Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» icon

Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики»



НазваниеДоклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики»
Дата конвертации21.04.2013
Размер63.78 Kb.
ТипДоклад


МОУ «Подгорненская СОШ»

Романовский район,

Саратовская область


Доклад на тему:


«Межпредметные связи на уроках физики»


Подготовил учитель физики

МОУ «Подгорненская СОШ»

Горловой Андрей Юрьевич.


2009г.

СОДЕРЖАНИЕ



  • I. Введение.

  • II. Межпредметные связи в обучении физике.

1. Понятие о межпредметных связях:

      • а) функции межпредметных связей;

      • б) виды межпредметных связей в содержании обучения физике;

      • в) планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении физике.

  • III. Межпредметные связи во внеклассной работе.

  • IV. Литература.

Введение

За последние годы уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живой и неживой природой. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. Межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения физике.

На первом этапе (в V классе) — при изучении курса природоведения следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии, биологии, чтобы обеспечить пропедевтическую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о процессах в живой и неживой природе. На втором этапе (в средних классах) — в процессе изучения физики важно устанавливать межпредметные связи с биологии, химией, математикой для более углубленного осмысления школьниками физических, физиологических и экологических знаний. На третьем этапе (в старших классах) — при изучении физики и астрономии необходимо широко реализовать знания учащихся дисциплин естественно- математического цикла и гуманитарных дисциплин.

^ Межпредметные связи в обучении физике.

Функции межпредметных связей

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении физике, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

^ Виды межпредметных связей в содержании обучения физике

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель физики осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи физики с биологией, химией) и межцикловые (связи физики с историей, трудовым обучением, литературой и т. д.). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.

Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах физических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) — это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

Понятийные межпредметные связи — это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ. Это такие как — тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство. А также общие понятия — явление, процесс, энергия и др.

Теоретические межпредметные связи — это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.


^ Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении физике

Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя физики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя физики с учителями химии, биологии, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

Учитель физики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в физике и астрономии. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

  1. изучение раздела "Межпредметные связи" курса физики и астрономии и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

  2. поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

  3. разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

  4. разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

  5. разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

^ Межпредметные связи во внеклассной работе

Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей, стимулирующих самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение кругозора в результате организованного общения.

Анализ опыта осуществления внеклассной работы на основе межпредметных связей позволяет выделить ряд условий, обеспечивающих эффективность в организации такой работы:

  1. выдвижение комплексной проблемы, позволяющей группировать знания из разных предметов вокруг одного объекта познания;

  2. включение воспитательных задач, вопросов практической деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания;

  3. опора на уже имеющиеся устойчивые интересы учащихся и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;

  4. закрепление, расширение и углубление объёма знаний, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь учебной и внеклассной работы.

Все эти условия могут быть реализованы при проведении декады физики. В нашей школе традиционно декада физики проходит в апреле месяце по определённой тематике: «Физика и космонавтика», «Физика в твоей профессии», «Связь физики с другими предметами», «Физики – лирики» и др. Во время декады лекторская группа старшеклассников проводит лекторий ко «Дню космонавтики». В последние годы с учащимися 7-11ых классов, увлекающимися физикой провожу уроки межпредметного содержания: «Урок эрудитов» и «Урок по интересам», в содержании которых прослеживается связь с астрономией, химией, математикой, биологией, экологией, валеологией.

Примерами внеклассных мероприятий с выраженными межпредметными связями могут быть комплексные вечера, межпредметные конференции, профориентационные выставки, межпредметные КВНы, а также межпредметные олимпиады (политехническая, литературно-физическая, естественно-математическая и др.).

Литература:

  1. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

  2. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, - М.: Просвещение, 1989.




Похожие:

Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconСеминар для заместителей руководителей по вр «Организация работы школьного ученического самоуправления и детского общественного объединения»
Практический семинар для учителей физики «Межпредметные связи в преподавании физики»
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconСеминар для заместителей руководителей по вр «Содержание и организация деятельности школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся»
Практический семинар для учителей физики «Межпредметные связи в преподавании физики»
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconУчитель должен стремиться создать одноязычную среду на уроке
Межпредметные связи на уроках иностранного языка с целью формирования коммуникативной компетенции
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» icon«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии»
«Методика постановки физического эксперимента в 8 классе», «Новые образовательные технологии на уроках физики»
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconДоклад на тему: «Самостоятельная работа на уроках иностранного языка»
Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках...
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconКашникова А. Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство коиуу; 1974; Мягкая; 30

Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconКомпьютерное моделирование на уроках физики
Кроме того, компьютерное моделирование физических процессов может быть выполнено учащимся дома, в дополнительное время. Все это делает...
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconОтдел образования администрации Верхнебуреинского района
Компетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков физики. Приемы формирования предметных компетенций...
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconДоклад на тему: «Экологическое воспитание на уроках русского языка»
Характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, от их возраста, индивидуальных особенностей и ряда других...
Доклад на тему: «Межпредметные связи на уроках физики» iconДоклад на тему: «Мультимедийные технологии в преподавании физики»
Вместе с тем эта система должна соответствовать перспективным тенденциям социального и интеллектуального развития общества, на данном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы