

3Жаль, очень жаль, он парень с головой.

И славно пишет, переводит, нельзя не пожалеть , что с этаким умом.

4. Ученье –вот чума , учёность- вот причина)

Учитель: Ум Чацкого – ум передовых людей своего времени с передовыми взглядами, с их стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны.

15. Так что же больше: горе от ума или горя от любви? ( Ум Фамусовского общества- это умение сделать карьеру для себя, добиться чина ,богатства, знатности, почёта.

Учитель: Гончаров писал: «Ум –могучая сила в борьбе с косностью, деспотизмом».Именно ум Чацкого приводит его к столкновению с «фамусовским обществом».

16. Какова же главная причина общественного конфликта комедии? (противоположные взгляды, разный склад ума)

17. Учитель: Первоначальное название комедии «Горе уму».Как вы понимаете смысл названия?


Оценки за урок:





Похожие:

Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconПроблема личности и общества По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Чацкого
История Чацкого это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков…
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconОбраз Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Новизна» неприемлема для Фамусова. Грибоедов вводит мотив глухоты, случающейся с Фамусовым каждый раз в беседе с Чацким
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconОбразы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Ба! Знакомые все лица!
Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность...
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconА. С. Грибоедов «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» была задумана Грибоедовым в 1818 или в 1820 году и закончена в 1824 году
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconКонспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Горе от ума" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии
Обсудить актуальность комедии в наше время, жизненность в наше время созданных драматургом типов
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель icon«Век нынешний» и«век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Это время с 1816 по 1824 год. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали...
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconТест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума»
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconУрок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема
Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии
Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconДокументи
1. /4. Грибоедов/Анализ- конфликт Чацкого и фамусовского общества.doc
2. /4....

Проблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель iconПочему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному?
Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов