Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» icon

Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками»



НазваниеПсихологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками»
Дата конвертации27.04.2013
Размер69.48 Kb.
ТипДокументы
1. /Для родителей/Консультация для родителей. Приемы профилактики конфликтов.doc
2. /Для родителей/Памятка для родителей Кричать или не кричать.doc
3. /Для родителей/Памятка для родителей первоклассников.doc
4. /Для родителей/Памятка для родителей по профилактике наркомании.doc
5. /Для родителей/Памятка для родителей. Как общаться с ребенком.doc
6. /Для родителей/Памятка для родителей. Как помочь агрессивному ребенку..doc
7. /Для родителей/Памятка для родителей. Как правильно организовать рабочий уголок ребенка..doc
8. /Для родителей/Памятка для родителей.Как воспитать маминого помощника..doc
9. /Для родителей/Памятка для родителей.Как правильно делать замечания ребенку.doc
10. /Для родителей/Памятка для родителей.Приучение ребенка к самостоятельности.doc
11. /Для родителей/Памятка для родителей.Ремень, розга или угол..doc
12. /Для родителей/План проведения занятий родительского всеобуча,родительского университета в 2010-2011 у.г..doc
13. /Для родителей/Психопросвещение родителей. Если ребенок - левша..doc
14. /Для родителей/Психопросвещение родителей. Одаренный ребенок в семье..doc
15. /Для родителей/Психопросвещение родителей. Особенности воспитания детей подросткового возраста..doc
16. /Для родителей/Психопросвещение родителей. Семейные конфликты и способы их разрешения..doc
17. /Для родителей/Психопросвещение родителей.Как помочь ребенку в учебных делах. .doc
18. /Для родителей/Психоросвещение родителей.. Психологические причины неуспеваемости..doc
19. /Для родителей/Рекомендации родителям по воспитанию трудных детей.doc
20. /Для родителей/Род. всеобуч.Влияние семейной атмосферы на психофизиологическое развитие детей.doc
21. /Для родителей/Род.всеобуч. Отец как воспитатель.doc
22. /Для родителей/психопросвещение род. Причины неадекватного поведения детей и пути его предотвращения.doc
Психологическое просвещение родителей «Причины «неадекватного поведения» детей и пути его предотвращения»
Психологическое просвещение родителей «Отец как воспитатель»
Рекомендации родителям по воспитанию «трудных» детей
Психологическое просвещение родителей «Влияние семейной атмосферы на психофизиологическое развитие детей»
Психологическое просвещение родителей «Психологические причины неуспеваемости»
Психологическое просвещение родителей «Как помочь ребенку в учебных делах»
Психологическое просвещение родителей «Семейные конфликты и способы их разрешения»
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками»
Психологические особенности одаренного ребенка
Психологическое просвещение родителей «Если ребенок – левша»
Структура педагогического всеобуча родителей 2010/2011 учебного года
Памятка (рекомендации) для родителей «Преступление и наказание: ремень, розга или угол?»
Заповеди для родителей: приучение к самостоятельности
Задача родителей хорошо воспитать своего малыша. Это означает, что иногда его поведение необходимо корректировать. Одним из возможных способов и является критика
Памятка (рекомендации) для родителей «Как воспитать маминого помощника: ребенок и домашние обязанности»
Памятка для родителей «Как правильно организовать рабочий уголок ребенка»
Памятка (рекомендации) для родителей «Как помочь агрессивному ребенку»
Памятка для родителей Как общаться с ребенком?
Памятка для родителей «Я думаю, что человеческую жизнь всегда стоит спасти, каков бы ни был человек»
Памятка для родителей первоклассника
Консультация «Приемы профилактики конфликтов»
Памятка (рекомендации) для родителей: «Кричать или не кричать вот в чем вопрос!»

Психологическое просвещение родителей


«Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками»


Подростковый возраст (13-16 лет) – это остро протекающий процесс перехода растущего человека из собственного детства во взрослое состояние.

На период подросткового возраста приходится один из острых кризисов – кризис 13 лет.

Симптомы кризиса:

  • Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная , которая влечет за собой новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевают к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

  • Второй симптом – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, конфликтам, нарушениям дисциплины. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14 – 16 лет.

Подростковый возраст сопровождается половым созреванием. Это проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений , которые существуют среди взрослых людей , формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми. Общаясь с друзьями подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одой стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, с другой- желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет сверстников, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга существует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собой пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Взрослые не имеют доступа в группы подростков, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности подросткового общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Новообразование подросткового возраста – чувство взрослости. Чувство взрослости, занимающее одно из основных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности подросток, как правило, не может.

Отсюда и стремление к внешней взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков.

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

  • Эмансипации от родителей.

Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так кА ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а подросток – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по стилю одежды, прически, ухода их дома, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей.

  • Новое отношение к учению.

Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии подростка. Но она продолжает оставаться основной приемлемой , оцениваемой и одобряемой общественной формой организации активности детей. Это время овладения самостоятельными формами работы. Время развития самостоятельной интеллектуальной и познавательной активности подростка. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

И когда в учебно-педагогической деятельности функции педагога не перераспределены таким образом, что подросток становится субъектом собственной деятельности учения, то такое обучение подростка перестает интересовать.

Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки отпадает. Через призму общественного мнения класса подростки воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

  • Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

  • Внешний облик и манера одеваться.

Эмоциональное развитие подростка.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Половина 14-летних подростков чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и всё. Многим подросткам иногда кажется, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му подростку в голову приходили идеи самоубийства.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Аномалии личностного развития подростков.

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков: агрессивные формы поведения, негативизм, нарушение дисциплины.


Рекомендации родителям

Как следует обращаться с подростком:

  • Начинайте беседу с дружеского тона. Диалог надо начинать с тех тем, которые совпадают.

  • Помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте бюджет, способ проведения досуга.

  • Выделяйте деньги на карманные расходы.

  • Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему. Это, в частности означает максимально полую передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы действия.

  • В конфликтных ситуациях высказывайтесь после подростка, причем, выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит.

  • Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.

  • Лучшим способом преодоления конфликтных ситуаций является оказание подростку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении.

  • Объясняйте подростку, что поступки, как правило влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим.

  • Учите подростка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных огорчений, в том числе в семье.

  • Способствуйте формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившейся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных форм поведения.

  • Будьте бережны к зарождающимся чувствам подростка, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

  • Помните, что базальная потребность подросткового возраста – понимание.

  • Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении подростка, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое противостояние между подростком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение подростка не исчезает. Всегда нужно учитывать, что любое взаимодействие нужно начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.

Что делать не следует по отношению к подростку:

  • Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.

  • Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте подростка.

  • Не начинайте разговор с обвинений и не перебивайте, когда подросток объясняет свои поступки.

  • Никогда не отвечайте агрессией на агрессию подростка.

  • Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание делать то, что Вам не нравится.

  • Не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.

  • Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе.

  • Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.



Похожие:

Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconПсихологические особенности подросткового возраста
Доверие взрослых и ранняя самостоятельность делают подростка не только субъективно, но и объективно более взрослым
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconПамятка для родителей детей младшего дошкольного возраста Памятка для родителей детей среднего дошкольного возраста
России. Дорожное движение есть сложный динамический процесс взаимодействия транспортных и пешеходных потоков. Знакомство ребенка...
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconОбщение родителей и детей как условие успеха воспитания Задачи: Оценить значимость процесса общения и выявить его особенности при взаимодействии с детьми
Оценить значимость процесса общения и выявить его особенности при взаимодействии с детьми
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconПсихологическое просвещение родителей
Цель: повышения уровня психологической культуры родителей, формирование психологических компетенций
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconПсихологические особенности детей, воспитывающихся без попечения родителей Сирота в дом – счастье в дом
Цель профессиональной замещающей семьи помочь ребёнку успешно социализироваться, научить его выполнению положительных социальных...
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconФизиологические особенности детей школьного возраста
В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно-сосудистой, легочной систем, пищеварительного...
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconДеятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать...
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconОсобенности подросткового возраста
...
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconКонсультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 4 лет»
Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста,...
Психологическое просвещение родителей «Психологические и физиологические особенности детей подросткового возраста. Особенности общения родителей с подростками» iconОсобенности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Моудод «Центр детского творчества» г. Пушкино
В связи с этим в нашем цдт систематически проводятся статистические опросы детей и родителей. Так в феврале-марте 2009 года был проведен...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы