Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика icon

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика



НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика
страница1/8
Дата конвертации13.04.2013
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)


Троицкий филиал, гуманитарный факультет

Кафедра истории


Учебно-методическое пособие

по дисциплине «Логика»


Троицк-2012


Предмет логики и этапы ее развития.


Логика – 1. наука о формах, методах, законах языковой познавательной

деятельности;

2. наука о правильном мышлении.


Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Аристотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы.

На возникновение логики существенное влияние оказали условия древнегреческой рабовладельческой демократии, и возникла она, прежде всего из практических потребностей. В Элладе очень многие жизненно важные вопросы решались гражданами совместно, на общих собраниях. Поэтому для достижения успеха и в личных, и в общественных делах исключительно высокую роль играла способность быть убедительным и доказательным в выступлениях перед широкой аудиторией, умение находить ошибки и путаницу в рассуждениях оппонента. Так, в суде над знаменитым Сократом одних только судей с правом решающего голоса было 500 человек. Склонить такую огромную массу людей в свою пользу можно было лишь при наличии ораторских способностей и навыков аргументированного рассуждения.

После Аристотеля заметный вклад в науку о выводном знании внесли философы-стоики; они, кстати, и ввели слово "логика" (сам основатель науки о законах мышления называл ее аналитикой). Много внимания ей уделяли средневековые арабские мыслители. Например, Авиценна, по его собственным словам, знал некоторые труды Аристотеля наизусть, а его логические трактаты перечитывал сорок раз. Средневековые схоласты до тонкостей изучили логические идеи Аристотеля, изложив его учение в более компактной и понятной для неподготовленного читателя форме. В семнадцатом веке Лейбниц (1646-1716 гг.) предложил ввести буквенные обозначения для высказываний. В принципе это делал уже Аристотель, но Лейбниц пошел дальше - выдвинул идею записывать мысли в виде формул, а рассуждение заменить счетом. Его поэтому считают родоначальником символической логики, хотя до конкретных разработок по ней у него не дошло и фактически она начала развиваться только в девятнадцатом веке.


Всю совокупность логических идей, которые были выдвинуты в период от Аристотеля до Лейбница, называют традиционной или аристотелевской логикой. Она продолжает разрабатываться и в настоящее время тоже, но наряду с ней после Лейбница существует и развивается также и символическая, или математическая логика. С девятнадцатого века, как уже сказано, она стала предметом пристального внимания специалистов, и в наше время эта ветвь логической науки переживает период бурного развития, которое вдобавок с появлением компьютеров получило новый мощный стимул.

Таким образом, можно выделить два этапа развития науки логики:

- традиционный этап (IV в. до н.э. – начало XX в.)

- символический этап (начало XX в. – до наших дней).


^ Законы логики


Законом логики высказываний называется формула, которая при любых распределениях истинностных значений, входящих в нее пропозициональных переменных (то есть для любых высказываний, которые могут быть получены из данной формулы), принимает значение И – истинно.


^ Закон тождества.

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а- а, где под а понимается любая мысль). Закон тождества может быть выражен формулой p) = (если р, то р), где р – любое высказывание, - знак импликации.


^ Закон исключенного третьего.

Два противоречащих суждения не мо­гут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо о, либо не-b.

(p p)


^ Закон непротиворечия.

Два несовместимых друг с другом сужде­ния не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них не­обходимо ложно.

(p & p)


Закон достаточного основания.

^ Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное осно­вание. Если есть b, то есть и его основание а.


 

Название закона

 

Содержание закона

 

Символическая запись

 

Логическая ошибка

 

I. Закон тождества

^ Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения).

Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности.

В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль.

В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание

      Ошибка "подмены понятия".
Причины ошибки:
а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли
б) лингвистическая - омонимичность языка
в) психологическая - ассоциативность мышления

II.Закон непротиворечия

^ Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными.
Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными).

Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли

В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В.

В символической логике:
¬(рΛ¬р)
читается: неверно, что р и не-р

      Ошибка "противоречивости в рассуждении".
В случае ошибки допускается следствие:(pΛ¬р)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно"

 

III. Закон
исключенного третьего

^ Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно).

Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения


В классической логике: А либо не-А.

В символической логике: pv¬p, читается: либо р, либо не-р

      Ошибка "непоследовательности в рассуждении".
Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно

IV. Закон
достаточного основания

^ Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения

Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования

Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргументированного рассуждения"


^ Понятие как форма мысли.

Понятие – 1. это форма мысли, которая выделяет некоторые предметы из множества по определенным признакам и объединяет эти предметы в класс;

2. это мысль, отражающая предметы в их существенных признаках, которая выражена в словах и словосочетаниях.

^ Содержание понятия – это совокупность признаков, которые все вместе достаточны, а каждый из них необходим для выделения определенного класса предметов.

Например, такими признаками для понятия «насекомое» и будут являться «животное», «членистоногое», «беспозвоночное».

^ Объем – это класс обобщаемых в понятии предметов.

Элементы объема – это обобщаемые предметы, носители признаков, составляющих содержание понятия.

Например: элементами объема понятия «планета Солнечной системы» будут Венера, Земля, Юпитер и т.д.; элементами объема понятия «насекомое» будут все животные, обладающие признаками «членистоногое», «беспозвоночное». Отдельные насекомые (например, бабочки) будут элементами объема этого понятия.

Признаки – 1. это наличие или отсутствие некоторого качества, свойства, состояния у предмета или отношения между предметами.

2. это любые возможные характеристики предмета.


^ Виды понятий

Виды понятий по объему

Пустые (нулевые)

Непустые

Логически пустые

Фактически пустые

Единичные

Общие







Регистри-рующие

Нерегистри-рующие

Виды понятий по характеру признаков

Положительные

Отрицательные

Относительные

Безотносительные

Виды понятий по характеру предметов, обобщаемых в понятии

Конкретные

Абстрактные

Собирательные

Несобирательные


Например, логическая характеристика понятия «преступление»: общее, нерегистрирующее, положительное, относительное, конкретное, несобирательное.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconПонятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики
Логика переводится с древнегреческого как понятие, разум. Логика бывает объективной- (закономерности в изменении вещей и явлений...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» Авторы-составители: Колоколова Е. В
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconУчебно-методическое пособие на 16 л., в 1 экз. Начальник Главного управления полковник внутренней службы п-п О. А. Рожков Исп. Никифоров М. М. Тел. 47-64-62 Дело №3-3-3
Данное учебно-методическое пособие содержит материал, для познания исторического развития Гражданской обороны, ее цели и основные...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconУчебник по логике. М., 2007 Демидов Н. А. Логика. М., 2006 Доронин И. А. Логика. М., 2008
Суждение как форма мышления. Общая характеристика. Логическая структура суждения
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconТема № Логика как наука и основные этапы ее развития
Операции над классами (объемами понятий): сложение, умножение, образование дополнений, деление понятий
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика icon2. Логика и язык
Логическая форма мысли. Понятие формально-логического закона. Правильные и неправильные умозаключения. Установление неправильности...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconОсновы логики
Логика позволяет строить абстрактные модели реальных объектов, не отвлекаясь на их содержание
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 031300 «Социальная педагогика»
Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconУчебно-методическое пособие для студентов-филологов Специальность: 032900 «Русский язык и литература»
Русское устное народное творчество: Учебно-методическое пособие для студентов-филологов / А. В. Максимов. – Смоленск: Изд-во СмолГУ,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика» Троицк-2012 Предмет логики и этапы ее развития. Логика iconЛогика Автор-составитель: Симашкина И. В., учитель начальных классов нмоу «Гимназия №59» Новокузнецк, 2011 Содержание
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н. Д. Рындиной
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов