Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» icon

Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий»



НазваниеТема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий»
Дата конвертации23.04.2013
Размер43.23 Kb.
ТипДокументы



ТЕМА

«Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий»


Подготовлен: учитель физики Краснова Е.В.


МБОУ

средняя общеобразовательная школа № 7


г.о.Коломна

2007 уч.г.


В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке.

Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Одним из стимулов формирования познавательных интересов школьников является многообразие форм самостоятельной работы: овладение новыми способами деятельности, элементы исследования, творческие и практические работы.

Эти виды работ вызывают много разных переживаний у учащихся: осознание собственного роста, радость овладения более совершенными формами учебной деятельности, удовольствие, чувство успеха.

Как известно, физика – это не система умозрительных построений, а экспериментальная наука, источником знаний в ней и методом исследования является эксперимент. Школьный физический эксперимент, отражая научные методы изучения природы, служит дидактическим средством формирования глубоких и прочных знаний по физике, умения применять их на практике, а также основным видом наглядности на уроках физики. Демонстрационный эксперимент, фронтальный эксперимент, лабораторные работы, физический практикум, внеклассные опыты и наблюдения – важнейшие методы обучения, способствующие развитию познавательных способностей учащихся.

В этом году я посчитала необходимым ввести по возможности на каждый урок или фронтальный эксперимент или экспериментальную задачу. Считаю, что это способствует формированию у учащихся основных физических понятий. Учит их наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты.

Применяю в своей работе следующие виды заданий:

  1. наблюдение физических явлений;

  2. наблюдение и изучение свойств тел;

  3. изучение устройства и работы измерительных приборов;

  4. измерение физических величин;

  5. экспериментальные задачи.

Рассмотрим на примере уроков.

1 – урок. Что изучает физика. Наблюдения и опыты, измерения. Знакомлю ребят с содержанием науки, рассматриваем наиболее яркие опыты.
Даю понятие физического явления; их разновидностей и рассматриваем одно из явлений природы по следующему плану:


  1. Особенности.

  2. Условия протекания.

  3. Для каких объектов характерно.

Далее даю домашнее задание описать физическое явление.

На этом же уроке знакомимся с физической величиной, учимся находить цену деления прибора. Дома дети выполняют экспериментальное задание: определяют цену деления термометров имеющихся в доме. На следующем уроке, в классе разбирается лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел», а сама работа выполняется дома.

^ При изучении вопросов:

  1. Скорость движения молекул.

  2. Диффузия.

Учащиеся выполняют дома эксперимент, на основе которого делают выводы, от чего зависит диффузия.

^ Считаю, что домашние экспериментальные задания способствуют развитию у школьников:

а) умение сравнивать, выделять главное, обобщать, исследовать и оформлять результаты.

^ Домашние экспериментальные задания возбуждают и поддерживают интерес к этому учебному предмету, побуждают к серьезному изучению предмета.

При изучении темы – Механическое движение, провожу работу по «Наблюдению относительности покоя и движения тела».

^ Из проведенных экспериментов ученики делают выводы, в каком случае и относительно каких предметов тело находится в покое, движется.

При знакомстве с темой «Плотность» выполнялась экспериментальная задача по определению плотности воды.

^ А затем полученное значение сравнивалось с табличным.

Дома ребята определяли плотность мыла. У всех получились разные результаты. Проблема? Данный вопрос был разрешен в классе.

При рассмотрении понятия – сила. Проводился ряд экспериментов, где ребята могли ответить на вопросы: Где точка приложения силы? Куда направлена сила? Каково её численное значение? Какая сила – вес?

^ Внимательно изучили динамометр; принцип его работы.

Очень сложный вопрос – равнодействующая сил. Считаю, что изучению и хорошему закреплению способствовала работа «Вычисление силы по равнодействующей и второй силе». «Ребята, действуя на груз или динамометр своей рукой, знали равнодействующую и таким образом могли определить силу, с которой рука действовала на систему.

С понятием силы трения знакомлю ребят с помощью д/ф или к/ф, а затем уже провожу работу по сравнению силы трения скольжения, покоя, качения. Ребята сами делают обо всем выводы.

^ Какая сила больше вес или сила трения?

Какая сила трения максимальна?

Сравнивают силу трения скольжения и качения?

Считаю такую работу очень эффективной, способствующей лучшему пониманию данного понятия; улучшаются навыки работы ребят с лабораторным оборудованием.

^ Аналогичную работу провожу и в 11 классе, но здесь из – за того, что нет нужных приборов для демонстраций. Проводились работы:

  1. Наблюдение преломления света;

  2. Наблюдение полного отражения света;

  3. Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза;

  4. Наблюдение интерференции на пленке оксида металла;

  5. Наблюдение дифракции света при помощи диф.решетки и пластинки.

Итоги работы несколько иные, чем в 7 классе.


В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьника. Творческое отношение к любому труду следует воспитывать именно в школе, начиная с простейших опытов и решения задач.




Похожие:

Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» icon2010-11 уч год Учитель Смирнова Надежда Эксановна Примечание
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского...
Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconТема № Логика как наука и основные этапы ее развития
Операции над классами (объемами понятий): сложение, умножение, образование дополнений, деление понятий
Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconОбразовательный стандарт основного общего образования по физике
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности...
Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconОбразовательный стандарт основного общего образования по физике
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности...
Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconУстановление причинно-следственных связей
Постройте систему понятий из предложенных понятий (система понятий одномерна, т е каждая стрелка читается одинаково – состоит из…,...
Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconРоль эксперимента в повышении познавательной активности учащихся при обучении химии

Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconРоль эксперимента в повышении познавательной активности учащихся при обучении химии

Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconРоль классного руководителя в воспитательном процессе
Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения
Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconРоль граждан в охране правопорядка
Соотношение понятий «Общественный порядок» и «Правопорядок»
Тема «Роль фронтального эксперимента в процессе формирования физических понятий» iconПрограмма эксперимента: "Школа как социокультурный центр". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14
Однако целый ряд личностных особенностей, не находящих должной корректировки со стороны воспитательной среды, может приводить к социально-психологической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов