Урок физики в 7 классе по теме icon

Урок физики в 7 классе по теме



НазваниеУрок физики в 7 классе по теме
Дата конвертации21.04.2013
Размер59.57 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г. Чадана


УРОК ФИЗИКИ

В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«СИЛА ТРЕНИЯ»


УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Куулар Аясмаа Дойлусовна


2011г.


Урок физики в 7-м классе по теме "Явление трения. Сила трения"

Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

выяснить причины появления силы трения и виды трения.

^ Задачи, решаемые на уроке:

А) Обучающие:

Формирование навыков работы с физическими приборами;

Умение строить гипотезу и подтверждать её опытом;

Умение самостоятельно делать вывод.

^ Б) Развивающие:

Развитие речевых навыков;

Развитие способности к анализу и синтезу;

В) Воспитательные:

Развитие стремления к познанию и интереса к предмету.

Оборудование: штатив, небольшая наклонная плоскость, тележка, коробочка с песком, 2 полоски наждачной бумаги, 2 пластинки из стекла, динамометр, набор грузов с крючком с двух сторон, структурная схема урока.

^ Дополнительное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Итак, начнем мы наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
И задачки порешать! (СЛАЙД 1)

2. Мотивация урока

Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу – силу трения, но сначала необходимо повторить полученные знания по теме.

3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках

Физический диктант. (СЛАЙД 2, 3, 4). Подготовить листочки для диктанта.

  1. Что является мерой действия одного тела на другое?

  2. Какой буквой обозначается сила?

  3. В каких единицах измеряется сила7

  4. Как называется прибор для определения силы?

  5. Как называется сила притяжения к Земле? Запишите формулу.

  6. Какая сила действует на пружину?

  7. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется …

СЛАЙД 5

Задача 1

Вычислите силу тяжести, действующую на мальчика массой 36 кг.


Задача 2

Какая сила тяжести действует на тело массой 250 г?


Задача 3

Вычислите вес мраморной плиты объемом 0,12 м3. Плотность мрамора 2700 кг/м3.


Сдайте, пожалуйста, ребята, свои листочки, я проверю их в конце урока и всем выставлю оценки.

4. Постановка цели урока.

Ребята, мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил – силу трения, которая играет очень важную роль в нашей жизни. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментальное установление зависимости силы трения, так же определение положительной и отрицательной роли силы трения в жизни человека. (СЛАЙД 6)

Итак, мы начинаем. Тема урока: «Явление трения. Сила трения». Запишите в тетрадь число и тему урока. (СЛАЙД 7) Ребята, вам в начале урока розданы листы, где имеется схема изучения темы нашего урока. Пожалуйста, в течение этого урока используйте эту схему для запоминания основных, важных моментов этого урока.

5. Изучение нового материала

Опыт 1: “Наблюдение явления трения”. (СЛАЙД 8, 9)

Ребята, проведем эксперимент. На наклонно закрепленный в штативе желоб, положим шарик и отпустим его. Шарик скатывается на поверхность стола, катиться по ней и останавливается. Если на стол посыпать песок, то шарик прокатится на значительно меньшее расстояние. Остановка шарика свидетельствует о том, что на него подействовала сила, вызванная действием на шарик поверхности стола. Как вы, думаете, что это за сила? Это сила трения. Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах? Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?

Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.

Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

Определение (СЛАЙД 10): Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Слайд 12

(СЛАЙД 11) Когда возникает трение? Только при движении? Существует ли трение у покоящегося тела? Какие виды сил трения существуют? Что вы можете сказать о сравнительной величине сил трения?

Опыт 2 и 3. “Выяснение причин возникновения трения”.

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт 2(СЛАЙД 12): возьмем 2 стеклянные пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвинем одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

(СЛАЙД 13)Капнем пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторим опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 3(СЛАЙД 14): возьмем 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрим поверхность этих тел. (СЛАЙД 15) Сложим 2 полоски наждачной бумаги с шероховатыми сторонами друг к другу и попробуем сдвинуть их относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения. (СЛАЙД 16)

^ Выводы:

  • шероховатость поверхности.

  • Молекулярное взаимодействие.

Направление силы трения (СЛАЙД 17)

Какую силу показывает динамометр?

Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

^ Выводы (СЛАЙД 18): - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью;

^ От каких факторов еще может зависеть сила трения?

Вывод (СЛАЙД 19): сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей.

(СЛАЙД 20)Сила трения зависит от:

  • силы тяжести, действующей на движущееся тело;

  • качества поверхности;

  • площади трущихся поверхностей;

  • вида трения

Можно выделить три вида сил трения: (СЛАЙД 21)

1.Трения скольжения (санки)

2.Трения качения (колёса)

3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу)

Полезна ли сила трения всегда и везде?

Иногда трение приносит вред, тогда его стараются уменьшить, а иногда сила трения, если имеет маленькое значение, то его увеличивают.

Как уменьшить трение? (СЛАЙД 22)

Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники.

  • Смазка.

Чтобы увеличить трение, надо: (СЛАЙД 23)

  • Увеличить нагрузку (вес).

  • Увеличить шероховатости поверхностей.

Положительная и отрицательная роль трения

Как же можно использовать изученное явление в жизни? (СЛАЙД 24) Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:

  • для передачи движения;

  • при обработке металлов и других материалов;

  • при сварке трением;

  • при заточке инструментов;

  • для скрепления материалов, деталей конструкций;

  • при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? (СЛАЙД 25) Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку.


6. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД 26(Задаются вопросы или, если время позволяет, задача: Вычислите вес ученика массой 45 кг)

7. Итоги урока.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 27) § 30 – 33,

Написать рассказ к структурной схеме изучения темы этого урока, привести по 3 примера положительной и отрицательной роли трения.

(СЛАЙД 28) СПАСИБО ЗА УРОК.



Похожие:

Урок физики в 7 классе по теме iconУрок алгебры по теме: «Геометрическая прогрессия» в 9 классе ведет Соколова Ольга Михайловна
Урок математики по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 5 классе ведет Жаркова Клавдия Николаевна
Урок физики в 7 классе по теме iconУрок физики в 7 классе Тема урока : Повторение по теме «Кинематика прямолинейного равномерного движения»
Физическое оборудование: измерительная лента, метроном, игрушечная инерционная машина
Урок физики в 7 классе по теме iconПервый урок физики в 7-м классе по теме
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
Урок физики в 7 классе по теме iconУрок по теме Цели и задачи
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме "Литература как искусство слова"
Урок физики в 7 классе по теме iconДокументи
1. /урок в 8 классе по теме Файлы и файловая система/Игра.doc
2. /урок...

Урок физики в 7 классе по теме iconОбобщающий урок-игра по теме «атмосфера» в 6 классе (с использованием компьютерных технологий). Цели и задачи урока: обобщить пройденный материал, проверить усвоение материала по теме «Атмосфера»
Обобщающий урок-игра по теме «атмосфера» в 6 классе (с использованием компьютерных технологий)
Урок физики в 7 классе по теме iconУрок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9
Оборудование: презентация, юла, игрушечный автомобиль, шарик на нити, теннисный шарик, жёлоб
Урок физики в 7 классе по теме iconУрок по теме «Условия равновесия рычагов» Былинин А. А., учитель физики моу «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Татищево»
План работы заседания районного методического объединения учителей физики муниципальных общеобразовательных учреждений Татищевского...
Урок физики в 7 классе по теме iconУрок закрепления знаний по физике в 7-м классе по теме "Способы уменьшения и увеличения давления" Гумирова Аксана Владимировна, учитель физики
Цель урока: Расширение представления о давлении, как о величине характеризующей результат действия силы. Отработка практических навыков...
Урок физики в 7 классе по теме iconУрок по физике в 7 «Б» классе, разработанный и проведенный учителем физики Белой Е. И. 04. 03. 2009г
Открытый урок по физике в 7 «Б» классе, разработанный и проведенный учителем физики Белой Е. И. 04. 03. 2009г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы