Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» icon

Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения»



НазваниеУрок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения»
Дата конвертации23.04.2013
Размер79.74 Kb.
ТипУрок



ТЕМА УРОКА:


«СИЛА ТРЕНИЯ»


Подготовлен: учитель физики Краснова Е.В.


МБОУ

средняя общеобразовательная школа № 7

г.о.Коломна


Тема урока: Сила трения.

Цель урока: дать определение силы, научиться изображать силу трения графически, выяснить от чего зависит сила трения; проанализировать проявление силы трения в быту и технике.

  1. Вводно – мотивационный этап.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Силы». Это 6 урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке.

^ Тема сегодняшнего урока: «Сила трения».

Когда мы рассматриваем движение, то нельзя обойтись без упоминания о силе трения. Любое движение окружающее нас сопровождается трением. Останавливается автомобиль, у которого выключили мотор, останавливается после колебаний маятник. Изнашивается наша с вами обувь и покрышки шин автомобилей. Во время гололеда мы с вами падаем. Сегодня мы выясним, в чем причина этих явлений.

^ Узловыми вопросами данной темы являются:

  1. Научиться измерять силу трения и изображать её графически.

  2. Выяснить от чего зависит сила трения.

Сегодня мы работаем по следующему плану. Самостоятельно прочитайте его. Обратите внимание на то, что в конце урока будет итоговая самостоятельная работа.


План урока

  1. Проверка домашнего задания № 382Л, № 328Л.

  2. Изучение нового материала.

  3. Фронтальный эксперимент № 1.

  4. Фронтальный эксперимент № 2.

  5. Фронтальный эксперимент № 3.

  6. Решение задач № 415Л, 418Л (413Л).

  7. Д/з § 16 – 17, № 419Л, 414Л.

  8. Самостоятельная работа С – 16; стр. В-1; В – 2.

  9. Итоги урока.

  10. Это интересно…



Сейчас приготовились и начали выполнять упражнение. Садимся.

  1. Проверка домашнего задания с использованием кодоскопа. Самопроверка, самооценка.

Данное задание состоит из 3-х задач. № 382 (а,б); № 327; № 366Л.

Нормы оценок указаны в решении.

«5» - 3

«4» - 2

«3» - 1


382Л

Дано: 1 см – 10kH

F1 = 20kH F1 F2

F2 = 30kH

_______________ F1 F2

F - ? F

F = F1 + F2

F = 20kH + 30kH = 50 kH

F2 F1



F2 F1



F

F = F2 – F1

F = 30kH – 10kH = 10kH


327Л

F = 50H ц.д. =  = 10H


366Л

F2 1см – 1kH

F1 = 2kH F2 = 5kH


F1





  1. Изучение нового материала.

Повторим:

  1. Как найти равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой?

  2. Когда равнодействующая двух сил равна нулю?

  3. Чем характеризуется любая сила?



1.модуль

2.точка приложения

3.направление


Сила трения это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложена к движущемуся телу и направлена в сторону противоположную движению.


Демонстрация: трубометр, динамометр, брусок, груз.


Научимся измерять силу трения.

Для того чтобы сдвинуть брусок с места требуется мускульное усилие. Силу, с которой я тяну, показывает динамометр. Брусок движется равномерно. Об этом нам может указать стрелка динамометра; при неравномерном движении она будет дергаться. В случае равномерного движения равнодействующая силы тяги и силы трения равна 0. Значит, мы можем с помощью динамометра по силе тяги, судить о силе трения.

Итог: Чтобы измерить силу трения, нужно равномерно перемещать брусок с помощью динамометра, определив показания динамометра, мы знаем силу тяги, а, следовательно, и силу трения.


Научимся изображать графически силу трения.


V







Сила трения возникает при движении; направлена в сторону противоположную движению; приложена к движущемуся телу.


Выясним природу силы трения и причину её возникновения.

1. Любое тело, которое мы видим вокруг имеет шероховатости: проведите рукой по тетради, столу, поверхности книги. При движении одного тела по поверхности другого эти шероховатости цепляются друг за друга, тем самым мешая движению.

2. Вы знаете, что все вещества состоят из молекул, и если расстояние между молекулами очень мало, то начинает действовать межмолекулярное притяжение. Это притяжение очень велико (вспомните опыт со свинцовыми цилиндрами).

Вывод: Сила трения обусловлена притяжением частиц, из которых состоят тела (т.е. атомов и молекул).

В природе различают силу трения:

1.покоя

2.скольжения

3.качения

Все предметы окружающие нас занимают строго определенное место. Это благодаря силе трения покоя тела самопроизвольно не перемещаются по комнате. Сила трения покоя противодействует первоначальному сдвигу тела. Существовать сила трения покоя будет до тех пор, пока тело не начнет скользить.

Чтобы измерить силу трения покоя нужно заметить показания динамометра на момент начала движения тела.

Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Как её измерить, мы уже знаем.

^ Сила трения качения возникает, когда одно тело катится по поверхности другого. Сила трения обусловлена накатыванием на бугорок, который образуется перед телом.

  1. Демонстрация силы трения качения.

Сейчас мы рассмотрим несколько работ, в которых выясним, от чего зависит сила трения и как можно силу трения увеличивать, или уменьшать. Посмотрите работу № 1, в ней подробно описано, что нужно сделать, какие записи провести в тетради.

У вас в тетради должно быть:

  • Работа № 1: необходимые записи; вывод по данной работе.

На выполнение и оформление работы даю 5 минут.

  • Работа № 1. Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела.

Выводы: Вес тела > максимальные силы трения покоя, максимальная сила трения покоя > силы трения скольжения; сила трения скольжения > силы трения качения.

Катить легче, чем тащить. Катки используются для перемещения массивных тел. Используются подшипники в различных вращающихся частях машин.

  • ^ Работа № 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Выводы: Сила трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей; от шероховатостей поверхности.

Силу трения можно уменьшить, полируя поверхность или вводя смазку. Можно увеличить, изменяя шероховатость поверхности (песок; канифоль).

  • Работа № 3. Изучение силы трения скольжения от веса тела и независимости от трущихся поверхностей.

Выводы: Сила трения зависит от веса тела и не зависит от площади трущихся поверхностей.

Подведем итог, что мы узнали о силе трения.



  1. Сейчас мы проверим, как вы умеете изображать силу трения. Выполним № 415л, 418л.

Fтр

Fтр




Fтр

Fтр



  1. Физкультминутка для туловища и глаз.



  1. Приготовились к выполнению самостоятельной работы; проверьте, правильно ли положена копировка. Записали номер работы и I и II вариант. Время выполнения работы – 5 минут.

I вариант II вариант Нормы оценок

I – 4 I – 2 « 5» - 5

II - 3 II – 2 «4» – 4

III – 2 III – 3 «3» – 3

IV – 2 IV – 1

V – 3 V - 1

Самопроверка, самооценка.

Путем вставания и последующей посадки проверить оценку уч-ся.

^ Я заметила ваши затруднения в 1 вопросе: Сани скатываются с горы под действием силы тяжести, останавливаются за счет силы трения.



  1. Итоги урока: Мы познакомились с силой трения. Знаем, что сила трения зависит от рода трущихся поверхностей, от веса тела. Существует сила трения покоя, скольжения, качения. Причина силы трения:

а) шероховатости поверхности;

б) межмолекулярное взаимодействие контактирующих частиц.



  1. У нас осталось время, и мы послушаем интересный рассказ…



Узловые вопросы урока

1.

2.






Сила трения

№ 415л, № 418л










План урока



Урок проводился в 7 «Б» классе.

Тема урока: «Сила трения».

Класс обычный, 1/3 учащихся учится удовлетворительно. Есть очень слабые учащиеся: Плакса, Уханова, Устинова, Осипова, Дурманов.

Данный урок – урок изучения нового материала.

Это 6-ой урок по теме: «Силы» На дынный момент учащиеся уже знакомы с понятием силы, умеют изображать силы графически, знают силу тяжести, силу упругости, вес тела.

Спланировав урок данным образом, я тем самым, исключила лабораторную работу «Измерение силы с помощью динамометра».

И на следующий урок мы будем повторять, и обобщать материал, выполнять проверочную работу по теме: «Силы».

В самом начале урока учащиеся были познакомлены с вопросами, которые они должны усвоить на момент выполнения самостоятельной работы. Планируя урок, я посчитала уместным, чтобы учащиеся самостоятельно выяснили, путем проведения эксперимента, от чего зависит сила трения, и от чего она не зависит.

Вопросы в карточке были сформулированы так, чтобы учащимся не составило труда сделать выводы. Каждая работа сопровождалась инструкцией.

Дидактические материалы, используемые мною в процессе объяснения и изучения нового материала: инструкция по проведению фронтального эксперимента; опора при объяснении природы трения; дидактические материалы – задания с выбором ответа.

Контроль выполнения домашнего задания считаю необходимым проводить именно в такой форме, сразу видно, кто справился, кто нет, можно сразу же подкорректировать ошибки, обратить особое внимание на неусвоенный материал.

Аналогично и проверка самостоятельной работы, видно кто справился, кто нет, и как справились. Можно обратить внимание на непонятные вопросы ещё раз.

Использовала на уроке элементы здравоохранительной технологии: смена динамических поз при проверке домашнего задания и самостоятельной работы, проводилась физкультминутка для глаз. Урок всегда начинается упражнением с ребристой ручкой, это упражнение активизирует мозговую деятельность.

Атмосфера на уроке: ребята работают хорошо, конечно волновались.

1)Как вы оцениваете результаты урока?

2)Удалось ли реализовать все поставленные задачи?

3) Каков конечный результат учебной деятельности?



Похожие:

Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconУрок физики в 7 классе по теме
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconУрок по данной теме и узловые вопросы сегодняшнего урока: Что такое колебательный процесс?
Эти уроки мы познакомимся с основными характеристиками колебательных процессов. С волновыми процессами. Изучим звуковые колебания...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconКонспект урока по теме: «Сила трения»
Это увеличивает мотивацию учащихся. Работа с моделями «Живая физика» дает возможность логического и аналитического анализа. Работа...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconУрок математики тема урока : «Сложение и вычитание именованных чисел с разными наименованиям»
На предыдущем уроке рассматривались случаи сложения и вычитания именованных чисел, имеющих одинаковые наименования. На следующем...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconСамостоятельное решение задач (сила трения)
Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска скорость 10 м\с, останавливается через 40 с после окончания спуска. Определите силу трения...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconКонспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема: Повторение по разделу «Лексика и фразеология»
На правой стороне записывается грамматическая тема. Ученикам предлагается в ходе урока составить коллективно конспект «Лексика»,...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconТема урока. Синонимы
Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел науки о языке –лексику, и прежде, чем перейти к теме урока, вспомним термины из данного...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconКонтрольная работа N3 по теме Первые два задания обязательны для любого уровня сложности задач
Пустые строки для самостоятельного выбора любой величины по данной теме, если Вы не заполнили первые пять строчек: (импульс, масса,...
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconУрок по теме «Суффикс» Цель
Тема урока «Развитие умения находить в словах суффиксы». 4-ый урок по теме «Суффикс»
Урок по данной теме; проверочная работа состоится на следующем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Сила трения» iconПрактическая работа по уроку «Достопримечательности Италии». На уроке используются литературные источники. Урок по географии 7 класс
Апеннинского полуострова». Рассматривается при изучении темы «Европа» по учебнику Климановой О. А. «Страноведение 7-й класс» М. Дрофа,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы