Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому icon

Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому



НазваниеПрограмма : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому
Дата конвертации21.04.2013
Размер307.51 Kb.
ТипПрограмма

Пояснительная записка

Кому адресована программа:

Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому.

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования1 и на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ. При составлении программы использовалась «Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы» (авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова) /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.Н.Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Концепция программы.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формализованные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Структуры записи и исполнение алгоритма визуализируются.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

В последних разделах курса обучаются темы относящиеся социальной информатике, истории ЭВМ и программного обеспечения, отрабатываются технологии электронной коммуникации и коллективной деятельности с применением ИКТ.

Обоснованность. Базовый курс информатики и ИКТ нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.


Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию программы.

Данный учебный предмет входит в естественно-научную образовательную область.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественно научные дисциплины, проектная деятельность в различных предметных областях.

^ Цели учебного предмета для каждой ступени обучения


Передача информации в компьютерных сетях. (3 час)

Цель изучения темы: дать учащимся представление о компьютерных сетях, о структурах сетей, о роли компьютерных сетей при передаче информации.

Требования к знаниям и умениям по теме.

^ Учащиеся должны знать:

1.Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
2. Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
3. Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
4. Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю WWW.

Учащиеся должны уметь:

1. Осуществлять прием/передачу электронной почты;
2. Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

Информационное моделирование. (2 часа)

Цель изучения темы: дать учащимся представление о моделях, видах моделей.

Требования к знаниям и умениям по теме.

^ Учащиеся должны знать:

1. что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
2. какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

1. приводить примеры натурных и информационных моделей;
2. ориентироваться в таблично организованной информации;
3. описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.


Хранение и обработка информации в базах данных (3 часа)

Цель изучения темы: познакомить с понятиями - базы данных и СУБД, показать способы работы с данными.

Требования к знаниям и умениям по теме.

Учащиеся должны знать:

1. что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД)
2. что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);
3. структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
4. что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

1.открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
2. организовывать поиск информации в БД;
3. редактировать содержимое полей БД;
4. добавлять и удалять записи в БД;


Табличные вычисления на компьютере (3 часа)

Цель изучения темы: познакомить с понятиями - обучать способам вычисления в электронных таблицах.

Требования к знаниям и умениям по теме.

Учащиеся должны знать:

1. что такое электронная таблица и табличный процессор;
2. основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы;
3. какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
4. основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

Учащиеся должны уметь:

1. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
2. редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
3. выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
4. получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
5. создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


^ Управление и алгоритмы (3 часа)

Цель изучения темы: познакомить с понятиями алгоритм и программа, дать представление о языках программирования

Требования к знаниям и умениям по теме.


Учащиеся должны знать:

1. что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
2. в чем состоят основные свойства алгоритма;
3. способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
4. основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

Учащиеся должны уметь:

1. пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
2. выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
3. составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
4. выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


^ Информационные технологии и общество (8 часов)

Цель изучения темы: познакомить учащихся с современным программным обеспечением и их применением, компьютерной этикой, термином «информационное общество».

Требования к знаниям и умениям по теме.

Учащиеся должны знать: о компьютерных вирусах и антивирусных программах, о лицензионных, свободных, пиратских программах, о защите авторского права, об информационной культуре, об истории программного обеспечения.

Учащиеся должны уметь: свободно работать с антивирусными программами, архиваторами, произвести дефрагментацию и очистку диска.


^ Место и роль курса в обучении.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.


^ Цели и задачи.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.


Сроки реализации программы: 1 год

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

В данной рабочей программе использованы все разделы из Примерной программы. В связи с тем, что количество часов, отведенных для обучения предмета уменьшены (всего 17 часов), увеличена интенсивность обучения, уменьшены практические занятия работы на компьютере.

Учащиеся обучали темы: «Информация. Информационные процессы», «Устройства компьютера. Программное обеспечение», «Текстовый процессор», «Графический редактор», «Мультимедиа технологии».

Обучаясь по этой программе, учащиеся приобретают навыки работы в электронных таблицах, в системах управления базами данных, в компьютерных сетях. Получат знания составления алгоритмов и программных продуктов, компьютерного моделирования. Эти знания являются основами базового курса образовательного предмета «Информатика и ИКТ». Полученные знания помогут учащимся при обучении других предметов, а также, в профильном обучении данного предмета в старших классах.

^ Общая характеристика учебного процесса. Методы и формы обучения.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративные (при изучении всех разделов курса).

  2. Репродуктивные (при изучении всех разделов курса).

  3. Проблемные (при изучении всех разделов курса).

  4. Частично-поисковые (при выполнении практических и лабораторных работ).

  5. Метод программированного обучения (при изучении программного обеспечения во всех разделах).

  6. Исследовательские (при выполнении лабораторных, проектных работ).

  7. Метод проектов (раздел 6).

Формы обучения:

  1. Общеклассные формы:

    • урок;

    • конференция;

    • семинар;

    • лекция;

    • лабораторно-практические занятия;

    • зачетный урок;

    • урок в форме деловой игры.

  2. Групповые формы обучения:

  • групповая работа;

  • групповые творческие задания;

  • групповая лабораторно-практическая работа.

  1. Индивидуальные формы работы в классе и дома:

  • письменные работы;

  • индивидуальные задания;

  • словарные диктанты;

  • работа с обучающими программами за компьютером.


Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана


Знания, полученные при изучении курса «Информатика и информационные технологии», учащиеся могут в дальнейшем использовать для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Практические навыки и умения могут быть использованы при создании докладов, статье, мультимедиа презентации в различных предметах. Вычислительные и алгоритмические умения в математике, физике и др., овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

^ Предполагаемые результаты:

Предметными результатами освоения учащимися школы данной программы по информатики являются:

1) осознавать роли информации в жизни и деятельности общества;

2) понимание определяющей роли информатики в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также в процессе самообразования;

3) свободное владение компьютерной техникой, программным обеспечением;

4) владение в пользовательском уровне всеми офисными программными пакетами;

5) использование ЭВМ при решении вычислительных и логических задач;

6) использование ЭВМ при решении творческих задач;

7) использование ЭВМ для обработки текстовой, графической, звуковой, числовой, мультимедиа, видео информации;

8) использование ЭВМ при обучении других предметов;

9) создание моделей, алгоритмов;

10) знания о языках программирования;

11) знания о компьютерных сетях (локальные, глобальные)

12) использование Интернет-ресурсов в образовании

13) умение использовать базы данных

14) использование служб Интернета в образовании и повседневной жизни;

15) умение составлять компьютерную модель объекта.

16) умение вычислять количество информации

17) умение кодировать и прекодировать информацию


^ Система оценки достижений учащихся

Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках информатики и ИКТ проверяются: 1) знания полученные в практических работах; 2) практические навыки работы на компьютере; 3) умения решения задач.

Критерии оценивания различных видов работ: пятибалльная система.

^

Система условных обозначений

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

ПК – персональный компьютер

УМК – учебно-методический комплекс

ЭВМ – электронно-вычислительная машина


^ СУБД – система управления базами данных


Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

^ Передача информации в компьютерных сетях.

3

2

1

2

Информационное моделирование.

2

2

0

3

^ Хранение и обработка информации в базах данных

3

2

1

4

Табличные вычисления на компьютере

3

2

1

5

^ Управление и алгоритмы

3

2

1

6

Информационные технологии и общество

3

2

1




Итого:

17

12

5



Содержание тем учебного курса.

1. Передача информации в компьютерных сетях – 3 часа.

^ Основные изучаемые вопросы

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

^ Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

^ Учащиеся должны знать:

1. что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
2. назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
3. назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
4. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

1. осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
2. осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
3. осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
4. работать с одной из программ-архиваторов.

^ 2. Информационное моделирование – 2 часа.

Основные изучаемые вопросы

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

^ Учащиеся должны знать:

1. что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
2. какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

1. приводить примеры натурных и информационных моделей;
2. ориентироваться в таблично организованной информации;
3. описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

^ 3. Табличные вычисления на компьютере – 3 часа.

Основные изучаемые вопросы

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

^ Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк).

Учащиеся должны знать:

1. что такое электронная таблица и табличный процессор;
2. основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы,
3. какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
4. основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

Учащиеся должны уметь:

1. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
2. редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
3. выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
4. получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;.

^ 4. Хранение и обработка информации в базах данных – 3 часа.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

^ Практика на компьютере:работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

^ Учащиеся должны знать:

1. что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
2. что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
3. структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
4. что такое логическая величина, логическое выражение;
5. что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

1.открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
2. организовывать поиск информации в БД;
3. редактировать содержимое полей БД;;
4. добавлять и удалять записи в БД;
5. создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

^ 5. Управление и алгоритмы – 3 часа.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы.

^ Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой.

Учащиеся должны знать:

1. что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
2. сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
3. что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
4. в чем состоят основные свойства алгоритма;
5. способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
5. основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

Учащиеся должны уметь:

1. при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
2. пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
3. выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
4. составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

^ 6. Информационные технологии и общество 3 часа.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

1. основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
2. историю способов записи чисел (систем счисления);
3. основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
4. в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  1. регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества



^ Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе


В результате изучения информатики и информационных технологий в 9 классе ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», её основные виды:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • программный принцип работы компьютера:

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

• выполнять и строить простые алгоритмы;

• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

^ Критерии оценивания учащихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91% и более

отлично

75-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


^ Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

^ Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

^ Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

^ Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.


^ Календарно-тематический план

№ урока

Тема занятия

Количество часов

Планируемый срок проведения урока

Фактический срок проведения урока

Примечания




^ Передача информации в компьютерных сетях. (3 час)

3










1

Компьютерные сети. Интернет. Поиск информации в Интернет.













2

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.













3

Практическая работа «Поиск информации в Интернет».
















^ Информационное моделирование. (2 часа)

2










4

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.













5

Табличные модели.

Информационное моделирование на компьютере.
















^ Хранение и обработка информации в базах данных

3










6

Базы данных и информационные системы. Назначение СУБД. Практическая работа «Создание базы данных».













7

Условия поиска информации, логические выражения.













8

Сортировка записей, ключи сортировки.

Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».
















^ Табличные вычисления на компьютере

3










9

Электронные таблицы. Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».













10

Использование функций. Сортировка таблиц. Создание формул.













11

Деловая графика. Практическая работа «Построение диаграмм».

















^ Управление и алгоритмы


3










12

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов. Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».













13

Циклы. Ветвление














14

Язык Паскаль. Основные операторы.

Практическая работа «Разработка линейных программ».
















^ Информационные технологии и общество

3










15

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ.













16

Основы социальной информатики.













17

Итоговая контрольная работа













18

Повторение

1












^ Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы

I. Литература

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса (2-е издание) - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2010

  2. Днепров Э. Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. М.: Дрофа. 2006.

  3. Бородин М.Н. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. -4-е издание. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2005.

  5. Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. /– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  6. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

II. Литература для учителя.

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ.. 9 класс /. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Задачник-практикум по информатике в II ч. /– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

  4. Комплект практических работ по информатике для 9 класса

  5. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса (2-е издание) - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2010

  6. Гатауллин Р.М. Информатика: Учебное пособие для татарской средней общеобразовательной школы. Часть первая. - Казань, «Магариф», 2006

  7. Гатауллин Р.М. Программалау нигезләре: Учебное пособие для татарской средней общеобразовательной школы. Часть вторая. - Казань, КГПУ, 2003

III. Литература для учащихся

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса (2-е издание) - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2010

  2. Гатауллин Р.М. Информатика: Учебное пособие для татарской средней общеобразовательной школы. Часть первая. - Казань, «Магариф», 2006

  3. Гатауллин Р.М. Программалау нигезләре: Учебное пособие для татарской средней общеобразовательной школы. Часть вторая. - Казань, КГПУ, 2003

  4. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/




1 Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007





Похожие:

Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconПрограмма : Рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому
При составлении программы использовалась «Программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы» (авторы: И. Г. Семакин,...
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconРабочая программа по информатике и икт для 8 класса Концепция программы
Рабочая программа предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, базовый уровень
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconРабочая программа по математике для 6 класса (Для индивидуального домашнего обучения) учителя первой квалификационной категории
Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 6 класс, базовый уровень
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconПрограмма по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного
Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку обучающихся 8 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана...
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) 8 класс алгебра-обучение на дому Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconПрограмма по обучению грамоте 1 класс 2012-2013 уч год составитель Бережная В. В. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, разработана и составлена...
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе
«Английский язык» предназначена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе
«Английский язык» предназначена для учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconДля учащихся 2-10 класса
Программа предназначена для учащихся 2-11 классов общеобразовательной школы и предусматривает практическую деятельность, направленную...
Программа : Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, обучающихся на дому iconПрограмма по русскому языку создана на основе программы «Русский язык»
Программа предназначена для обучающихся 8 класса, учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов